|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 1341 1342 1343 1344 1345 1346 » »» Малютин, Мефистофель - Вивьен, Бунт - Давыдов). Насыщенная идеями
социального переустройства, пьеса во многом отвечала настроениям
революц. эпохи первых послеоктябрьских лет.
В 1922-28 зав. художеств. частью т-ра был назначен Ю. М. Юрьев
(сменивший на этом посту Е. П. Карпова). Приверженец классич.
драматургии, героич. иск-ва, он оградил т-р от проникновения
бурж.-обывательского репертуара. Однако пост. произв.
писателей-классиков зачастую носили характер пышных, дал„ких от
современности "обстановочных" представлений, иногда были отмечены
вульгарно-социоло-гич. и формалистич. влияниями ("Волки и овцы", 1927,
"Горе от ума", 1928). В середине 20-х гг. т-р обратился к постановке
пьес на исторпко-рево-люц. темы ("Иван Каляев" Калугина и Беренштама,
1926; "Пугач„вщина" Трен„ва, 1926). Большую работу по внедрению сов.
пьес в репертуар т-ра пров„л режисс„р Н. В. Петров, пост. значит,
спектакли:
"Конец Криворыльска" Ромашова (1926), "Штиль" Билль-Белоцерковского
(1927), "Бронепоезд 14-69" (1927). В постановке комедии "Конец
Криворыльска" центральное место заняли образы молодых героев
комсомольцев (Роза Бергман - Рашевская, Мехоно-шев - Н. Симонов). В
труппе т-ра в этот период, наряду со старыми мастерами - Е. П.
Корчагиной Александровской, В. А. Мичуриной-Самойловой, Е. И. Тиме, Б.
А. Горин-Горяиновым, И. Н. Певцовым, Ю. М. Юрьевым, работали артисты
нового поколения - Н. С. Рашевская, Е. П. Карякина, Е. М. Вольф-Израэлъ,
Л. С. Вивьен, Я. О. Малютин, В. И. Воронов, Б. Е. Жуковский и др. В 1928
Н. В.'Петров стал директором и художеств. руководителем т-ра (возглавлял
т-р до 1933). В этот период здесь были пост. острые,
политически-насыщенные пуб-лицистич. спектакли: "Ярость" Е. Яновского
(1930; секретарь Укома Путнин - Певцов, Сем„н Ковров - Симонов) - о
борьбе партии за коллективизацию с. х-ва, "Страх" (1931), посв. теме
классовой борьбы в науке (режисс„р обоих спектаклей-Петров).
Пла-катно-публицистическая, заостр„нная режисс„рская манера Петрова,
масштабно-обобщ„нное художеств. оформление художника Н. П. Акимова в
сочетании с психологически углубл„нным исполнением
Корчагиной-Александровской роли старой большевички Клары и Певцовым роли
профессора Бородина сделали "Страх" эпохальным явлением советского
сценич. иск-ва. В спектакле "Бойцы" Ромашова (1934, академик Ленчицкий -
Горин-Горяинов, Ленчицкий - Малютин, Алла Петровна - Мичурина-Самойлова)
театр показал нового героя, мыслителя и деятеля. Если в "Страхе" и
"Бойцах" т-р рассказывал о перевоспитании старой интеллигенции, то
спектакль "Платон Кречет" (1935) был посв. представителям молодой сов.
науки.
Социально углубл„нным раскрытием классич. драматургии
характеризовались спектакли "Враги" (1933); "Борис Годунов" Пушкина
(1934), "Лес" (1936;
Гурмыжская - Мичурина-Самойлова, Несчастливцев-Юрьев, Счастливцев -
Горин-Горяинов, Улита - Корчагина-Александровская, Аксюша - Рашев-ская,
Буланов - Черкасов, Восмибратов - Нелидов, П„тр - Борисов, Рарп -
Богданов), "Таланты и поклонники" (1938). Последние два спектакля
поставил В. П. Кожич выдвинувшийся в ряд ведущих режисс„ров сов. т-ра. В
"Лесе" тонкий анализ психологии человека, свойственный режисс„рской
манере Кожича, сочетался с подч„ркнуто-резким противопоставлением двух
миров - жестоких "хищников жизни" и светлых людей, "горячих сердец". В
конце 1938 т-р возобновил "Маскарад" (реж. Мейерхольд; 3-я редакция
спектакля, впервые показанного в 1917). В сезон 1940-41 пост. "Зыковы"
Горького и "Дворянское гнездо" по Тургеневу.
Во 2-й пол. 30-х и в 40-е гг. в т-ре были пост. пьесы сов.
драматургов на историч. темы: "П„тр I" А. Н. Толстого (1935 - 2-й
вариант пьесы, П„тр - Малютин; 1938 - 3-й вариант пьесы, П„тр -
Черкасов), "Полководец Суворов" Вахте рева и Разумовского (1939,
возобновление 1948; Суворов - Скоробогатов). Большая патриотич. мысль,
заложенная в драме Толстого, превосходный язык пьесы, акт„рские удачи
обеспечили "Петру I" прочный успех. Однако в спектакле, созданном по
3-му варианту пьесы, сказалась свойственная многим произв. конца 1930-х
гг. тенденция к идеализации историч. личностей. В 1937 пост. "На берегу
Невы" Трен„ва, в 1939 - "Ленин" Каплера и Златогоровой; в этих
спектаклях К. В. Скоробогатов создал сценич. образ В. И. Ленина.
В 1937 т-ру было присвоено имя А. С. Пушкина. В 1930-е гг. ведущее
место в т-ре занимали акт„ры и режисс„ры К. И. Адашевский, С. В.
Азанчевский, Б. А. Бабочкин, А. Ф. Борисов, Н. К. Вальяно, В. В.
Меркурьев, М. Ф. Романов, Н. К. Симонов, Н. К. Черкасов. Т-ром
руководили Б. М. Сушкевич (1933-36), С. Э. Радлов (1936-38). С 1938
художеств. руководитель (гл. режисс„р) т-ра - Л. С. Вивъен, режиссура
к-рого характеризуется ясностью мысли, сдержанностью и строгостью
сценич. при„мов; в работе с акт„рами режисс„р опирается на свою
многолетнюю педагогич. практику (среди его учеников - Толубеев, Н.
Симонов, Меркурьев). В 1939 т-р был награжд„н орденом Трудового Красного
Знамени.
Во время Великой Отечеств, войны т-р работал в Новосибирске.
Крупнейшие постановки этих лет:
"Фронт" (1942), "Русские люднг" (1942), "Нашествие" (1943). В этих
спектаклях проявилось дарование вступившего в 1942 в труппу Ю. В.
Толубеева (исполнил роли Мирона Горлова - "Фронт", Сафонова - "Русские
люди", Колесникова - "Нашествие"). В годы войны т-р в„л большую
военно-шефскую работу, неоднократно направляя бригады для обслуживания
фронта.
С осени 1944 т-р возобновил работу в Ленинграде. В конце 40 - начале
50-х гг. развитию т-ра мешали распростран„нные тогда в иск-ве творч.
нивелировка, бесконфликтная, парадно-помпезная драматургия, идеализация
историч. личностей. Но и в эти годы т-р поставил значит, спектакли:
"Победители" Чир-скова (1946) и особенно "Жизнь в цвету" Довженко (1947,
в роли Мичурина - Черкасов). В числе лучших спектаклей 1950-х гг.:
"Высокая волна" Николаевой и Радзинского (1952; Бортников-Меркурьев,
Авдотья - Лебзак, Чеканов - Борисов), "Годы странствий" Арбузова (1954;
Ведерников - Горбач„в,
Люся - Штыкан), "Персональное дело" Штейна (1955; Хлебников -
Симонов).
Высоким исполнительским мастерством, глубиной психологич. раскрытия
образов отличаются пост. пьес рус. классики: "Живой труп" (1950;
Протасов - Симонов), "Ревизор" (1952; Городничий - Толубеев);
"Пучина" Островского (1955; Кисельников - Борисов), "Игрок" по
Страницы: «« « 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 1341 1342 1343 1344 1345 1346 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |