|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 1261 1262 1263 1264 1265 1266 » »» Данькевича (1953).
Особенностью исполнительского мастерства К. являлась острая внешняя
характерность, внутр. глубина, тонкие психологич. нюансы. Мн. акт„рские
образы К. вошли в историю укр. театр. иск-ва.
Роли: аббат Гонорий ("Жакерия" Мериме, 1925), Малоштан ("Диктатура"
Микитенко, 1936), Сержант Бедня ("Плацдарм" Ирчана), Мартын ("Мартын
Боруля" Карпенко-Карого, 1934), Иван Непокрытый ("Дай сердцу волю,
завед„т в неволю" Кропивницкого 1935), .Бухта, Бублик, дьяк Гаврило,
Галушка ("Гибель эскадры", 1933, "Платон Кречет", 1934, "Богдан
Хмельницкий", 1939, "В степях Украины", 1940), Счастливцев, Мурзавецкий
("Лес", 1939, "Волки и овцы", 1939), Тевье ("Тевье-молочник" по Шолому
Алейхему, 1940), Булычев ("Егор Булычев и другие", 1947), Швандя
("Любовь Яровая", 1937), Ватутин ("Генерал Ватутин" Дмитерко, Гос. пр.
СССР, 1948), Полудин ("Персональное дело" А. Штейна, 1956), Гуля
("Арсенал" Суходольского, 1957).
К.- один из первых исполнителей роли В. И. Ленина ("Правда"
Корнейчука, 1937) на укр. сцене. Снимался в кинофильмах (с 1926). С 1932
занимался педагогич. деятельностью; в 1946-52 - в Харьковском театр.
ин-те, с 1952- в Киевском ин-те театр. иск-ва. С 1947 - профессор.
Лит.: Смоляк Я., М. М. Крушельницький, Харьк?в, 1947; Кисельов Й.,
Театральн? портрети, Кив, 1955;
Г а н Я., Марьян Михайлович Крушельницкий, Киев, 1960. р. Б.
КРШЙЧКА (Kricka), Ярослав (p. 27.VIII.1882)- чехословацкий
композитор, дириж„р, педагог. Дей-ствит. чл. Чешской академии наук и
иск-в (с 1923). Засл. арт. ЧССР. В 1905 окончил Пражскую консерваторию,
в 1906-09 жил в России, работал преподавателем музыки в Екатеринославе.
В 1909 - дириж„р и хормейстер хоров "Виноградский Глагол" и "Пражский
Глагол". В 1919-45 - проф. Пражской консерватории. К.- автор комич.
опер: "Ипполита" (1917, Пражский Нац. т-р), "Огаржи" (1918, Нове-Место),
"Белый пан" (1929, Брно) и др. Написал оперу-балет "Король Лир" (1940,
Прага), муз. драму "Колут-ра" по Ирасеку, оперетту "Чешский Паганини",
музыку к спектаклям, фильмам и произв. в др. жанрах. Автор очерков
"Русская музыка" (1922), "Музыка и фильм" и др. Среди его учеников - Я.
Капр, Я. Циккер, К. Габа.В. Сметачек и др.
Лит.: D es tal J., Jaroslav Kricka. Praha, 1944.
Л.Ф. Л.,Т. А.
КРЫЖЙЦКИЙ, Георгий Константинович [р. 20. IV (2.V). 1895] - русский
советский режисс„р, театровед, критик, педагог. Учился на филологич.
ф-те Петербургского, затем Киевского ун-тов (1912-19). В 1919 - зав.
репертуарной частью Всеукраинского театр. комитета в Киеве, в 1920 -
зав. театр. сектором Одесского губнаробраза. Как режисс„р работал с 1920
в т-рах "Красный факел", "Теревсат", Петрогр. т-ре комической оперы под
рук. Марджанова, затем в 1924-28 - в т-ре "Кривое зеркало" и др. В
1938-43 - худ. рук. и гл. реж. т-ра Марийской АССР. В 1949-56 - худ.
рук. и педагог заочных курсов ВДНТ им. Крупской.
Соч.: Экзотический театр. Л., 1927; Режиссерские портреты, М.- Л.,
1928; К. А. Варламов, М.- Л., 1946; Беседы о режиссуре, М.,1953 (совм. с
С. Жмудским); К. А. Мар-джанов, М.- Л., 1946; К. А. Марджанов и русский
театр. М., 1958; Немирович-Данченко о работе над спектаклем, М., 1958.
А. Шн.
КРЫЛОВ, Виктор Александрович (псевд.- Виктор Александров) (1838-1906)
- русский драматург. Окончил военно-инженерную академию; преподавал
начертательную геометрию. Первая пьеса К.- драма из крепостного быта
"Против течения" (1865), показывавшая произвол помещика, была изъята из
репертуара Малого т-ра после первого представления. К. писал пьесы
разных жанров: драмы из совр. драматургу жизни - "В духе времени"
(1877), "Горе-злосчастье", "Надя Муранова" (обе 1883), "Семья" (1886,
совм. с Адашевым), "Отрава жизни" (1891), "В глуши Сибири" (1896) и др.;
историч. драмы и комедии (совм. с П. Н. Полевым)"Правительница Софья"
(1883), "Девичий переполох" (1891); совр. комедии-"В осадном положении"
(1886), "Шалость" (1880),
"Баловень" (1885), "Сорванец" (1888), "Летние гр„зы" (1892), "Кому
весело жив„тся?" (1896); либретто для оперетт. Ранние пьесы К. выражают
либеральные настроения. В них действуют молодые интеллигенты, нападающие
на косность, бюрократизм, ограниченность, тупость чиновничества,
произносящие расплывчатые эффектные фразы о добре, справедливости,
всеобщем равенстве перед законом, свободе совести. Герои эти лишены
характера, индивидуальных черт. Однако впоследствии К. отходит и от
либерального фраз„рства. Его пьеса "Сыны Израиля" ["Контрабандисты",
1901, совм. с С. Эфроном (Литвином)] откровенно выражает черносотенную
идеологию.
Пьесы К. строятся на занимательной интриге, внешней злободневности.
Переделывая пьесы иностранных авторов, используя для сюжетов газетные
фельетоны и даже репорт„рские заметки, К. создал драматургию мелких,
сенсационных фактов, полную нам„ков на конкретных лиц. Эта
злободневность и знание законов сцены (эффектные концовки актов,
выигрышные роли и др.) создавали пьесам К. кратковременный, но часто
шумный успех. Пьесы К. ставились в Александрийском, Малом т-pax, широко
шли в провинции. Драматургия К. свидетельствует о кризисе бурж. драмы,
вс„ дальше отходящей от решения общественно важных вопросов. Среди
представителей демократич. лит-ры пьесы К. получили иронич. определение
"крыловщины". В 1893-98 К. был начальником репертуарной части петерб.
имп. т-ров. Перев„л драму Лессинга "Натан Мудрый" (1874), выступал как
театр. критик.
Соч.: Драматические сочинения, т. I-VII, СПБ, 1877-1894; 3 о г р а ф
Н. Г., Малый театр второй половины XIX века, М., 1960. JQ. Д.
КРЫЛОВ, Иван Андреевич [2(13).II.1769, Москва,- 9(21) XI.1844,
Петербург] - русский писатель-баснописец, драматург. Род. в семье
бедного армейского офицера, система тич. образования не получил и с 10
лет вынужден был работать писцом (в подканцелярии тверского магистрата).
В детстве, живя в Твери, К. был постоянным зрителем любительских
спектаклей, дававшихся студентами-семинаристами. С 1783 жил в
Петербурге, сблизился с театральными кругами. Впоследствии его
ближайшими друзьями и сотрудниками по издательской деятельности
становятся И. А. Дмитревский и П. А. Плавильщиков. Значит, влияние на
театр. взгляды и драматургич. манеру К. оказала его работа в сатирич.
журналах Н. И. Новикова "Трутень" и "Живописец".
Первое лит. произв. К.- либретто комич. оперы "Кофейница" (1784),
сатирически обличающее нравы рус. крепостников-помещиков, было
опубликовано только в 1869, после отмены крепостного права. В своих
Страницы: «« « 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 1261 1262 1263 1264 1265 1266 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |