|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1307 1308 1309 1310 1311 1312 1313 1314 1315 1316 1317 1318 1319 1320 1321 1322 1323 1324 1325 » »» Рижский т-р оперетты, Т-р кукол (Рига); на рус. яз.- Рижский рус. драм.
т-р. Драм. т-р Балт. флота (Лиепая). Кадры акт„ров и режисс„ров готовит
театр. ф-т Латв. гос. консерватории (Рига). Широко развернулась театр.
самодеятельность; 12 лучших самодеят. драм. коллективов получили звание
Нар. т-ров.
Лит.: [С м и л ь г и с Э. ], Гос. Художественный театр Латвийской ССР
[Рига, 1947]; Гос. театр драмы Латвийской ССР, Рига, 19 49; Театры
Советской Латвии, Рига, 1955; В а х-р у ш е в а Е., Дорога исканий. [К
75-летию Рижского театра русской драмы], Рига, 1958; Кундзинь К.,
Латышский театр. М., 1963; Ku ndzins К., Latviesu teatra repertuars,
Riga, 1955; Latvijas PSR Valst Dramas Teatra 30 gadi, Riga, 1949;
Jaunais Rigas teatris. 1908-1915, Riga, 1958. f{ Я.
ЛАТЫШСКИЙ ЦИРКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ - см. Цирковые коллективы.
ЛАУБЕ (Laube), Генрих (18. IX. 1806 -l. VIII. 1884) - немецкий
режисс„р, писатель. Принадлежал к "Молодой Германии". Окончил ун-т в
Галле.
В своей драматургии следовал традициям Шиллера. Наиболее значит,
произв. Л. - трагедии "Мональде-ски" (1841), "Струэнзее" (1845),
"Ученики школы Карла" (1846), "Граф Эссекс" (1856). Пьесы Л. были
риторичны. Однако благодаря антидеспотич. содержанию "Ученики школы
Карла" имели успех в демо-кратич. кругах Австрии и Германии в период
революции 1848-49 (пост. в "Бургтеатре")..
Как режисс„р Л. оказал большое влияние на развитие реалистич.
традиций австр. т-ра. В 1849-67 он руководил "Бургтеатром", в„л борьбу
против показной роскоши и излишних постановочных эффектов придворного
т-ра. Л. значительно расширил репертуар т-ра, в 1849 здесь были впервые
пост. запрещ„нные ранее цензурой "Разбойники" Шиллера. Наряду с классич.
репертуаром (Г„те, Шекспир, Кальдерон) Л. ставил совр. австр.
драматургию (Ф. Гриль-парпер, Л. Людвиг, Г. Фрейтаг) и франц. комедию
(Э. Скриб, В. Сарду). Гл. внимание он уделял раскрытию идейного
содержания пьесы, вв„л читки пьес за столом, работал над развитием у
акт„ров живой, естественной сценич. речи. Л. собрал в "Бургтеатре"
лучших акт„ров, создал выдающийся для того времени ансамбль. Л. был
режисс„ром-педагогом; его ученики - Р. Вагнер, А. Зонненталь, И.
Левинский, Ш. Вольтер и др. С усилением реакции в Австрии Л. вынужден
был уйти из "Бургтеатра". В 1869-70 он работал в Лейпцигском т-ре, в
1872-80 в Венском гор. т-ре. В своих книгах о т-ре дал яркую
характеристику совр. ему театр. иск-ва, отмечая его упадок в условиях
капиталистич. общества.
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-50, Lpz., 1908-[1910];
Das Burgtheater, Lpz., 1868; Das Norddeutsche Theater, Lpz., 1872;
Das Wiener Stadt-Theater, Lpz., 1875.
Лит.: Троицкий 3. Л., Карл, Зейдельман и формирование сценического
реализма в Германии, М.-Л., 1940;
Nage J., Deutsch-osterreichische Literaturgeschichte, hrsg. von E.
Castle, Bd 3, W., [s. a.]; Der Theatercaesar. Eingel. und ausgewahlt von
R. Holzer, Graz- W., [1958]; Schriften uber Theater. Hrsg. von der
Deutsch. Akad. der Kunste zu Berlin, B., 1959. JJ. Лоб.
ЛАУДА (итал. lauda, от лат. laudo - хвалю)- один из видов
религиозного театра в Италии в 13-14 вв., одноголосные и многоголосные
хвалебные песнопения о страстях господних, распевавшиеся
монахами-сектантами (т. н. флагелланты). Л. имели ярко выраженную
антиклерикальную и иногда сати-рич. направленность. Постепенно они
принимали более светский характер. Авторы Л. (Якопоне да Тоди и др.)
стали придавать им форму диалога. В таком виде Л. исполнялись во время
шествий, а в 14 в. превратились в самостоят, религиозные представления
на сюжеты преим. из Евангелия (рождение Христа, благовещение).
Постепенно церковь, борясь против еретич. движений, подчинила себе Л.; в
них исчезли бунтарские тенденции.
ЛАУНИС (Launis; до 1900 --Линдберг, Lindberg), Армас (22. IV. 1884-7.
VIII. 1959) - финский композитор, педагог, музыкально-общественный
деятель. Доктор философии (1913). Учился в ун-те и в Муз. школе при Фин.
филармонии в Хельсинки. Автор опер "Семеро братьев" по о. п. А. Киви
(1913, Фин. нац. т-р), "Куллерво" по нар. эпосу "Калевала" (1917, там
же), "Аслак Хетта" (1922, там же), "Песня колдуньи" (соч. 1934) и др. В
операх Л. широко использованы нар. мелодии. С 1906 занимался педаго-гич.
деятельностью. В 1922 основал консерваторию в Хельсинки и преподавал в
ней до 1930.
Соч.: Ооррега ja puhenaytelma, Helsinki, 1915; Oop-pera eli
musikkinaytelma, в кн.: Kansanvalistusseuran kalenteri, osa 35,
Helsinki, 1914.
Лит.: T o m a s i H., Armas Launis. Notes biographiques, L., [1940];
Armas Launis. Henkilotietoja 60-vuotispa-ivan johdosta, Helsinki, 1944;
R a nt a S., Armas Launis, в кн.: .Suomen saveltajia, Porvoo, 1945.
ЛАУР, Хуго (р. 20. III. 1893) - эстонский советский акт„р. -Нар. apr.
dfcr. -ССР (1947)., Чл. Коммунистич. партии с 1950. Сценич. деятельность
начал в 1918 в т-ре "Эстония" (Таллин). С 1949 - акт„р Т-ра им. В.
Кингисеппа. Акт„р большого интеллекта и сочного, разностороннего
дарования; для творчества Л. характерен искрящийся юмор.
Роли: Горностаев ("Любовь Яровая", 1952), боцман Бухта ("Гибель
эскадры", 1953), Мэрфи ("Русский вопрос", 1947), батрак Пааво ("Ветер с
юга" Грина. 1949), МяртЛаагус, Маттиас Хааке ("Два лагеря"-, 1948, "На
грани дня и ночи",
1951. Якобсона) и др.
В классич. спектаклях: Осип ("Ревизор", 1928), Тобиас ("Сельские
сапожники" Киви, 1928), Пиййелехт ("Домовой" Вильде, 1932), Захар Бардин
("Враги" Горького, 1946), Серебряков ("Дядя Ваня", 1951), Мадис
("Варгамяэ" по А. Таммсааре, 1951) и др. т
Снимался в кино ("Свет в КоорДи", Гос. пр. СССР"
1952.идр.). Л. работал также как режисс„р, воспитатель молодых
акт„ров. Выступает на эстраде с художеств. чтением.
Соч.: Andmeid }a k illukesi esimesest kumnest aastast, "Eesti
noukogude teater", Almanahh, 3, 1957. X. Л.
"ЛАУРЕНСИЯ" - балет А. А. Крейна, либретто Е. Мандельберга (по драме
Л. де В era "Овечий источник"). Пост. 22 марта 1939 в Ленингр. т-ре
оперы и балета им. Кирова (Лауренсия - Дудинская, Фрондосо - Чабукиани;
балетм. Чабукиани, дириж„р Шерман, худ. Вирсаладзе). Первая пост. в
Москве - 1940, т-р "Остров танца", ЦПКиО (Лауренсия - Рыхлова, Фрондосо
- Суворов; балетм. Шатин, худ. Власов и Бессарабова); 1956, Большой т-р
(Лауренсия - Плисецкая, Фрондосо - Чабукиани; балетм. Чабукиани, дириж„р
Страницы: «« « 1307 1308 1309 1310 1311 1312 1313 1314 1315 1316 1317 1318 1319 1320 1321 1322 1323 1324 1325 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |