|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1298 1299 1300 1301 1302 1303 1304 1305 1306 1307 1308 1309 1310 1311 1312 1313 1314 1315 1316 » »» т-ре, затем вернулся в оперетту. В 20-х гг. работал в Вене под рук. М.
Рейнхард-та. Любимый герой Л.- "маленький человек". Широко пользуясь
при„мами буффонады, клоунады, гротеска, Л. раскрывает и драматизм
переживаний своих героев. Л. обладает мягким юмором, находчивостью, он
часто обращается к остроумной импровизации, прида„т отрицат. персонажам
сатирич. заостр„нность. Л. - прекрасный танцовщик, его исполнение
отличается выразительностью мимики, жеста.
Роли: Жужи ("Золотая звезда" Секея), Даниель ("Государственный
универмаг" Тибора и Бела), Богдан Сусик ("Трембита" Милютина) и др.
Выступает в эстрадных программах ("Десять Латабаров" и др.) и варьете,
снимается в фильмах. Пр. им. Кошута (1951).
Лит.: Гершкович А., Два опереточных комика, "Театр", 1956, ј 3; Г р о
ш е в а Е., Искусство венгерской оперетты, там же, с. 143-145; Любимец
публики, "Венгрия", 1953, JNTe 10.
ЛА ТАЙ (La Taille), Жан де (ок. 1533-1608) - французский драматург,
поэт. Был близок к "Плеяде". В трагедии Ла Т. "Неистовый Саул" (1562)
изображена душевная драма израильского царя Саула, наказанного безумием
за непослушание богу. Библейская тема развивается и в трагедии "Голод,
или Га-беониты" (1573), мрачный колорит к-рой навеян религиозными
войнами во Франции. На драматургию Ла Т. оказал влияние Сенека с его
проповедью стоицизма, изображением мрачных характеров и неразрешимых
конфликтов. Из комедий Ла Т. пользовались известностью "Соперники"
(1562). Свои теоретич. взгляды Ла Т. изложил в трактате "Искусство
трагедии" (L'art dela tragedie, P., 1572), где требовал изображения
трагич. событий, сильных характеров, сформулировал классицистское
правило единства места и времени.
Соч.: Oeuvres, v. 3, Р., 1879.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956;W е г п е г
А., Jean de La Taille und sein Saul le furieux, Lpz., 1908. A.Mux.
ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (Государственный академический театр драмы
Латв.ССР) - один из ведущих театров Латв. ССР. Основан в 1919 в первый
период утверждения Сов. власти в Латвии под назв. Рабочего т-ра Сов.
Латвии. Организатором и идейным рук. т-ра был писатель А. У пит. Открыт
23 февр. 1919 спектаклем "Воскресение" Паэгле (пост. А. Амтман-Бриедит).
Были пост. пьесы "Голос и эхо", "Один и многие", "Солнце и мгла" У пита,
"Враги" Горького. Рабочий т-р начал свою деятельность как реалистический
т-р, тесно связанный в сво„м творчестве с революц. борьбой пролетариата.
Но через 3 месяца, когда в Латвии установилась бурж. власть, т-р был
закрыт; в конце 1919 реорганизован и назван Нац. т-ром Латвии. Под этим
назв. он возобновил работу 30 ноября 1919 пост. пьесы Р. Блаумана "В
огне" (пост. А. Миерлаук).
В первые годы господства бурж. режима в Латвии т-р старался сохранить
прогрессивную направленность своего творчества. В 1919-21 директором был
видный режисс„р-реалист А. Миерлаук, в 1921-25 - поэт Я. Райнис. В эти
годы ставились мн. пьесы прогрессивных писателей, в т. ч. "Иосиф и его
братья" Райниса (1920, пост. А. Миерлаук; Иосиф - Амтман-Бриедит, Дина -
Шмитхене), "Купальщица Сусанна" У пита (1922, пост. Миерлаук; Алиса -
Шпиль-берг). В 1925 бурж. власти вынудили Я. Райниса уйти из т-ра. Делая
уступки вкусам бурж. зрителя, т-р постепенно терял прогрессивные
позиции. Деятельность его особенно осложнилась после установления в
Латвии фашистской диктатуры (1934). Но, несмотря на противоречивость
своего развития, т-р и в это трудное для него время отстаивал и развивал
принципы реалистич. иск-ва, сохранял опыт рус. реалистич. т-ра. Труппа
т-ра была богата яркими талантами. В 20-30-е гг. здесь работали: А.
Амтман-Бриедит, А. Клинт, Т. Лацис, А. Миерлаук, Я. Осис, Т. Под-ниек,
Б. Румниеце, М. Шмитхене, Л. Шпильберг, Л. Штенгеле, Э. Фельдманис, Л.
Эрика, режисс„р Я. Заринь и др. Выросли молодые акт„ры Ж. Катлап, О.
Леяскалне и др.
После вступления Латвии в семью сов. республик (1940) т-ру было
присвоено назв. Гос. т-ра драмы. Первый сезон был открыт пост. "В огне"
Блаумана (реж. Заринь). Значительными спектаклями были: "Любовь Яровая"
(1940, реж. Заринь; Яровая - Леяскалне, Кошкин - Лацис, Яровой - Катлап,
Панова - Штенгеле), "Разлом" (1941, реж. Заринь; Го-дун - Катлап,
Берсенев - Лацис).
В годы гитлеровской оккупации т-р наз. Рижским драм. т-ром. В этот
период на его сцене ставилась. гл. обр. классич. драматургия.
В социалистич. Латвии т-р обр„л возможность свободного творч.
развития. На его сцене были пост. спектакли, сочетавшие принципы
социалистич. реализма с лучшими традициями нац. латыш. реалистич.
иск-ва. Значит, этапами на пути освоения метода социалистич. реализма
стали спектакли: "Невестка" Лациса (1945, реж. Балюна и Амтман-Бриедит),
"Беспокойная старость" (1946, реж. Балюна; Полежаев-Клетниек),
"Кремл„вские куранты" (1947, реж. Балюна; Ленин- Зандерсон, Забелин -
Амтман-Бриедит) и др.
Лучшие спектакли театра отличаются яркостью реалистических образов,
глубиной их психологич. раскрытия. Спектакли "Глина и фарфор" Григули-са
(1947, реж. Балюна), "Сын рыбака" по роману Лациса (1949, реж.
Амтман-Бриедит; Оскар-Катлап), "Земля зел„ная" У пита (1950, реж.
Амтман-Бриедит;
Ванаг - Осис) отмечены Гос. пр. СССР. Т-р неоднократно выступал в
Москве. В 1949 ему присвоено звание академического. В репертуаре т-ра -
пьесы сов. драматургов А. У пита, А. Григу лиса, Ж. Гривы, А. Арбузова,
Н. Погодина и др. Значит, успехов достиг т-р в постановках нац.
классики: "В огне" Блаумана (1948, реж. Катлап; Кристина - Фрейма не),
"Цеплис" по Розиту (1953, реж. Амтман-Бриедит;
Цеплис - Осис), "Индраны" Блаумана (1954, реж. Амтман-Бриедит),
"Иосиф и его братья" Райниса (1956, реж. Амтман-Бриедит; Иосиф-Катлап),
"Жанна д'Арк" У пита (1962, реж. Амтман-Бриедит; Жанна - Лине,
Лиедскалниня) и др. Значит, место в репертуаре отведено рус. классике;
среди лучших спектаклей - "Волки и овцы" (1945, реж. Балюна), "Таланты и
поклонники" (1948, реж. Балюна; Неги-на - Лине, Великатов - Зиле);
"Преступление и наказание" по Достоевскому (1957, реж. Катлап;
Раскольников - Видениек). В 50-60-е гг. выросло молодое поколение
акт„ров - В. Лине, Л. Фреймане, А. Яунушан, А. Лиедскалниня, Я. Кубилис
и др.
В труппе т-ра (1964): нар. арт. СССР А. Амтман-Бриедит (гл. реж.), Я.
Осис; нар. арт. Латв. ССР А. Видениек, Э. Зиле, Ж. Катлап, А. Клинт, О.
Леяскалне, Э. Эзериня, В. Лине, К. Себрис, Л. Фреймане; засл. арт. Латв.
ССР Л. Бар, С. Грисле, К. Клетниек, Я. Кубилис, Э. Радзиня, А. Яунушан и
др.
Страницы: «« « 1298 1299 1300 1301 1302 1303 1304 1305 1306 1307 1308 1309 1310 1311 1312 1313 1314 1315 1316 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |