Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1307   1308   1309   1310   1311   1312   1313   1314   1315  1316   1317   1318   1319   1320   1321   1322   1323   1324   1325  » »»

Рижский т-р оперетты, Т-р кукол (Рига); на рус. яз.- Рижский рус.  драм.
т-р. Драм. т-р Балт. флота (Лиепая). Кадры акт„ров и режисс„ров  готовит
театр. ф-т Латв. гос. консерватории (Рига). Широко  развернулась  театр.
самодеятельность; 12 лучших самодеят. драм. коллективов получили  звание
Нар. т-ров.
   Лит.: [С м и л ь г и с Э. ], Гос. Художественный театр Латвийской ССР
[Рига, 1947]; Гос. театр драмы  Латвийской  ССР,  Рига,  19  49;  Театры
Советской Латвии, Рига, 1955; В а х-р у ш е в а Е., Дорога  исканий.  [К
75-летию Рижского  театра  русской  драмы],  Рига,  1958;  Кундзинь  К.,
Латышский театр. М., 1963; Ku ndzins  К.,  Latviesu  teatra  repertuars,
Riga, 1955; Latvijas PSR  Valst  Dramas  Teatra  30  gadi,  Riga,  1949;
Jaunais Rigas teatris. 1908-1915, Riga, 1958. f{ Я.
   ЛАТЫШСКИЙ ЦИРКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ - см. Цирковые коллективы.
   ЛАУБЕ (Laube), Генрих (18.  IX.  1806  -l.  VIII.  1884)  -  немецкий
режисс„р, писатель. Принадлежал к "Молодой  Германии".  Окончил  ун-т  в
Галле.
   В своей драматургии  следовал  традициям  Шиллера.  Наиболее  значит,
произв.  Л.  -  трагедии  "Мональде-ски"  (1841),  "Струэнзее"   (1845),
"Ученики школы Карла"  (1846),  "Граф  Эссекс"  (1856).  Пьесы  Л.  были
риторичны. Однако  благодаря  антидеспотич.  содержанию  "Ученики  школы
Карла" имели успех в демо-кратич. кругах Австрии  и  Германии  в  период
революции 1848-49 (пост. в "Бургтеатре")..
   Как  режисс„р  Л.  оказал  большое  влияние  на  развитие  реалистич.
традиций австр. т-ра. В 1849-67 он руководил "Бургтеатром",  в„л  борьбу
против показной роскоши и излишних  постановочных  эффектов  придворного
т-ра. Л. значительно расширил репертуар т-ра, в 1849 здесь были  впервые
пост. запрещ„нные ранее цензурой "Разбойники" Шиллера. Наряду с классич.
репертуаром  (Г„те,  Шекспир,  Кальдерон)   Л.   ставил   совр.   австр.
драматургию (Ф. Гриль-парпер, Л. Людвиг, Г. Фрейтаг)  и  франц.  комедию
(Э.  Скриб,  В.  Сарду).  Гл.  внимание  он  уделял  раскрытию  идейного
содержания пьесы, вв„л читки пьес за столом,  работал  над  развитием  у
акт„ров живой, естественной  сценич.  речи.  Л.  собрал  в  "Бургтеатре"
лучших акт„ров, создал выдающийся для  того  времени  ансамбль.  Л.  был
режисс„ром-педагогом;  его  ученики  -  Р.  Вагнер,  А.  Зонненталь,  И.
Левинский, Ш. Вольтер и др. С усилением реакции в  Австрии  Л.  вынужден
был уйти из "Бургтеатра". В 1869-70 он работал  в  Лейпцигском  т-ре,  в
1872-80  в  Венском  гор.  т-ре.  В  своих  книгах  о  т-ре  дал   яркую
характеристику совр. ему театр. иск-ва, отмечая его  упадок  в  условиях
капиталистич. общества.
   Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-50, Lpz., 1908-[1910];
   Das Burgtheater, Lpz., 1868; Das Norddeutsche  Theater,  Lpz.,  1872;
Das Wiener Stadt-Theater, Lpz., 1875.
   Лит.: Троицкий 3. Л., Карл, Зейдельман  и  формирование  сценического
реализма в Германии, М.-Л., 1940;
   Nage J., Deutsch-osterreichische Literaturgeschichte,  hrsg.  von  E.
Castle, Bd 3, W., [s. a.]; Der Theatercaesar. Eingel. und ausgewahlt von
R. Holzer, Graz- W., [1958];  Schriften  uber  Theater.  Hrsg.  von  der
Deutsch. Akad. der Kunste zu Berlin, B., 1959. JJ. Лоб.
   ЛАУДА  (итал.  lauda,  от  лат.  laudo  -  хвалю)-  один   из   видов
религиозного театра в Италии в 13-14 вв., одноголосные  и  многоголосные
хвалебные    песнопения    о    страстях    господних,     распевавшиеся
монахами-сектантами  (т.  н.  флагелланты).  Л.  имели  ярко  выраженную
антиклерикальную  и  иногда  сати-рич.  направленность.  Постепенно  они
принимали более светский характер. Авторы Л. (Якопоне  да  Тоди  и  др.)
стали придавать им форму диалога. В таком виде Л. исполнялись  во  время
шествий, а в 14 в. превратились в самостоят,  религиозные  представления
на  сюжеты  преим.  из  Евангелия   (рождение   Христа,   благовещение).
Постепенно церковь, борясь против еретич. движений, подчинила себе Л.; в
них исчезли бунтарские тенденции.
   ЛАУНИС (Launis; до 1900 --Линдберг, Lindberg), Армас (22. IV. 1884-7.
VIII.  1959)  -  финский  композитор,  педагог,  музыкально-общественный
деятель. Доктор философии (1913). Учился в ун-те и в Муз. школе при Фин.
филармонии в Хельсинки. Автор опер "Семеро братьев" по  о.  п.  А.  Киви
(1913, Фин. нац. т-р), "Куллерво" по нар. эпосу  "Калевала"  (1917,  там
же), "Аслак Хетта" (1922, там же), "Песня колдуньи" (соч. 1934) и др.  В
операх Л. широко использованы нар. мелодии. С 1906 занимался педаго-гич.
деятельностью. В 1922 основал консерваторию в Хельсинки и  преподавал  в
ней до 1930.
   Соч.:  Ооррега  ja  puhenaytelma,  Helsinki,   1915;   Oop-pera   eli
musikkinaytelma,  в  кн.:  Kansanvalistusseuran   kalenteri,   osa   35,
Helsinki, 1914.
   Лит.: T o m a s i H., Armas Launis. Notes biographiques, L.,  [1940];
Armas Launis. Henkilotietoja 60-vuotispa-ivan johdosta, Helsinki,  1944;
R a nt a S., Armas Launis, в кн.: .Suomen saveltajia, Porvoo, 1945.
   ЛАУР, Хуго (р. 20. III. 1893) - эстонский советский акт„р. -Нар. apr.
dfcr. -ССР (1947)., Чл. Коммунистич. партии с 1950. Сценич. деятельность
начал в 1918 в т-ре "Эстония" (Таллин). С  1949  -  акт„р  Т-ра  им.  В.
Кингисеппа.  Акт„р  большого  интеллекта  и   сочного,   разностороннего
дарования; для творчества Л. характерен искрящийся юмор.
   Роли: Горностаев  ("Любовь  Яровая",  1952),  боцман  Бухта  ("Гибель
эскадры", 1953), Мэрфи ("Русский вопрос", 1947), батрак Пааво ("Ветер  с
юга" Грина. 1949), МяртЛаагус, Маттиас Хааке ("Два лагеря"-,  1948,  "На
грани дня и ночи",
   1951. Якобсона) и др.
   В классич. спектаклях:  Осип  ("Ревизор",  1928),  Тобиас  ("Сельские
сапожники" Киви, 1928), Пиййелехт ("Домовой" Вильде, 1932), Захар Бардин
("Враги"  Горького,  1946),  Серебряков  ("Дядя  Ваня",   1951),   Мадис
("Варгамяэ" по А. Таммсааре, 1951) и др. т
   Снимался в кино ("Свет в КоорДи", Гос. пр. СССР"
   1952.идр.).  Л.  работал  также  как  режисс„р,  воспитатель  молодых
акт„ров. Выступает на эстраде с художеств. чтением.
   Соч.:  Andmeid  }a  k  illukesi  esimesest  kumnest  aastast,  "Eesti
noukogude teater", Almanahh, 3, 1957. X. Л.
   "ЛАУРЕНСИЯ" - балет А. А. Крейна, либретто Е. Мандельберга (по  драме
Л. де В era "Овечий источник"). Пост. 22  марта  1939  в  Ленингр.  т-ре
оперы и балета им. Кирова (Лауренсия - Дудинская, Фрондосо -  Чабукиани;
балетм. Чабукиани, дириж„р Шерман,  худ.  Вирсаладзе).  Первая  пост.  в
Москве - 1940, т-р "Остров танца", ЦПКиО (Лауренсия - Рыхлова,  Фрондосо
- Суворов; балетм. Шатин, худ. Власов и Бессарабова); 1956, Большой  т-р
(Лауренсия - Плисецкая, Фрондосо - Чабукиани; балетм. Чабукиани, дириж„р

Страницы: «« « 1307   1308   1309   1310   1311   1312   1313   1314   1315  1316   1317   1318   1319   1320   1321   1322   1323   1324   1325  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия