|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1326 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 1341 1342 1343 1344 » »» В годы Великой Отечеств, войны большинство т-ров было эвакуировано из
Л. В 1942 был организован т. н. "блокадный" т-р (ныне Ленинградский
драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской).
В 1964 в Л. работают: Академич. т-р оперы и балета им. Кирова,
Академич. т-р драмы им. Пушкина, Большой драм. т-р им. Горького,
Ленингр. Малый академический т-р оперы и балета, Т-р Комедии, Т-р юных
зрителей, Т-р им. Ленинского комсомола, Т-р им. Ленсовета, Драм. т-р им.
Комиссаржевской, Т-р муз. комедии, Большой т-р кукол, Т-р кукол под рук.
Деммени, Т-р Сказки, 2 обл. драм. т-ра, цирк, оперная студия
консерватории, Т-р эстрады, Т-р миниатюр.
В Л. имеются: Ин-т театра, музыки и кинематографии (см. Ленинградский
научно-исследовательский институт театра,'музыки и кинематографии).
Консерватория, Театр. библиотека (см. Библиотеки театральные).
Ленинградский театральный музей, Ленинградская филармония (Большой и
Малый залы им. Глинки). К .0.
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - см. Библиотеки театральные.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ БОЛЬШОЙ, ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ М.
ГОРЬКОГО - см.Болъшой драматический театр.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМЕНИ А. С.
ПУШКИНА (Государственный орденаТру-дового Красного Знамени академический
театр драмы имени А. С. П у ш к и н а; в 1832-1920 наз. Александрийский
театр) - русский театр. Старейший драм. т-р СССР. Был создан в 1756 как
первый проф. постоянный публичный гос. т-р (наз. "Русский для
представления трагедий и комедий т-р"; директор - А. П. Сумароков, затем
- Ф. Г. Волков). Имел большое значение в обществ, жизни эпохи. История
т-ра тесно связана с развитием реадизма в рус. сценич. иск-ве. Труппа
формировалась под руководством режисс„ра, акт„ра и педагога И. А.
Дмитревского. В репертуар т-ра во 2-й пол. 18 в. входили: произв. А. П.
Сумарокова, Я. Б. Княжнина, сатирич. комедии В. В. Капниста, П. А.
Крылова, бытовые пьесы В. И. Лукина, П. А. Плавилыцикова и др., п
зап.-европ. авторов-П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Ж. Б. Мольера. П.
Бомарше и др. Выдающуюся роль в становлении петерб. т-ра сыграло
творчество Д. П. Фонвизина - одного из основоположников сатирич.
направления в рус. лит-ре и сценич. иск-ве, позднее Крылова, Грибоедова,
Гоголя. "Недоросль" Фонвизина был впервые пост. (1782) на сцене петерб.
т-ра с участием Дмитревского (Старо дум), Плавилыцикова (Правдин),
Михайловой (Простакова), Соколова (Скотинин), Шумского (Еремеевна).
С нач. 1770-х гг. видное место в репертуаре петерб. драм. труппы
заняла комич. опера - своеобразный театр. жанр, сочетавший драм.
действие с музыкой, пением и танцами. Основанная на сюжетах из жизни
крестьян и ремесленников, комич. опера быстро завоевала популярность
среди широкой публики и во многом способствовала демократизации т-ра.
Исполнительское иск-во т-ра конца 18 - нач. 19 вв. характеризовалось
преодолением условных при„мов классицизма, усилением
эмоционально-пси-хологич. начала, стремлением к жанрово-бытовой
конкретизации образа. Прогрессивные демократич. тенденции определяли
творчество петерб. акт„ров С. Н. Сандунова, А. М. Крутицкого, П. А.
Плавиль-щикова, А. Д. Каратыгиной и др. Эволюция акт„рского иск-ва на
рубеже 18-19 вв. отч„тливо проявилась в творчестве Я. Е. Шушерина.
Классицистский акт„р, он в то же время стремился к естественности к
простоте, выступая в мелодраме и сентиментальных пьесах. В нач. 19 в.
успехом пользовалась сентиментальная драма, воспроизводившая
"обыкновенную" жизнь, раскрывавшая внутр. мир простых людей ["Лиза, или
Торжество благодарности" Ильина, 1802, "Лиза, или Следствие гордости и
обольщения" Ф„дорова, 1802 (переделка "Бедной Лизы" Карамзина), и др.].
В период рус.-франц. войны важнейшее обществ, значение имели постановки
в петерб. т-ре патриотич. трагедий В. А. Озерова ("Эдип в Афинах", 1804,
"Димитрий Донской", 1807, и др.) с участием трагич. акт„ров Е. С.
Сем„новой и А. С. Яковлева. В игре этих акт„ров наметился отход от
строгих клас-сицистских норм, появились эмоциональность, искренность,
гражданский патриотич. пафос.
Во 2-м десятилетии 19 в. вс„ большее место в репертуаре т-ра занимали
комедия и водевиль (А.А. Шаховской, М. Н. Загоскин, Н. И. Хмельницкий).
Среди исполнителей комедийно-водевильного репертуара- М. И. Валъберхова
и И. И. Сосницкий. С петерб. сценой тесно связана деятельность
Грибоедова и Пушкина. Здесь были пост. ранние комедии Грибоедова
"Молодые супруги" (1815) и "Притворная неверность" (1818, переделка
комедии Барта). Известная статья Пушкина "Мои замечания об русском
театре" (1820) основана на творч. практике петерб. т-ра. В 20-е гг. т-р
обратился к романтич. репертуару (инсц. поэм А. С. Пушкина, В. А.
Жуковского, романов В. Скотта и др.), под воздействием к-рого сложились
принципы романтического, эмоционально-действенного акт„рского иск-ва.
Спектакли т-ра давались в разл. помещениях города. В 1832 было
сооружено новое театр. здание. С этого времени т-р стал паз.
Александрийским (в честь жены Николая I - Александры Ф„доровны).
Здание т-ра - одно из лучших произв. рус. классицизма. Сооружено в
1828-32 зодчим К. И. Росси, к-рый для этой цели перепланировал значит,
участок города у Невского проспекта, создав большой архитектурный
ансамбль. Осн. зданием ансамбля является т-р, поставленный в глубине
площади, открытой в сторону проспекта. Главный, южный фасад выразительно
оттен„н глубокой лоджией с 6 коринфскими колоннами. На аттике фасада -
колесница Аполлона (скульптор С. С. Пименов), на боковых фасадах -
8-колонные выступы подъездов. Северный фасад повторяет мотив южного, но
не имеет лоджии.
Открытие театра в новом' помещении состоялось 31 августа 1832
спектаклем "Пожарский, или Освобожд„нная Москва" Крюковского. Начало
деятельности Александрийского т-ра совпало с периодом политической
реакции, к-рая тяжело отразилась на дальнейшем развитии т-ра.
Находившийся в непосредственном ведении царского двора, т-р особенно
ощущал воздействие реакции. Пьесы Грибоедова, Лермонтова, Пушкина
подвергались цензурным гонениям. Осн. место в репертуаре заняли
легковесные водевили, отвлекавшие зрителей от реальных жизненных
конфликтов, консервативная мелодрама и псевдоисто рич. драма (Н. В.
Кукольник, Н. А. Полевой, П. Г. Ободовский, Р. М. Зотов и др.). Подобный
репертуар ограничивал творч. развитие акт„ров. В исполнительском пск-ве
на первый план выдвигалось технич. мастерство, особенно
культивировавшееся в водевиле (Н. О. Дюр и др.). С традициями
классицизма было связано творчество трагических акт„ров В. А. Каратыгина
и Я. Г. Брянского.
Однако уже в 30-е гг. развернулась острая борьба за прогрессивные
Страницы: «« « 1326 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 1341 1342 1343 1344 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |