Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 1300 1301 1302 1303 1304 » »» 1955, ј 5, с. 175-76; 1960, ј 8, с. 108-109; "Советская музыка", M., 1960, .N" 6, с. 115-17; 1961, ј 9, с. 79-82; 1962, .ј 10, с. 72-78; Городинский В., Опера и балет, в сб.: Советский театр..., M., BTO, 1947, с. 542; "Музыкальная жизнь", М., 1962, ј 1, с. 11-12. Д/. Цл. ЛАВРОВЫ (наст. фам.- Селяхины), братья П„тр Лаврентьевич (р. 1894), Николай Лаврентьевич (р. 1896), Лаврентий Лаврентьевич (р. 1907) - русские советские цирковые артисты, клоуны и музыкальные эксцентрики. Лаврентий Л.- "белый" клоун (резон„р), П„тр и Николай Л.- "рыжие" клоуны. Л. соединяли в масках и при„мах крайности буффонады с бытовыми деталями, стремились психологически оправдать действие. По преимуществу исполняли традиц. антре. Обращаясь к совр. репертуару, использовали форму буффонадной клоунады. Ю. Д. ЛАГАРП (Laharpe, La Harpe), Жан Франсуа де (20.XI.1739-11.II.1803) -французский драматург, критик, теоретик драмы и театра. В трагедиях "Граф Уорик" (1763), "Тимолеон" (1764), "Фарамон" (1765) и др. критиковал злоупотребления феодально-сословного режима. Провал трагедии "Густав Ваза" (1766) оттолкнул Л. от т-ра. К драматургии он вернулся в 1770, написав антиклерикальную драму "Мелани" (была запрещена, пост. лишь в 1791). Из поздних пьес Л. наиболее значительны трагедии на античные темы - "Фидоктет" (1783), "Кориолан" (1784), "Виргиния" (1786), выражающие его умеренно просветительские взгляды. Пьесы Л. были пост. в т-ре "Коме-ди Франсез". Примыкая к драматургии "школы Вольтера", Л. в рецензиях, в курсе лекций, составивших многотомный труд "Лицей", придерживался норм классицизма, считая вершиной драматургии франц. трагедию 17-18 вв., отвергая сатирич. комедию от Аристофана до Бомарше. В первые годы франц. бурж. революции 1789-94 Л. был е„ сторонником, после термидорианского переворота стал ярым реакционером. Соч.: Oeuvres, v. 1-16, P., 1820-21; Граф Варвик, пер. О. Ширяева, СПБ, 1814. Лит.: Saint е-В e u v e C. A., Causeries du lundi, t. 5, P., [s.d. ]; B e г t г a n d L., La fin du classicisme et le retour a Pantique dans la seconde moitie du XVIII .siecle..., P., 1897; M о г e a u Р., La critique litteraire en France, P., [19603. Я. Шр. ДАГЕРКВИСТ (Lagerkvist), Пер (р. 23. V. 1891)- шведский писатель, драматург, поэт. В 1912 окончил Упсаль-ский ун-т, в этом же году дебютировал как поэт. В годы 1-й мировой войны сформировалось противоречивое мировоззрение Л. Во мн. его пьесах ненависть к силам реакции и насилию сочетается с настроениями крайнего пессимизма, ощущением зыбкости и трагич. предопредел„нности человеческой жизни. Такова зловещая драм. фантазия "Последний человек" (1917). В пьесе "Небесная тайна" (1919) протест Л. против империалистич. войн имеет более конкретный и активный характер. В программном сборнике "Театр" (1918) Л сформулировал свои эстетич. позиции. Находясь под сильным влиянием поздней драматургии А. Стриндберга, Л. стремился к символико-обобщ„нному, подчас гротескному изображению действительности, использовал характерный для Стриндберга при„м материализации в сценич. действии иррациональных явлений - мыслей героя, его мечтаний, снов и т. п. В драмах "Невидимый" (1923), "Гость действительности" (1925), "Вечная улыбка" (1925) Л. оперирует абстрактными, извечными категориями добра и зла, жизни и смерти, утверждает непознаваемость причин социальной несправедливости. Драма "Человек, вновь проживший свою жизнь" (1928) свидетельствовала об эволюции идейных взглядов Л. В этой пьесе, реалистически изображающей представителей трудового народа и мелкобурж. среды, драматург вскрыл противоречие между "жить" и "быть человеком", присущее бурж. обществу с его растленной моралью. Историч. драма "Король" (1932), "Победа во тьме" (1939), "Сон в летнюю ночь - в работном доме" (1941) по-прежнему насыщены абстрактными философскими размышлениями, но в них побеждает вера в добрую волю простых людей, призыв бороться с любыми формами духовного и физич. насилия. Глубокий и действенный гуманизм Л. проявился в зрелых драм. произв. "Палач" (1933) и "Человек без души" (1936), раскрывающих изуверскую сущность фашистской идеологии и практики. Философские драмы "Философский камень" (1947), "Дайте людям жить" (1949), "Варавва" (1952 инсц. одноим. романа Л., удостоенного Нобелевской пр. в 1951) вновь знаменуют отход Л. от социальной проблематики. Созвучность творчества Л. настроениям широких кругов совр. швед. интеллигенции, блестящая драматургич. техника пьес, интеллектуально насыщенный диалог определили значит, роль драматургии Л. в духовной жизни страны. Пьесы Л. много ставились в сканд. странах, во Франции, Англии, США и др. Соч.: Dramatik, Stockh., 1946; Skrifter, bd 1-3, Stockh., 1932. Лит.: Bergman G. M., P. Lagerkvists dramatik, Stockh., 1928; Freden G., Par Lagerkvist, Stockh., 1934; Hornstrom E., Par Lagerkvist, Stockh., 1946; M j o-berg J., Livsproblemet hos Lagerkvist, Stockh., 1951, Oberholzer O., Par Lagerkvist. Studien zu seiner Prosa und seinen Dramen, Hdlb., 1958. Вл. М. ЛАГЙДЗЕ, Реваз Ильич (p.lO.VII.1921) - грузинский советский композитор. Народный артист Груз. ССР (1961). В 1961 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф. А. Баланчивадзе. Автор муз. комедии "Друзьям (1950, Т-р груз. муз. ко-адедии), оперетты-сказки "Комбле" (1959, там же), музыки к спектаклям. Лит.: Чхиквадзе Г., [Р. И. Лагидзе], в его кн.: Композиторы Грузинской ССР, Тбилиси, 1949. Э. М. ЛАГРАНЖ (Lagrange, La Grange) (наст. имя и фам.- Шарль В а р л e; Varlet) (1639- l. III. 1693)- французский акт„р. Сценич. деятельность начал в провинции. В 1659 вступил в труппу Мольера (Париж), став одним из лучших акт„ров этого театра, близким другом и учеником Мольера. Л. был основным исполнителем, ролей молодых героев в пьесах великого драматурга. Следуя принципам Мольера, Л. отказался от условно-декламационной манеры игры; сохраняя благородство тона и пластич. выразительность, он, придавал сценич. персонажам жизненную правдивость, психологическое и жанровое своеобразие (сатирич. образ Дон Жуана, драма-тич. образы Валера в "Тартюфе", Клеанта в "Скупом", лирич. любовники и комич. маркизы в др. пьесах Мольера). В 1664 Мольер передал Л. обязанность "оратора", выступавшего перед началом спектакля с приветственным словом. Л. в„л театр. дневник [Registre de La Grange (1658-1685), P., 1876], являющийся ценным источником для изучения франц. т-ра 17 в. После смерти Мольера (1673) Л. возглавлял труппу до 1680. Издал (совм. с Вино) первое полное собр. соч. Мольера (1682). Страницы: «« « 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 1300 1301 1302 1303 1304 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |