|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 1300 1301 1302 1303 1304 1305 1306 1307 1308 1309 1310 1311 » »» Глезера). В 1929 - ведущий танцовщик труппы Королевского балета.Учился у
M. M. Фокина в США, изучал танцы Лат. Америки. Партии: Рыбак ("Неаполь"
Паулли), Дон Педро ("Гаучо" Ресе-на), центральная партия ("Болеро" на
муз. Равеля) и др.
Первая постановка Л.-"Гаучо" (1931, Королевский балет). В своих
балетах Л. широко использует нар. танцы - "Болеро" на муз. Равеля,
"Запорожцы" Ре-сена (оба в 1934). Ставил мимич. балеты: "Футбол" Пуленка
(1933), "Пастушка и трубочист" Энна. Наиболее значит, пост.
Л.-"Торвальдсен" Хай-Кнудсена (1938), "Этюды" на муз. Черни в обработке
Рисагера, в к-рых он стремился сохранить лучшие традиции дат. балета:
его реалистич. направленность, стремление воплотить мотивы фольклора,
высоко развитое мимич. иск-во, сочетающееся со строгостью и чистотой
танц. стиля. С 1931 вед„т педагогич. деятельность, в 1932 - директор
школы при труппе Королевский балет, где Л. добивался сохранения
особенностей датского нац. хореографич. стиля и освоения принципов рус.
танц. школы. В 1952-61 Л.балетмейстер "Гранд-Опера" (Париж).
Лит.: Frideric ia Allan, Harald Lander og hans balletter, Cph., 1951.
E C
ЛАНСЕРЕ, Евгений Евгеньевич [23.VIII(4.IX). 1875 - 13.IX.1946] -
русский советский художник-график, станковист, мастер монументальной
живописи, скульптор, театральный художник. Академик живописи (1912).
Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1933), нар. художник РСФСР (1945).
Формирование творч. индивидуальности Л. происходило под влиянием его
дяди-художника А. Н. Бенуа. Л. учился в Петерб. школе об-ва поощрения
художеств (1892-96), затем в Париже. С 1898 - чл. об-ва "Мир искусства".
Впервые обратился к .т-ру в 1901 (эскизы к балету "Сильвия" Делиба;
спектакль не осуществл„н). Написал декорации для спектаклей Старинного
т-ра: "Ярмарка на индикт св. Дениса" Евреинова (1907, совм. с Бенуа),
"Чистилище св. Патрика" Кальдерона (1911). В этих декорациях художник
стремился точно воспроизвести историч. эпоху, тщательно разрабатывал
эскизы мебели, бутафории и др. деталей оформления, но мало уделял
внимания костюмам (это характерно и для последующих работ Л.). После
Октябрьской революции Л. оформлял спектакли в Малом т-ре. Романтич.
устремления художника, его тяга к большим монументальным темам нашли
воплощение в спектакле "Юлий Цезарь" Шекспира (1924). Используя
блестящее знание античной архитектуры, Л. создал пластич. декорации;
конструктивное решение сценич. площадки сочеталось в этом спектакле с
величеств, живописью, усиленной освещением. В Малом т-ре Л. осуществил
свою лучшую работу - декорации к спектаклю "Горе от ума" (1938), в к-рых
воспроизведена подлинная атмосфера грибоедовской Москвы. Из последних
работ Л. наиболее значительны декорации к балету "Барышня-крестьянка"
(1946, Большой т"р) и эскизы к опере "Обручение в монастыре" Прокофьева
(1946, не осуществл.). Л. развивал лучшие традиции художников "Мира
искусства" (высокая живописная культура, тонкое чувство стиля и т. д.),
сочетая их с поисками разнообразных композиционных решений сценич.
пространства. Гос. пр. СССР (1943).
Соч.: Автобиографический очерк, в кн.: В. Н. Бакшеев, В. К.
Бялыницкий-Бируля, И. Э. Грабарь, Е. Е. Лансере, В. Н. Мешков, И. Н.
Павлов, К. Ф. Юон, М., 1944 (Выставка произведений).
Лит.: П о д о б е д о в а О. И., Е. Е. Лансере, М.. 1961. В. Бер.
ЛАНТ (Lunt), Алфред (р. 19.VIII.1893) - американский акт„р.
Дебютировал в 1912 на сцене бостон-ского т-ра "Касл Скуэр". В 1924-29
был акт„ром т-ра "Гилд" в Нью-Йорке. Первый крупный успех Л. принесло
исполнение гл. роли в пьесе "Кларенс" Таркинг-тона, написанной для него.
Наиболее полно дарование Л. раскрылось в комедии. Он был блестящим
Пет-руччио ("Укрощение строптивой"), живым, искром„тным Моской
("Вольпоне" Джонсона, в обработке С. Цвейга), но требования бродвейского
т-ра и вкусы бурж. зрителя отрицательно сказались на репертуаре Л.; он
мало играл в классич. репертуаре и совр. прогрессивных пьесах.
Роли: Джордж Рейнольдс ("Деревенский кузен" Таркинг-тона и Стрит),
Дэвид Пил ("Роберт Ли" Дринкуотера), Бут-легер ("Дочь Неда Маккоба"
Хоуарда), Марко ("Миллионы Марко" О'Нила), Акт„р ("Гвардеец" Мольнара),
Дмитрий ("Братья Карамазовы" по Достоевскому, инсц. Ж. Копо и Дж. Кроун)
и др.
Л. выступал и как режисс„р. Среди его пост.: "Радость идиота" и "Ночи
не будет" Шервуда, "Свеча на ветру" Андерсона и др. - К. Б.
ЛАНЦА (Lanza). Марио (наст. имя и фам.-Альфре-до Арнольд К о к о ц ц
a; Cocozza) (31.I.1921-7.X. 1959) - американский певец (тенор) и
киноакт„р. Пению обучался у известного итал. педагога Э. Ро-затии др.
Артистич. деятельность начал в 1942, приняв участие в пост. оперы
"Виндзорские проказницы" Николаи (пел партию Фентона), осуществл„нной
дириж„ром С. А. Кусевицким на Тэнгл-вудском фестивале близ Бостона. С
1946 Л. с большим успехом гастролировал по США как концертный певец.
Выступал в оперной труппе Нового Орлеана в партиях Пинкертона
("Чио-Чио-сан"), Альфреда и др. Л. обладал мощным, ярким голосом сочного
красивого тембра. Его исполнение покоряло слушателей эмоциональностью,
энергией и силой чувства. Снимался в кино ("Великий Карузо", "Серенада"
и др.).
Лит.: Яковлев М., Марио Ланца, "Музыкальная жизнь", 1960, ј 13. Be.
T. ЛАОДАНЬ - см. Дань.
ЛАО ШЭ (наст. имя - Ш у Ш э -ю и) (р.4.11. 1898) - китайский
писатель, драматург. Автор романов и рассказов. К драматургии обратился
в период антияпон. войны 1937-45. Среди ранних пьес - драм. сатира
"Остатки тумана", комедия "Вопросы чести", трагедия "Чжан Цзы-чжун",
драма "Интересы стран превыше всего" (совм. с Сун Чжи-ды). Пьесы Л. Ш.
"Жемчужина Фан" (1950), "Драконов ус" (1951), "Весенние цветы и осенние
плоды" (1952), "Большой двор" (1958), "Продавщицы" (1959) отражают
изменения, происшедшие в Китае после 1949. В сатирич. комедии "Этому не
бывать!" (1956) рассказывается история авантюриста, пробравшегося в гос.
учреждения. В пьесе "Чайная" (1957) Л. Ш. стремился осмыслить события
кит. истории 1-й пол. 20 в. Кроме многоакт-ных пьес в жанре хуацзюй, Л.
Ш. пишет одноактные пьесы ("Колодец у ивы", "Уничтожим микроба", "День
рождения" и др.). Пьесы Л. Ш. ставятся во мн. т-рах Китая. Л. Ш. -автор
статей по вопросам драматургии и т-ра.
Соч.: Лао Шэ цзюйцзо сюань, Пекин, 1959; в рус. пер. - Сочинения, т.
2, М., 1957.
Лит.: СемановВ. И., Драматургия Лао Шэ, в сб.: Писатели стран
народной демократии, вып. 4, М., 1960. М. У.
ЛАОЩЭН - см. Шэн.
ЛАПАЧИ, Нина Иосифовна (р. 1908) - грузинская советская актриса. Нар.
Страницы: «« « 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 1300 1301 1302 1303 1304 1305 1306 1307 1308 1309 1310 1311 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |