|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 1261 1262 » »» (Москва -1887, 1898, Петербург - 1886, 1897, в Белоруссии - 1892,
Закавказье - 1890), пропагандируя укр. т-р. Творч. деятельность труппы
определила новый этап развития реализма в укр. театр. иск-ве. К. написал
свыше 40 пьес. Лучшие из них вошли в сокровищницу укр. классич.
драматургии. Среди них драмы: "Дай сердцу волю, завед„т в неволю"
(1863), "Пока солнце взойд„т - рос-а очи выест" (1882), "Мироед, или
Паук" (1882), "Две семьи" (1888), "Олеся" (1891); комедии:
"Помирились" (1869), "Пошились у дурни" (1875); водевили: "По
ревизии" (1882); сказки для детей "Ивасик-Телесик", "По щучьему велению"
(1S07); инсценировки поэмы "Невольник" Шевченко (1872), повести Гоголя
"Вий" (1894). Пьесы К. отражают период возникновения и развития
капитализма, его социальные противоречия, правдиво и ярко рисуют жизнь
укр. народа, крестьянства в пореформенную эпоху 80-90-х гг. К.
сатирически разоблачал представителей нарождавшейся сел. буржуазии -
кулачества, местной администрации (старшины, писари), выражал протест
народа против угнетателей, раскрывал тяж„лую долю женщины-крестьянки.
Театрально-эстетич. взгляды К. формировались под влиянием передового
рус. т-ра, творчества Гоголя, Островского.
К.-режисс„р близок по своим принципам традициям рус. реалистич. т-ра,
он боролся за развитие режиссуры как самостоят, иск-ва, за жизненную и
художеств. правду на сцене, требовал единства и целостности творч.
ансамбля, историч. точности в оформлении и постановке. "У Кропивницкого
с идеей пьесы неразрывно сливалось все: исполнитель центральной роли,
хорист, статист, оформление детали, вс„- гармония",- писал Н. Н.
Синельников. К. уделял большое внимание подготовительному периоду работы
над пьесой, требовал от акт„ров психологич. раскрытия образа, простоты,
выразительности исполнения. Все постановки, шедшие в труппе,
осуществлялись К.
Как акт„р К. продолжал реалистич. традиции Щепкина и Соленика. Он
играл просто, правдиво, естественно (современники сравнивали его талант
с рус. акт„ром П. Садовским). Обладая широким диапазоном, мастерством
перевоплощения, большим сценич. темпераментом, К. создал галерею
комедийных и дра-матич. образов: Выборный ("Наталка-Полтавка"), Хома
Кичатый ("Назар Стодоля" Шевченко), Иван Карась ("Запорожец за Дунаем"),
Шельменко ("Шель-менко-денщик" Квитки-Основьяпенко), Мартын Бору-ля,
Иван (о. п., "Бесталанная" Карпенко-Карого), Шпонька ("Как колбаса да
чарка" Старицкого), Москаль, Чупрун ("Солдат-чародей" Котляревского),
Тарас Бульба (о. п. по Гоголю).
В своих пьесах К. играл роли: Иван Непокрытый ("Дай сердцу волю...").
Бычок ("Мироед, или Паук"), Балтыз ("Олеся"), Самрось ("Две семьи"),
Старшина ("По ревизии"), Коваль ("Невольник").
К. сам оформлял спектакли своей труппы и писал к ним музыку.
Будучи выдающимся театр. педагогом, К. воспитал в своей труппе
крупных укр. акт„ров: Заньковецкую, Садовского, Садовскую-Барилотти,
Зарницкую и др. Поборник демократич. иск-ва, рассматривавший т-р как
трибуну, школу для воспитания широких нар. масс, К. отстаивал в условиях
царского гн„та, цензурных ограничений право укр. народа на нац.
демократич. культуру.
Соч.: П'си, Кив, 1950; Твори в 6 томах, т. 1-6, Кив. 1958-60; в рус.
пер.- Пьесы, Л,- М., 1960.
Лит.: ЙосипенкоМ., М.Л. Кропивницький, Кив, 1958 (Библиографич.
указатель, с. 298-320); КиричокП., Марко Кропивницький, С?мферополь,
1961. С. Б.
КРОТ‚ВИЧ, Евгений Максимович [р. 11 (23). I. 1884] - украинский
советский писатель, драматург. В 1911 окончил филологич. ф-т Киевского
ун-та. Лит. деятельность начал в 1906 (либретто к опере "Полонянка"
Стеценко). В 1922-23 работал зав. лит. частью Т-ра им. Заньковецкой, в
1928-29 - Т-ра им. И. Франко. Ранним пьесам К. присуще
абстрактно-символич. восприятие революц. действительности. В дальнейшем
К. преодолевает эти тенденции, обращается к изображению событий
современности. К. принадлежат пьесы: "Сентиментальный ч„рт" (1923, Т-р
им. Заньковецкой, Полтава), "Былое" (1923, там же), "Сын совы" (1924,
т-р в Донецке), "Секретарь премьер-министра" (1924, там же), "Королева
роз" (1925, киевский т-р) и ряд одноактных пьес. Писал статьи по
вопросам лит-ры и иск-ва. С. Б.
КРОШНЕР, Михаил Ефимович (1600-42) - белорусский советский
композитор, пианист. Засл. арт. БССР (1940). В 1937 окончил
консерваторию в Минске по кл. В. А. Золотар„ва. Автор первого белорус.
балета "Соловей" по повести 3. Бядули (Белорус. т-р оперы и балета,
1939) и ряда произв. в др. жанрах.
КРСТИЧ (Krstic), Петар (18.II.1877-21.1.1957)- югославский
композитор, дириж„р. Окончил Венскую консерваторию по кл. проф. Р. Фукса
и филос. ф-т Венского ун-та (группа музыкознания). В 1903-13 К.- дириж„р
Нар. т-ра в Белграде. Автор опер "Зу-лумчар" ("Тиран", 1927), "Женитьба
Стояна Янкови-ча" (1948), музыки к спектаклям, симф. и др. соч. В своих
произв. К. широко использовал серб. муз. фольклор. С 1914 в„л педагогич.
работу. И. Я.
КРУГ ПОВОРОТНЫЙ - см. Поворотный круг.
КРУГЛИКОВ, Сем„н Николаевич [25.V(6.VI). 1851-9(22).II.1910]-русский
музыкальный критик. Учился на физико-математич. ф-те Моск. ун-та, затем
в Ин-те путей сообщения в Петербурге. Нек-рое время изучал теорию
композиции под рук. Н. А. Рим-ского-Корсакова. Муз. критич. деятельность
начал в 1881, сотрудничал в разл. газетах, журналах, заведовал муз.
отделом журнала "Артист". С 1890 был связан в качестве консультанта с
Моск. частной оперой Мамонтова и в значит, мере определил е„ художеств.
направление, репертуар. К. способствовал продвижению на сцену ряда
выдающихся произв. рус. оперной классики. Осн. критерием в оценке
явлений муз. иск-ва для К. была степень правдивости, глубины отображения
нар. жизни. Он настойчиво пропагандировал творчество композиторов
"Могучей кучки", заслужил прозвище "московского Стасова". С 1881 К.
преподавал в Муз. драм. уч-ще Моск. филар-монич. об-ва (в 1898-1901 -
директор). Стиль выступлений К. отличался публицистич. остротой,
живостью и горячностью. Его суждения и оценки иногда отличались
известной односторонностью и предвзятостью. Так, К. не сумел правильно
оценить творчество П. И. Чайковского. Однако со временем он частично
пересмотрел сво„ мнение. Стоя на позициях реализма и народности, К.
резко отрицательно относился к проявлениям модернизма в музыке.
С оч: Статьи в журн. "Артист": "Евгений Онегин", опера П. И.
Чайковского, 1889, кн. 2; Мусоргский и его "Бо рис Годунов", 1890, кн.
5; "Князь Игорь", опера А. П. Бородина, 1890, ;ј 11; Сложные формы в
Страницы: «« « 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 1261 1262 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |