|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 1261 1262 1263 1264 1265 1266 1267 1268 1269 1270 1271 » »» популяризировала лучшие произв. нац. и мировой драматургии. В 1944 из-за
финансовых затруднений прекратила работу. Из учеников Академии была
сформирована театр. труппа АДАД, работавшая до 1953. Л. X.
КУБИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Издавна на Кубе существовали индейские
нац. представления - арейтос, но с приходом колонизаторов-испанцев (16
в.) они исчезли и лишь нек-рые их элементы использовались в религиозных
зрелищах. Дальнейшее развитие театр. иск-ва на Кубе связано с исп.
т-ром. Пост. комедии "Хорошие люди на небе. а дурные на земле" (1758,
автор неизв.) послужила началом создания светского т-ра. Первые
представления разыгрывались в частных домах. В 1776 в Гаване было
построено первое театр. здание "Колисео" (с 1803 называлось
"Принсипаль"). На сцене "Колисео" ставились пьесы Лопе де Вега,
Кальдерона, Ф. Рохаса Соррильи, Г. Ховельяноса и др. Большим успехом
пользовались сайнете исп. драматурга Р. де ла К руса, на основе к-рых
впоследствии развился жанр кубинского нац. сайнете. В 30-е гг. 18 в.
написана пьеса "Принц-садовник и переодетый Клоридано", приписываемая С.
Пита. Эта пьесатрадиции исп. драмы. Б конце 18 в. появились пьесы "Галантный
подпоручик, терпеливый муж и дерзкая жена" В. Па-скуаля Ферреры (1790),
"Благоразумный выбор и привилегированный возлюбленный" М. Гонсалеса
(1792). Творчество акт„ра и драматурга Ф. Коварру-въяса, писавшего
сайнете, комедии, злободневные интермедии, способствовало развитию
другого направления в кубинском т-ре, связанного с нар. истоками. В 1-й
четв. 19 в. появляются пьесы видного кубинского поэта и драматурга X. М.
Э ре дии "Эдуарде IV, или Милосердный узурпатор" (пост. любителями с
участием автора в г. Матансасе, 1819), "Монтесума, или Мексиканцы"
(1819), написанные под влиянием франц. неоклассицизма. Эредия переводил
пьесы В. Альфьери, Вольтера, М. Ж. Шенье, П. Кребийо-на и др. В 1837 в
Гаване было построено здание т-ра "Такон" (на 3037 зрителей) - первого
большого т-ра на Кубе (открыт в 1838).
Влияние революц. романтизма сказалось в пост. пьес "Гильермо" испанца
X. М. де Андуэсы (1838) и "Дон Педро Кастильский" доминиканца X. Ф.
Фок-сы (1838). В 1838 в т-ре "Такон" был пост. "Граф Алар-кос" X.
Миланеса. Следующая пьеса этого автора - драма "Поэт при дворе" (1840),
где он утверждал обществ, значение иск-ва, была запрещена цензурой
(пост. только в 1846). Принципы классицизма и ро-мантич. драмы сочетала
в своих пьесах "Однорукий Альфонсо" (1844) и "Валтасар" (1858) Г. Гомес
де Авельянеда. Крупным представителем романтизма был поэт и драматург X.
Л. Луасес, к-рый написал трагедию "Аристодем" (изд. 1867), обличающую
исп. колониализм. В духе неоклассицизма писали драматурги X. Ф. Мансано
("Сафира", 1842), Л. Турла ("Отец Хараута в Гаване". 1848). Наряду с
роман-тич. т-ром на Кубе развивался нар. т-р, популяризировавший комедии
и сайнете. К этому направлению принадлежал X. А. Мильян, написавший
пьесы "Бой быков без быков", "Комета 13 июня", "Конец света",
"Калифорниец", в к-рых изображал злободневные события, недостатки
кубинского общества. В жанре нар. комедий, порой содержавших выпады
против исп. завоевателей, выступали В. X. Креспо-и-Бор-бон, известный
под псевд. К. Ганга, и Ф. Фернандес. Сайнете Ганга "Похл„бка с перцем,
или Свадьба Панчи Хутия и Кануто Сахарной Головы" (1847) и "Под
тамарийдовым деревом" (1864) долго сохранялись в репертуаре т-ра. Ф.
Фернандес написал комедию-шутку "Ч„рные профессора" (1868), имевшую
большой успех. Традиции Коваррувьяса продолжали и комич. акт„ры,
игравшие в т-ре "Вильянуэва" (осн. в 1853). Во 2-й пол. 19 в. возникли
новые т-ры в провинции. В 1850 открылись "Т-р де ла рейна" в Сантьяго
(впоследствии наз. "Орьенте"), в 1849 т-р "Принсипаль" в Камагуэе. в
1860 построен т-р "Эс-теван" в Матансасе (затем наз. т-р "Сауто").
Романтич. направление в лит-ре и театр. иск-ве развивалось в условиях
исп. колониального гн„та. Строгость цензуры и безраздельное господство
исп. трупп тормозили развитие кубинской драматургии. Борьба за
независимость в 1868, разделившая страну на два лагеря, нашла отражение
в драматургии. По-литич. комедия X. Валерио "Горбатого могила исправит"
(т-р "Вильянуэва", 1869). имеющая антиисп. направленность, вызвала
волнения и вооруж„нные столкновения между исп. солдатами и кубинскими
патриотами. В то же время Л. М. Касадо писал небольшие пьесы ("Воробей",
"Слава Тунам", обе в 1869), носившие происп. характер. Тяж„лое политич.
положение в стране вызвало упадок театр. иск-ва. Среди немногих пьес,
посв. значит, обществ, темам:
"Мулат" А. Торроэльи (1870), "Победители" X. Арма-са-и-Карденаса
(1895). Появлялись пьесы на исто-рич. сюжеты, перекликавшиеся с
современностью:
"Атуэй" Ф. Сельена, "Абдала" X. Марти (1869) и др. Конец 19 в.
характеризуется дальнейшим развитием нар. т-ра. Большим успехом
пользовались сайнете Э\ Мейрелеса, О. Д. Гонсалеса и И. Сарачаги,
ставившиеся в т-ре "Альгамбра". Но постепенно нар. сайнете перерождается
в комедию-буфф, опошляется и теряет свои первоначальные достоинства.
Согласно Парижскому мирному договору 1898, Куба была формально
провозглашена "независимой" республикой (в 1902). Однако исп. труппы
по-прежнему господствовали на сценах кубинских т-ров. Первая попытка
создания нац. т-ра была предпринята драматургами X. А. Рамосом, М. Э.
Уреньей и др. В 1910 они организовали "Об-во содействия развитию т-ра",
к-рое ставило в т-ре "Такон" пьесы Гомес де Авельянеды и X. Марти. В
1915 созда„тся "Об-во друзей кубинского т-ра", в задачу к-рого входила
пропаганда пьес кубинских авторов. Здесь ставились пьесы X. А. Рамоса,
Р. С. Вароны, Г. С. Галарраги, Л. А. Баральта, М. Э. Уреньи и др.
Деятельность об-ва поддерживали журн. "Театро кубано" (1919-20) и "Альма
кубана" (1923, 1929), в к-рых пропагандировались передовые взгляды на
театр. иск-во.
В 20-е гг. 20 в. наметились тенденции к обновлению кубинского т-ра.
Группы энтузиастов-любителей предпринимали попытки пост. новых пьес.
Однако реакц. диктатура Мачадо (1925-33), преследования прогрессивных
деятелей культуры мешали развитию кубинского т-ра. Продолжали работу
немногие культурные центры (напр., "Лисеум", об-во "В защиту
музыкального искусства"). Несмотря на диктатуру Ф. Батисты, в 1936 по
инициативе Л. А. Баралъта в Гаване был создан т-р "К у два", к-рый
объединил прогрессивных театр. деятелей, стремившихся к обновлению
репертуара, техники сцены. В 1941 была организована Кубинская академия
драматического искусства (АДАД) для подготовки акт„ров и режисс„ров.
Создаются и др. новые театр. труппы, в т. ч. "Народный театр-библиотека"
(1940), Университетский т-р (1941), "Патронато дель театро" (1942),
Народный т-р (1943). Драм. коллективы работали также при Кубинском
Страницы: «« « 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 1261 1262 1263 1264 1265 1266 1267 1268 1269 1270 1271 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |