|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 1341 1342 1343 1344 1345 » »» пути развития т-ра, возглавлявшаяся передовой, демократич.
интеллигенцией. В. Г. Белинский указывал в своих статьях на
существование двух различных направлений в петерб. т-ре и добивался
утверждения на его сцене принципов реализма. Плодотворное влияние на
петерб. т-р оказывало демократич. по своей идейной направленности иск-во
моек. Малого т-ра (гастроли М. С. Щепкина и др. акт„ров Малого т-ра в
Петербурге). Так, связанное с традициями классицизма иск-во В. А.
Каратыгина в конце 1830-х гг. заметно меняется и постепенно обретает
черты естественности и простоты.
Несмотря на давление реакции, петерб. т-р стал важнейшим после моек.
Малого т-ра центром сценич. реализма. Начиная с 1830-х гг. в т-ре
развернулась борьба за реализм, мощный толчок к-рой дали первые пост.
пьес "Горе от ума" (1831) и "Ревизор" (1836). Крупнейшим представителем
реалнстич. направления в Александрийском т-ре был акт„р-демократ А. Е.
Мартынов, выражавший в сво„м творчестве протест против социальной
несправедливости существующего обществ, порядка. Ещ„ в водевильном
репертуаре Мартынов создавал драма-тич. образы обездоленных "маленьких
людей". Но наиболее полно его дарование раскрылось в пьесах Гоголя,
Тургенева, Островского (Тихон - "Гроза", 1859). Утверждению реализма в
акт„рском иск-ве способствовала деятельность И. И. Сосницкого, игра
к-рого была отмечена яркой реалистич. характерностью (Городничий;
Репетилов - "Горе от ума" и др.). Глубокой искренностью и лиризмом
отличалось иск-во В. Н. Асенковой. Острая наблюдательность, яркая
жизненная правда характеризовали игру актрис Е. И. Гусевой и особенно Ю.
Н. Линской.
Новый период в развитии Александрийского т-ра начался с сер. 19 в.,
когда в репертуар т-ра вошли произв. А. Н. Островского, И. С. Тургенева,
А. В. Сухово-Кобылина, А. Ф. Писемского. Пост. передовой рус.
драматургии способствовали усилению реалистич. тенденции в акт„рском
творчестве. Выдающимся обществ, событием явился спектакль "Гроза" (1859,
Кабаниха - Линская, Тихон - Мартынов, Катерина - Снеткова). В 1860-70-х
гг. традиции критич. реализма развивались на сцене Алек-сандринского
т-ра замочат, акт„ром мартыновской школы П. В. Васильевым.
Другое направление в сценич. иск-ве Александрийского т-ра было
представлено артистом В. В. Самойловым (1812-87), творчество к-рого
основывалось на блестящем технич. мастерстве. Дирекция имп. т-ров,
боровшаяся с демократич. иск-вом 60-70-х гг., насаждала в репертуаре
оперетту и либеральную псевдонародную драматургию. Политич. реакция 80-х
гг. 19 в. сопровождалась стремлением правительств. кругов оторвать т-р
от прогрессивной совр. лит-ры, изолировать его от передовых, демократич.
кругов зрителей. В 1887 была запрещена пост. "Власти тьмы" Л. Н.
Толстого (пост. 1895). В то же время всячески поощрялись пост. пьес В.
А. Крылова и др. эпигонов зап.-европ. бурж.-мещанской развлекательной
драматургии. Попытки передовых деятелей иск-ва улучшить репертуар и
поднять уровень спектаклей Алек-сандринского т-ра терпели неудачу
вследствие косности дирекции, е„ погони за большим количеством новых
спектаклей (при малом числе репетиций), слабости режиссуры, премьерства
любимцев публики. Бюрократизм и рутина душили Александрийский т-р.
Руководители труппы часто менялись (в 1881- 1890 - драматург А. А.
Потехин, в 1890-93 - акт„р и режисс„р П. М. Медведев, в 1896-1900 -
режисс„р Е. П. Карпов и др.). Консервативность постановочных принципов
т-ра наглядно обнаружилась при неудачной попытке поставить "Чайку"
(1896).
Но и в тяж„лых условиях Александрийский т-р оставался ареной борьбы
за передовое иск-во. Тему страданий рус. крестьянки принесла на его
сцену П. А. Стрепетова, мысли и чувства демократич. интеллигенции, жажду
революц. перемен с огромной глубиной выразила В. Ф. Комисса ржевская,
ро-мантич. бунтарством было проникнуто творчество М. В. Далъского.
Выдающимися представителями реалистич. направления в Александрийском
т-ре конца 19 - нач. 20 вв. были акт„ры: К. А. Варламов, М. Г. Савина,
В. В. Стрелъская, В. П. Далматов. Крупнейшим акт„ром т-ра этого периода
был В.Н. Давыдов, развивавший в своем иск-ве традиции М. С. Щепкина и А.
Е. Мартынова. Однако политика дирекции, влияние вкусов бурж. зрителей
заставляли и этих крупнейших акт„ров растрачивать сво„ дарование на
исполнение слабых пьес. В полной мере талант их раскрывался в пост.
классич. драматургии. Большой силы художеств. обобщения, яркой
выразительности, психологич. правды достигала игра Савиной в пьесах
Гоголя, Л. Н. Толстого, Тургенева; Варламова - в пьесах Островского,
Сухово-Кобылина, Шекспира и Мольера; Давыдова- в пьесах Грибоедова,
Гоголя, Островского, Тургенева, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина,
Чехова и др. В эпоху первой рус. революции на сцене Александрийского
т-ра были пост. пьесы С. А. Найд„нова, С. С. Юшкевича и др. Пьесы
Горького на каз„нную сцену не допускались.
На рубеже 19-20 вв. творчество Александрийского т-ра отличалось
эклектизмом; осн. направлением в режиссуре т-ра был бытовой реализм,
граничащий с натурализмом (реж. Е. П. Карпов), в то же время отдельные
спектакли были отмечены стремлением к психологизму (реж. А. А. Санин}.
Символистско-стили-заторскими тенденциями отмечены спектакли, пост. в
1908-17 В. Э. Мейерхольдом. Утверждая высокую культуру спектакля,
праздничную театральность, добиваясь связи декоративного оформления с
архитектурой зрит. зала, Мейерхольд, однако, часто пренебрегал авторским
замыслом, решая спектакль как маскарадное зрелище ("Дон Жуан" Мольера,
1910), подч„ркивая религиозно-мистич. тему ("Гроза", 1916) или тему рока
("Маскарад", 1917).
После Октябрьской революции Коммунистич. партия и Советское пр-во
направили т-р на путь последовательной революционной перестройки,
освобождая его от влияния реакционных традиций, оберегая от нападок
Пролеткульта и футуристов, добивавшихся роспуска труппы и ликвидации
т-ра. В конце 1919 Александрийский т-р был включ„н в группу акаде-мич.
т-ров, в 1920 переименован в Петрогр. гос. ака демич. т-р драмы.
Решающее значение для идепно-творч. перестройки коллектива имело
сближение т-ра с широкими кругами зрителя, потребовавшими от него
подлинно содержательного, реалистич. иск-ва. Большое влияние на политич.
и художеств. рост б. Александрийского т-ра оказал нар. комиссар
просвещения А. В. Луначарский, выполнявший указания В. И. Ленина в
области театр. культуры.
В первые годы Советской власти т-р ставил преим. произв. рус. и
зап.-европ. классики. На его сцене появилась драматургия М. Горького
("Мещане", 1918, "На дне", 1919). В 1920 т-р пост. философскую пьесу
Луначарского "Фауст д город" (режисс„р и художник - Петров; Фауст -
Страницы: «« « 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 1341 1342 1343 1344 1345 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |