Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1301   1302   1303   1304   1305   1306   1307   1308   1309  1310   1311   1312   1313   1314   1315   1316   1317   1318   1319  » »»

вариант, Чанга).
   1956. "Мальчик с пальчик" Медыня  (Лиспа),  "Корсар"  Адана  (Чанга),
"Тангейзер" (Васильев), "Жизель" (Чанга).
   1957. "У  голубого  Дуная"  на  музыку  Штрауса  (Тангиева-Бирзниек),
"Стабурадзе" А. Калныня (Чанга), "Девушка  из  Калифорнии"  ("Девушка  с
Запада") Пуччини (Васильев), "Осуждение Фауста" Берлиоза  (в  концертном
исполнении, дириж„р Тоне).
   1958. "Лоэнгрин" (Васильев); "Шопениана"; "Болеро" Равеля, "Волшебные
куклы" на муз. Россини (все три - Тангиева-Бирзниек), "Зел„ная мельница"
Зариня (Петерсон).
   1959. "Саломея" Штрауса (Яунушан),  "Щелкунчик"  (Тангиева-Бирзниек);
"Бал-маскарад" Верди  (Лиепа),  "Овод"  Спадавеккиа  (Лиепа),  "Ригонда"
Гринблата (Тангиева-Бирзниек), "Риголетто" (Лиепа).
   1960.  "Обручение  в  монастыре"  ("Дуэнья")  Прокофьева  (Васильев),
"Спартак" Хачатуряна (Чанга), "Вей, ветерок" Томсон (Лиепа), "Севильский
цирюльник" (Лиепа), "Дон Кихот" (Чанга).
   1961. "Манфред" на  музыку  Шумана  (Зиле),  "Улаф  Трюгвасон"  Грига
(Зиле), "Франческа да Римиии" Рахманинова (Пуце), "Симфонические  танцы"
на музыку Рахманинова (Тангиева-Бирзниек), "Война и мир" (Лиепа), "Вечер
балетных миниатюр" (Тангиева-Бирзниек, Каначи, Витынь, Цуканов, Якобсон,
Блинов), "Свадьба Фигаро" (Пуце).
   1962.  "Спящая  красавица"  (Тангиева-Бирзниек),  "Долина"  д'Альбера
(Лиспа), "Судьба человека"  Дзержинского  (Лиепа),  "Дон  Карлос"  Верди
(Пуце), "Сказка о Балде" Чулаки (Тангиева-Бирзниек).
   1963.  "Валькирия"  Вагнера  (Лиспа),  "Лесная  песня"   Скорульского
(Вронский),  "Укрощение  строптивой"  Шебалина  (Заринь),  "Радуга"  Оре
(Витынь), "Пан и Сиринга" Барскова (Лемберг), "Кубинские мелодии"  (обр.
Пауля;
   Блинов),  "Катерина  Измайлова"  Шостаковича   (Лиепа),   "Шакунтала"
Баласаняна (Тангиева-Бирзниек).
   Лит.: Государственный ордена Трудового  Красного  Знамени  акад.  т-р
оперы и балета Латв. ССР, Рига, 1958; 30 лет Государствен. театра  оперы
и балета ЛССР, Рига, 1949; Театры Советской Латвии, Рига, 1955;  Грошева
Е., Латышский музыкальный театр. "Советская музыка", 1956, ј 4. Я В
   ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА  --  первый
детский т-р Латвии. Осн. в Риге в нач.  1941.  В  труппу  вошли  молодые
акт„ры: И. Буне, В. Кимелис, И. Лиепа, М. Клетниеце,  А.  Стемпс  и  др.
Первые спектакли:
   "Золотой ключик" по А. Н. Толстому, "Как закалялась сталь";  "Голубое
и розовое" Бруштейн. Отечеств. война прервала деятельность т-ра.  Работа
возобновилась в 1945. В 1945-46 были пост. "Ворон„нок" Райниса,  "Юность
отцов" Горбатова, "Свет" Рокпелниса. С 1946 в  т-ре  работают  латыш.  и
рус. труппы. В 1946- 1954 т-р возглавлял  режисс„р  Б.  Праудинь,  к-рый
пост. "Сын полка" Катаева (1946),  "Грач-птица  весенняя"  Мстиславского
(1947), "Я хочу домой"  Михалкова  (1948),  "В  гору"  Саксе  (1951).  В
1955-59 гл.  реж.  т-ра  был  П.  Хомский,  пост.  спектакли:  "Эмиль  и
берлинские  мальчишки"  Кестнера  (1957),  "В  поисках  радости"  Розова
(1957), "Чертова мельница" Дрды и Штока (1959). Среди  спектаклей  т-ра:
"Золотой конь" Райниса (1956), "Республика улицы Варну"  по  Я.  Гризиню
(1958), "Нуль по поведению" Стоянеску и Савы (1959), "Принцесса Гундега"
Бригадере (1961), "Это не так просто" Шмел„ва (1962), "Внуки Колумба" по
Скуиню (1962).
   В латышской труппе т-ра (1963): Л. Бауман, Я. Грантынь, И.  Буне,  В.
Сингаевская, Э. Балдинь, Т. Аболинь, А. Гульбе, Г. Герхард, А.  Круминя,
В. Скурстене, Я. Витолинь и др. Режисс„ры - И. Кренберг и А.  Лининь.  В
рус. труппе: И. Крон-берг, Р. Дамбран,  Ч.  Михневич,  А.  Ковал„ва,  О.
Водо-лагин, художники-М. Китаев, Д. Рожлапа. В. X.
   ЛАТВИЙСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР  ИМЕНИ  Я.  РАЙНИСА  (Государственный
Художественный театр им. Я. Райниса Латв.ССР) - один из ведущих  театров
Латвии. Создан в 1920, открыт 19 ноября спектаклем Я. Райниса "Индулис и
Ария". Наз. ВаНез 1еа1п8. Создателем и худ. рук. т-ра со  дня  основания
является Э. Смилгис. Т-р с первых же дней организации искал новые пути в
театр. иск-ве, в„л борьбу против рутины,  стремился  найти  для  каждого
спектакля своеобразную выразительную форму. Привлекались консультанты по
сценич. движению (Ф.Эртнер), по музыке (Б. Сосар), по сценич. оформлению
(О. Скуль-ме), по сценич. речи (Симеон), полит, части (Залите). В театре
работали акт„ры: Г. Жибалт,  Т.  Банга,  Т.  Лацис,  Ар.  Михельсон,  Э.
Виестур, Э. Мач, К. Паб-рик, Л. Берзинь, Э.  Брамберг,  А.  Балдоне,  А.
Фи-липсон, Л. Жвигуле.
   Гл. место в репертуаре т-ра занимали  произв.  латыш.  и  зап.-европ.
классики. Особое значение имели пост. пьес Я. Райниса: "Играл я, плясал"
(1926), "Вей, ветерок!" (1929), "Иосиф и его братья" (1933), "Ворон„нок"
(1937). Т-р постоянно обращался к Шиллеру и Шекспиру:  "Гамлет"  (1922),
"Сон в летнюю ночь" (1922), "Много шума из ничего" (1923), "Юлий Цезарь"
(1934), "Отелло" (1937, Отелло -  Смилгис),  "Вильгельм  Телль"  (1928),
"Дон Карлос" (1928), "Орлеанская дева" (1939, Жанна дАрк - Л.  Берзинь).
Среди значит. спектаклей т-ра - "Пер Гюнт"  Ибсена  (1939,  Пер  Гюнт  -
Смилгис, Сольвейг - Берзинь), "Фауст" Г„те (Фауст -  Смилгис),  а  также
инсц. и пьесы В. Гюго - "Отверженные" (1922), "Эрнани" (1926)  и  "Собор
Парижской богоматери" (1929). Но в то же время  т-р  был  вынужден  идти
навстречу требованиям бурж.  зрителя  и  ставил  легковесные  переводные
комедии. В нек-рых спектаклях т-ра сказались эстетские увлечения ("Огонь
и ночь", 1921), тенденция к  модернизации  классики  (переделка  комедии
"Много шума из ничего" Шекспира, 1930, под назв.  "Амур  на  дредноуте",
действие происходит на совр. англ. военном корабле).
   После восстановления в Латвии Сов. власти (1940) из  репертуара  были
исключены пьесы, проникнутые бурж. национализмом, и легковесные комедии.
В 1940-41 Э. Смилгис пост. "Интервенцию" Славина и "Бронепоезд 14-69".
   Фашистская оккупация прервала подъ„м латыш. театр. иск-ва. Новый этап
в творчестве т-ра начался после освобождения от оккупации.  В  40-е  гг.
были пост.  значительные  спектакли:  "Егор  Булычев  и  другие"  (1946,
Булычев - Филипсон),  "Вей,  ветерок!"  Райниса  (1945,  реж.  Смилгис),
"Много шума из ничего" (1946, Смилгис); "За тех. кто в море!"  Лаврен„ва
(1946, реж. Смилгис), "Огонь и  ночь"  Райниса  (1947,  Гос.  пр.  СССР,
Лачплесис-Филипсон, Спидола-Берзинь),  "Анна  Каренина"  (1949,  Анна  -
Берзинь), "М„ртвые души" по Гоголю (1952, реж. Смилгис). В период культа
личности Сталина в деятельности  т-ра  сказывались  отрицат.  тенденции;
снизился романтико-героич. стиль, присущий этому коллективу.
   После XX съезда  КПСС  (1956)  лучшие  традиции  т-ра  возродились  и
получили возможность дальнейшего развития. Осн. принципами  т-ра  стали:

Страницы: «« « 1301   1302   1303   1304   1305   1306   1307   1308   1309  1310   1311   1312   1313   1314   1315   1316   1317   1318   1319  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия