Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1320   1321   1322   1323   1324   1325   1326   1327   1328  1329   1330   1331   1332   1333   1334   1335   1336   1337   1338  » »»

режисс„рским уклоном. Л.в.т.ш. возглавляет ректор А.  Г.  Кукхофф,  рук.
театроведч. ф-та В. Адлинг. А.-Г. К.
   ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив) -  яркий,  образный
мелодич.  оборот  (иногда  целая  тема),  применяемый   в   музыке   для
характеристики  какого-либо   лица,   идеи,   явления,   переживания   и
многократно повторяющийся по ходу развития  сюжета.  Принцип  Л.  широко
используется в опере, балете  и  др.  муз.-драм.  соч.  Л.  сопровождает
появление  героя  или  упоминание  о  н„м   (Л.   Снегурочки   в   опере
Римского-Корсакова, Зигфрида - в тетралогии "Кольцо Нибелунга"  Вагнера,
лебедей - в балете "Лебединое озеро"), утверждает ведущую  идею  произв.
[Л. нар. борьбы в опере "Семья Тараса" Кабалевского, любви - в  "Отелло"
Верди, судьбы (тема тр„х карт)-в "Пиковой даме"]. Л. применяют также для
изображения явлений природы (море в "Сказке  о  царе  Салтане")  и  даже
отдельных  предметов  (меч,  копь„  в  "Кольце  Нибелунга").  Л.   может
видоизменяться по мере развития  образа  героя  или  явления.  Л.  могут
характеризовать  как  один  персонаж   (Л.   царя   Ивана   Грозного   в
"Псковитянке"), так и группу персонажей (Л. клятвы комсомольцев в "Семье
Тараса"). Иногда Л. применяются также для обрисовки  чувств  героев  (Л.
ревности в партии Амне-рис, патриотизма - в "Иване Сусанине").
   Как эпизодич. при„м Л. встречается уже  в  музыке  18  в.  (оперы  А.
Скарлатти). В нек-рых операх эпохи франц. бурж. революции конца 18 в. Л.
служит для выражения особо значит, ситуации или  переживания.  С  19  в.
принцип Л. находит вс„ большее применение  в  опере  ("Вольный  стрелок"
Вебера и др. произв.). Вагнер бер„т систему Л. в основу муз. драматургии
своих опер ("музыкальных драм"), особенно тетралогии "Кольцо Нибелунга".
Принцип Л. получил  творчески  своеобразную  разработку  в  музыке  рус.
композиторов-классиков,  стал  одним  из  средств   реалистич.   оперной
драматургии. Очень широко использовал его Римский-Корсаков, выработавший
самостоят, систему Л. (в операх, симф. сюите "Шехеразада" и др.).
   Лит.: Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1953;
Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952.
   ЛЕЙФЕРТ, Абрам  Петрович  (гг.  рожд.  и  смерти  неизв.)  -  русский
антрепрен„р.  Содержатель  балаганного  т-ра  "Развлечение   и   польза"
(1880-97) в Петербурге на Царицыном лугу (Марсовом  поле).  В  репертуар
т-ра наряду  с  феерич.  представлениями  входили  инсценировки  произв.
Пушкина,  Гоголя,  Сервантеса,  рус.  нар.   сказок.   Руководителем   и
режисс„ром был А. Я. Алексеев-Яковлев.
   ЛЕКАРЕВ, ВалерийПетрович[р.6(19).Х.  1909]-русский  советский  акт„р.
Нар. арт. РСФСР (1963). В  1927  вступил  в  Т-р-студию  им.  Ермоловой,
преобразованную впоследствии в моек. Т-р им. Ермоловой;  работает  здесь
до наст. времени (в 1943-46 -  в  труппе  Моск.  т-ра  Сатиры).  Большое
влияние на формирование таланта Л. оказали режисс„ры М.  А.  Терешкович,
М. О. Кнебель, А. М. Лобанов. Л.-характерный акт„р. Созданные им  образы
отличаются интеллектуальностью, выразительностью речевой характеристики,
остротой и ч„ткостью сценич. формы. Выступает на радио.
   Роли: Суслов ("Дачники"), Достигаев ("Достигаев и  другие),  Супругов
("Спутники"  Пановой),  генерал  Романенко  ("Счастье"   по   Павленко),
Порфирий Петрович ("Преступление и наказание" по  Достоевскому),  Леонид
Сергеевич  ("Два  упрямца"  Хикмета  и  Туляковой),  ‚лкин  ("Мой  друг"
Погодина),  Лещ  ("Последние"),  солдат   Слепцов   ("При   свете   дня"
Казакевича) и др.
   Лит.: Боровой Л., Валерий Лекарев, "Театр", 1958, ј 1. М. Лифш.
   ЛЕКАЦАС  (????????),  Николаос  (1847-1913)  -  греческий   акт„р   и
режисс„р. Образование  получил  в  Англии.  В  1870  поступил  в  т-р  в
Кембридже. В 1881,  вернувшись  в  Грецию,  выступил  в  т-ре  "Олимпия"
(Афины) в роли Гамлета. В 1882-85 возглавил собств. труппу, к-рая играла
в т-ре "Олимпия". Среди ролей этого периода - Шейлок,  Макбет,  Отел-ло,
король Лир.  В  1895  выступал  в  т-ре  "Афинеон"  в  пьесах  новогреч.
драматургов (Веньерис - "Опекун" Ксенопулоса и др.). Труппа  Л.  терпела
большие материальные затруднения, в нач. 1910-х гг. Л. уехал в  Америку,
умер в нищете.
   Л. был широко образованным человеком. Он дал новое  глубокое  сценич.
истолкование  Шекспира.  Современники  называли  Л.  реформатором  греч.
акт„рской школы. Условной классицистской манере игры  греч.  акт„ров  он
противопоставил романтич., исполненное внутр. пафоса иск-во.  Творчество
Л. оказало большое влияние  на  формирование  греч.  акт„ров  реалистич.
школы (Е. Пандопулос и др.).
   Лит.: ? ? ? ? ? ? ? ?., ???????  ???  ????????????  ???????,  ??????,
1951. Д. С.
   JIEKEH (Lekain) (наст. фам. - К е н; Cain), Анри Луи (31. III.  1729,
Париж,-8. II. 1778, там же) - французский акт„р. Сын  ювелира.  С  конца
40-х гг. 18 в. участвовал в любит, спектаклях. Встреча  с  Вольтером  (в
1750)  решила  его  творч.  судьбу.  Великий  писатель  занялся  сценич.
воспитанием Л. и за неск. месяцев подготовил его дебют  в  т-ре  "Комеди
Франсез" (1750, роль Тита - "Б рут" Вольтера).  Вместе  с  актрисами  М.
Дюмениль и И. Клерон Л. составил прославленный "вольтеровский" ансамбль.
В трагедиях Вольтера Л. сыграл, свои лучшие роли:
   Оросман  ("Заира"),  Сеид,  позднее  -  Магомет  ("Магомет"),   Замор
("Альзира"), Чингисхан  ("Китайский  сирота",  1755),  Танкред  (о.  п.,
1760).  Л.  исполнял  также  центральные  роли  в  произв.  предреволюц.
просветит. драматургии - Лин-сей, Вильгельм Телль ("Ги-перместра", 1758,
"Вильгельм Телль", 1766, Лемьера), Спартак (о. п. Сорена,  1760),  Уорик
("Граф Уорик" Лагар-па, 1763) и др. Грубоватая внешность Л.,  коренастая
фигура не подходили к ролям героев в классицистской трагедии. Но  в  его
сценич. образах было мощное  величие,  стремительная  действенная  сила;
идеальная возвышенность воплощаемых характеров, живописный,  подч„ркнуто
театр.  жест,  монументальная  скульптурность  поз,  певучая  декламация
сближали иск-во Л. с традициями классицизма. Л.  не  допускал  обыденных
разговорных интонаций, бытовой жестикуляции. Но присущая ему  аффектация
была не только декламационно-пластич. при„мом, а принципом  его  иск-ва,
воплощавшего великие движения человеческого духа.  Л.  создавал  образы,
одушевл„нные сильными эмоциями, полные внутренней  тревоги,  смятенности
чувств,  страстной  публицистичности.   В   ненависти   его   Замора   к
поработителям,  в  рыцарственном   патриотизме   Танкреда,   благородном
бесстрашии Вильгельма Телля звучала антитиранич. тема,  проповедь  новых
этич. принципов. Творчество Л. - акт„ра  просветительского  классицизма,
подготавливало   сценич.   иск-во   ре-волюц.    Франции.    Преодолевая
абстрактность  клас-сицистского  сценич.  образа,  Л.  искал   выражения
"национального характера" (по его собств. определению), что привело  его
к реформе театр. костюма. Л. отказался от  традиц.  "римского"  одеяния,

Страницы: «« « 1320   1321   1322   1323   1324   1325   1326   1327   1328  1329   1330   1331   1332   1333   1334   1335   1336   1337   1338  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия