Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1244   1245   1246   1247   1248   1249   1250   1251   1252  1253   1254   1255   1256   1257   1258   1259   1260   1261   1262  » »»

(Москва -1887, 1898, Петербург  -  1886,  1897,  в  Белоруссии  -  1892,
Закавказье - 1890), пропагандируя укр. т-р. Творч.  деятельность  труппы
определила новый этап развития реализма в укр. театр. иск-ве. К. написал
свыше 40  пьес.  Лучшие  из  них  вошли  в  сокровищницу  укр.  классич.
драматургии. Среди них  драмы:  "Дай  сердцу  волю,  завед„т  в  неволю"
(1863), "Пока солнце взойд„т - рос-а очи  выест"  (1882),  "Мироед,  или
Паук" (1882), "Две семьи" (1888), "Олеся" (1891); комедии:
   "Помирились"  (1869),  "Пошились  у  дурни"  (1875);  водевили:   "По
ревизии" (1882); сказки для детей "Ивасик-Телесик", "По щучьему велению"
(1S07); инсценировки поэмы "Невольник" Шевченко (1872),  повести  Гоголя
"Вий"  (1894).  Пьесы  К.  отражают  период  возникновения  и   развития
капитализма, его социальные противоречия, правдиво и ярко  рисуют  жизнь
укр.  народа,  крестьянства  в  пореформенную  эпоху  80-90-х   гг.   К.
сатирически разоблачал представителей  нарождавшейся  сел.  буржуазии  -
кулачества, местной администрации (старшины,  писари),  выражал  протест
народа против угнетателей, раскрывал тяж„лую долю женщины-крестьянки.
   Театрально-эстетич. взгляды К. формировались под влиянием  передового
рус. т-ра, творчества Гоголя, Островского.
   К.-режисс„р близок по своим принципам традициям рус. реалистич. т-ра,
он боролся за развитие режиссуры как самостоят, иск-ва, за  жизненную  и
художеств. правду на  сцене,  требовал  единства  и  целостности  творч.
ансамбля, историч. точности в оформлении и постановке. "У  Кропивницкого
с идеей пьесы неразрывно сливалось все:  исполнитель  центральной  роли,
хорист,  статист,  оформление  детали,  вс„-  гармония",-  писал  Н.  Н.
Синельников. К. уделял большое внимание подготовительному периоду работы
над пьесой, требовал от акт„ров психологич. раскрытия образа,  простоты,
выразительности   исполнения.   Все   постановки,   шедшие   в   труппе,
осуществлялись К.
   Как акт„р К. продолжал реалистич. традиции  Щепкина  и  Соленика.  Он
играл просто, правдиво, естественно (современники сравнивали его  талант
с рус. акт„ром П. Садовским). Обладая  широким  диапазоном,  мастерством
перевоплощения,  большим  сценич.  темпераментом,  К.   создал   галерею
комедийных и дра-матич.  образов:  Выборный  ("Наталка-Полтавка"),  Хома
Кичатый ("Назар Стодоля" Шевченко), Иван Карась ("Запорожец за Дунаем"),
Шельменко  ("Шель-менко-денщик"  Квитки-Основьяпенко),  Мартын  Бору-ля,
Иван (о. п., "Бесталанная" Карпенко-Карого), Шпонька  ("Как  колбаса  да
чарка" Старицкого), Москаль,  Чупрун  ("Солдат-чародей"  Котляревского),
Тарас Бульба (о. п. по Гоголю).
   В своих пьесах К. играл роли: Иван Непокрытый ("Дай сердцу волю...").
Бычок ("Мироед, или Паук"), Балтыз  ("Олеся"),  Самрось  ("Две  семьи"),
Старшина ("По ревизии"), Коваль ("Невольник").
   К. сам оформлял спектакли своей труппы и писал к ним музыку.
   Будучи выдающимся  театр.  педагогом,  К.  воспитал  в  своей  труппе
крупных укр.  акт„ров:  Заньковецкую,  Садовского,  Садовскую-Барилотти,
Зарницкую и др. Поборник демократич.  иск-ва,  рассматривавший  т-р  как
трибуну, школу для воспитания широких нар. масс, К. отстаивал в условиях
царского  гн„та,  цензурных  ограничений  право  укр.  народа  на   нац.
демократич. культуру.
   Соч.: П'си, Кив, 1950; Твори в 6 томах, т. 1-6, Кив. 1958-60; в  рус.
пер.- Пьесы, Л,- М., 1960.
   Лит.:  ЙосипенкоМ.,  М.Л.  Кропивницький,  Кив,  1958  (Библиографич.
указатель, с. 298-320);  КиричокП.,  Марко  Кропивницький,  С?мферополь,
1961. С. Б.
   КРОТ‚ВИЧ, Евгений Максимович [р.  11  (23).  I.  1884]  -  украинский
советский писатель, драматург. В 1911 окончил филологич.  ф-т  Киевского
ун-та. Лит. деятельность начал в  1906  (либретто  к  опере  "Полонянка"
Стеценко). В 1922-23 работал зав. лит. частью Т-ра им.  Заньковецкой,  в
1928-29   -   Т-ра   им.   И.   Франко.   Ранним   пьесам   К.   присуще
абстрактно-символич. восприятие революц. действительности. В  дальнейшем
К.  преодолевает  эти  тенденции,  обращается  к   изображению   событий
современности. К. принадлежат пьесы: "Сентиментальный ч„рт"  (1923,  Т-р
им. Заньковецкой, Полтава), "Былое" (1923, там же),  "Сын  совы"  (1924,
т-р в Донецке), "Секретарь премьер-министра" (1924, там  же),  "Королева
роз" (1925, киевский  т-р)  и  ряд  одноактных  пьес.  Писал  статьи  по
вопросам лит-ры и иск-ва. С. Б.
   КРОШНЕР,  Михаил   Ефимович   (1600-42)   -   белорусский   советский
композитор,  пианист.  Засл.  арт.   БССР   (1940).   В   1937   окончил
консерваторию в Минске по кл. В. А. Золотар„ва. Автор  первого  белорус.
балета "Соловей" по повести 3. Бядули  (Белорус.  т-р  оперы  и  балета,
1939) и ряда произв. в др. жанрах.
   КРСТИЧ   (Krstic),    Петар    (18.II.1877-21.1.1957)-    югославский
композитор, дириж„р. Окончил Венскую консерваторию по кл. проф. Р. Фукса
и филос. ф-т Венского ун-та (группа музыкознания). В 1903-13 К.- дириж„р
Нар. т-ра в Белграде. Автор опер "Зу-лумчар" ("Тиран", 1927),  "Женитьба
Стояна Янкови-ча" (1948), музыки к спектаклям, симф. и др. соч. В  своих
произв. К. широко использовал серб. муз. фольклор. С 1914 в„л педагогич.
работу. И. Я.
   КРУГ ПОВОРОТНЫЙ - см. Поворотный круг.
   КРУГЛИКОВ, Сем„н Николаевич [25.V(6.VI).  1851-9(22).II.1910]-русский
музыкальный критик. Учился на физико-математич. ф-те Моск. ун-та,  затем
в Ин-те путей  сообщения  в  Петербурге.  Нек-рое  время  изучал  теорию
композиции под рук. Н. А. Рим-ского-Корсакова. Муз. критич. деятельность
начал в 1881, сотрудничал в  разл.  газетах,  журналах,  заведовал  муз.
отделом журнала "Артист". С 1890 был связан в  качестве  консультанта  с
Моск. частной оперой Мамонтова и в значит, мере определил е„  художеств.
направление, репертуар.  К.  способствовал  продвижению  на  сцену  ряда
выдающихся произв.  рус.  оперной  классики.  Осн.  критерием  в  оценке
явлений муз. иск-ва для К. была степень правдивости, глубины отображения
нар.  жизни.  Он  настойчиво  пропагандировал  творчество   композиторов
"Могучей кучки", заслужил прозвище  "московского  Стасова".  С  1881  К.
преподавал в Муз. драм. уч-ще Моск. филар-монич. об-ва  (в  1898-1901  -
директор).  Стиль  выступлений  К.  отличался   публицистич.   остротой,
живостью  и  горячностью.  Его  суждения  и  оценки  иногда   отличались
известной односторонностью и предвзятостью. Так, К. не  сумел  правильно
оценить творчество П. И. Чайковского. Однако  со  временем  он  частично
пересмотрел сво„ мнение. Стоя на  позициях  реализма  и  народности,  К.
резко отрицательно относился к проявлениям модернизма в музыке.
   С оч:  Статьи  в  журн.  "Артист":  "Евгений  Онегин",  опера  П.  И.
Чайковского, 1889, кн. 2; Мусоргский и его "Бо рис Годунов",  1890,  кн.
5; "Князь Игорь", опера А. П. Бородина, 1890, ;ј  11;  Сложные  формы  в

Страницы: «« « 1244   1245   1246   1247   1248   1249   1250   1251   1252  1253   1254   1255   1256   1257   1258   1259   1260   1261   1262  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия