Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1253   1254   1255   1256   1257   1258   1259   1260   1261  1262   1263   1264   1265   1266   1267   1268   1269   1270   1271  » »»

популяризировала лучшие произв. нац. и мировой драматургии. В 1944 из-за
финансовых затруднений прекратила  работу.  Из  учеников  Академии  была
сформирована театр. труппа АДАД, работавшая до 1953. Л. X.
   КУБИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Издавна на Кубе существовали индейские
нац. представления - арейтос, но с приходом  колонизаторов-испанцев  (16
в.) они исчезли и лишь нек-рые их элементы использовались в  религиозных
зрелищах. Дальнейшее развитие театр.  иск-ва  на  Кубе  связано  с  исп.
т-ром. Пост. комедии "Хорошие люди на небе. а дурные  на  земле"  (1758,
автор  неизв.)  послужила  началом  создания  светского   т-ра.   Первые
представления разыгрывались в  частных  домах.  В  1776  в  Гаване  было
построено  первое   театр.   здание   "Колисео"   (с   1803   называлось
"Принсипаль").  На  сцене  "Колисео"  ставились  пьесы  Лопе  де   Вега,
Кальдерона, Ф. Рохаса Соррильи, Г. Ховельяноса  и  др.  Большим  успехом
пользовались сайнете исп. драматурга Р. де ла К руса,  на  основе  к-рых
впоследствии развился жанр кубинского нац. сайнете. В  30-е  гг.  18  в.
написана пьеса "Принц-садовник и переодетый Клоридано", приписываемая С.
Пита. Эта пьесатрадиции  исп.  драмы.  Б  конце  18  в.  появились   пьесы   "Галантный
подпоручик, терпеливый муж и дерзкая жена" В. Па-скуаля Ферреры  (1790),
"Благоразумный выбор  и  привилегированный  возлюбленный"  М.  Гонсалеса
(1792). Творчество  акт„ра  и  драматурга  Ф.  Коварру-въяса,  писавшего
сайнете,  комедии,  злободневные  интермедии,  способствовало   развитию
другого направления в кубинском т-ре, связанного с нар. истоками. В  1-й
четв. 19 в. появляются пьесы видного кубинского поэта и драматурга X. М.
Э ре дии "Эдуарде IV, или Милосердный  узурпатор"  (пост.  любителями  с
участием автора в  г.  Матансасе,  1819),  "Монтесума,  или  Мексиканцы"
(1819), написанные под влиянием франц. неоклассицизма. Эредия  переводил
пьесы В. Альфьери, Вольтера, М. Ж. Шенье, П. Кребийо-на и др. В  1837  в
Гаване было построено здание т-ра "Такон" (на 3037 зрителей)  -  первого
большого т-ра на Кубе (открыт в 1838).
   Влияние революц. романтизма сказалось в пост. пьес "Гильермо" испанца
X. М. де Андуэсы (1838) и "Дон  Педро  Кастильский"  доминиканца  X.  Ф.
Фок-сы (1838). В 1838 в  т-ре  "Такон"  был  пост.  "Граф  Алар-кос"  X.
Миланеса. Следующая пьеса этого автора - драма "Поэт при дворе"  (1840),
где он утверждал  обществ,  значение  иск-ва,  была  запрещена  цензурой
(пост. только в 1846). Принципы классицизма и ро-мантич. драмы  сочетала
в своих пьесах "Однорукий Альфонсо" (1844) и "Валтасар" (1858) Г.  Гомес
де Авельянеда. Крупным представителем романтизма был поэт и драматург X.
Л. Луасес, к-рый написал трагедию "Аристодем"  (изд.  1867),  обличающую
исп. колониализм. В духе неоклассицизма писали драматурги X. Ф.  Мансано
("Сафира", 1842), Л. Турла ("Отец Хараута в  Гаване".  1848).  Наряду  с
роман-тич. т-ром на Кубе развивался нар. т-р, популяризировавший комедии
и сайнете. К этому направлению  принадлежал  X.  А.  Мильян,  написавший
пьесы  "Бой  быков  без  быков",  "Комета  13  июня",   "Конец   света",
"Калифорниец",  в  к-рых  изображал  злободневные  события,   недостатки
кубинского общества. В жанре  нар.  комедий,  порой  содержавших  выпады
против исп. завоевателей, выступали В.  X.  Креспо-и-Бор-бон,  известный
под псевд. К. Ганга, и Ф. Фернандес. Сайнете Ганга "Похл„бка  с  перцем,
или Свадьба  Панчи  Хутия  и  Кануто  Сахарной  Головы"  (1847)  и  "Под
тамарийдовым деревом" (1864) долго сохранялись  в  репертуаре  т-ра.  Ф.
Фернандес написал  комедию-шутку  "Ч„рные  профессора"  (1868),  имевшую
большой  успех.  Традиции  Коваррувьяса  продолжали  и  комич.   акт„ры,
игравшие в т-ре "Вильянуэва" (осн. в 1853). Во 2-й пол. 19  в.  возникли
новые т-ры в провинции. В 1850 открылись "Т-р де ла  рейна"  в  Сантьяго
(впоследствии наз. "Орьенте"), в 1849 т-р  "Принсипаль"  в  Камагуэе.  в
1860 построен т-р "Эс-теван" в Матансасе (затем наз. т-р "Сауто").
   Романтич. направление в лит-ре и театр. иск-ве развивалось в условиях
исп. колониального гн„та. Строгость цензуры и  безраздельное  господство
исп.  трупп  тормозили  развитие  кубинской   драматургии.   Борьба   за
независимость в 1868, разделившая страну на два лагеря, нашла  отражение
в драматургии. По-литич. комедия X. Валерио "Горбатого могила  исправит"
(т-р  "Вильянуэва",  1869).  имеющая  антиисп.  направленность,  вызвала
волнения и вооруж„нные столкновения между исп.  солдатами  и  кубинскими
патриотами. В то же время Л. М. Касадо писал небольшие пьесы ("Воробей",
"Слава Тунам", обе в 1869), носившие происп. характер. Тяж„лое  политич.
положение в стране вызвало упадок театр. иск-ва.  Среди  немногих  пьес,
посв. значит, обществ, темам:
   "Мулат" А.  Торроэльи  (1870),  "Победители"  X.  Арма-са-и-Карденаса
(1895).  Появлялись  пьесы  на  исто-рич.  сюжеты,   перекликавшиеся   с
современностью:
   "Атуэй" Ф. Сельена, "Абдала" X.  Марти  (1869)  и  др.  Конец  19  в.
характеризуется  дальнейшим  развитием  нар.   т-ра.   Большим   успехом
пользовались сайнете Э\  Мейрелеса,  О.  Д.  Гонсалеса  и  И.  Сарачаги,
ставившиеся в т-ре "Альгамбра". Но постепенно нар. сайнете перерождается
в комедию-буфф, опошляется и теряет свои первоначальные достоинства.
   Согласно  Парижскому  мирному  договору  1898,  Куба  была  формально
провозглашена "независимой" республикой (в  1902).  Однако  исп.  труппы
по-прежнему господствовали на сценах  кубинских  т-ров.  Первая  попытка
создания нац. т-ра была предпринята драматургами X. А.  Рамосом,  М.  Э.
Уреньей и др. В 1910 они организовали "Об-во содействия развитию  т-ра",
к-рое ставило в т-ре "Такон" пьесы Гомес де Авельянеды  и  X.  Марти.  В
1915 созда„тся "Об-во друзей кубинского т-ра", в задачу  к-рого  входила
пропаганда пьес кубинских авторов. Здесь ставились пьесы X.  А.  Рамоса,
Р. С. Вароны, Г. С. Галарраги, Л.  А.  Баральта,  М.  Э.  Уреньи  и  др.
Деятельность об-ва поддерживали журн. "Театро кубано" (1919-20) и "Альма
кубана" (1923, 1929), в к-рых пропагандировались  передовые  взгляды  на
театр. иск-во.
   В 20-е гг. 20 в. наметились тенденции к обновлению  кубинского  т-ра.
Группы энтузиастов-любителей предпринимали  попытки  пост.  новых  пьес.
Однако реакц. диктатура Мачадо  (1925-33),  преследования  прогрессивных
деятелей культуры мешали развитию  кубинского  т-ра.  Продолжали  работу
немногие  культурные  центры   (напр.,   "Лисеум",   об-во   "В   защиту
музыкального искусства"). Несмотря на диктатуру Ф. Батисты,  в  1936  по
инициативе Л. А. Баралъта в Гаване был  создан  т-р  "К  у  два",  к-рый
объединил  прогрессивных  театр.  деятелей,  стремившихся  к  обновлению
репертуара, техники сцены. В 1941 была организована  Кубинская  академия
драматического искусства (АДАД) для  подготовки  акт„ров  и  режисс„ров.
Создаются и др. новые театр. труппы, в т. ч. "Народный театр-библиотека"
(1940), Университетский т-р  (1941),  "Патронато  дель  театро"  (1942),
Народный т-р (1943).  Драм.  коллективы  работали  также  при  Кубинском

Страницы: «« « 1253   1254   1255   1256   1257   1258   1259   1260   1261  1262   1263   1264   1265   1266   1267   1268   1269   1270   1271  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия