|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1304 1305 1306 1307 1308 1309 1310 1311 1312 1313 1314 1315 1316 1317 1318 1319 1320 1321 1322 » »» монумент, драматич. произв., где в яркой обобщ„нной форме отразилась
освободит, борьба латыш. народа. Эта драматич. поэма носит характер
философской трагедии. Пьесы Райниса насыщены нац. фольклором и историч.
мотивами: "Полуидеалист" (1903), "Золотой конь" (1909), трагедия
"Индулис и Ария" (1912), "Играл я, плясал" (1921), "Ворон„нок" (1921).
Особо выделяется лирич., психологич. пьеса "Вей, ветерок!" (1913), в
к-рой создан образ простой женщины из народа, исполненный нежности,
чистоты чувства, мужества, несгибаемой воли.
В нач. 20 в. вступил в драматургию А. Упит. Впервые в Л. д. он создал
реалистич. образы представителей революц. пролетариата: старый
революционер Авота и его дочь Расма в драме "Голос и эхо" (1911),
работница Зелма Лайвиня в драме "Один и многие" (соч. 1913, пост. 1917).
Достижением Л. д. являются также одноактная пьеса Райниса "Гирт
Вилке" (соч. 1905, пост. 1917) и драма Я. Линдулиса "Дижудрская Мале"
(1912). В нач. 20 в. появляются новые молодые драматурги:
А. Бригадере, Э. Вулъф, Я. Яунсудрабинь (1877- 1962), Я. Акуратер
(1876-1937), Я. Вайновский (р. 1877). В этот период получает развитие
жанр пьесы-сказки, пьесы-легенды, отмеченный романтич. тенденциями.
Пьеса Бригадере "Спридитис" (1903) положила основание развитию латыш.
детской драматургии. Успехом пользовалась е„ пьеса "Принцесса Гундега и
король Брусубарда" (1911). В период революции 1905 передовые обществ,
настроения выразила пьеса Аспазии "Серебряное покрывало" (1905).
Дальнейшее развитие получает реалистич. демократич. драматургия.
Блауман пишет: "Индраны" (1904), "В огне" (1905), одноактную пьесу
"Субботний вечер" (1909). Эти пьесы затрагивают новые темы: тяж„лая
старость трудящегося человека в условиях капитализма ("Субботний
вечер"), звериная мораль капиталистов ("Индраны"); в них созданы и
образы новых людей. Дальнейших успехов достигает жанр комедии:
"Дни портных в Силмачах" Блаумана (1902), "Сенсация" (1915) и
"Праздник в Скангале" (соч. 1916, пост.
1918) Вульфа, "В наших телятах - наше будущее" Вайновского (соч.
1914) и др. С сатирич. одноактными пьесами выступает и А. Упит. Большое
значение для развития Л д. имели статьи первого латыш. критика-марксиста
Я. Янсона-Брауна (1872-1917) и др.
В период Октябрьской революции и Сов. власти в Латвии (1917-19)
созданы драма Паэгле "Воскресение" (1917, изд. 1947), одноактные пьесы:
"У ворот тюрьмы" Паэгле (1917), "Встреча после разлуки" Эй-демана (соч.
1918, пост. 1934).
После захвата в Латвии власти буржуазией (конец
1919) латыш. сов. драматургию развивали писатели, жившие в Сов.
Союзе: Р. Эйдеман (1895-1937), К. Йо-кум (1894-1941), С. Бергис
(1887-1938), Э. Эферт-Клусайс (1889-1927), Я. Страуян (1884-1938), А.
Ка-дикис-Грозный (1901-34), Астра (Л. Дирике, р. 1890), Клития (А. Скуя,
1892-1931), Ю. Юлиан (Ю. Балодис, р. 1897), Дзиркстеле (К.Озолинь) и др.
Их пьесы посв. борьбе латыш. пролетариата за сво„ освобождение:
"Авантюра" Йокума и Апиниса, "Волки" Эйдемана (соч. 1934), "Уже прошла
ужасная ночь" Страуяна (соч. 1935), "Стрелки поворачивают винтовки" К а
дикиса-Грозного и Эйдука (1933). Борьба сов. людей за построение
социализма в 20-30-е гг. нашла отражение в пьесах "Навстречу солнцу" Э.
Са-лениека (соч. 1924), "Ударные комплекты" Дзиркстеле (1932), "Порыв
нив" Йокума (1929). Жизнь бурж. Латвии обличают сатирич. комедии:
"Конспиративная квартира" Э. Шиллера (1922), '"Правительственный кризис"
Судраба (1933) и др.
Творчество прогрессивных писателей, живших в бурж. Латвии (Я. Райнис,
А. Упит, Л. Лайцен, Л. Паэгле), было ограничено требованиями реакционных
кругов. Нек-рые писатели обратились к созданию трагедий на историч. и
фольклорные сюжеты: "Любовь сильнее смерти" (1927), "Илья Муромец"
(1928) Райниса, "Мирабо" (1926) и "Жанна д'Арк" (1930) Упита. В этих
произв. верно показаны отношения между вожд„м и массами, подч„ркнута
ведущая роль народа в историч. процессе. В жанре сатирич. комедии писал
Упит - "Купальщица Сусанна" (1922), "Муж вдовы" (1925), "Заколдованный
круг" (1929), "Победа ‚шки Зингиса" (1933) и Паэгле - "За и против"
(1924), "Соль земли" (1925), Ю. Ванаг - "Порыв ветра" (1933) и др.
Драматурги разоблачали правителей бурж. Латвии и их прихвостней.
Творч. исканиями отмечены пьесы Л. Лайцена и нек-рых молодых авторов.
Драматурги Я. Яунсудрабинь, Э. Залите, Я. Грот (р. 1901), Э. Адамсон
(1907-46) обращались к бытовым и историч. сюжетам, внося в свои произв.
элементы социальной критики: "Инвалид и Ралла" Яунсудрабиня (1934),
"Пушкин" Грота (1937). Среди лучших пьес этого периода: лирич. комедия
Залито "Осенние розы" (1939), сатирич. комедия Адамсона "Глиняный Ансис"
(1938), пьесы-сказки "Майя и Пайя"(1922), "Волшебная птица Лолиты"
(1927) А. Бригадере. В репертуар т-ров вошли пьесы В. Лациса "Кристап
Каугур" (1936), "Маяк на острове" (1937) и инсц. "Сын рыбака" (1934).
После восстановления в Латвии Сов. власти (1940) начался новый этап
развития Л. д. Первая латыш. сов. пьеса "Они проложили путь" Ванага и
Рокпелниса (соч. 1941, пост. 1945) показывает путь историч. борьбы
латыш. пролетариата в 1919-40. В годы Великой Отечеств. войны, когда
Латвия находилась под игом гитлеровской оккупации, развитие Л. д.
продолжали писатели, эвакуированные в др. районы СССР, - Ф. Рокпелнис,
А. Броделе и др. Они создали неск. одноактных пьес о событиях войны.
Упит написал историч. трагедию "Спартак" (1945), Лацис-пьесу "Невестка"
(1945).
Расцвет латыш. сов. драматургии начался после Великой Отечеств,
войны. Продолжали свою творч. деятельность А. Упит и В. Лацис, активно
работали для т-ра А. Григулис, Э. Залите, Ю. Ванаг, Ф. Рокпел-нис, А.
'Броделе. После XX. съезда КПСС в драматургию вступили новые талантливые
драматурги: Ж. Грива (р. 1910), В. Виганте (р. 1913), Я. Лусис (р.
1932), П. Петерсон (р. 1923), Я. Анерауд (р. 1924), Э. Илмере (р. 1917)
и др., широкую популярность приобрела драматургия Г. Приеде.
Многие пьесы, созданные драматургами Латвии в 40-50-х гг., посв.
восстановлению жизни в стране после войны, социалистич. строительству в
городе и деревне - "Встреча на берегу" Ванага (1948), "Весна в селе
Речном" Броделе (1948). Внимание драматургов привлекли внутр. конфликты,
сопровождающие переход людей, выросших в условиях капитализма, к новой
жизни, превращение их в граждан сов. страны - "Глина и фарфор" Григулиса
(1947), "Учитель Страуме" Броделе (1948), "Так начался день" Лусиса
(1958). Революц. прошлому и событиям Отечеств, войны посв. пьесы "Тропа
батраков" И. Лемана' (соч. 1945), "Победа" Лациса (1945), "В какую
гавань" Григулиса (1945). Традиции романтич. драматургии продолжают
пьесы "Юность Райниса" Рокпелниса
Страницы: «« « 1304 1305 1306 1307 1308 1309 1310 1311 1312 1313 1314 1315 1316 1317 1318 1319 1320 1321 1322 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |