Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1286   1287   1288   1289   1290   1291   1292   1293   1294  1295   1296   1297   1298   1299   1300   1301   1302   1303   1304  » »»

   1955, ј 5, с. 175-76; 1960, ј 8, с. 108-109; "Советская музыка",  M.,
1960, .N" 6, с. 115-17; 1961, ј 9, с. 79-82;
   1962, .ј 10,  с.  72-78;  Городинский  В.,  Опера  и  балет,  в  сб.:
Советский театр..., M., BTO, 1947,  с.  542;  "Музыкальная  жизнь",  М.,
1962, ј 1, с. 11-12. Д/. Цл.
   ЛАВРОВЫ (наст. фам.- Селяхины), братья П„тр Лаврентьевич  (р.  1894),
Николай Лаврентьевич (р.  1896),  Лаврентий  Лаврентьевич  (р.  1907)  -
русские советские цирковые артисты, клоуны  и  музыкальные  эксцентрики.
Лаврентий Л.- "белый"  клоун  (резон„р),  П„тр  и  Николай  Л.-  "рыжие"
клоуны. Л. соединяли в масках и при„мах крайности буффонады  с  бытовыми
деталями, стремились психологически оправдать действие. По  преимуществу
исполняли традиц. антре.  Обращаясь  к  совр.  репертуару,  использовали
форму буффонадной клоунады. Ю. Д.
   ЛАГАРП (Laharpe, La Harpe), Жан  Франсуа  де  (20.XI.1739-11.II.1803)
-французский драматург, критик, теоретик драмы  и  театра.  В  трагедиях
"Граф  Уорик"  (1763),  "Тимолеон"  (1764),  "Фарамон"  (1765)   и   др.
критиковал злоупотребления феодально-сословного режима. Провал  трагедии
"Густав Ваза" (1766) оттолкнул Л. от т-ра. К драматургии он  вернулся  в
1770, написав антиклерикальную драму  "Мелани"  (была  запрещена,  пост.
лишь в 1791). Из  поздних  пьес  Л.  наиболее  значительны  трагедии  на
античные темы - "Фидоктет" (1783), "Кориолан" (1784), "Виргиния" (1786),
выражающие его умеренно просветительские взгляды. Пьесы Л. были пост.  в
т-ре "Коме-ди Франсез". Примыкая к драматургии "школы  Вольтера",  Л.  в
рецензиях,  в  курсе  лекций,  составивших  многотомный  труд   "Лицей",
придерживался  норм  классицизма,  считая  вершиной  драматургии  франц.
трагедию 17-18 вв., отвергая сатирич. комедию от Аристофана до  Бомарше.
В первые годы франц. бурж. революции  1789-94  Л.  был  е„  сторонником,
после термидорианского переворота стал ярым реакционером.
   Соч.: Oeuvres, v. 1-16, P., 1820-21; Граф Варвик,  пер.  О.  Ширяева,
СПБ, 1814.
   Лит.: Saint е-В e u v e C. A., Causeries du lundi, t. 5, P., [s.d. ];
B e г t г a n d L., La fin du classicisme et le retour a  Pantique  dans
la seconde moitie du XVIII .siecle..., P., 1897; M о г  e  a  u  Р.,  La
critique litteraire en France, P., [19603. Я. Шр.
   ДАГЕРКВИСТ (Lagerkvist), Пер (р. 23.  V.  1891)-  шведский  писатель,
драматург, поэт. В  1912  окончил  Упсаль-ский  ун-т,  в  этом  же  году
дебютировал  как  поэт.  В  годы  1-й   мировой   войны   сформировалось
противоречивое мировоззрение Л. Во мн.  его  пьесах  ненависть  к  силам
реакции  и  насилию  сочетается  с  настроениями  крайнего   пессимизма,
ощущением зыбкости  и  трагич.  предопредел„нности  человеческой  жизни.
Такова зловещая драм.  фантазия  "Последний  человек"  (1917).  В  пьесе
"Небесная тайна" (1919) протест  Л.  против  империалистич.  войн  имеет
более конкретный и активный характер.  В  программном  сборнике  "Театр"
(1918) Л сформулировал  свои  эстетич.  позиции.  Находясь  под  сильным
влиянием  поздней   драматургии   А.   Стриндберга,   Л.   стремился   к
символико-обобщ„нному, подчас гротескному изображению  действительности,
использовал характерный для Стриндберга при„м материализации  в  сценич.
действии иррациональных явлений - мыслей героя, его мечтаний, снов и  т.
п. В драмах "Невидимый" (1923), "Гость действительности" (1925), "Вечная
улыбка" (1925) Л. оперирует абстрактными, извечными категориями добра  и
зла,  жизни  и  смерти,  утверждает  непознаваемость  причин  социальной
несправедливости. Драма "Человек, вновь  проживший  свою  жизнь"  (1928)
свидетельствовала  об  эволюции  идейных  взглядов  Л.  В  этой   пьесе,
реалистически изображающей представителей трудового народа и  мелкобурж.
среды, драматург вскрыл противоречие между "жить"  и  "быть  человеком",
присущее  бурж.  обществу  с  его  растленной  моралью.  Историч.  драма
"Король" (1932), "Победа во  тьме"  (1939),  "Сон  в  летнюю  ночь  -  в
работном доме" (1941)  по-прежнему  насыщены  абстрактными  философскими
размышлениями, но в них побеждает вера  в  добрую  волю  простых  людей,
призыв бороться с любыми формами духовного и физич. насилия. Глубокий  и
действенный гуманизм Л. проявился в зрелых драм. произв. "Палач"  (1933)
и "Человек без души" (1936), раскрывающих изуверскую сущность фашистской
идеологии и практики. Философские драмы "Философский камень"
   (1947), "Дайте людям жить"  (1949),  "Варавва"  (1952  инсц.  одноим.
романа Л., удостоенного Нобелевской пр. в 1951) вновь знаменуют отход Л.
от  социальной  проблематики.  Созвучность  творчества  Л.   настроениям
широких кругов совр. швед. интеллигенции, блестящая драматургич. техника
пьес,  интеллектуально  насыщенный  диалог   определили   значит,   роль
драматургии Л. в духовной жизни  страны.  Пьесы  Л.  много  ставились  в
сканд. странах, во Франции, Англии, США и др.
   Соч.: Dramatik, Stockh., 1946; Skrifter, bd 1-3, Stockh., 1932.
   Лит.: Bergman G. M., P. Lagerkvists dramatik, Stockh.,  1928;  Freden
G., Par Lagerkvist, Stockh., 1934;
   Hornstrom  E.,  Par  Lagerkvist,  Stockh.,  1946;  M  j  o-berg   J.,
Livsproblemet  hos  Lagerkvist,  Stockh.,  1951,  Oberholzer   O.,   Par
Lagerkvist. Studien zu seiner Prosa und seinen Dramen, Hdlb., 1958.  Вл.
М.
   ЛАГЙДЗЕ,  Реваз  Ильич   (p.lO.VII.1921)   -   грузинский   советский
композитор. Народный артист Груз. ССР (1961). В 1961 окончил  Тбилисскую
консерваторию по  классу  проф.  А.  Баланчивадзе.  Автор  муз.  комедии
"Друзьям (1950, Т-р  груз.  муз.  ко-адедии),  оперетты-сказки  "Комбле"
(1959, там же), музыки к спектаклям.
   Лит.: Чхиквадзе Г., [Р. И. Лагидзе], в его кн.:
   Композиторы Грузинской ССР, Тбилиси, 1949. Э. М.
   ЛАГРАНЖ (Lagrange, La Grange) (наст. имя и фам.- Шарль В  а  р  л  e;
Varlet) (1639- l. III. 1693)- французский  акт„р.  Сценич.  деятельность
начал в провинции. В 1659 вступил в труппу Мольера (Париж),  став  одним
из лучших акт„ров этого театра, близким другом и  учеником  Мольера.  Л.
был основным  исполнителем,  ролей  молодых  героев  в  пьесах  великого
драматурга.    Следуя    принципам    Мольера,    Л.    отказался     от
условно-декламационной  манеры  игры;  сохраняя  благородство   тона   и
пластич. выразительность,  он,  придавал  сценич.  персонажам  жизненную
правдивость, психологическое и жанровое своеобразие (сатирич. образ  Дон
Жуана, драма-тич. образы Валера в "Тартюфе", Клеанта в "Скупом",  лирич.
любовники и комич. маркизы в др. пьесах Мольера). В 1664 Мольер  передал
Л.  обязанность  "оратора",  выступавшего  перед  началом  спектакля   с
приветственным словом. Л. в„л театр.  дневник  [Registre  de  La  Grange
(1658-1685), P., 1876], являющийся ценным источником для изучения франц.
т-ра 17 в. После смерти Мольера (1673) Л.  возглавлял  труппу  до  1680.
Издал (совм. с Вино) первое полное собр. соч. Мольера (1682).

Страницы: «« « 1286   1287   1288   1289   1290   1291   1292   1293   1294  1295   1296   1297   1298   1299   1300   1301   1302   1303   1304  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия