|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1325 1326 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 1341 1342 1343 » »» Театр, жизнь города возникает в 1-м десятилетии существования
Петербурга. Уже в нач. 18 в. П„тр I стремился создать публичный т-р,
являющийся средством массовой политич. пропаганды, преследующий культу
рно-просветит. задачи. В 1714 по приказу сестры царя Наталии Алексеевны
у Стрелки Невы был сооруж„н общедоступный бесплатный т-р, в репертуар
к-рого входили пьесы духовного и светского содержания. В 1719 здесь
гастролировала нем. труппа Эккенберга - Манна. В 1723 П„тр I построил
близ Адмиралтейства спец. театр. здание, в к-ром гастролировали иностр.
труппы. Со смертью Петра I в условиях реакции политич. и культурные
начинания не получают развития, театр. жизнь Петербурга замирает. Однако
фундамент для развития рус. нац. т-ра был заложен; интерес к т-ру
охватывает широкие слои рус. об-ва; в Петербурге начинают систематически
гастролировать иностр. труппы, показывают спектакли любители (т. н.
"охочие комедианты"), воспитанники кадетского шляхетного корпуса ставят
спектакли при дворе ("Хорев", "Гамлет", "Синав и Трувор" Сумарокова и
др.). В 1750 был издан указ, разрешавший устройство в частных домах
"русских комедий".
В 1756 указом Елизаветы на Васильевском острове (в Го-ловкинском
доме) открывается первый в России гос. проф. публичный т-р. В состав его
труппы вошли выученики кадетского корпуса (бывшие акт„ры Ярославского
т-ра Ф. Г Волкова). Т-р возглавил А. П. Сумароков, затем Волков. В 1757
- 1832 спектакли т-ра происходили в разл. помещениях. В 1779 К. Книпер
сооружает на Царицыном лугу Деревянный т-р (см. "Вольный российский
театр"), к-рым руководил (с 1780) И. А. Дмитревский. Здесь впервые была
пост. комедия "Недоросль" Фонвизина (1782). В 1783 этот т-р стал
государственным и наз. Малым т-ром (существовал до 1797). В 1765 на
месте нынешней Театральной пл. был построен огромный деревянный
амфитеатр для бесплатных любительских публичных представлений. После
восстания Пугач„ва здание было снесено и в 1783 построен Большой
Каменный театр (см. Каменный театр). В этом т-ре давались спектакли
итал. оперы для придворной знати и чиновной аристократии, а также
спектакли рус. т-ра. В 1787 открывается придворный Эрмитажный театр. где
играла франц.труппа,ставились любительские дворцовые спектакли.
19 в. отмечен бурным театр. строительством. В этот период
сооружаются: большой Деревянный т-р (т-р Казасси; арх. В. Бренна, 1801),
"Новый т-р у Чернышева моста" (1825, арх. С. Л.Шустов), первый в России
цирк (1827), в к-ром гастролировали иностр. акробаты, фокусники,
канатоходцы. В 1828 арх. К. Росси начал строить Большой Каменный театр.
В 1832 в этом здании, получившем назв. Александрийского т-ра, начала
играть петерб. драм. труппа. Этот т-р стал наряду с моек. Малым т-ром
центром рус. театр. культуры. В его труппу входили лучшие рус. акт„ры,
основоположники рус. школы сценич. иск-ва. Несмотря на то, что основу
репертуара т-ра составляли псевдоисторич. пьесы, мелодрамы и водевили,
на его сцене, вопреки цензуре, утверждались и лучшие произв. рус.
драматургии (см. Ленинградский государственный академический театр драмы
имени А. С. Пушкина). В 1833 открыт Михайловский театр (арх. А. П.
Брюллов, перестроен в 1859 арх. А. К. Ка-восом), предназначенный для
привилегированной публики. Здесь гастролировали иностр. труппы, с конца
70-х гг. играла постоянная франц. труппа. В 1847-48 был воздвигнут
каменный театр-цирк. Перестроенный после пожара 1859 арх. Кавосом т-р
был открыт в 1860 и получил назв. Мариинского. Творч. развитие и
становление Мариинского т-ра связаны с первыми исполнениями опер
Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина; в его репертуар
входили также произв. выдающихся зап.-европ. композиторов. Большую роль
сыграл Мариинский. т-р и в создании самобытной школы рус. балета (см.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени
С. М. Кирова).
В 1859 в Петербурге было организовано Рус. муз. об-во. В 1862
открывается консерватория; инициатор е„ создания и первый директор -
рус. композитор, пианист и обществ. деятель А. Г. Рубинштейн. Среди
выпускников консерватории - композиторы П. И. Чайковский, А. К.
Глазунов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, Н. Я. Мясковский и др.
После отмены монополии имп. т-ров (1882) в Петербурге организуются
многочисл. частные т-ры: т-р Народного дома, Т-р Литературно-художеств.
об-ва (Суворинский т-р, см. Литературно-художественного общества театр),
Василе-островский народный театр и др. Возникают т-ры оперетт, фарсов,
миниатюр.
Общественный подъ„м в канун революции 1905-07 вызвал появление т-ров,
деятельность к-рых была связана с общественно-политич. борьбой эпохи.
Среди них Т-р В. Ф. К омисса ржевской (см. Комиссар же веко и театр),
Общедоступный т-р П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской (см. Первый
передвижной драматический театр). В период реакции, наступившей после
подавления революции, получили распространение многочисл. т-ры миниатюр
(Интимный т-р, Литейный т-р, Троицкий т-р и др.), т-ры "л„гкой комедии"
(т-р Сабурова в Пассаже), разл. т-ры декадентского направления
(Старинный т-р, "Первый в мире футуристов т-р" и др.).
Октябрьская революция поставила перед т-ром новые со-циально-политич.
задачи, вызвала бурное развитие театр. иск-ва. На сцене т-ров были
поставлены классич. произв., наиболее созвучные революц. эпохе,
появляются первые сов. пьесы, оперы, балеты. С 1918 в Михайловском т-ре
начинает работать новый творч. коллектив, приступивший к созданию сов.
оперного спектакля. Поиски совр. муз. репертуара становятся характерной
особенностью творч. деятельности этого т-ра (см. Ленинградский Малый
театр оперы и балета).
В 1919 по инициативе М.Горького, А. А. Блока, М. Ф. Андреевой был
открыт Большой драматический театр. созданный как театр "героической
трагедии, романтической драмы и высокой комедии". Возникают и
развиваются т-ры, объединяющие молодых акт„ров, режисс„ров и
художников,- ТРАМ (1925), Красный театр (1924) и др. В 19.36 на базе
ТРАМа и Красного т-ра организуется Ленинградский театр имени Ленинского
комсомола. Появляются первые в СССР т-ры для детей: ТЮЗ (1922, см.
Ленинградский театр юных зрителей), т-ры кукол (т-р Петрушки, 19 24,и
т-р Марионеток, 1918, объедин„нные в 1930 в Ленинградский театр кукол
под руководством Е. С. Деммени; Ленингр. т-р кукол, 1931, ныне Большой
т-р кукол; Кукольный т-р "Сказки", 1944). В 1926 организуется т-р
Сатиры, к-рый вскоре переходит в ведение Посредрабиса и получает назв.
т-ра Сатиры и Комедии (с 1935 - Ленинградский театр Комедии). В 1929 (на
основе слияния ленингр. и харьковского т-ров оперетт) созда„тся
Ленинградский театр музыкальной комедии, в 1933 - Новый т-р (ныне
Ленинградский театр имени Ленсовета).
Страницы: «« « 1325 1326 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 1341 1342 1343 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |