|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 1261 1262 1263 1264 1265 1266 1267 1268 » »» пост. спектаклей: "Северные богатыри" Ибсена и "Много шума из ничего"
Шекспира (1903, "Импириал тиэтр", Лондон, с участием Э. Терри),
"Спас„нная Венеция" Отуэя (1904, "Лессинг-театр", Берлин),
"Росмерсхольм" Ибсена (1906, т-р "Пергола", Флоренция, с участием Э.
Дузе), "Гамлет" (1911, МХТ, совм. с К. С. Станиславским и Л. А.
Сулержицким, с участием В. И. Качалова), "Борьба за престол" Ибсена
(1926, Королевский т-р, Копенгаген), "Макбет" (совм. с Д. Россом, 1928,
т-р "Никербокер", Нью-Йорк). В 1908-17 К. возглавлял т-р "Арена
Гольдони" во Флоренции; в 1913 открыл там же школу театр. иск-ва. В этот
период получили наиболее полное выражение его теоретич. взгляды. Обобщая
опыт антиреалистич. направлений в театр. иск-ве 19 - нач. 20 вв., К.
приходит к отрицанию реалистич. иск-ва, он проповедует бегство от
действительности в мир "чистого иск-ва". Путь к этому К. видит в
условном, символич. решении спектакля- в абстрактной архитектурной
декорации, в отказе от декоративной плоскостной живописи. К. отрицал
значение драматурга и акт„ра, провозглашал единовластие режисс„ра. Он
рассматривал драматургич. текст лишь как средство для выражения той или
иной концепции режисс„ра. Так, ставя "Гамлета" в МХТ, К. трактовал
шекспировскую трагедию как пьесу о борьбе духа и материи. К. считал, что
акт„р должен быть замен„н "маской", "сверхмарионеткой", лиш„нной
человеч. эмоций. Взгляды К-, изложенные в его книгах и в издаваемом им
журнале "Маска" (Флоренция, 1908-29), оказали большое влияние на совр.
ему т-р, они стали знаменем антиреалистич. течений, но способствовали
утверждению новой сценич. техники.
Соч.: The art of the theatre, Edinb. - L., 1905 (в рус.
пер.-Сценическое искусство, СПБ, [1908]); On the art of the theatre, L.,
1911 (в рус. пер.- Искусство театра, СПБ, [1912]), 5 ed., L., 1957;
Towards a new theatre, L.- Toronto, 1913; The theatre advancing, Boston,
1919, L., 1921; Puppets and poets, L., 1921; Designs for the theatre,
L., 1927, [L., 1948]; Henry Irving, L., 1930; Ellen Terry..., L.,
[1931];
Index to the story of my days, L., [1957].
Лит.: Гвоздев А- А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX
столетий, Л.- М., 1939, Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве.,
Соч., т. 1, М., 1954;
Marotti F., Edward Gordon Craig, [Bologna, 1961];
В a b 1 e t D., Edward Gordon Craig, P., 1962. ?. f{.
КРЮКОВ, Владимир Николаевич [9(22).VII. 1902-14.VI.1960] - русский
советский композитор. В 1925 окончил Моск. консерваторию по кл. Н. Я.
Мясковского. В 1933-35 - зав. муз. частью моек. Т-ра Революции. Автор
опер "Станционный смотритель" на сюжет Пушкина (1940, Оперный т-р им.
Станиславского), "Дмитрий Донской" (1947, Оперная студия им.
Станиславского) и др. Писал музыку к драм. спектаклям: "Орестея" Эсхила
(1926, МХАТ 2-й), "Последняя жертва" (1935, Центр, т-р Красной Армии),
"Ромео и Джульетта" (1935, Т-р Революции) и др. Сценич. произв, К.
отличаются искренностью, непосредственностью, в них ярко выражено лирич.
начало. Опера "Станционный смотритель" - одна из первых в сов. музыке
попыток создания лирико-психологич. оперы. Ю. Быч.
КРЮКОВСКИЙ, Матвей Васильевич [16(27). XI. 1781-1811] - русский
драматург. Окончил Сухопутный кадетский корпус. С 1804 был членом Об-ва
любителей словесности, наук и художеств. К.- автор историко-патриотич.
трагедии в стихах "Пожарский, или Освобожд„нная Москва" (1807,
Петербург), с большим успехом шедшей на столичной сцене в период войны
России с наполеоновской Францией. Написанная не без влияния "Димитрия
Донского" Озерова, эта трагедия была, однако, далека от свободолюбия
Озерова. А. С. Яковлев, исполнявший в Петербурге роль князя Пожарского,
считал е„ "трескучей", лиш„нной страстей и драматич. движения. Второе и
последнее произведение К. "Елизавета, дочь Ярослава" на сцене не
ставилось (изд. посмертно в собр. соч-, СПБ, 1820).
Соч.: Пожарский. Трагедия в 3 д., СПБ, 1807, 2 изд., СПБ, 1810.
Лит.: Бочкарев В. А., Русская историческая драматургия начала XIX
века (1800-1815 гг.), "Ученые записки" [Куйбышевского гос. педагогич.
ин-та им. В. В. Куйбышева], Куйб.ышев, 1959, вып. 25, гл. 16; Ж и ? а р
e в С. П., Записки современника, М.- Л., 1955. Т Р.
КСЕНДЗОВСКИЙ, Михаил Давидович [р. 29.IX (11.X).1886]-русский '
советский артист оперетты. В 1901-03 пел в хоре Нар. дома в Одессе,
затем в оперных т-рах Одессы и Тифлиса. С 1908 выступал как артист
оперетты в Казани, Москве (т-р "Эрмитаж"), в Петербурге ("Палас-театр")
и др. городах. С 1933 работал в концертном ансамбле, организованном К.
совм. с М. Вронской. Голос исключит. мягкого, красивого тембра, живой
артистич. темперамент принесли К. славу одного из популярнейших артистов
петерб. оперетты.
Роли: Граф Люксембург (о. п. Легара), Баринкай ("Цыганский барон" И.
Штрауса), Симон ("Нищий студент" Милл„кера), Эдвин ("Сильва" Кальмана),
Катано ("Гейша" Джонса) и др.
Лит.: Двинский М., Зигзаги, "Обозрение театров и спорта", П., 1922, ј
47, 27 ноября, с. 5. г. Л.
КСЕНОПУЛОС (?????-.?????), Григориос [9(21).XII. 1867-14.1.1951] -
греческий писатель, драматург и критик. В 1888 окончил Афинский ун-т.
Первое дра-матургич. произв. К.- комедия "Опекун" (1895, т-р "Афинеон")
положила начало реалистич. драматургии в новогреч. т-ре. В драме "Тайна
графини Вале-рены" (1904, т-р "Неа скини") К. показывает упадок
дворянского сословия. Психологич. драма "Фотини Сандри" (1908) и драмы
"Стелла Виоланди" и "Рахиль" (обе 1909) рассказывают о трагич. судьбе
женщин, ставших жертвой предрассудков. Жизни греч. крестьянки посв.
одноактная пьеса "Родительская суббота" (1911). Живые полнокровные
образы созданы К. в комедиях "Искушение" (1910), "Херувим" (1911),
"Цветок Востока" (1911), в лирич. комедии "Студенты" (1919), в пьесе
"Плебей" (1933, Нац. т-р) и др. У К. были и слабые пьесы,
свидетельствующие об идейно-худ ожеств. непоследовательности автора. Но
его лучшие пьесы, посв. социальной проблематике, правдиво раскрывающие
внутр. мир героев, имели большое значение для утверждения реализма в
греч. драматургии и т-ре, формирования нац. репертуара. В 1922 К. была
присвоена Гос. пр.; в 1931 избран действит. членом Афинской академии.
Соч.: ???????, т. 1-4, ?????, 1913-1945; Пьесы, пер. с греч., М.,
1962. Д. С.
КСЙНДАС (??????), Спиридон (8.VI.1814- 25.??.1896) - греческий
композитор. Музыке обучался у Н. Мандзароса. Автор опер (на итал. яз.):
"Анна Кинтер" (1855), "Граф Джулиано" (1857), "Три телохранителя" на
сюжет из романа "Три мушкет„ра" Дюма-отца (1885) и др. Наибольшим
Страницы: «« « 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 1261 1262 1263 1264 1265 1266 1267 1268 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |