Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1323 1324 1325 1326 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 1341 » »» Тверской губ. ] - русский советский артист оперы (лирический тенор). Нар. арт. СССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Род. в крестьянской семье. В 1925 окончил Моск. консерваторию по кл. проф. Н. Г. Райского, после чего учился в Оперной студии Большого т-ра под рук. К. С. Станиславского. Впервые выступил на сцене в Свердловске в 1926. С этого года до 1931 пел в т-рах Свердловска, Тбилиси. С 1931 Л.-солист Большого т-ра. Л. обладает голосом выразит., задушевного тембра, льющимся легко и свободно. Исполнение его характеризуется эмоциональной насыщенностью и проникновенностью, к-рые, в соединении с благородной сценич. внешностью и большой природной музыкальностью певца, сообщают его героям неповторимую обаятельность. Глубокой продуманностью и ювелирной тщательностью отделки отличается каждый муз.-сценпч. образ, созданный многогранным артистич. дарованием Л. Партии: Ленский; Боян ("Руслан и Людмила"), Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Берендей, Левко; Владимир ("Дубровский" Направника), Фауст, Ромео ("Фауст", "Ромео и Д/кульетта" Гуно), Герцог, Альмавива, Альфред и др. Л. пользуется также широкой популярностью как концертный и камерный певец, исполнитель нар. песен. В 1951 Л. поставил в Ленингр. Малом оперном т-ре оперу "Травиата", в 1957 в Большом т-ре - "Вер-тер" Массне. В 1959-62 руководил Оперной студией при Моск. консерватории, где пост. неск. спектаклей. Снимался в фильмах, в т. ч. в экранизации опер "Демон" и "Дубровский", исполняя роли Синодала и Владимира. Гос. пр. СССР (1941). Соч.: О певческом мастерстве, "Сов. музыка", 1954, .ј 1. Лит.: Львов М., С. Я. Лемешев, М.-Л., 1947; Г ? ?-шева Е. А., С. Я. Лемешев, М., 1960. ЛЕМЬЕР (Lemierre), Антуан Мари (12.1.1723- 4. VI 1.1793) - французский драматург. Уже в первых своих трагедиях - "Гиперместра" (1758), "Те-рей (1761), "Идоменей" (1764), пост. в т-ре "Комеди Франсез", Л. использовал античные сюжеты для про-nai анды антифеодальных н антицерковных идей. Широкую известность получила трагедия "Малабарская вдова" (1770, "Комеди Франсез"), в к-рой Л. выступил IIJOTHB религиозного фанатизма, противопоставив жестокость и нетерпимость жрецов естественным правам человеч. личности. В историко-легендарной трагедии "Вильгельм Телль" (1766, "Комеди Франсез") Л., предвосхищая Шиллера, обратился к эпизоду героич. борьбы швейц. крестьянства за нац. независимость. Эта пьеса представляет интерес как попытка утверждения на франц. сцене нового демократич. героя - простого крестьянина. Соч.: Oeuvres, ?. 1-3, Р., 1810; в рус. пер.-"Гиперм-нестра", М., 1783. Лит.: Л е в ? о Л., Драма и трагедия во Франции, П.-М., 1919; В о ? a s s i е s J., Les auteurs dramatiques et la Comedie Francaise, P., 1874; Brunetiere F., Les epoques du theatre francais, P., 1893. Л. Лев. ЛЕНДВАИ (Lendvay), Мартон (11.XI.1807-29.1. 1858) - венгерский акт„р. Родоначальник акт„рской династии. Был чиновником в г. Надьбанье. Поступил в бродячую труппу и долгое время скитался по стране. Весной 1837 был приглаш„н в Нац. т-р (Будапешт). Во время венг. революции 1848 нек-рое время находился в рядах нац. армии. Расцвет творчества Л. падает на 40-е гг. Акт„р многостороннего дарования, Л. с особым успехом выступал в трагедийных ролях: Банк ("Банк-бан" Катоны), Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Отелло, Ричард III, Карл Моор, Дон Карлос; Уриэль Акоста (о. п. Гуц-кова), Фигаро. Обладая сильным голосом, Л. с успехом выступал и в оперных спектаклях - Фра-Дьяволо (о. п. Обера), Альмавива; Отелло (о. п. Россини). Л. играл также в т. н. "народных пьесах", объединявших пение, танец и драму (Гергей - "Дезертир" Сиглигети). Л. сочетал в сво„м иск-ве элементы класси-цистского стиля с романтич. направленностью творчества В трагедийных ролях он стремился к живописности, скульптурности, характерности, к выразительной мимич. игре. Исполнение комедийных ролей отличалось пластичностью движений, изощр„нной внешней акт„рской техникой. На протяжении всей сценич. деятельности в Национальном театре Л. в„л творч. спор с трагиком Г. Эгрешши, крупнейшим акт„ром венг. школы революционного романтизма. Лит.: Sziligeti Е., Magyar szineszek eletrajzai, Bdp., [1887J; R a k о d с z а у Р., Egressy Gabor es kora ,kot. 1-2, Bdp., [1911]. Л. Гер. ЛЕНДЬЕЛЬ (Lengyel). Меньхерт (р. 1880) - венгерский драматург. Лит. деятельность начал са-тирич. комедией "Великий правитель" (1907), пост. в прогрессивном т-ре "Талия". В ранних комедиях - "Благодарные потомки", "Сельская идиллия", "Королевство 'Санчо Панса" и др., Л. поднимает острые социальные проблемы, вопросы нравственности, морали, осмеивает отд. пороки бурж. строя. Но проблемы эти решены в духе бурж. гуманизма. Широкую популярность принесла Л. полудетективная драма "Тайфун" (1909, т-р "Вигсинхаз"; ставилась в т-рах многих стран, в т. ч. и в России). Л.- автор либретто к балету "Чудесный мандарин" Бартока (1926, К„льн; 1945, Будапешт), в к-ром показана жизнь трущоб большого капиталистич. города. Либретто создано под значительным влиянием Фрейда. В 30-х гг., спасаясь от преследований фашистов, Л. эмигрировал в США, где пишет развлекательные пьесы и киносценарии. А. Гер. ЛЕНЕЙ (древнегреч. ??\???, от ??\? - вакханка)- один из праздников бога Диониса в Ионии и Аттике (Др. Греция). Л. праздновались в месяце Га-мелионе (янв.- февр.). В Афинах во время Л. исполнялись дифирамбы и устраивались драматич. состязания. В отличие от состязаний на Великих Дионисиях, на Л. гл. место отводилось комедиям. Организация состязаний находилась в ведении ар-хонта-басилевса. Драматич. состязания на Л. проводились также на о-ве Родосе. С. А. ЛЕНИН (наст. фам.- И г н а т ю к), Михаил Францевич [21.11(4.III).1880-9.1.1951] - русский советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1937). В 1902 окончил драм. курсы при Моск. театр. уч-ще по классу А. П. Ленского и поступил в труппу Малого т-ра. Сценичная внешность (высокий рост, гибкая фигура, звучный голос, выразительное лицо), темперамент способствовали успеху Л. в ролях: Да то ("Измена" Сумбатова, 1903), графа Альмавивы ("Женитьба Фигаро", 1910), графа Лейстера ("Мария Стюарт", 1910), Чацкого (1911), Паратова (1912); Пегруччио ("Укрощение строптивой", 1912). В 1919 - 20 - акт„р Гос. Показательного т-ра. В 1921-23 был акт„ром б. т-ра Корша (Филипп ц "Дон Карлос", 1922, и др.). В 1923 вернулся в Малый т-р, работал в н„м до конца жизни; исполнил роли: Юлий Цезарь (о. п. Шекспира, 1924), граф Шемет ("Медвежья свадьба" Луначарского по Мериме, 1924), Веррино и Фиеско ("Заговор Фиеско" Шиллера, 1925), начштаба Ленчицкий ("Бойцы" Ромашова, 1934), Борис Страницы: «« « 1323 1324 1325 1326 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 1341 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |