Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1306   1307   1308   1309   1310   1311   1312   1313   1314  1315   1316   1317   1318   1319   1320   1321   1322   1323   1324  » »»

декоративного (Я. Куга) иск-ва. На сцене Нового рижского т-ра были пост.
пьесы А. Упита, Л. Толстого, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Г. Хейерман-са. На
этом  репертуаре  формировалось  мастерство  акт„ров  Г.   Жибалта,   А.
Амтман-Бриедита, Э. Смиль-гиса; актрис М.  Шмитхене,  Б.  Скуениеце,  Т.
Банги, Л. Эрики. Под влиянием Нового рижского  т-ра  развивались  и  др.
театр. коллективы Латвии, утверждавшие традиции прогрессивного иск-ва.
   Развитие  латыш.  иск-ва  проходило  в   острой   борьбе   реакц.   и
прогрессивных  тенденций.  "Рижский   латышский   т-р",   пользовавшийся
поддержкой реакц. бурж. кругов, постепенно утрачивал влияние на обществ.
жизнь. В 1907 был осн. проф.  латышский  т-р  в  Лие-пае,  руководителем
к-рого стал Т. Подниек. В 1909 E. Дубур и Э. Зелтматис основали  в  Риге
первые  латыш.  драм.  курсы.  Широко  развивались  театр.  любительские
коллективы. 1-я мировая война разрушила театр. жизнь, массовая эвакуация
прекратила деятельность  т-ров.  Большинство  деятелей  сцены  оказалось
среди беженцев. Это дало возможность организовать латыш. т-ры в  Москве,
Петрограде,  Таллине,  Харькове,  где  находилось  много  эвакуированных
латышей.
   После Октябрьской революции началось развитие  латыш.  сов.  т-ра.  В
1917-18 в Москве, Петрограде, Харькове и Валке при рабочих клубах начали
работать "Рабочие  т-ры";  драм.  коллективы  были  созданы  при  латыш.
стрелковых полках. В  репертуаре  этих  коллективов  преобладали  пьесы,
запрещ„нные царской цензурой: "Гирт Вилке"  Райниса,  "Враги"  Горького,
"Зори" Верхарна, "Борьба" Голсуорси и  др.  В  дек.  1918  -  янв.  1919
большая часть Латвии была освобождена от нем. оккупантов и создана Латв.
Сов. Социалистич. Республика. Под рук. писателя А. Упита в нач.  1919  в
Риге были организованы первые гос. т-ры -"Опера Сов. Латвии" (ныне Латв.
академич. т-р оперы и балета) и "Рабочий т-р Сов.  Латвии"  (ныне  Латв.
академич. т-р драмы),  возникли  и  др.  т-ры  в  Риге,  в  периферийных
городах. Развитие театр. иск-ва было  прервано  в  Латвии  установлением
власти нац. буржуазии (1919). В 20-30-е гг. существовали латыш.  т-ры  в
Москве, Ленинграде, Смоленске и др. Среди них - моек.  студия  "Скатувэ"
(осн. в 1919), преобразованная в 1932 в гос.  латыш.  т-р  "Скатувэ".  В
репертуаре т-ра были  пьесы  Р.  Эйдемана,  А.  Упита,  Я.  Райниса,  Б.
Лаврен„ва, Н. Погодина, Ф. Вольфа и т.  д.  В  Ленинграде  латыш.  т-ром
руководил В. Бергманис.
   В бурж. Латвии в эти годы  передовые  деятели  т-ра  боролись  против
бурж. реакции. Мобилизующую роль в этой борьбе  сыграла  драматургия  Я.
Райниса, А. Упита, Л. Паэгле, Л. Лайцена. В  20-е  гг.  в  Риге  работал
драм. коллектив левых профсоюзов (среди руководителей его была  режисс„р
А. Лацис), к-рый ставил пьесы  Лайцена  под  открытым  небом.  Спектакли
привлекали массы рабочих зрителей, и коллектив подвергался репрессиям, а
в 1928 его  спектакли  были  запрещены.  Созданный  сов.  правительством
латыш.  гос.  т-р  был  реорганизован  бурж.  правительством  и  получил
наименование Нац. т-ра. В 1920 в Риге осн. Художественный  (Дайлес)  т-р
под рук. Э. Смилгиса, деятельность к-рого была отмечена  смелыми  творч.
поисками. В иск-ве т-ров бурж. Латвии реалистич. тенденции противоречиво
переплетались с  модернистскими.  Т-ры  испытывали  влияние  идеалистич.
бурж. эстетики,  и  передовые  деятели  т-ра  с  трудом  отстаивали  под
натиском реакции традиции нац. прогрессивного иск-ва. Наряду с  ведущими
акт„рами   и   режисс„рами   А.   Миерлауком,    Э.    Смил-гисом,    А.
Амтманом-Бриедитом значит, вклад в развитие нац. т-ра внесли: Т.  Лацис,
Э. Фельдманис, Я. Осис,  Л.  Шпильберг,  Л.  Штенгеле,  Э.  Виестур,  Ф.
Эртнер, А. Клинт и др. Установление диктатуры Ульманиса  (1934)  усилило
натиск реакции  в  области  иск-ва.  Были  закрыты  мн.  т-ры,  сняты  с
репертуара  прогрессивные  пьесы,  все  т-ры  поставлены   под   строгий
контроль. Театр превращался в трибуну буржу-азно-националистич.  идей  и
ему грозила полная деградация.
   После освобождения Латвии от фашистской диктатуры, установления  Сов.
власти и вступления в СССР
   (1940) произош„л крутой перелом и в театр.  жизни;  восстанавливались
прогрессивные традиции, началось освоение метода социалистич.  реализма.
Этот процесс был прерван гитлеровской оккупацией (1941-44) и  завершился
в послевоен. годы, когда латышский т-р, освобождаясь от пережитков бурж.
эстетики, осваивал опыт и творч. метод сов.  т-ра.  Установились  тесные
связи с рус. театр. иск-вом и театрами др. республик, произош„л  процесс
слияния Л. т.  с  многонац.  сов.  т-ром,  расширили  свою  работу  т-ры
периферии (Лиепая, Валмиера).
   Пост. новые пьесы латыш. авторов: "Невестка" Лациса (1945), "Глина  и
фарфор" Григулиса  (1947),  "Учитель  Страуме"  Броделе  (1948),  "Слово
женщинам" Залите (1949), "Земля зел„ная" Упита (1950).
   Осуждение  культа  личности  Сталина  и  ликвидация  его  последствий
открыли пути к свободному и плодотворному развитию  латыш.  сов.  театр.
иск-ва.
   В 50-60-е гг. т-р создал  спектакли:  "Мне  тридцать  лет"  Петерсона
(1962), "Преступление в Гранаде" Гривы (1964) - в Академич.  т-ре  драмы
Латв. ССР;
   "Лето младшего брата" (1955), "Хотя и осень"  (1956)  Приеде,  "Вечно
зел„ные пальмы" Виганте (1959) - в Художеств, т-ре. Т-ры  Латвии  ставят
пьесы рус., укр., эст., литов. сов. драматургов. В числе лучших классич.
спектаклей т-ров Латвии:  "Огонь  и  ночь"  (1947),  "Играл  я,  плясал"
(1956), "Илья Муромец"  (1962)  Райниса,  "Три  сестры"  (1951),  "Мария
Стюарт" (1956)-в Художеств, т-ре, "Таланты и  поклонники"  (1948);  "Сын
рыбака" по Лацису (1949),  "Индра-ны"  Блаумана  (1954),  "Жанна  д'Арк"
Упита (1962)- в  Акад.  т-ре  драмы.  Лучшие  спектакли  т-ров  отмечены
премиями на ежегодных смотрах, театр. в„снах.
   Новыми гранями раскрылось в сов. годы иск-во мастеров  нац.  т-ра  Э.
Виестур, А. Михельсо-на, Б. Румниеце, Э. Фельдманиса, А.  Филипсона,  Л.
Шпильберг. В т-рах Сов.  Латвии  работают  (1963):  нар.  арт.  СССР  А.
Амтман-Бриедит, Л. Берзинь, Я. Осис, Э. Смилгис; нар. арт. Латв. ССР  А.
Видениек, Л. Жвигуле, Э. Зиле, Ж. Катлап, А. Клинт,  О.  Ле-яскалне,  Н.
Мурниек, Л. Шмит, М. Шмитхене,  Э.  Эзериня,  Ф.  Эртнер.  В  сов.  т-ре
выросло молодое поколение мастеров: нар. арт.  Латв.  ССР  В.  Лине,  Л.
Фреймане, засл. арт. Латв. ССР В. Артман, Я. Ку-билис,  X.  Лиепинь,  Э.
Павуль, В. Сингаевская, А. Яуну-шан. Значит,  вклад  в  развитие  Л.  т.
внесли художники - А. Лапинь, Г. Вилке, Э. Вардаунис.
   В 1964 в Латв. ССР работают 10 т-ров: Академич. т-р драмы  Латв.  ССР
(Рига), Художеств, т-р Латв. ССР им. Я. Райниса (Рига),  Лиепайский  т-р
(Лиепая), Валмиерский драм. т-р им. Леона Паэгле  (Валмиера),  Академич.
т-р оперы и балета Латв. ССР (Рига).-На латыш. и рус. яз. дают спектакли
т-р оперы и балета, ТЮЗ  Латв.  ССР  им.  Ленинского  комсомола  (Рига),

Страницы: «« « 1306   1307   1308   1309   1310   1311   1312   1313   1314  1315   1316   1317   1318   1319   1320   1321   1322   1323   1324  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия