Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1298   1299   1300   1301   1302   1303   1304   1305   1306  1307   1308   1309   1310   1311   1312   1313   1314   1315   1316  » »»

т-ре, затем вернулся в оперетту. В 20-х гг. работал в Вене под  рук.  М.
Рейнхард-та. Любимый герой Л.-  "маленький  человек".  Широко  пользуясь
при„мами  буффонады,  клоунады,  гротеска,  Л.  раскрывает  и  драматизм
переживаний своих героев. Л. обладает мягким юмором,  находчивостью,  он
часто обращается к остроумной импровизации, прида„т отрицат.  персонажам
сатирич.  заостр„нность.  Л.  -  прекрасный  танцовщик,  его  исполнение
отличается выразительностью мимики, жеста.
   Роли:  Жужи  ("Золотая  звезда"  Секея),  Даниель   ("Государственный
универмаг" Тибора и Бела), Богдан  Сусик  ("Трембита"  Милютина)  и  др.
Выступает в эстрадных программах ("Десять Латабаров" и др.)  и  варьете,
снимается в фильмах. Пр. им. Кошута (1951).
   Лит.: Гершкович А., Два опереточных комика, "Театр", 1956, ј 3; Г р о
ш е в а Е., Искусство венгерской оперетты, там же, с.  143-145;  Любимец
публики, "Венгрия", 1953, JNTe 10.
   ЛА ТАЙ (La Taille), Жан де (ок. 1533-1608) -  французский  драматург,
поэт. Был близок к "Плеяде". В трагедии Ла Т.  "Неистовый  Саул"  (1562)
изображена душевная драма израильского царя Саула, наказанного  безумием
за непослушание богу. Библейская тема развивается и в  трагедии  "Голод,
или  Га-беониты"  (1573),  мрачный  колорит  к-рой  навеян  религиозными
войнами во Франции. На драматургию Ла Т. оказал  влияние  Сенека  с  его
проповедью стоицизма, изображением  мрачных  характеров  и  неразрешимых
конфликтов. Из  комедий  Ла  Т.  пользовались  известностью  "Соперники"
(1562). Свои теоретич. взгляды  Ла  Т.  изложил  в  трактате  "Искусство
трагедии" (L'art dela tragedie,  P.,  1572),  где  требовал  изображения
трагич.  событий,  сильных  характеров,   сформулировал   классицистское
правило единства места и времени.
   Соч.: Oeuvres, v. 3, Р., 1879.
   Лит.: История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956;W е г п е  г
А., Jean de La Taille und sein Saul le furieux, Lpz., 1908. A.Mux.
   ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ  (Государственный  академический  театр  драмы
Латв.ССР) - один из ведущих театров Латв. ССР. Основан в 1919  в  первый
период утверждения Сов. власти в Латвии под  назв.  Рабочего  т-ра  Сов.
Латвии. Организатором и идейным рук. т-ра был писатель А. У пит.  Открыт
23 февр. 1919 спектаклем "Воскресение" Паэгле (пост. А. Амтман-Бриедит).
Были пост. пьесы "Голос и эхо", "Один и многие", "Солнце и мгла" У пита,
"Враги" Горького. Рабочий т-р начал свою деятельность как реалистический
т-р, тесно связанный в сво„м творчестве с революц. борьбой пролетариата.
Но через 3 месяца, когда в Латвии установилась  бурж.  власть,  т-р  был
закрыт; в конце 1919 реорганизован и назван Нац. т-ром Латвии. Под  этим
назв. он возобновил работу 30 ноября 1919 пост.  пьесы  Р.  Блаумана  "В
огне" (пост. А. Миерлаук).
   В первые годы господства бурж. режима в Латвии т-р старался сохранить
прогрессивную направленность своего творчества. В 1919-21 директором был
видный режисс„р-реалист А. Миерлаук, в 1921-25 - поэт Я. Райнис.  В  эти
годы ставились мн. пьесы прогрессивных писателей, в т. ч. "Иосиф  и  его
братья" Райниса (1920, пост. А. Миерлаук; Иосиф - Амтман-Бриедит, Дина -
Шмитхене), "Купальщица Сусанна" У пита (1922, пост.  Миерлаук;  Алиса  -
Шпиль-берг). В 1925 бурж. власти вынудили Я. Райниса уйти из т-ра. Делая
уступки  вкусам  бурж.  зрителя,  т-р  постепенно  терял   прогрессивные
позиции. Деятельность его  особенно  осложнилась  после  установления  в
Латвии фашистской диктатуры (1934).  Но,  несмотря  на  противоречивость
своего развития, т-р и в это трудное для него время отстаивал и развивал
принципы реалистич. иск-ва, сохранял опыт рус. реалистич.  т-ра.  Труппа
т-ра была богата яркими талантами. В  20-30-е  гг.  здесь  работали:  А.
Амтман-Бриедит, А. Клинт, Т. Лацис, А. Миерлаук, Я. Осис,  Т.  Под-ниек,
Б. Румниеце, М. Шмитхене, Л. Шпильберг, Л. Штенгеле, Э.  Фельдманис,  Л.
Эрика, режисс„р Я. Заринь и др. Выросли молодые  акт„ры  Ж.  Катлап,  О.
Леяскалне и др.
   После вступления Латвии в  семью  сов.  республик  (1940)  т-ру  было
присвоено назв. Гос. т-ра драмы. Первый сезон был открыт пост. "В  огне"
Блаумана (реж. Заринь). Значительными спектаклями были: "Любовь  Яровая"
(1940, реж. Заринь; Яровая - Леяскалне, Кошкин - Лацис, Яровой - Катлап,
Панова - Штенгеле),  "Разлом"  (1941,  реж.  Заринь;  Го-дун  -  Катлап,
Берсенев - Лацис).
   В годы гитлеровской оккупации т-р наз. Рижским драм.  т-ром.  В  этот
период на его сцене ставилась. гл. обр. классич. драматургия.
   В  социалистич.  Латвии  т-р  обр„л  возможность  свободного   творч.
развития.  На  его  сцене  были  пост.  спектакли,  сочетавшие  принципы
социалистич.  реализма  с  лучшими  традициями  нац.  латыш.  реалистич.
иск-ва. Значит, этапами на пути освоения  метода  социалистич.  реализма
стали спектакли: "Невестка" Лациса (1945, реж. Балюна и Амтман-Бриедит),
"Беспокойная   старость"   (1946,   реж.   Балюна;   Полежаев-Клетниек),
"Кремл„вские куранты" (1947, реж. Балюна; Ленин-  Зандерсон,  Забелин  -
Амтман-Бриедит) и др.
   Лучшие спектакли театра отличаются яркостью  реалистических  образов,
глубиной их психологич. раскрытия. Спектакли "Глина и фарфор" Григули-са
(1947,  реж.  Балюна),  "Сын  рыбака"  по  роману  Лациса  (1949,   реж.
Амтман-Бриедит;  Оскар-Катлап),  "Земля  зел„ная"  У  пита  (1950,  реж.
Амтман-Бриедит;
   Ванаг - Осис) отмечены Гос. пр. СССР.  Т-р  неоднократно  выступал  в
Москве. В 1949 ему присвоено звание академического. В репертуаре т-ра  -
пьесы сов. драматургов А. У пита, А. Григу лиса, Ж. Гривы, А.  Арбузова,
Н. Погодина  и  др.  Значит,  успехов  достиг  т-р  в  постановках  нац.
классики: "В огне" Блаумана (1948, реж. Катлап; Кристина -  Фрейма  не),
"Цеплис" по Розиту (1953, реж. Амтман-Бриедит;
   Цеплис -  Осис),  "Индраны"  Блаумана  (1954,  реж.  Амтман-Бриедит),
"Иосиф и его братья" Райниса (1956, реж. Амтман-Бриедит;  Иосиф-Катлап),
"Жанна  д'Арк"  У  пита  (1962,  реж.  Амтман-Бриедит;  Жанна  -   Лине,
Лиедскалниня) и др. Значит, место в репертуаре отведено  рус.  классике;
среди лучших спектаклей - "Волки и овцы" (1945, реж. Балюна), "Таланты и
поклонники" (1948, реж. Балюна;  Неги-на  -  Лине,  Великатов  -  Зиле);
"Преступление и наказание" по Достоевскому (1957, реж. Катлап;
   Раскольников - Видениек). В 50-60-е  гг.  выросло  молодое  поколение
акт„ров - В. Лине, Л. Фреймане, А. Яунушан, А. Лиедскалниня, Я.  Кубилис
и др.
   В труппе т-ра (1964): нар. арт. СССР А. Амтман-Бриедит (гл. реж.), Я.
Осис; нар. арт. Латв. ССР А. Видениек, Э. Зиле, Ж. Катлап, А. Клинт,  О.
Леяскалне, Э. Эзериня, В. Лине, К. Себрис, Л. Фреймане; засл. арт. Латв.
ССР Л. Бар, С. Грисле, К. Клетниек, Я. Кубилис, Э. Радзиня, А. Яунушан и
др.

Страницы: «« « 1298   1299   1300   1301   1302   1303   1304   1305   1306  1307   1308   1309   1310   1311   1312   1313   1314   1315   1316  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия