Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1328   1329   1330   1331   1332   1333   1334   1335   1336  1337   1338   1339   1340   1341   1342   1343   1344   1345   1346  » »»

Малютин, Мефистофель  -  Вивьен,  Бунт  -  Давыдов).  Насыщенная  идеями
социального  переустройства,  пьеса  во  многом   отвечала   настроениям
революц. эпохи первых послеоктябрьских лет.
   В 1922-28 зав. художеств.  частью  т-ра  был  назначен  Ю.  М.  Юрьев
(сменивший  на  этом  посту  Е.  П.   Карпова).   Приверженец   классич.
драматургии,  героич.  иск-ва,   он   оградил   т-р   от   проникновения
бурж.-обывательского     репертуара.      Однако      пост.      произв.
писателей-классиков  зачастую  носили  характер   пышных,   дал„ких   от
современности  "обстановочных"  представлений,  иногда   были   отмечены
вульгарно-социоло-гич. и формалистич. влияниями ("Волки и  овцы",  1927,
"Горе от ума", 1928). В середине 20-х гг.  т-р  обратился  к  постановке
пьес на исторпко-рево-люц. темы ("Иван Каляев"  Калугина  и  Беренштама,
1926; "Пугач„вщина" Трен„ва, 1926). Большую  работу  по  внедрению  сов.
пьес в репертуар т-ра  пров„л  режисс„р  Н.  В.  Петров,  пост.  значит,
спектакли:
   "Конец Криворыльска" Ромашова (1926),  "Штиль"  Билль-Белоцерковского
(1927),  "Бронепоезд  14-69"  (1927).  В   постановке   комедии   "Конец
Криворыльска"   центральное   место   заняли   образы   молодых   героев
комсомольцев (Роза Бергман - Рашевская,  Мехоно-шев  -  Н.  Симонов).  В
труппе т-ра  в  этот  период,  наряду  со  старыми  мастерами  -  Е.  П.
Корчагиной Александровской, В. А. Мичуриной-Самойловой, Е. И.  Тиме,  Б.
А. Горин-Горяиновым, И. Н. Певцовым, Ю.  М.  Юрьевым,  работали  артисты
нового поколения - Н. С. Рашевская, Е. П. Карякина, Е. М. Вольф-Израэлъ,
Л. С. Вивьен, Я. О. Малютин, В. И. Воронов, Б. Е. Жуковский и др. В 1928
Н. В.'Петров стал директором и художеств. руководителем т-ра (возглавлял
т-р   до   1933).   В   этот   период   здесь   были    пост.    острые,
политически-насыщенные пуб-лицистич. спектакли:  "Ярость"  Е.  Яновского
(1930; секретарь Укома Путнин - Певцов, Сем„н  Ковров  -  Симонов)  -  о
борьбе партии за коллективизацию с. х-ва,  "Страх"  (1931),  посв.  теме
классовой   борьбы   в   науке   (режисс„р   обоих   спектаклей-Петров).
Пла-катно-публицистическая,  заостр„нная  режисс„рская  манера  Петрова,
масштабно-обобщ„нное художеств. оформление художника  Н.  П.  Акимова  в
сочетании      с      психологически       углубл„нным       исполнением
Корчагиной-Александровской роли старой большевички Клары и Певцовым роли
профессора  Бородина  сделали  "Страх"  эпохальным  явлением  советского
сценич. иск-ва. В спектакле "Бойцы" Ромашова (1934, академик Ленчицкий -
Горин-Горяинов, Ленчицкий - Малютин, Алла Петровна - Мичурина-Самойлова)
театр показал нового героя, мыслителя  и  деятеля.  Если  в  "Страхе"  и
"Бойцах" т-р  рассказывал  о  перевоспитании  старой  интеллигенции,  то
спектакль "Платон Кречет" (1935) был посв. представителям  молодой  сов.
науки.
   Социально     углубл„нным     раскрытием     классич.     драматургии
характеризовались спектакли  "Враги"  (1933);  "Борис  Годунов"  Пушкина
(1934), "Лес" (1936;
   Гурмыжская - Мичурина-Самойлова, Несчастливцев-Юрьев,  Счастливцев  -
Горин-Горяинов, Улита - Корчагина-Александровская, Аксюша -  Рашев-ская,
Буланов - Черкасов, Восмибратов  -  Нелидов,  П„тр  -  Борисов,  Рарп  -
Богданов),  "Таланты  и  поклонники"  (1938).  Последние  два  спектакля
поставил В. П. Кожич выдвинувшийся в ряд ведущих режисс„ров сов. т-ра. В
"Лесе" тонкий  анализ  психологии  человека,  свойственный  режисс„рской
манере Кожича, сочетался с подч„ркнуто-резким  противопоставлением  двух
миров - жестоких "хищников жизни" и светлых людей, "горячих  сердец".  В
конце 1938 т-р возобновил  "Маскарад"  (реж.  Мейерхольд;  3-я  редакция
спектакля, впервые показанного в 1917). В сезон 1940-41  пост.  "Зыковы"
Горького и "Дворянское гнездо" по Тургеневу.
   Во 2-й пол.  30-х  и  в  40-е  гг.  в  т-ре  были  пост.  пьесы  сов.
драматургов на историч. темы: "П„тр  I"  А.  Н.  Толстого  (1935  -  2-й
вариант пьесы, П„тр  -  Малютин;  1938  -  3-й  вариант  пьесы,  П„тр  -
Черкасов),  "Полководец  Суворов"  Вахте  рева  и  Разумовского   (1939,
возобновление 1948; Суворов - Скоробогатов). Большая  патриотич.  мысль,
заложенная в драме Толстого, превосходный язык  пьесы,  акт„рские  удачи
обеспечили "Петру I" прочный успех. Однако  в  спектакле,  созданном  по
3-му варианту пьесы, сказалась свойственная многим произв. конца  1930-х
гг. тенденция к идеализации историч. личностей. В 1937 пост. "На  берегу
Невы"  Трен„ва,  в  1939  -  "Ленин"  Каплера  и  Златогоровой;  в  этих
спектаклях К. В. Скоробогатов создал сценич. образ В. И. Ленина.
   В 1937 т-ру было присвоено имя А. С. Пушкина. В  1930-е  гг.  ведущее
место в т-ре занимали  акт„ры  и  режисс„ры  К.  И.  Адашевский,  С.  В.
Азанчевский, Б. А. Бабочкин,  А.  Ф.  Борисов,  Н.  К.  Вальяно,  В.  В.
Меркурьев,  М.  Ф.  Романов,  Н.  К.  Симонов,  Н.  К.  Черкасов.  Т-ром
руководили Б. М. Сушкевич (1933-36), С.  Э.  Радлов  (1936-38).  С  1938
художеств. руководитель (гл. режисс„р) т-ра - Л.  С.  Вивъен,  режиссура
к-рого  характеризуется  ясностью  мысли,  сдержанностью  и   строгостью
сценич.  при„мов;  в  работе  с  акт„рами  режисс„р  опирается  на  свою
многолетнюю педагогич. практику  (среди  его  учеников  -  Толубеев,  Н.
Симонов, Меркурьев). В 1939 т-р был награжд„н орденом Трудового Красного
Знамени.
   Во  время  Великой  Отечеств,  войны  т-р  работал  в   Новосибирске.
Крупнейшие постановки этих лет:
   "Фронт" (1942), "Русские люднг" (1942), "Нашествие"  (1943).  В  этих
спектаклях проявилось дарование  вступившего  в  1942  в  труппу  Ю.  В.
Толубеева (исполнил роли Мирона Горлова - "Фронт", Сафонова  -  "Русские
люди",  Колесникова  -  "Нашествие").  В  годы  войны  т-р  в„л  большую
военно-шефскую работу, неоднократно направляя бригады  для  обслуживания
фронта.
   С осени 1944 т-р возобновил работу в Ленинграде. В конце 40 -  начале
50-х гг. развитию т-ра мешали распростран„нные  тогда  в  иск-ве  творч.
нивелировка, бесконфликтная, парадно-помпезная драматургия,  идеализация
историч. личностей. Но и в эти  годы  т-р  поставил  значит,  спектакли:
"Победители" Чир-скова (1946) и особенно "Жизнь в цвету" Довженко (1947,
в роли Мичурина - Черкасов).  В  числе  лучших  спектаклей  1950-х  гг.:
"Высокая волна" Николаевой  и  Радзинского  (1952;  Бортников-Меркурьев,
Авдотья - Лебзак, Чеканов - Борисов), "Годы странствий" Арбузова  (1954;
Ведерников - Горбач„в,
   Люся  -  Штыкан),  "Персональное  дело"  Штейна  (1955;  Хлебников  -
Симонов).
   Высоким исполнительским мастерством, глубиной  психологич.  раскрытия
образов  отличаются  пост.  пьес  рус.  классики:  "Живой  труп"  (1950;
Протасов - Симонов), "Ревизор" (1952; Городничий - Толубеев);
   "Пучина"  Островского  (1955;  Кисельников  -  Борисов),  "Игрок"  по

Страницы: «« « 1328   1329   1330   1331   1332   1333   1334   1335   1336  1337   1338   1339   1340   1341   1342   1343   1344   1345   1346  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия