Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1332   1333   1334   1335   1336   1337   1338   1339   1340  1341   1342   1343   1344   1345   1346   1347   1348   1349   1350  » »»

на реакц. тенденции дирекции  императорских  т-ров,  покровительствующей
иностр. труппам, остановить  процесс  демократизации  рус.  иск-ва  было
невозможно. Под влиянием рус. акт„ров и разночинных слоев Петербурга  на
сцену т-ра начинают проникать оперы на бытовые и даже  социальные  темы.
По  настоянию  О.  А.  Петрова  в  его  бенефис  (1851)  ставится  опера
Даргомыжского  "Эсмеральда";  в  1856  -  "Русалка";  в  1849  -   балет
"Эсмеральда" Пуни (пост. Ж. Перро).
   В 1860 т-р переходит в новое здание (построено арх. А. К. Кавосом  на
месте сгоревшего здания театра-цирка) и получает название Мариинского.
   В 1860-х гг. в России выдвигается группа  выдающихся  композиторов  -
наследников  реалистич.  традиций  Глинки  и   Даргомыжского:   Бородин,
Мусоргский,  Римский-Корсаков,   Чайковский.   Под   влиянием   глубоких
изменений, происходящих в общественной жизни и в рус.  муз.  творчестве,
дириж„ры Марлин-ского т-ра К. Н. Лядов  (в  1850-69  -  гл.  дириж„р)  и
особенно Э. Ф. Направник (с 1863 - дириж„р, в 1869-1916 -  гл.  дириж„р)
берут ориентацию на творчество отечеств, композиторов. Т-р ставит  оперы
"Юдифь" (1863), "Вражья сила" (по Островскому и на его же  либр.,  1871)
Серова, "Каменный гость"  Даргомыжского  (1872),  "Псковитянка"  (1873),
"Майская ночь" (1880), "Снегурочка" (1882), "Млада" (1893), "Ночь  перед
рождеством"  (1895)  Римского-Корсакова,  "Борис  Годунов"   Мусоргского
(1874), "Опричник" (1874), '"Кузнец Вакула"  (1876),  "Орлеанская  дева"
(1881), "Чародейка" (1887),  "Пиковая  дама"  (1890),  "Иоланта"  (1892)
Чайковского, "Орестея" Танеева  (1895)  и  др.,  а  также  оперы  Верди,
Вагнера и др. зарубежных композиторов.
   Во  2-й  половине  19  в.  на  сцене   Мариинского   т-ра   выступают
замечательные оперные певцы Ф. П. Ко-мисса ржевский, Е.  А.  Лавровская,
И. А. Мельников, Ф. К.  Никольский,  Ю.  Ф.  Платонова,  позднее  М.  И.
Долина, Ф. В. Литвин, Е. К. Мравпна, М. А. Славина, Ф.  И.  Стравинский,
И. В. Тартаков, М. И. и Н. Н. Фигнеры, Л. Г. Яковлев и др. Первые  опыты
оперной режиссуры в т-ре связаны с именем  О.  О.  Палечека  (с  1882  -
учитель сцены,  позднее  режисс„р).  В  нач.  20  в.  выдвинулась  новая
блестящая плеяда артистов. Ведущее место в труппе заняли Ф. И. Шаляпин и
И. В. Ершов, в творчестве к-рых технич. совершенство  владения  голосом,
выразительность пения соединялись с драматич. искусством: их  игра  была
исполнена глубокой жизненной правды у огромной драматич. силы. Вместе  с
ними в нач. 20 в.  на  Мариинской  сцене  пели  И.  А.  Алчевский,Л.  3.
Андреев, Н. А. Большаков, Г. А. Боссе, Е. А. Вронская, А. М. Давыдов, Н.
И. Забела, В. И. Касторский и др.
   В балетных пост. т-ра уже в 1860-х гг. заметно  стремление  воплотить
русские нац. сюжеты (пост. Сен-Ле-она: "Кон„к-Горбунок" Пуни по  Ершову,
1864, "Золотая рыбка" по  Пушкину,  1867).  Однако  условность  балетной
драматургии и зависимость балета от  вкусов  аристократии,  завсегдатаев
т-ра  привели  к  тому,  что   пост.   эти,   отличавшиеся   феерической
парадностью,  были  далеки  по  своему  характеру  от  лит.  источников.
Блистательными достижениями балетной труппы отмечены конец 19 - нач.  20
в., когда на Мариин-ской сцене ставятся балеты Чайковского и  Глазунова:
"Спящая красавица" (1890) и "Раймонда" (1898)  в  пост.  М.  И.  Петипа,
"Лебединое озеро" (1895) в пост. Л. И. Иванова  и  Петипа.  Симфонизация
танца,  углубл„нная  трактовка  образов  требовали  новых  выразительных
средств. Новый этап в развитии балетного иск-ва связан с творчеством  А.
П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, О. И. Преображенской, Т.  П.  Карсавиной,
О.  А.  Спесивцевой,  В.  Ф.  Нижин-ского  и  др.  Новаторские  принципы
развиваются в постановках балетмейстера М. М. Фокина - "Павильон Армиды"
Черепнина (1907), "Шопениана" (1908) и др.
   В  годы,  предшествовавшие  Великой  Окт.  революции,  т-р  переживал
кризис. "Официозное" положение столичного т-ра, консерватизм придворного
ведомства влияли на его репертуар. Руководство т-ра нередко игнорировало
значительные произведения отечеств.  композиторов.  Лишь  под  давлением
передовой общественности  пост.  опера  Римского-Корсакова  "Сказание  о
невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1907), по  инициативе  Шаляпина
возобновлены "Борис Годунов" и "Хованщина".
   Победа Великой Окт. социалистич. революции поставила  т-р  на  службу
народу. 9 нояб.1917 т-р был  передан  в  ведение  Нар.  комиссариата  по
просвещению, а летом 1920 вош„л в систему академич. т-ров  Петрограда  и
Москвы, получив наименование: Гос. академич. т-р  оперы  и  балета.  Т-р
заполнили новые зрители - солдаты, матросы, рабочие, крестьяне. Вс„, что
перекликалось с революц. событиями (оперы "Фенелла" Обера, 1918,  "Кашей
бессмертный"  Римского-Корсакова,  1919)  или  высмеивало  самодержавный
строй  ("Золотой   петушок",   1919),   встречалось   новой   аудиторией
восторженно.
   В течение 20 - нач. 30-х гг. т-р переживал сложный период  исканий  и
внутр. перестройки. Ставя  классич.  произведения,  коллектив  стремился
воплотить в оперных и балетных спектаклях революц. тему. Первые  попытки
в этой области -  балеты  "Величие  мироздания"  на  муз.  4-й  симфонии
Бетховена (1923), "Красный вихрь" Дешевова (1924, оба пост.  Лопуховым);
однако  в  этих  спектаклях  сказались  распростран„нные   в   те   годы
декадентские тенденции. Неудачные эксперименты  проводились  также  и  в
опере ("Дальний звон" Шрекера, "Плотина" Мосолова). Со  второй  половины
20-х гг. в репертуаре т-ра появляются подлинно новаторские спектакли.  С
острым  юмором   и   изобретательностью   пост.:   балет   "Пульчинелла"
Стравинского (1926,  балетм.  Лопухов),  комич.  опера  "Любовь  к  тр„м
апельсинам" Прокофьева (1926). Крупным событием театр. жизни стала пост.
в подлинной редакции оперы "Борис Годунов" (1928), современно прозвучала
опера "Вильгельм Телль" Россини (1932). В  конце  20  -  нач.  30-х  гг.
ставятся оперы сов. композиторов: "Орлиный бунт" (1925)  и  "Ч„рный  яр"
(1931) Пащенко, "Л„д и сталь" Дешевова (1930).
   В 20-е гг. в т-ре работали дириж„ры А. В. Гаук, В. А. Дранишников, Р.
Е.    Дриго,    С.    В.    Ельцин,    А.    К.    Коутс,Э.А.     Купер,
Н.А.Малько,Д.И.Похитонов,
   Г. Г. Фительберг, реж. А. Б. Винер, Э. И. Каплан, И. М. Лапицкий,  В.
А. Лосский, С. Д. Масловская, В.  Э.  Мейерхольд,  С.Э.  Радлов,  Н.  В.
Смолич, балетм. А. Я. Ваганова, В. И. Вайнонен, Л. С.  Леонтьев,  Ф.  В.
Лопухов, В. И. Пономар„в, А. И. Чекрыгпн; художники - А. Я. Головин,  В.
В. Дмитриев" К. А. Коровин, В. А. Щука. В т-р приходит  новая  блестящая
плеяда певцов: Р. Г.  Горская,  Р.Л.  Изгур,  К.  В.  Кузнецова,  В.  К.
Павловская, Н. К. Печковский, М. О.  Рейзен,  В.  Р.  Сливинский  и  др.
Активную помощь оказывал т-ру композитор Б. В. Асафьев.
   Новый этап развития сов. лит-ры и  иск-ва  открыло  постановление  ЦК
ВКП(б) от  23  апреля  1932  "О  перестройке  литературно-художественных
организаций".  Вскоре  в  балетном  репертуаре  т-ра  появляются   новые

Страницы: «« « 1332   1333   1334   1335   1336   1337   1338   1339   1340  1341   1342   1343   1344   1345   1346   1347   1348   1349   1350  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия