Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1248   1249   1250   1251   1252   1253   1254   1255   1256  1257   1258   1259   1260   1261   1262   1263   1264   1265   1266  » »»

Данькевича (1953).
   Особенностью исполнительского мастерства К. являлась  острая  внешняя
характерность, внутр. глубина, тонкие психологич. нюансы. Мн.  акт„рские
образы К. вошли в историю укр. театр. иск-ва.
   Роли: аббат Гонорий ("Жакерия" Мериме, 1925),  Малоштан  ("Диктатура"
Микитенко, 1936), Сержант Бедня  ("Плацдарм"  Ирчана),  Мартын  ("Мартын
Боруля" Карпенко-Карого,  1934),  Иван  Непокрытый  ("Дай  сердцу  волю,
завед„т в неволю" Кропивницкого 1935),  .Бухта,  Бублик,  дьяк  Гаврило,
Галушка  ("Гибель  эскадры",  1933,  "Платон  Кречет",   1934,   "Богдан
Хмельницкий", 1939, "В степях Украины", 1940), Счастливцев,  Мурзавецкий
("Лес", 1939, "Волки и овцы", 1939), Тевье ("Тевье-молочник"  по  Шолому
Алейхему,  1940),  Булычев  ("Егор  Булычев  и  другие",  1947),  Швандя
("Любовь Яровая", 1937), Ватутин ("Генерал Ватутин" Дмитерко,  Гос.  пр.
СССР,  1948),  Полудин  ("Персональное  дело"  А.  Штейна,  1956),  Гуля
("Арсенал" Суходольского, 1957).
   К.-  один  из  первых  исполнителей  роли  В.  И.  Ленина   ("Правда"
Корнейчука, 1937) на укр. сцене. Снимался в кинофильмах (с 1926). С 1932
занимался педагогич. деятельностью; в 1946-52  -  в  Харьковском  театр.
ин-те, с 1952- в Киевском ин-те театр. иск-ва. С 1947 - профессор.
   Лит.: Смоляк Я., М. М. Крушельницький, Харьк?в,  1947;  Кисельов  Й.,
Театральн? портрети, Кив, 1955;
   Г а н Я., Марьян Михайлович Крушельницкий, Киев, 1960. р. Б.
   КРШЙЧКА   (Kricka),   Ярослав   (p.   27.VIII.1882)-    чехословацкий
композитор, дириж„р, педагог. Дей-ствит. чл.  Чешской  академии  наук  и
иск-в (с 1923). Засл. арт. ЧССР. В 1905 окончил Пражскую  консерваторию,
в 1906-09 жил в России, работал преподавателем музыки в  Екатеринославе.
В 1909 - дириж„р и хормейстер хоров "Виноградский  Глагол"  и  "Пражский
Глагол". В 1919-45 - проф.  Пражской  консерватории.  К.-  автор  комич.
опер: "Ипполита" (1917, Пражский Нац. т-р), "Огаржи" (1918, Нове-Место),
"Белый пан" (1929, Брно) и др. Написал оперу-балет "Король  Лир"  (1940,
Прага), муз. драму "Колут-ра" по Ирасеку, оперетту  "Чешский  Паганини",
музыку к спектаклям, фильмам и  произв.  в  др.  жанрах.  Автор  очерков
"Русская музыка" (1922), "Музыка и фильм" и др. Среди его учеников -  Я.
Капр, Я. Циккер, К. Габа.В. Сметачек и др.
   Лит.: D es tal J., Jaroslav Kricka. Praha, 1944.
   Л.Ф. Л.,Т. А.
   КРЫЖЙЦКИЙ, Георгий Константинович [р. 20. IV (2.V). 1895]  -  русский
советский режисс„р, театровед, критик,  педагог.  Учился  на  филологич.
ф-те Петербургского, затем Киевского ун-тов (1912-19).  В  1919  -  зав.
репертуарной частью Всеукраинского театр. комитета в  Киеве,  в  1920  -
зав. театр. сектором Одесского губнаробраза. Как режисс„р работал с 1920
в т-рах "Красный факел", "Теревсат", Петрогр. т-ре комической оперы  под
рук. Марджанова, затем в 1924-28 - в  т-ре  "Кривое  зеркало"  и  др.  В
1938-43 - худ. рук. и гл. реж. т-ра Марийской АССР.  В  1949-56  -  худ.
рук. и педагог заочных курсов ВДНТ им. Крупской.
   Соч.: Экзотический театр. Л., 1927; Режиссерские  портреты,  М.-  Л.,
1928; К. А. Варламов, М.- Л., 1946; Беседы о режиссуре, М.,1953 (совм. с
С. Жмудским); К. А. Мар-джанов, М.- Л., 1946; К. А. Марджанов и  русский
театр. М., 1958; Немирович-Данченко о работе над спектаклем,  М.,  1958.
А. Шн.
   КРЫЛОВ, Виктор Александрович (псевд.- Виктор Александров) (1838-1906)
- русский  драматург.  Окончил  военно-инженерную  академию;  преподавал
начертательную геометрию. Первая пьеса К.-  драма  из  крепостного  быта
"Против течения" (1865), показывавшая произвол помещика, была изъята  из
репертуара Малого т-ра  после  первого  представления.  К.  писал  пьесы
разных жанров: драмы из  совр.  драматургу  жизни  -  "В  духе  времени"
(1877), "Горе-злосчастье", "Надя Муранова" (обе  1883),  "Семья"  (1886,
совм. с Адашевым), "Отрава жизни" (1891), "В глуши Сибири" (1896) и др.;
историч. драмы и комедии (совм. с П.  Н.  Полевым)"Правительница  Софья"
(1883), "Девичий переполох" (1891); совр. комедии-"В осадном  положении"
(1886), "Шалость" (1880),
   "Баловень" (1885), "Сорванец" (1888), "Летние  гр„зы"  (1892),  "Кому
весело жив„тся?" (1896); либретто для оперетт. Ранние пьесы К.  выражают
либеральные настроения. В них действуют молодые интеллигенты, нападающие
на  косность,  бюрократизм,   ограниченность,   тупость   чиновничества,
произносящие  расплывчатые  эффектные  фразы  о  добре,  справедливости,
всеобщем равенстве перед законом,  свободе  совести.  Герои  эти  лишены
характера, индивидуальных черт. Однако  впоследствии  К.  отходит  и  от
либерального фраз„рства. Его  пьеса  "Сыны  Израиля"  ["Контрабандисты",
1901, совм. с С. Эфроном (Литвином)] откровенно  выражает  черносотенную
идеологию.
   Пьесы К. строятся на занимательной интриге,  внешней  злободневности.
Переделывая пьесы иностранных авторов, используя  для  сюжетов  газетные
фельетоны и даже репорт„рские заметки,  К.  создал  драматургию  мелких,
сенсационных   фактов,   полную   нам„ков   на   конкретных   лиц.   Эта
злободневность  и  знание  законов  сцены  (эффектные  концовки   актов,
выигрышные роли и др.) создавали пьесам  К.  кратковременный,  но  часто
шумный успех. Пьесы К. ставились в Александрийском, Малом т-pax,  широко
шли в провинции. Драматургия К. свидетельствует о кризисе  бурж.  драмы,
вс„ дальше отходящей  от  решения  общественно  важных  вопросов.  Среди
представителей демократич. лит-ры пьесы К. получили иронич.  определение
"крыловщины". В 1893-98 К. был начальником  репертуарной  части  петерб.
имп. т-ров. Перев„л драму Лессинга "Натан Мудрый" (1874),  выступал  как
театр. критик.
   Соч.: Драматические сочинения, т. I-VII, СПБ, 1877-1894; 3 о г р а  ф
Н. Г., Малый театр второй половины XIX века, М., 1960. JQ. Д.
   КРЫЛОВ,  Иван  Андреевич  [2(13).II.1769,  Москва,-  9(21)   XI.1844,
Петербург]  -  русский  писатель-баснописец,  драматург.  Род.  в  семье
бедного армейского офицера, система тич. образования не получил и  с  10
лет вынужден был работать писцом (в подканцелярии тверского магистрата).
В детстве,  живя  в  Твери,  К.  был  постоянным  зрителем  любительских
спектаклей,  дававшихся   студентами-семинаристами.   С   1783   жил   в
Петербурге,  сблизился  с   театральными   кругами.   Впоследствии   его
ближайшими  друзьями  и  сотрудниками   по   издательской   деятельности
становятся И. А. Дмитревский и П. А. Плавильщиков.  Значит,  влияние  на
театр. взгляды и драматургич. манеру К. оказала его  работа  в  сатирич.
журналах Н. И. Новикова "Трутень" и "Живописец".
   Первое лит. произв. К.- либретто  комич.  оперы  "Кофейница"  (1784),
сатирически   обличающее   нравы   рус.   крепостников-помещиков,   было
опубликовано только в 1869, после  отмены  крепостного  права.  В  своих

Страницы: «« « 1248   1249   1250   1251   1252   1253   1254   1255   1256  1257   1258   1259   1260   1261   1262   1263   1264   1265   1266  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия