Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1325   1326   1327   1328   1329   1330   1331   1332   1333  1334   1335   1336   1337   1338   1339   1340   1341   1342   1343  » »»

   Театр,  жизнь  города  возникает  в  1-м  десятилетии   существования
Петербурга. Уже в нач. 18 в. П„тр I  стремился  создать  публичный  т-р,
являющийся средством массовой политич. пропаганды,  преследующий  культу
рно-просветит. задачи. В 1714 по приказу сестры царя Наталии  Алексеевны
у Стрелки Невы был сооруж„н общедоступный бесплатный  т-р,  в  репертуар
к-рого входили пьесы духовного и  светского  содержания.  В  1719  здесь
гастролировала нем. труппа Эккенберга - Манна. В 1723  П„тр  I  построил
близ Адмиралтейства спец. театр. здание, в к-ром гастролировали  иностр.
труппы. Со смертью Петра I в  условиях  реакции  политич.  и  культурные
начинания не получают развития, театр. жизнь Петербурга замирает. Однако
фундамент для развития рус.  нац.  т-ра  был  заложен;  интерес  к  т-ру
охватывает широкие слои рус. об-ва; в Петербурге начинают систематически
гастролировать иностр. труппы,  показывают  спектакли  любители  (т.  н.
"охочие комедианты"), воспитанники кадетского шляхетного корпуса  ставят
спектакли при дворе ("Хорев", "Гамлет", "Синав и  Трувор"  Сумарокова  и
др.). В 1750 был издан указ,  разрешавший  устройство  в  частных  домах
"русских комедий".
   В 1756 указом Елизаветы  на  Васильевском  острове  (в  Го-ловкинском
доме) открывается первый в России гос. проф. публичный т-р. В состав его
труппы вошли выученики кадетского корпуса  (бывшие  акт„ры  Ярославского
т-ра Ф. Г Волкова). Т-р возглавил А. П. Сумароков, затем Волков. В  1757
- 1832 спектакли т-ра происходили в разл. помещениях. В 1779  К.  Книпер
сооружает на Царицыном лугу  Деревянный  т-р  (см.  "Вольный  российский
театр"), к-рым руководил (с 1780) И. А. Дмитревский. Здесь впервые  была
пост. комедия  "Недоросль"  Фонвизина  (1782).  В  1783  этот  т-р  стал
государственным и наз. Малым т-ром (существовал  до  1797).  В  1765  на
месте  нынешней  Театральной  пл.  был  построен   огромный   деревянный
амфитеатр для бесплатных  любительских  публичных  представлений.  После
восстания Пугач„ва  здание  было  снесено  и  в  1783  построен  Большой
Каменный театр (см. Каменный театр).  В  этом  т-ре  давались  спектакли
итал. оперы для  придворной  знати  и  чиновной  аристократии,  а  также
спектакли рус. т-ра. В 1787 открывается придворный Эрмитажный театр. где
играла франц.труппа,ставились любительские дворцовые спектакли.
   19  в.  отмечен  бурным  театр.   строительством.   В   этот   период
сооружаются: большой Деревянный т-р (т-р Казасси; арх. В. Бренна, 1801),
"Новый т-р у Чернышева моста" (1825, арх. С. Л.Шустов), первый в  России
цирк  (1827),  в  к-ром  гастролировали  иностр.  акробаты,   фокусники,
канатоходцы. В 1828 арх. К. Росси начал строить Большой Каменный  театр.
В 1832 в этом здании, получившем  назв.  Александрийского  т-ра,  начала
играть петерб. драм. труппа. Этот т-р стал наряду с  моек.  Малым  т-ром
центром рус. театр. культуры. В его труппу входили лучшие  рус.  акт„ры,
основоположники рус. школы сценич. иск-ва. Несмотря на  то,  что  основу
репертуара т-ра составляли псевдоисторич. пьесы, мелодрамы  и  водевили,
на его сцене,  вопреки  цензуре,  утверждались  и  лучшие  произв.  рус.
драматургии (см. Ленинградский государственный академический театр драмы
имени А. С. Пушкина). В 1833  открыт  Михайловский  театр  (арх.  А.  П.
Брюллов, перестроен в 1859 арх. А.  К.  Ка-восом),  предназначенный  для
привилегированной публики. Здесь гастролировали иностр. труппы, с  конца
70-х гг. играла постоянная  франц.  труппа.  В  1847-48  был  воздвигнут
каменный театр-цирк. Перестроенный после пожара 1859  арх.  Кавосом  т-р
был открыт в  1860  и  получил  назв.  Мариинского.  Творч.  развитие  и
становление  Мариинского  т-ра  связаны  с  первыми  исполнениями   опер
Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина; в его  репертуар
входили также произв. выдающихся зап.-европ. композиторов. Большую  роль
сыграл Мариинский. т-р и в создании самобытной школы  рус.  балета  (см.
Ленинградский государственный академический театр оперы и  балета  имени
С. М. Кирова).
   В 1859 в  Петербурге  было  организовано  Рус.  муз.  об-во.  В  1862
открывается консерватория; инициатор е„ создания  и  первый  директор  -
рус. композитор, пианист и обществ.  деятель  А.  Г.  Рубинштейн.  Среди
выпускников  консерватории  -  композиторы  П.  И.  Чайковский,  А.   К.
Глазунов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, Н. Я. Мясковский и др.
   После отмены монополии имп. т-ров (1882)  в  Петербурге  организуются
многочисл. частные т-ры: т-р Народного дома, Т-р  Литературно-художеств.
об-ва (Суворинский т-р, см. Литературно-художественного общества театр),
Василе-островский народный театр и др. Возникают т-ры  оперетт,  фарсов,
миниатюр.
   Общественный подъ„м в канун революции 1905-07 вызвал появление т-ров,
деятельность к-рых была связана с  общественно-политич.  борьбой  эпохи.
Среди них Т-р В. Ф. К омисса ржевской (см. Комиссар же  веко  и  театр),
Общедоступный т-р П.  П.  Гайдебурова  и  Н.  Ф.  Скарской  (см.  Первый
передвижной драматический театр). В период  реакции,  наступившей  после
подавления революции, получили распространение многочисл. т-ры  миниатюр
(Интимный т-р, Литейный т-р, Троицкий т-р и др.), т-ры "л„гкой  комедии"
(т-р  Сабурова  в  Пассаже),  разл.   т-ры   декадентского   направления
(Старинный т-р, "Первый в мире футуристов т-р" и др.).
   Октябрьская революция поставила перед т-ром новые со-циально-политич.
задачи, вызвала бурное развитие  театр.  иск-ва.  На  сцене  т-ров  были
поставлены  классич.  произв.,  наиболее   созвучные   революц.   эпохе,
появляются первые сов. пьесы, оперы, балеты. С 1918 в Михайловском  т-ре
начинает работать новый творч. коллектив, приступивший к  созданию  сов.
оперного спектакля. Поиски совр. муз. репертуара становятся  характерной
особенностью творч. деятельности этого  т-ра  (см.  Ленинградский  Малый
театр оперы и балета).
   В 1919 по инициативе М.Горького, А. А. Блока,  М.  Ф.  Андреевой  был
открыт Большой драматический театр.  созданный  как  театр  "героической
трагедии,  романтической  драмы  и   высокой   комедии".   Возникают   и
развиваются   т-ры,   объединяющие   молодых   акт„ров,   режисс„ров   и
художников,- ТРАМ (1925), Красный театр (1924) и др.  В  19.36  на  базе
ТРАМа и Красного т-ра организуется Ленинградский театр имени  Ленинского
комсомола. Появляются первые в СССР  т-ры  для  детей:  ТЮЗ  (1922,  см.
Ленинградский театр юных зрителей), т-ры кукол (т-р  Петрушки,  19  24,и
т-р Марионеток, 1918, объедин„нные в 1930 в  Ленинградский  театр  кукол
под руководством Е. С. Деммени; Ленингр. т-р кукол, 1931,  ныне  Большой
т-р кукол; Кукольный  т-р  "Сказки",  1944).  В  1926  организуется  т-р
Сатиры, к-рый вскоре переходит в ведение Посредрабиса и  получает  назв.
т-ра Сатиры и Комедии (с 1935 - Ленинградский театр Комедии). В 1929 (на
основе  слияния  ленингр.  и  харьковского  т-ров   оперетт)   созда„тся
Ленинградский театр музыкальной  комедии,  в  1933  -  Новый  т-р  (ныне
Ленинградский театр имени Ленсовета).

Страницы: «« « 1325   1326   1327   1328   1329   1330   1331   1332   1333  1334   1335   1336   1337   1338   1339   1340   1341   1342   1343  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия