|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1323 1324 1325 1326 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 1341 » »» Тверской губ. ] - русский советский артист оперы (лирический тенор).
Нар. арт. СССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Род. в
крестьянской семье. В 1925 окончил Моск. консерваторию по кл. проф. Н.
Г. Райского, после чего учился в Оперной студии Большого т-ра под рук.
К. С. Станиславского. Впервые выступил на сцене в Свердловске в 1926. С
этого года до 1931 пел в т-рах Свердловска, Тбилиси. С 1931 Л.-солист
Большого т-ра. Л. обладает голосом выразит., задушевного тембра,
льющимся легко и свободно. Исполнение его характеризуется эмоциональной
насыщенностью и проникновенностью, к-рые, в соединении с благородной
сценич. внешностью и большой природной музыкальностью певца, сообщают
его героям неповторимую обаятельность. Глубокой продуманностью и
ювелирной тщательностью отделки отличается каждый муз.-сценпч. образ,
созданный многогранным артистич. дарованием Л.
Партии: Ленский; Боян ("Руслан и Людмила"), Владимир Игоревич ("Князь
Игорь"), Берендей, Левко; Владимир ("Дубровский" Направника), Фауст,
Ромео ("Фауст", "Ромео и Д/кульетта" Гуно), Герцог, Альмавива, Альфред и
др.
Л. пользуется также широкой популярностью как концертный и камерный
певец, исполнитель нар. песен. В 1951 Л. поставил в Ленингр. Малом
оперном т-ре оперу "Травиата", в 1957 в Большом т-ре - "Вер-тер" Массне.
В 1959-62 руководил Оперной студией при Моск. консерватории, где пост.
неск. спектаклей. Снимался в фильмах, в т. ч. в экранизации опер "Демон"
и "Дубровский", исполняя роли Синодала и Владимира. Гос. пр. СССР
(1941).
Соч.: О певческом мастерстве, "Сов. музыка", 1954, .ј 1. Лит.: Львов
М., С. Я. Лемешев, М.-Л., 1947; Г ? ?-шева Е. А., С. Я. Лемешев, М.,
1960.
ЛЕМЬЕР (Lemierre), Антуан Мари (12.1.1723- 4. VI 1.1793) -
французский драматург. Уже в первых своих трагедиях - "Гиперместра"
(1758), "Те-рей (1761), "Идоменей" (1764), пост. в т-ре "Комеди
Франсез", Л. использовал античные сюжеты для про-nai анды антифеодальных
н антицерковных идей. Широкую известность получила трагедия "Малабарская
вдова" (1770, "Комеди Франсез"), в к-рой Л. выступил IIJOTHB
религиозного фанатизма, противопоставив жестокость и нетерпимость жрецов
естественным правам человеч. личности. В историко-легендарной трагедии
"Вильгельм Телль" (1766, "Комеди Франсез") Л., предвосхищая Шиллера,
обратился к эпизоду героич. борьбы швейц. крестьянства за нац.
независимость. Эта пьеса представляет интерес как попытка утверждения на
франц. сцене нового демократич. героя - простого крестьянина.
Соч.: Oeuvres, ?. 1-3, Р., 1810; в рус. пер.-"Гиперм-нестра", М.,
1783.
Лит.: Л е в ? о Л., Драма и трагедия во Франции, П.-М., 1919; В о ? a
s s i е s J., Les auteurs dramatiques et la Comedie Francaise, P., 1874;
Brunetiere F., Les epoques du theatre francais, P., 1893. Л. Лев.
ЛЕНДВАИ (Lendvay), Мартон (11.XI.1807-29.1. 1858) - венгерский акт„р.
Родоначальник акт„рской династии. Был чиновником в г. Надьбанье.
Поступил в бродячую труппу и долгое время скитался по стране. Весной
1837 был приглаш„н в Нац. т-р (Будапешт). Во время венг. революции 1848
нек-рое время находился в рядах нац. армии. Расцвет творчества Л. падает
на 40-е гг. Акт„р многостороннего дарования, Л. с особым успехом
выступал в трагедийных ролях: Банк ("Банк-бан" Катоны), Ромео ("Ромео и
Джульетта" Шекспира), Отелло, Ричард III, Карл Моор, Дон Карлос;
Уриэль Акоста (о. п. Гуц-кова), Фигаро. Обладая сильным голосом, Л. с
успехом выступал и в оперных спектаклях - Фра-Дьяволо (о. п. Обера),
Альмавива;
Отелло (о. п. Россини). Л. играл также в т. н. "народных пьесах",
объединявших пение, танец и драму (Гергей - "Дезертир" Сиглигети). Л.
сочетал в сво„м иск-ве элементы класси-цистского стиля с романтич.
направленностью творчества В трагедийных ролях он стремился к
живописности, скульптурности, характерности, к выразительной мимич.
игре. Исполнение комедийных ролей отличалось пластичностью движений,
изощр„нной внешней акт„рской техникой. На протяжении всей сценич.
деятельности в Национальном театре Л. в„л творч. спор с трагиком Г.
Эгрешши, крупнейшим акт„ром венг. школы революционного романтизма.
Лит.: Sziligeti Е., Magyar szineszek eletrajzai, Bdp., [1887J; R a k
о d с z а у Р., Egressy Gabor es kora ,kot. 1-2, Bdp., [1911]. Л. Гер.
ЛЕНДЬЕЛЬ (Lengyel). Меньхерт (р. 1880) - венгерский драматург. Лит.
деятельность начал са-тирич. комедией "Великий правитель" (1907), пост.
в прогрессивном т-ре "Талия". В ранних комедиях - "Благодарные потомки",
"Сельская идиллия", "Королевство 'Санчо Панса" и др., Л. поднимает
острые социальные проблемы, вопросы нравственности, морали, осмеивает
отд. пороки бурж. строя. Но проблемы эти решены в духе бурж. гуманизма.
Широкую популярность принесла Л. полудетективная драма "Тайфун" (1909,
т-р "Вигсинхаз"; ставилась в т-рах многих стран, в т. ч. и в России).
Л.- автор либретто к балету "Чудесный мандарин" Бартока (1926, К„льн;
1945, Будапешт), в к-ром показана жизнь трущоб большого капиталистич.
города. Либретто создано под значительным влиянием Фрейда. В 30-х гг.,
спасаясь от преследований фашистов, Л. эмигрировал в США, где пишет
развлекательные пьесы и киносценарии. А. Гер.
ЛЕНЕЙ (древнегреч. ??\???, от ??\? - вакханка)- один из праздников
бога Диониса в Ионии и Аттике (Др. Греция). Л. праздновались в месяце
Га-мелионе (янв.- февр.). В Афинах во время Л. исполнялись дифирамбы и
устраивались драматич. состязания. В отличие от состязаний на Великих
Дионисиях, на Л. гл. место отводилось комедиям. Организация состязаний
находилась в ведении ар-хонта-басилевса. Драматич. состязания на Л.
проводились также на о-ве Родосе. С. А.
ЛЕНИН (наст. фам.- И г н а т ю к), Михаил Францевич
[21.11(4.III).1880-9.1.1951] - русский советский акт„р. Нар. арт. РСФСР
(1937). В 1902 окончил драм. курсы при Моск. театр. уч-ще по классу А.
П. Ленского и поступил в труппу Малого т-ра. Сценичная внешность
(высокий рост, гибкая фигура, звучный голос, выразительное лицо),
темперамент способствовали успеху Л. в ролях: Да то ("Измена" Сумбатова,
1903), графа Альмавивы ("Женитьба Фигаро", 1910), графа Лейстера ("Мария
Стюарт", 1910), Чацкого (1911), Паратова (1912); Пегруччио ("Укрощение
строптивой", 1912). В 1919 - 20 - акт„р Гос. Показательного т-ра. В
1921-23 был акт„ром б. т-ра Корша (Филипп ц "Дон Карлос", 1922, и др.).
В 1923 вернулся в Малый т-р, работал в н„м до конца жизни; исполнил
роли: Юлий Цезарь (о. п. Шекспира, 1924), граф Шемет ("Медвежья свадьба"
Луначарского по Мериме, 1924), Веррино и Фиеско ("Заговор Фиеско"
Шиллера, 1925), начштаба Ленчицкий ("Бойцы" Ромашова, 1934), Борис
Страницы: «« « 1323 1324 1325 1326 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 1341 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |