Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1295 1296 1297 1298 1299 1300 1301 1302 1303 1304 1305 1306 1307 1308 1309 1310 1311 1312 1313 » »» оперной сцены, М , 1955; Марков П., Немиро-вич-Данченко и музыкальный театр его имени, Л., 1937; Крыжицкий Г., Режиссерские портреты, М.-Л., 1928; Коломийцов В., Лапицкий, "Театр", 1923, ј 9; М о з.ж у х и н А., Лапицкий как режиссер, там же. ЛАППА-СТАРЖЕН‚ЦКИЙ, Юрий Георгиевич [р. 5(18). II. 1904] - русский советский акт„р и режисс„р. Засл. деят. иск-в Коми АССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1946. В 1931 окончил Театр, уч-ще им. Вахтангова. С 1933- акт„р Моск. драм. т-ра под рук. Смышляева. С 1936 работал в т-рах Калуги, Липецка, Курска, Читы. В 1940-47 - режисс„р (с 1944 гл. реж.) Читинского т-ра. Пост. спектакли: "Сирано де Бержерак" Ростана (1943, играл роль Си-рано), "Дядя Ваня" (1946); "Пигмалион" Шоу (1946, играл роль Хиггинса) и др. В Читинском т-ре играл Яго; Каренина ("Анна Каренина"). В 1947-50 и в 1954 - 58 Л.-С. -гл. реж. т-ра Коми АССР. Здесь он пост. спектакли "Ревизор" (1950); "Персональное дело" Штейна (1954), "Мария Стюарт"; "Человек с портфелем" Файко (оба в 1955), "Бронепоезд 14-69"; "Изваильская крепость" Потолицина (оба в 1957) и др. В 1958 - гл. реж. Рыбинского т-ра; пост.: "Третья патетическая" Погодина (1959), "Ленинградский проспект" Штока, "День рождения Терезы" Мдивани (оба в 1962), "Украли консула" Мдивани (1963). Одна из лучших акт„рских работ последних лет - Косогоров ("Побег из ночи" бр. Тур). С 1963-гл. реж. Шахтин-ского т-ра. Л. Ним. ЛАПТЕВ, Константин Антонович (р. 21.X.1904)- советский артист оперы (баритон). Нар. арт. СССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1931. В 1929 окончил Киев. консерваторию по кл. проф. М. Энгелькрона. Впервые выступил в 1930 в Одесском театре оперы и балета. В 1941-52 Л.-солист Театра оперы и балета им. Шевченко, с 1952-Т-ра оперы и балета им. Кирова. Иск-во Л. характеризуется врожд„нной музыкальностью, высоким вок.-сценич. мастерством, большой внутр. теплотой и лиризмом. Исполнял мн. партии в сов. операх: Павел Власов ("Мать" Хренникова), Олег Кошевой ("Молодая гвардия" Мейтуса), Рылеев ("Декабристы" Ша' порина), Листницкий ("Тихий Дон"), Нагульнов ("Поднятая целина"), Щорс (о. п. Лятошинского) и др. В классич. репертуаре певца: Демон, Онегин, Елецкий, Мазепа; Роберт ("Иоланта"), Грязной; Шак-ловитый ("Хованщина"), князь Игорь; Остап, Мико-ла ("Тарас Бульба", "Наталка-Полтавка" Лысенко), Султан ("Запорожец за Дунаем"), Эскамильо; Амо-насро ("Аида"), Сильвио ("Паяцы"), Жермон ("Травиата"), Риголетто, Фигаро; граф де Невер ("Гугеноты"), Валентин ("Фауст") и др. А. Ив. ЛАРЙВ (Larive; наст. имя и фам.-Жан M о д ю и; Mauduit) (6.VIII.1747-30.IV.1827) - французский акт„р. Ученик актрисы Клерон. Сценич. деятельность начал в провинции. В 1770 дебютировал в т-ре "Коме-ди Франсез", но не имел успеха; После работы в Брюсселе в 1775 вновь дебютировал в "Комеди Франсез" и был принят в труппу. С 1776-"сосъетер" т-ра. После смерти А. Лекена стал ведущим акт„ром. Выступал в трагедиях Вольтера (Брут, Магомет, Танкред во. п., Чингисхан - "Китайский сирота", Замор - "Альзи-ра" и др.), Ж. Сорена (Спартак в о. п.), А. Лемьера (Монтальбан - "Малабарская вдова", Вильгельм Телль в о. п.), Ж. Ф. Лагарпа (Филоктет, Корио-лан в о. п.) и др. Л. обладал бурным темпераментом, звучным, гибким голосом. Современники отмечали, что Л. злоупотребляет внешними при„мами ("цветистая и гулкая" декламация, нарочитые жесты). Продолжатель Лекеиа в реформе костюма, Л., преодолевая сопротивление рутин„ров, стремился ввести историч. и этнографич. точность в театр. костюм, подготавливая, т. о., реформу Ф. Ж. Тальма. Во время франц. бурж. революции конца 18 в. примкнул к контрреволюц. группе акт„ров, в 1793 был арестован якобинскими властями. Работал в "Комеди Франсез" с перерывами до 1800. Автор "Курса театральной декламации". Соч.: Les reflexions sur l'art theatral, P., An IX (1801); Cours de declamation, divise en 12 seances. P., 1804; Cours de declamation, prononce a l'Athenee de Paris, v. 1-2, P., 1810. Лит.: Manne E. de, Galerie historique des comediens francais de la troupe de Voltaire, Lyon, 1877; 0 l i v e r J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son theatre. P., 1900. E. Ф. ЛАРИКОВ, Александр Иосифович [29.VIII (10.IX). 1890 - 13.V.1960] - русский советский акт„р. Нар. арт. СССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Сценич. деятельность начал в 1910 как сотрудник Александрийского т-ра; выступал в летних т-рах Петербурга. В 1919 поступил в Петроградский драм. т-р Нар. дома, где быстро занял ведущее положение. Играл Нила ("Мещане"), Бубнова ("На дне"), Курослепова ("Горячее сердце"). С 1925 Л.- акт„р Ленингр. Большого драм. т-ра. Яркий характерный акт„р, Л. играл в сочной бытовой манере, создавая цельные, волевые характеры. Творч. путь акт„ра связан с сов. драматургией и особенно с драматургией Горького. Играя роль Тетерева ("Мещане") в продолжение 20 лет, акт„р совершенствовал этот образ, тонко раскрывая напряж„нную внутр. жизнь своего героя, подч„ркивая незаурядность натуры, душевное беспокойство, мучающее этого человека. В своих этапных ролях-Левшин ("Враги"); Маккавеев ("Половчанские сады" Леонова), Глоба ("Русские люди")-акт„р раскрывал черты народной мудрости, большого гуманизма. В острой характерной манере сыграл роли Пот„мкина ("Флаг адмирала" Штейна) и Швача ("Разлом"). Гос. пр. СССР (1951). Снимался в кино. Роли: Блек Стебс ("Улица радости" Зархи), Кнуров ("Бесприданница"), Чугунов ("Волки и овцы"); Очерет ("Слава" Гусева), Нил Андреевич ("Обрыв" по Гончарову), Лутц ("Метелица" Пановой), Белобров ("Офицер флота" Крона), Отрицатель ("Дали неоглядные" Вирты) и др. Лит.: Цимбал С. Л., Александр Иосифович Лариков, Л., 1951. Нин. П. ЛАРОШ, Герман Августович [13(25).V.1845- 5(18). X. 1904] - русский музыкальный критик. В 1866 окончил Петерб. консерваторию. Сотрудничал во мн. журналах и газетах. Деятельность Л., одного из наиболее видных муз. критиков последней трети 19 в., была во многом противоречивой. Первая его большая работа - "Глинка и его значение в истории музыки" (1867) - обнаружила глубокую эрудицию автора и явилась крупным вкладом в изучение оперного творчества великого рус. композитора. Во мн. статьях Л. выступал как поборник муз. просвещения. Заслугой его была последовательная пропаганда творчества (в частности, оперного и балетного) П. И. Чайковского. Но иногда в оценках Л. проявлялись узость взглядов, ошибочные историч. и эстетич. воззрения, к-рые приводили его к пропаганде формалистич. эстетики. Соч.: Музыкально-критические статьи, СПБ, 1894; Собрание музыкально-критических статей, т. l. M., 1913, т. 2, ч. 1-2, Страницы: «« « 1295 1296 1297 1298 1299 1300 1301 1302 1303 1304 1305 1306 1307 1308 1309 1310 1311 1312 1313 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |