Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1305   1306   1307   1308   1309   1310   1311   1312   1313  1314   1315   1316   1317   1318   1319   1320   1321   1322   1323  » »»

   (1948)  и  "Разыгралася  метель"  Гривы  (1957).  Образы  молод„жи  и
представителей технич. интеллигенции создал в  своих  лирич.  драмах  Г.
Приеде - "Хотя и осень" (1956), "Положительный образ"  (1959)  и  др.  В
т-рах Латвии и др.  республик  пост.  лирич.  драма  В.  Виганте  "Вечно
зел„ные пальмы" (1959), драма П. Петерсона "Мне тридцать лет" (1962).
   Широкое развитие получил жанр комедии:  "Лампочки  в  мешке"  У  пита
(1948), "Слово женщинам" Залите (1949),  "Солдатская  шинель"  Григулиса
(1955), лирич. комедии "Лето младшего брата" (1955) и "Девушка Нормунда"
(1958)  Приеде.  Латыш,  комедиографы  стремятся   создать   остроумный,
афористич.  диалог.  Формируется  драматургия   для   детей   -   "Свет"
Рок-пелниса  (1945),  "Тени  на   дороге"   Анджане-Звиргздинь   (1958),
создаются муз. комедии - "В краю  голубых  оз„р"  Залите  (1954)  и  др.
Широко инсценируются произв. латыш. сов. прозы: "Земля зел„ная" (1950) и
"Просвет в тучах" (1961) Упита. В области  театр.  критики  работают  Я.
Калнынь, Л. Дзене, В. Фрей-мане, Ю. Паберз, Л. Акуратере, С. Фрейнберг и
др.
   Лит.: Очерк  истории  латышской  советской  литературы,  Рига,  1957;
Latviesu literaturas vesture, I-VI,  Riga,  1956-63;  Сборник  латышской
литературы под ред. В. Брю-сова, М. Горького, Пг., 1916. Д. В.
   "ЛАТЫШСКАЯ ОПЕРА" - первый латышский национальный оперный театр. Осн.
в 1913 в Риге П. Юрьяном. До организации "Л. о."  оперные  спектакли  на
латыш. яз. ставились эпизодически на сценах латыш. драм. т-ров. "Л.  о."
просуществовала до 1915; прекратила свою деятельность в связи с  войной.
В 1918 т-р "Л. о." был восстановлен  одним  из  основоположников  латыш.
нац. музыки Я. Витолом, в 1919 т-р стал гос.  оперным  т-ром  и  получил
назв. "Опера Сов. Латвии" (см.  Латвийский  театр  оперы  и  балета).  В
репертуаре "Л. о." были оперы "Евгений Онегин",  "Пиковая  дама",  "Иван
Сусанин", "Кармен", "Травиата", "Риголетто"; "Сельская честь"  Масканьи,
"Паяцы" и др. Среди видных деятелей "Л. о.": певицы  А.  Бене-фелде,  О.
Плявниеце, М. Вигнер-Гринберг, Э. Жуби-те, певцы П. Сакс, О. Ж убит,  А.
Кактынь, Я. Ниедра и др., дириж„ры П. Юрьян, Ян Медынь, реж. Е. Дубур  и
др. Я. В.
   ЛАТЫШСКИЙ ТЕАТР. В латыш. нар. играх  и  обрядах  заключены  элементы
театр.  иск-ва  (игры  ряженых  -   кекатас,   свадебные   обряды).   Но
многовековое иго нем. завоевателей и гонения  церкви  надолго  задержали
развитие театр. иск-ва. Первое представление на сюжет из Ветхого  завета
состоялось в Риге в 1205 в период завоевания страны  крестоносцами.  Оно
было устроено миссионерами в традициях зап.-европ. мис-териального  т-ра
с целью обращения покор„нных плем„н в христианство.  В  течение  долгого
времени театр. представления в Латвии давались на чужих яз.,  преим.  на
немецком. В 16-17 вв. в Риге процветала школьная драма; с 1-й пол. 17 в.
начались гастроли бродячих акт„рских  трупп,  приезжавших  из  Германии,
Швеции, Голландии. С 1742 в Риге выступала нем. труппа. В  1782  в  Риге
было выстроено спец. театр. здание. Нем. т-ры были в  19  в.  в  Ми-таве
(Елгаве) и Либаве (Лиепае). Первый спектакль на  рус.  яз.  состоялся  в
Риге в 1798; выступала труппа из Петербурга  под  рук.  Петрова.  Первый
рус. т-р в Латвии осн. в 50-е гг. 19 в. в Двинске (Даугав-пилсе). В Риге
с 1871 выступали рус. гастрольные труппы. В 1883 осн. рижский рус. т-р.
   Первые спектакли на латыш. яз. ставились в нач. 19 в. нем.  пасторами
в  пасторатах  и  имениях  помещиков-баронов  с  целью  внушить   народу
покорность и набожность. Между 1818  и  1825  был  пост.  первый  любит,
спектакль  демократич.  направления  -  "Разбойники"  Шиллера.  Развитие
латыш. нац. театр. иск-ва началось в 60-е гг. 19 в. В 1868  в  Риге  был
создан латыш. любительский драм. коллектив, пост.
   "Пьяница БертУлис" (переделка комедии Л. Холь-берга "Йеппе с  горы").
Затем были пост. "Доморощенный"  Алунана  (1869)  и  "Мика  возвращается
домой" Томсона (1870). В 1870 осн. любительский Рижский латышский  театр
во главе с акт„ром,  режисс„ром  А.  Алунаном,  к-рого  называют  "отцом
латышского т-ра". Здесь был пост. "Ревизор" (1870).
   Становление латыш. т-ра происходило  в  эпоху  бурж.  младолатышского
движения, боровшегося против нац.  неравноправия  и  положившего  начало
развитию латыш. нац. культуры. Вслед  за  Ригой  латышские  любительские
спектакли ставились в др. городах Латвии и в Петербурге (в 1875  в  селе
Вецпиебалга впервые на латыш. яз. была  показана  пьеса  А.  Островского
"Свои люди - сочт„мся").
   Во 2-й пол. 70-х гг. руководимый  Алунаном  "Рижский  латышский  т-р"
становится полупрофессиональным. Здесь ставились муз. и драм. спектакли,
но демократич. взгляды Алунана были враждебны бурж. "Рижскому латышскому
об-ву", руководившему т-ром, и в 1885 Алунан был вынужден покинуть  т-р.
Во 2-й пол. 80-х гг. "Рижский латышский т-р"  стал  профессиональным.  С
1893 т-ром руководил П. Озолинь, вводивший в  репертуар  пьесы  Шиллера,
Шекспира,  Блаумана.  90-е  гг.  характеризуются  усилением  демократич.
направленности иск-ва  под  влиянием  прогрессивного  обществ,  движения
"Нового течения". Театр. критика стала ареной острой идеологич.  борьбы.
Представители  "Нового  течения"  выступали  против  реакц.  руководства
"Рижского латышского т-ра", за  прогрессивные  принципы  в  иск-ве.  Под
влиянием "Нового течения" развивалась деятельность любительских т-ров  в
рабочих предместьях Риги, в Лиепае, т-ра в Елгаве,  возглавлявшегося  А.
Алунаном. Эти тенденции нашли отражение в пьесах Аспазии и Ю.  Палевича.
Новый этап в развитии латыш. реали-стич. драматургии и  т-ра  определили
пьесы Р. Блаумана. В 80-90-е гг. выросло первое поколение  латыш.  проф.
акт„ров -  Д.  Акментыня,  Б.  Румниеце.  Ю.  Скайдрите,  Е.  Дубур,  А.
Миерлаук, Р. Янсон, А. Фрейманис, позже Ал. Михельсон и др.  Из  молодых
акт„ров, игравших в  демократич.  любительских  т-рах,  была  составлена
труппа полупроф. т-ра при нар. доме об-ва трезвости  "Аусеклис"  в  Риге
(1901 -06), руководимого Э. Зелтматисом, а также труппа  второго  латыш.
профессионального т-ра в Риге - Нового латышского т-ра (1902-05). В 1905
этот т-р стал революц. трибуной, и царские власти закрыли его.
   В  годы  первой  рус.  революции  1905-07  укрепились  связи  т-ра  с
демократич. зрителем, более тесной стала связь с рус.  иск-вом.  Большое
влияние на  развитие  латыш.  театр.  иск-ва  оказал  Рижский  рус.  т-р
(антреприза К.'Незлобина), располагавший сильной  труппой  (режисс„р  К.
Марджанов) и художественно-зна-чит. репертуаром. Особое  значение  имели
первые пост. на латыш. яз. пьес М. Горького "Мещане" (1904) и  "На  дне"
(1906).
   В годы реакции в Риге работал т-р "Аполло". В  1908  был  осн.  Новый
рижский т-р.  В  его  работе  принимали  участие  представители  рабочих
орг-ций. Широкий обществ, отклик получили пост. пьес Я. Райниса "Огонь и
ночь" (1911), "Индулис и  Ария"  (1912),  "Вей,  ветерок!"  (1914);  они
ознаменовали развитие латыш. режисс„рского (А. Миерлаук, Т.  Амт-ман)  и

Страницы: «« « 1305   1306   1307   1308   1309   1310   1311   1312   1313  1314   1315   1316   1317   1318   1319   1320   1321   1322   1323  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия