Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1327   1328   1329   1330   1331   1332   1333   1334   1335  1336   1337   1338   1339   1340   1341   1342   1343   1344   1345  » »»

пути   развития    т-ра,    возглавлявшаяся    передовой,    демократич.
интеллигенцией.  В.  Г.  Белинский   указывал   в   своих   статьях   на
существование двух различных направлений  в  петерб.  т-ре  и  добивался
утверждения на его сцене принципов  реализма.  Плодотворное  влияние  на
петерб. т-р оказывало демократич. по своей идейной направленности иск-во
моек. Малого т-ра (гастроли М. С. Щепкина и др. акт„ров  Малого  т-ра  в
Петербурге). Так,  связанное  с  традициями  классицизма  иск-во  В.  А.
Каратыгина в конце 1830-х гг. заметно  меняется  и  постепенно  обретает
черты естественности и простоты.
   Несмотря на давление реакции, петерб. т-р стал важнейшим после  моек.
Малого т-ра центром сценич.  реализма.  Начиная  с  1830-х  гг.  в  т-ре
развернулась борьба за реализм, мощный толчок к-рой  дали  первые  пост.
пьес "Горе от ума" (1831) и "Ревизор" (1836). Крупнейшим  представителем
реалнстич. направления в Александрийском т-ре был акт„р-демократ  А.  Е.
Мартынов,  выражавший  в  сво„м  творчестве  протест  против  социальной
несправедливости  существующего  обществ,  порядка.  Ещ„  в  водевильном
репертуаре Мартынов создавал драма-тич. образы  обездоленных  "маленьких
людей". Но наиболее полно его  дарование  раскрылось  в  пьесах  Гоголя,
Тургенева, Островского (Тихон - "Гроза", 1859). Утверждению  реализма  в
акт„рском иск-ве способствовала  деятельность  И.  И.  Сосницкого,  игра
к-рого  была  отмечена  яркой  реалистич.  характерностью   (Городничий;
Репетилов - "Горе от ума"  и  др.).  Глубокой  искренностью  и  лиризмом
отличалось  иск-во  В.  Н.  Асенковой.  Острая  наблюдательность,  яркая
жизненная правда характеризовали игру актрис Е. И. Гусевой и особенно Ю.
Н. Линской.
   Новый период в развитии Александрийского т-ра начался с сер.  19  в.,
когда в репертуар т-ра вошли произв. А. Н. Островского, И. С. Тургенева,
А.  В.  Сухово-Кобылина,  А.  Ф.  Писемского.   Пост.   передовой   рус.
драматургии способствовали усилению  реалистич.  тенденции  в  акт„рском
творчестве. Выдающимся обществ, событием явился спектакль "Гроза" (1859,
Кабаниха - Линская, Тихон - Мартынов, Катерина - Снеткова). В  1860-70-х
гг. традиции критич. реализма  развивались  на  сцене  Алек-сандринского
т-ра замочат, акт„ром мартыновской школы П. В. Васильевым.
   Другое  направление  в  сценич.  иск-ве  Александрийского  т-ра  было
представлено артистом В.  В.  Самойловым  (1812-87),  творчество  к-рого
основывалось на  блестящем  технич.  мастерстве.  Дирекция  имп.  т-ров,
боровшаяся с демократич. иск-вом 60-70-х  гг.,  насаждала  в  репертуаре
оперетту и либеральную псевдонародную драматургию. Политич. реакция 80-х
гг. 19 в. сопровождалась стремлением правительств. кругов  оторвать  т-р
от прогрессивной совр. лит-ры, изолировать его от передовых, демократич.
кругов зрителей. В  1887  была  запрещена  пост.  "Власти  тьмы"  Л.  Н.
Толстого (пост. 1895). В то же время всячески поощрялись пост.  пьес  В.
А. Крылова и др. эпигонов  зап.-европ.  бурж.-мещанской  развлекательной
драматургии. Попытки передовых  деятелей  иск-ва  улучшить  репертуар  и
поднять  уровень  спектаклей  Алек-сандринского  т-ра  терпели   неудачу
вследствие косности дирекции, е„ погони  за  большим  количеством  новых
спектаклей (при малом числе репетиций), слабости режиссуры,  премьерства
любимцев публики.  Бюрократизм  и  рутина  душили  Александрийский  т-р.
Руководители труппы часто менялись (в  1881-  1890  -  драматург  А.  А.
Потехин, в 1890-93 - акт„р и режисс„р П.  М.  Медведев,  в  1896-1900  -
режисс„р Е. П. Карпов и др.). Консервативность  постановочных  принципов
т-ра наглядно  обнаружилась  при  неудачной  попытке  поставить  "Чайку"
(1896).
   Но и в тяж„лых условиях Александрийский т-р оставался  ареной  борьбы
за передовое иск-во. Тему страданий  рус.  крестьянки  принесла  на  его
сцену П. А. Стрепетова, мысли и чувства демократич. интеллигенции, жажду
революц. перемен с огромной глубиной выразила В.  Ф.  Комисса  ржевская,
ро-мантич. бунтарством  было  проникнуто  творчество  М.  В.  Далъского.
Выдающимися представителями  реалистич.  направления  в  Александрийском
т-ре конца 19 - нач. 20 вв. были акт„ры: К. А. Варламов, М.  Г.  Савина,
В. В. Стрелъская, В. П. Далматов. Крупнейшим акт„ром т-ра этого  периода
был В.Н. Давыдов, развивавший в своем иск-ве традиции М. С. Щепкина и А.
Е. Мартынова. Однако политика дирекции, влияние  вкусов  бурж.  зрителей
заставляли и этих крупнейших  акт„ров  растрачивать  сво„  дарование  на
исполнение слабых пьес. В полной мере  талант  их  раскрывался  в  пост.
классич.  драматургии.  Большой   силы   художеств.   обобщения,   яркой
выразительности, психологич. правды  достигала  игра  Савиной  в  пьесах
Гоголя, Л. Н. Толстого, Тургенева; Варламова  -  в  пьесах  Островского,
Сухово-Кобылина, Шекспира и  Мольера;  Давыдова-  в  пьесах  Грибоедова,
Гоголя,  Островского,  Тургенева,  Сухово-Кобылина,   Салтыкова-Щедрина,
Чехова и др. В эпоху первой рус.  революции  на  сцене  Александрийского
т-ра были пост. пьесы С. А.  Найд„нова,  С.  С.  Юшкевича  и  др.  Пьесы
Горького на каз„нную сцену не допускались.
   На рубеже  19-20  вв.  творчество  Александрийского  т-ра  отличалось
эклектизмом; осн. направлением в режиссуре  т-ра  был  бытовой  реализм,
граничащий с натурализмом (реж. Е. П. Карпов), в то же  время  отдельные
спектакли были отмечены стремлением к психологизму (реж. А.  А.  Санин}.
Символистско-стили-заторскими тенденциями отмечены  спектакли,  пост.  в
1908-17  В.  Э.  Мейерхольдом.  Утверждая  высокую  культуру  спектакля,
праздничную театральность, добиваясь связи  декоративного  оформления  с
архитектурой зрит. зала, Мейерхольд, однако, часто пренебрегал авторским
замыслом, решая спектакль как маскарадное зрелище ("Дон  Жуан"  Мольера,
1910), подч„ркивая религиозно-мистич. тему ("Гроза", 1916) или тему рока
("Маскарад", 1917).
   После Октябрьской революции Коммунистич.  партия  и  Советское  пр-во
направили  т-р  на  путь  последовательной  революционной   перестройки,
освобождая его от влияния  реакционных  традиций,  оберегая  от  нападок
Пролеткульта и футуристов, добивавшихся  роспуска  труппы  и  ликвидации
т-ра. В конце 1919 Александрийский т-р был включ„н в  группу  акаде-мич.
т-ров, в 1920  переименован  в  Петрогр.  гос.  ака  демич.  т-р  драмы.
Решающее  значение  для  идепно-творч.  перестройки   коллектива   имело
сближение т-ра  с  широкими  кругами  зрителя,  потребовавшими  от  него
подлинно содержательного, реалистич. иск-ва. Большое влияние на политич.
и  художеств.  рост  б.  Александрийского  т-ра  оказал  нар.   комиссар
просвещения А. В. Луначарский,  выполнявший  указания  В.  И.  Ленина  в
области театр. культуры.
   В первые годы Советской власти  т-р  ставил  преим.  произв.  рус.  и
зап.-европ. классики. На его сцене  появилась  драматургия  М.  Горького
("Мещане", 1918, "На дне", 1919). В 1920  т-р  пост.  философскую  пьесу
Луначарского "Фауст д город" (режисс„р и  художник  -  Петров;  Фауст  -

Страницы: «« « 1327   1328   1329   1330   1331   1332   1333   1334   1335  1336   1337   1338   1339   1340   1341   1342   1343   1344   1345  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия