Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 335   336   337   338   339   340   341   342   343  344   345  »

сформировалась во 2-й пол. 19 в. В России  классич.  образцы  Р.  de  d.
создал М. И. Петипа ("Лебединое озеро", "Спящая красавица").
   PAS D'ENSEMBLE (па д'ансамбль, франц., от ensemble - вместе),  танец,
исполняемый большой группой танцовщиков. Возможно участие солистов  (см.
Ансамбль). В совр. терминологии употребляется редко.
   PAS DE POISSON (па де пуасон, франц., от poisson -  рыба),  прыжок  с
одной ноги на другую с поочер„дным броском  ног  назад.  Исполняется  на
большом  прыжке  и  с  перегибом  корпуса  назад.   Характерен   сложной
координацией движений корпуса, рук, головы. Поза танцовщика в воздухе  с
выгнутым телом и отвед„нными назад ногами напоминает рыбу, выпрыгивающую
из воды (отсюда назв.). Др. назв. - jete passe (назад). См. рис.  на  с.
548. н. м. Савина. PAS DE TROIS (па  де  труа,  франц.,  букв.  -  танец
втро„м), одна  из  разновидностей  классич.  ансамбля,  включающая  тр„х
участников. Как и др. формы ансамбля, Р. de t. имеет канонич. структуру:
вступление (entree), adagio, вариации каждого из участников, общая  кода
(coda). Однако в отличие от pas de deux, несущего в основном действенные
драматургич. функции, Р. de t., как  правило,  в  балетах  19  в.  имело
дивертисментный (вставной) характер. В н„м обрисовывались преим. не  гл.
герои, а их друзья и окружение, среда действия, эмоц.  атмосфера  и  др.
("Пахита",  балетм.  М.  И.  Петипа;   "Океан   и   две   жемчужины"   в
"Коньке-Горбунке", Р. de t.  из  1-го  акта  "Лебединого  озера"  -  оба
балетм. А. А. Горский). Стремясь к усилению  действенности  хореографии,
совр. отечеств, балетмейстеры при постановке классич.  спектаклей  порой
вводят  Р.  de  t.  гл.  героев  ("Лебединое  озеро",  балетм.   Ю.   И.
Григорович). В совр. балете канонич. форма Р. de t. почти не встречается
(в форме Р. de t. балетм. В.  И.  Вайнонен  пост.  "Танец  пастушков"  в
"Щелкунчике", 1934), но популярна в жанре хореографич. миниатюры (Па  де
труа на муз. разных комп., балетм. Л. В. Якобсон, Па де труа на муз.  Б.
Бриттена, балетм. А. М. Полубенцев). Обычно же танц. трио строятся более
свободно, в зависимости от характера действия (Данила, Катерина, Хозяйка
Медной горы - "Каменный цветок" в пост. Григоровича).
   В. В. Ванслов.
   PAS MARCHE (па марше, франц., от marcher - ходить),  танц.  шаг,  при
к-ром, в отличие  от  естественного  шага,  нога  становится  на  пол  с
вытянутого носка, а не с пятки.
   А. М. Плисецкий.
   PAS SOUBRESAUT (па субресо, франц., от soubresaut -  резкий  скачок),
прыжок с двух ног на две с большим отл„том из V  позиции  в  V.  Ноги  в
воздухе остаются в той же позиции, корпус сильно прогибается  Назад.  А.
М. Плисецкий.
   PASSE (пассе, франц., от passer- проходить), путь работающей ноги при
переходе из одной позы в другую. Нога может проходить на уровне  sur  le
cou-de-pied или у колена работающей ноги, а также через I позицию  -  Р.
par terre.
   Г. К. Кузнецова.
   PETIT (пти, франц. - маленький), термин, применяемый для  обозначения
малых движений.
   PIROUETTE  (пируэт),  старинный  термин,  обозначавший  разновидность
вращений. Сейчас употребляется только в муж. танце. В женском  все  виды
вращений носят назв. tours.
   PLIE (плие, франц. от plier - сгибать), приседание на двух или  одной
ноге: a) grand Р. - сгибание колена до предела, с отрывом пятки от пола;
б) demi Р. - не отрывая пяток от пола.
   PORT DE BRAS (пор-де-бра, франц., от porter - носить и bras -  рука),
правильное движение рук в осн.  позициях  (закругл„нные  -  arrondi  или
удлин„нные - allonge) с поворотом или наклоном головы, а также перегибом
корпуса (см. Позиции).
   PREPARATION  (препарасьон,  франц.  -   приготовление),   подготовит.
движения для исполнения battements, ronds de jambe, pirouettes,  прыжков
и др. сложных движений.
   RELEVE (релеве,  франц.,  от  relever  -  поднимать),  1)  подъ„м  на
полупальцы, пальцы). 2) Поднимание вытянутой ноги на 90 и выше  в  разл.
направлениях и положениях классич. танца.
   RENVERSE (ранверсе, франц., букв.  -  опрокинутый),  сильный,  резкий
перегиб корпуса в большой позе,  продолжающийся  в  pas  de  bourree  en
tournant, к-рое заканчивается выпрямлением корпуса. Имеется мн. видов  -
R. en dehors, R. en  dedans.  Исполняется  на  полупальцах,  пальцах,  с
прыжком
   И В plie. H. М. Савина.
   REVOLTADE (револьтад, франц., от итал. - rivoltare - переворачивать),
прыжок с перенесением ноги через ногу и поворотом в воздухе. Встречается
преим. в мужском  танце.  Выполняется  с  поворотом  тела  en  dehors  и
одновременным броском ноги впер„д на 90, через к-рую  переносится  по  I
позиции  толчковая  нога.  Завершается  прыжок  приземлением  на   ногу,
выполнявшую прыжок, др. нога поднимается назад на 90.  Тело  исполнителя
во время взл„та принимает почти горизонтальное положение. R. исполняется
с поворотом en dedans. Подходом к R. служат sissonne tombee, pas failli,
pas chasse, за к-рыми следует короткое pas coupe. R. имеет неск.  видов.
Исполняется также и с двумя оборотами в воздухе. Л. А. Прокофьева.
   ROND DE JAMBE (рон де жамб, франц. - круг ногой),  круговое  движение
работающей ноги en dehors и en dedans. Имеются разновидности: R. de  j.,
выполняемый носком по полу (par terre), на высоте 45 и 90 (en l'air),  a
также с броском на 90  (grand  R.  de  j.  jete).  R.  de  j.  тренирует
подвижность ног в тазобедренном суставе. R. de j. en  l'air  -  круговое
движение нижней части ноги при фиксированном бедре, отвед„нном в сторону
на высоту 45 (или 90), развивает подвижность коленного сустава. R. de j.
en l'air saute исполняется с прыжком.
   О. А. Ильина.
   SAUT DE BASQUE (со де баск, франц., букв. - прыжок баска),  прыжок  с
ноги  на  ногу,  с  продвижением  в  сторону  и  поворотом  в   воздухе.
Выполняется с поворотом тела en dedans  на  V-,  круга  и  одновременным
броском ноги в сторону на 90, толчковая нога подводится носком к колену.
Завершается полный поворот приземления на ногу, выполнявшую  бросок.  S.
de b. делается на высоком прыжке. Подходом, вспомо-гат. движением к нему
служит шаг - coupe pas chassee. S.  de  b.  исполняется  также  с  двумя
оборотами в воздухе, н. м. Савина.
   SAUTE pas, pas saute, или temps saute  (соте,  франц.,  от  sauter  -
прыгать), 1) прыжок с двух  ног  на  две  с  сохранением  первоначальной
позиции в  воздухе  и  при  приземлении.  2)  Термин,  указывающий,  что
движение должно быть исполнено с прыжком.

Страницы: «« « 335   336   337   338   339   340   341   342   343  344   345  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет