Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1304   1305   1306   1307   1308   1309   1310   1311   1312  1313   1314   1315   1316   1317   1318   1319   1320   1321   1322  » »»

монумент, драматич. произв., где в  яркой  обобщ„нной  форме  отразилась
освободит, борьба латыш. народа.  Эта  драматич.  поэма  носит  характер
философской трагедии. Пьесы Райниса насыщены нац. фольклором и  историч.
мотивами:  "Полуидеалист"  (1903),  "Золотой  конь"   (1909),   трагедия
"Индулис и Ария" (1912), "Играл я, плясал" (1921),  "Ворон„нок"  (1921).
Особо выделяется лирич., психологич. пьеса  "Вей,  ветерок!"  (1913),  в
к-рой создан образ простой  женщины  из  народа,  исполненный  нежности,
чистоты чувства, мужества, несгибаемой воли.
   В нач. 20 в. вступил в драматургию А. Упит. Впервые в Л. д. он создал
реалистич.   образы   представителей   революц.   пролетариата:   старый
революционер Авота и его дочь  Расма  в  драме  "Голос  и  эхо"  (1911),
работница Зелма Лайвиня в драме "Один и многие" (соч. 1913, пост. 1917).
   Достижением Л. д.  являются  также  одноактная  пьеса  Райниса  "Гирт
Вилке" (соч. 1905, пост. 1917) и драма Я.  Линдулиса  "Дижудрская  Мале"
(1912). В нач. 20 в. появляются новые молодые драматурги:
   А. Бригадере, Э. Вулъф, Я. Яунсудрабинь  (1877-  1962),  Я.  Акуратер
(1876-1937), Я. Вайновский (р. 1877). В этот  период  получает  развитие
жанр  пьесы-сказки,  пьесы-легенды,  отмеченный  романтич.  тенденциями.
Пьеса Бригадере "Спридитис" (1903) положила  основание  развитию  латыш.
детской драматургии. Успехом пользовалась е„ пьеса "Принцесса Гундега  и
король Брусубарда" (1911). В период революции  1905  передовые  обществ,
настроения выразила пьеса Аспазии "Серебряное покрывало" (1905).
   Дальнейшее  развитие  получает  реалистич.  демократич.  драматургия.
Блауман пишет: "Индраны"  (1904),  "В  огне"  (1905),  одноактную  пьесу
"Субботний вечер" (1909). Эти  пьесы  затрагивают  новые  темы:  тяж„лая
старость  трудящегося  человека  в  условиях   капитализма   ("Субботний
вечер"), звериная мораль  капиталистов  ("Индраны");  в  них  созданы  и
образы новых людей. Дальнейших успехов достигает жанр комедии:
   "Дни  портных  в  Силмачах"  Блаумана  (1902),  "Сенсация"  (1915)  и
"Праздник в Скангале" (соч. 1916, пост.
   1918) Вульфа, "В наших телятах  -  наше  будущее"  Вайновского  (соч.
1914) и др. С сатирич. одноактными пьесами выступает и А. Упит.  Большое
значение для развития Л д. имели статьи первого латыш. критика-марксиста
Я. Янсона-Брауна (1872-1917) и др.
   В период Октябрьской революции  и  Сов.  власти  в  Латвии  (1917-19)
созданы драма Паэгле "Воскресение" (1917, изд. 1947), одноактные  пьесы:
"У ворот тюрьмы" Паэгле (1917), "Встреча после разлуки" Эй-демана  (соч.
1918, пост. 1934).
   После захвата в Латвии власти буржуазией (конец
   1919) латыш. сов.  драматургию  развивали  писатели,  жившие  в  Сов.
Союзе:  Р.  Эйдеман  (1895-1937),  К.  Йо-кум  (1894-1941),  С.   Бергис
(1887-1938), Э. Эферт-Клусайс (1889-1927), Я.  Страуян  (1884-1938),  А.
Ка-дикис-Грозный (1901-34), Астра (Л. Дирике, р. 1890), Клития (А. Скуя,
1892-1931), Ю. Юлиан (Ю. Балодис, р. 1897), Дзиркстеле (К.Озолинь) и др.
Их  пьесы  посв.  борьбе  латыш.  пролетариата  за  сво„   освобождение:
"Авантюра" Йокума и Апиниса, "Волки" Эйдемана (соч. 1934),  "Уже  прошла
ужасная ночь" Страуяна (соч. 1935), "Стрелки поворачивают винтовки" К  а
дикиса-Грозного  и  Эйдука  (1933).  Борьба  сов.  людей  за  построение
социализма в 20-30-е гг. нашла отражение в пьесах "Навстречу солнцу"  Э.
Са-лениека (соч. 1924), "Ударные комплекты"  Дзиркстеле  (1932),  "Порыв
нив" Йокума  (1929).  Жизнь  бурж.  Латвии  обличают  сатирич.  комедии:
"Конспиративная квартира" Э. Шиллера (1922), '"Правительственный кризис"
Судраба (1933) и др.
   Творчество прогрессивных писателей, живших в бурж. Латвии (Я. Райнис,
А. Упит, Л. Лайцен, Л. Паэгле), было ограничено требованиями реакционных
кругов. Нек-рые писатели обратились к созданию трагедий  на  историч.  и
фольклорные сюжеты:  "Любовь  сильнее  смерти"  (1927),  "Илья  Муромец"
(1928) Райниса, "Мирабо" (1926) и "Жанна д'Арк"  (1930)  Упита.  В  этих
произв. верно показаны отношения между  вожд„м  и  массами,  подч„ркнута
ведущая роль народа в историч. процессе. В жанре сатирич. комедии  писал
Упит - "Купальщица Сусанна" (1922), "Муж вдовы"  (1925),  "Заколдованный
круг" (1929), "Победа ‚шки Зингиса" (1933) и  Паэгле  -  "За  и  против"
(1924), "Соль земли" (1925), Ю. Ванаг - "Порыв ветра" (1933) и др.
   Драматурги разоблачали правителей  бурж.  Латвии  и  их  прихвостней.
Творч. исканиями отмечены пьесы Л. Лайцена и  нек-рых  молодых  авторов.
Драматурги Я. Яунсудрабинь, Э. Залите, Я. Грот  (р.  1901),  Э.  Адамсон
(1907-46) обращались к бытовым и историч. сюжетам, внося в свои  произв.
элементы социальной критики:  "Инвалид  и  Ралла"  Яунсудрабиня  (1934),
"Пушкин" Грота (1937). Среди лучших пьес этого периода:  лирич.  комедия
Залито "Осенние розы" (1939), сатирич. комедия Адамсона "Глиняный Ансис"
(1938), пьесы-сказки  "Майя  и  Пайя"(1922),  "Волшебная  птица  Лолиты"
(1927) А. Бригадере. В репертуар т-ров вошли пьесы  В.  Лациса  "Кристап
Каугур" (1936), "Маяк на острове" (1937) и инсц. "Сын рыбака" (1934).
   После восстановления в Латвии Сов. власти (1940) начался  новый  этап
развития Л. д. Первая латыш. сов. пьеса "Они проложили  путь"  Ванага  и
Рокпелниса (соч. 1941,  пост.  1945)  показывает  путь  историч.  борьбы
латыш. пролетариата в 1919-40. В годы  Великой  Отечеств.  войны,  когда
Латвия находилась  под  игом  гитлеровской  оккупации,  развитие  Л.  д.
продолжали писатели, эвакуированные в др. районы СССР, -  Ф.  Рокпелнис,
А. Броделе и др. Они создали неск. одноактных  пьес  о  событиях  войны.
Упит написал историч. трагедию "Спартак" (1945), Лацис-пьесу  "Невестка"
(1945).
   Расцвет латыш.  сов.  драматургии  начался  после  Великой  Отечеств,
войны. Продолжали свою творч. деятельность А. Упит и В.  Лацис,  активно
работали для т-ра А. Григулис, Э. Залите, Ю. Ванаг,  Ф.  Рокпел-нис,  А.
'Броделе. После XX. съезда КПСС в драматургию вступили новые талантливые
драматурги: Ж. Грива (р. 1910), В.  Виганте  (р.  1913),  Я.  Лусис  (р.
1932), П. Петерсон (р. 1923), Я. Анерауд (р. 1924), Э. Илмере (р.  1917)
и др., широкую популярность приобрела драматургия Г. Приеде.
   Многие пьесы, созданные драматургами  Латвии  в  40-50-х  гг.,  посв.
восстановлению жизни в стране после войны, социалистич. строительству  в
городе и деревне - "Встреча на берегу"  Ванага  (1948),  "Весна  в  селе
Речном" Броделе (1948). Внимание драматургов привлекли внутр. конфликты,
сопровождающие переход людей, выросших в условиях капитализма,  к  новой
жизни, превращение их в граждан сов. страны - "Глина и фарфор" Григулиса
(1947), "Учитель Страуме" Броделе  (1948),  "Так  начался  день"  Лусиса
(1958). Революц. прошлому и событиям Отечеств, войны посв. пьесы  "Тропа
батраков" И. Лемана' (соч.  1945),  "Победа"  Лациса  (1945),  "В  какую
гавань" Григулиса  (1945).  Традиции  романтич.  драматургии  продолжают
пьесы "Юность Райниса" Рокпелниса

Страницы: «« « 1304   1305   1306   1307   1308   1309   1310   1311   1312  1313   1314   1315   1316   1317   1318   1319   1320   1321   1322  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия