Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1323   1324   1325   1326   1327   1328   1329   1330   1331  1332   1333   1334   1335   1336   1337   1338   1339   1340   1341  » »»

Тверской губ. ] - русский советский  артист  оперы  (лирический  тенор).
Нар.  арт.  СССР  (1950).  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1948.  Род.   в
крестьянской семье. В 1925 окончил Моск. консерваторию по кл.  проф.  Н.
Г. Райского, после чего учился в Оперной студии Большого т-ра  под  рук.
К. С. Станиславского. Впервые выступил на сцене в Свердловске в 1926.  С
этого года до 1931 пел в т-рах Свердловска, Тбилиси.  С  1931  Л.-солист
Большого  т-ра.  Л.  обладает  голосом  выразит.,  задушевного   тембра,
льющимся легко и свободно. Исполнение его характеризуется  эмоциональной
насыщенностью и проникновенностью, к-рые,  в  соединении  с  благородной
сценич. внешностью и большой природной  музыкальностью  певца,  сообщают
его  героям  неповторимую  обаятельность.  Глубокой   продуманностью   и
ювелирной тщательностью отделки отличается  каждый  муз.-сценпч.  образ,
созданный многогранным артистич. дарованием Л.
   Партии: Ленский; Боян ("Руслан и Людмила"), Владимир Игоревич ("Князь
Игорь"), Берендей, Левко;  Владимир  ("Дубровский"  Направника),  Фауст,
Ромео ("Фауст", "Ромео и Д/кульетта" Гуно), Герцог, Альмавива, Альфред и
др.
   Л. пользуется также широкой популярностью как концертный  и  камерный
певец, исполнитель нар. песен. В  1951  Л.  поставил  в  Ленингр.  Малом
оперном т-ре оперу "Травиата", в 1957 в Большом т-ре - "Вер-тер" Массне.
В 1959-62 руководил Оперной студией при Моск. консерватории,  где  пост.
неск. спектаклей. Снимался в фильмах, в т. ч. в экранизации опер "Демон"
и "Дубровский", исполняя  роли  Синодала  и  Владимира.  Гос.  пр.  СССР
(1941).
   Соч.: О певческом мастерстве, "Сов. музыка", 1954, .ј 1. Лит.:  Львов
М., С. Я. Лемешев, М.-Л., 1947; Г ? ?-шева Е. А.,  С.  Я.  Лемешев,  М.,
1960.
   ЛЕМЬЕР  (Lemierre),  Антуан  Мари  (12.1.1723-  4.   VI   1.1793)   -
французский драматург. Уже в  первых  своих  трагедиях  -  "Гиперместра"
(1758),  "Те-рей  (1761),  "Идоменей"  (1764),  пост.  в  т-ре   "Комеди
Франсез", Л. использовал античные сюжеты для про-nai анды антифеодальных
н антицерковных идей. Широкую известность получила трагедия "Малабарская
вдова"  (1770,  "Комеди  Франсез"),  в   к-рой   Л.   выступил   IIJOTHB
религиозного фанатизма, противопоставив жестокость и нетерпимость жрецов
естественным правам человеч. личности. В  историко-легендарной  трагедии
"Вильгельм Телль" (1766, "Комеди  Франсез")  Л.,  предвосхищая  Шиллера,
обратился  к  эпизоду  героич.  борьбы  швейц.  крестьянства   за   нац.
независимость. Эта пьеса представляет интерес как попытка утверждения на
франц. сцене нового демократич. героя - простого крестьянина.
   Соч.: Oeuvres, ?. 1-3, Р., 1810;  в  рус.  пер.-"Гиперм-нестра",  М.,
1783.
   Лит.: Л е в ? о Л., Драма и трагедия во Франции, П.-М., 1919; В о ? a
s s i е s J., Les auteurs dramatiques et la Comedie Francaise, P., 1874;
Brunetiere F., Les epoques du theatre francais, P., 1893. Л. Лев.
   ЛЕНДВАИ (Lendvay), Мартон (11.XI.1807-29.1. 1858) - венгерский акт„р.
Родоначальник  акт„рской  династии.  Был  чиновником  в  г.   Надьбанье.
Поступил в бродячую труппу и долгое время  скитался  по  стране.  Весной
1837 был приглаш„н в Нац. т-р (Будапешт). Во время венг. революции  1848
нек-рое время находился в рядах нац. армии. Расцвет творчества Л. падает
на 40-е  гг.  Акт„р  многостороннего  дарования,  Л.  с  особым  успехом
выступал в трагедийных ролях: Банк ("Банк-бан" Катоны), Ромео ("Ромео  и
Джульетта" Шекспира), Отелло, Ричард III, Карл Моор, Дон Карлос;
   Уриэль Акоста (о. п. Гуц-кова), Фигаро. Обладая сильным голосом, Л. с
успехом выступал и в оперных спектаклях -  Фра-Дьяволо  (о.  п.  Обера),
Альмавива;
   Отелло (о. п. Россини). Л. играл также в  т.  н.  "народных  пьесах",
объединявших пение, танец и драму (Гергей -  "Дезертир"  Сиглигети).  Л.
сочетал в сво„м  иск-ве  элементы  класси-цистского  стиля  с  романтич.
направленностью  творчества  В  трагедийных   ролях   он   стремился   к
живописности,  скульптурности,  характерности,  к  выразительной  мимич.
игре. Исполнение комедийных  ролей  отличалось  пластичностью  движений,
изощр„нной  внешней  акт„рской  техникой.  На  протяжении  всей  сценич.
деятельности в Национальном театре Л. в„л  творч.  спор  с  трагиком  Г.
Эгрешши, крупнейшим акт„ром венг. школы революционного романтизма.
   Лит.: Sziligeti Е., Magyar szineszek eletrajzai, Bdp., [1887J; R a  k
о d с z а у Р., Egressy Gabor es kora ,kot. 1-2, Bdp., [1911]. Л. Гер.
   ЛЕНДЬЕЛЬ (Lengyel). Меньхерт (р. 1880) - венгерский  драматург.  Лит.
деятельность начал са-тирич. комедией "Великий правитель" (1907),  пост.
в прогрессивном т-ре "Талия". В ранних комедиях - "Благодарные потомки",
"Сельская идиллия", "Королевство  'Санчо  Панса"  и  др.,  Л.  поднимает
острые социальные проблемы, вопросы  нравственности,  морали,  осмеивает
отд. пороки бурж. строя. Но проблемы эти решены в духе бурж.  гуманизма.
Широкую популярность принесла Л. полудетективная драма  "Тайфун"  (1909,
т-р "Вигсинхаз"; ставилась в т-рах многих стран, в т. ч.  и  в  России).
Л.- автор либретто к балету "Чудесный мандарин" Бартока (1926, К„льн;
   1945, Будапешт), в к-ром показана жизнь трущоб большого капиталистич.
города. Либретто создано под значительным влиянием Фрейда. В  30-х  гг.,
спасаясь от преследований фашистов, Л.  эмигрировал  в  США,  где  пишет
развлекательные пьесы и киносценарии. А. Гер.
   ЛЕНЕЙ (древнегреч. ??\???, от ??\? - вакханка)-  один  из  праздников
бога Диониса в Ионии и Аттике (Др. Греция). Л.  праздновались  в  месяце
Га-мелионе (янв.- февр.). В Афинах во время Л. исполнялись  дифирамбы  и
устраивались драматич. состязания. В отличие от  состязаний  на  Великих
Дионисиях, на Л. гл. место отводилось комедиям.  Организация  состязаний
находилась в ведении  ар-хонта-басилевса.  Драматич.  состязания  на  Л.
проводились также на о-ве Родосе. С. А.
   ЛЕНИН  (наст.  фам.-  И  г   н   а   т   ю   к),   Михаил   Францевич
[21.11(4.III).1880-9.1.1951] - русский советский акт„р. Нар. арт.  РСФСР
(1937). В 1902 окончил драм. курсы при Моск. театр. уч-ще по  классу  А.
П. Ленского  и  поступил  в  труппу  Малого  т-ра.  Сценичная  внешность
(высокий  рост,  гибкая  фигура,  звучный  голос,  выразительное  лицо),
темперамент способствовали успеху Л. в ролях: Да то ("Измена" Сумбатова,
1903), графа Альмавивы ("Женитьба Фигаро", 1910), графа Лейстера ("Мария
Стюарт", 1910), Чацкого (1911), Паратова (1912);  Пегруччио  ("Укрощение
строптивой", 1912). В 1919 - 20 -  акт„р  Гос.  Показательного  т-ра.  В
1921-23 был акт„ром б. т-ра Корша (Филипп ц "Дон Карлос", 1922, и  др.).
В 1923 вернулся в Малый т-р, работал в  н„м  до  конца  жизни;  исполнил
роли: Юлий Цезарь (о. п. Шекспира, 1924), граф Шемет ("Медвежья свадьба"
Луначарского по  Мериме,  1924),  Веррино  и  Фиеско  ("Заговор  Фиеско"
Шиллера, 1925),  начштаба  Ленчицкий  ("Бойцы"  Ромашова,  1934),  Борис

Страницы: «« « 1323   1324   1325   1326   1327   1328   1329   1330   1331  1332   1333   1334   1335   1336   1337   1338   1339   1340   1341  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия