Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 329   330   331   332   333   334   335   336   337  338   339   340   341   342   343   344   345  »

коллектива. В дореволюц.  балетном  т-ре  Т.  делились  на  клас-сич.  и
характерных; гротесковых, лирич., героич.; существовало и  промежуточное
деление (деми-классич., деми-характерный и др.). В совр.  балетном  т-ре
это деление существует неофициально. В России установлен 20-летний  стаж
работы Т. в труппе, по окончании к-рого он может уйти на пенСИЮ.  В.  В.
Кисел„в.
   TEP-A-TEP, см. Terre a terre. ТРИКО (франц.  tricot,  от  tricoter  -
вязать) балетное, костюм артистов для выполнения exercice, часть сценич.
костюма. Изобретение Т. приписывают  Мальо,  костюмеру  парижской  Оперы
(2-я пол. 18 в.). Т. стало атрибутом костюма классич.  танцовщицы  после
реформы женского танца и появлением тюники, а также с развитием  техники
и эстетики классич.  танца,  усложнением  виртуозного  исполнитель-ства,
техники поддержек. В театр. обиход Т.  окончательно  вв„л  хореограф  Ш.
Дидло. в.  в.  Кисел„в.  ТУНИКА  (tunique),  театр.-танц.  костюм,  чаще
женский. Происходит от древнегреч. одежды дого-меровской эпохи  (хитона)
и его вариантов - более поздней римской туники (с нач. 3 в. до  н.  э.).
Кусок материи, из к-рой складывалась туника, имел форму креста с широкой
вертикальной и узкой  горизонтальной  стороной,  сложенный  по  середине
узкой полосы и сшитый по бокам с отверстиями для рук и головы. В нач. 20
в. его ввели в качестве сценич. костюма представители "свободного" танца
во главе с А. Дункан. В рус. балете 1920-30-х гг.  Т.  вытеснила  пачку,
превратившись в танц. униформу (называется также хитон),  использовалась
также в качестве репетиционного костюма. Е. я. Суриц. ТЮНИК, тюника  или
т ю-н и к и (франц. tunique-туника, хитон, от лат. tunica), то  же,  что
пачка, применялась чаще в роман-тич.  балете  (напр.,  костюмы  вилис  в
"Жизели").
   УРОК ТАНЦА, в классич. школе состоит  из  неск.  частей:  exercice  y
станка; exercice на середине зала;
   adagio, allegro; упражнения на пальцах в женском танце. УСТОЙЧИВОСТЬ,
см  Aplomb  ХАРАКТЕРНЫЙ  ТАНЕЦ  (франц.  danse   de   caractere,   danse
caracteristique),  одно  из  выразительных   средств   балетного   т-ра,
разновидность сценич. танца. В
   16-нач. 19 вв.  термин  служил  определением  танца  в  характере,  в
образе. Был распростран„н  в  интермедиях,  персонажами  к-рых  являлись
ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники,  персонажи  комедии
дель арте. X. т. обогащался движениями и жестами, специфичными  для  той
или иной социальной группы,  а  законы  композиции  соблюдались  не  так
строго, как в танце "серь„зном". С нач. 19  в.  значение  термина  стало
меняться.  X.  т.   назвали   полухарактерным   (деми-характер-ным),   а
определение характерный  перешло  к  нар.  танцу,  приспособленному  для
балетного спектакля. Такое значение термина закрепилось доныне. В России
интерес к претворению на сцене фольклора обострился в нач. 19 в.  и  был
вызван  патриотич.  подъ„мом,  связанным  с  Отечеств,  войной  1812.  В
дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха. А. П. Глушков-ского, И. К.
Лобанова рус. танец занимал ведущее  место.  Процесс  активизировался  в
пору расцвета романтич. балета в спектаклях Ф.  Тальони,  Ж.  Перро,  Ш.
Дидло, где нац.  колорит  предполагался  самой  эстетикой:  X.  т.  либо
воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру  сильфид  и  наяд.
либо романтизировался. X. т. отличался от народного  тем,  что  имел  не
самостоятельное,  а   подчин„нное   значение.   Законы   его   диктовала
оркестровая, затем симф. музыка и стилистика  спектакля.  Нар.  движения
были   ограничены   определенным   количеством   pas   той   или    иной
национальности, к-рые варьировались балетмейстерами. Тем не  менее  нац.
характер, нац. образ X. т. в  классич.  балетах  обычно  был  подлинным,
достоверным, а образцы его, созданные М. И. Пе-типа и  Л.  И.  Ивановым,
обогащали настроение и колорит спектакля.
   В кон. 19 в. был создан exercice X. т. В его  основе  лежал  exercice
классич. танца. Это позволило при постановках X. т. широко  использовать
законы   хореогр.   тематизма   ("Венгерская   рапсодия"    Иванова    в
"Коньке-Горбунке").
   Этапом развития X. т. стало в нач. 20 в.  творчество  M.  M.  Фокина,
создавшего целые  характерные  балеты  и  утвердившего  в  них  принципы
хореогр. тематизма ("Половецкие пляски",  "Арагонская  хота"),  развитые
затем в творчестве Ф. В. Лопухова, К. Я. Голейзовского, В. И. Вайнонена,
В. M. Чабукиани.
   В  1930-60-е  гг.  появились  балеты,  где  каждый  эпизод,  реш„нный
средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и  перемежался  с
X. т. той же национальности: "Сердце гор"  (балетм.  Чабукиани),  "Тарас
Бульба" и "Весенняя сказка" (балетм.  Лопухов),  "Али-Батыр"  ("Шурале";
балетм. Л. В. Якобсон), "Каменный цветок" (балетм.  Ю.  Н.  Григорович).
Задачи X. т. во многом переходили к обогащ„нному нац.  элементами  танцу
классическому. Одновременно понятие X. т. раздвинулось, снова включив  в
себя танец в образе: "Болт" (балетм.  Лопухов),  "Прогульщики"  (балетм.
Вайнонен), "Клоп" и "Двенадцать" (балетм. Якобсон). В совр. балете X. т.
- способ раскрытия образа или создания целого балета.
   Лит.: Б л a i и с К., Иск-во танца, в кн.:
   Классики хореографии, Л.-M., 1937; Лопухов А., Ширяев А..Бочаров  А..
Основы характерного танца, вступ. статья Ю.Слонимского, Л.-М.. 1939; К p
а с о в-с к а я В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер.  XIX  в..
Л.-М., 1958; се же. Рус, балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-M., 1963;
   e „ ж e. Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 1. Хореографы, Л.,  1971:
Стуколкина И.,  Четыре  экзерсиса,  M.,  1972;  Добровольская  Г,.Танец.
Пантомима. Балет, Л.. 1975. Г. Н. Добровольская.
   ХИТОН,  см.   Туника.   ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ   МИНИАТЮРА,   малая   форма
танц.-сценич. представления. Существует как на эстраде, так и в балетном
т-ре. Может быть сюжетной и бессюжетной.  X.  м.  сформировалась  внутри
балетного спектакля. В нач. 19 в. в России входила в нац.  дивертисменты
И. М. Аблеца, И.  И.  Вальберха,  А.  П.  Глушковского.  С  сер.  19  в.
появилась   на   конц.   эстраде   ("Мужичок"    в    исполнении    M.C.
Суровщиковой-Петипа, балетм. М. И. Петипа; "Матлот" в исполнении  О.  И.
Преображенской), продолжая развиваться и в балетном спектакле  ("сказки"
в "Спящей  красавице",  нац.  дивертисменты  в  "Лебедином  озере"  и  в
"Раймонде", балетм. Петипа). X. м. создавал М. М.  Фокин  ("Вакханалия",
"Лебедь" - обе на муз. Сен-Сан-са). Нередко X. м.,  объедин„нные  единым
замыслом,  складываются   в   серии   ("Скрябиниана"   балетм.   К.   Я.
Голейзовского, "Образы Родена"  балетм.  Л.  В.  Якобсона,  "Картинки  с
выставки" балетм. Ф.  В.  Лопухова).  На  их  основе  может  создаваться
целостный спектакль  ("Хореографические  миниатюры"  Якобсона,  Т-р  им.
Кирова; "Хореографические новеллы" Д. А. Брянцева,  там  же).  X.  м.  -
форма, благоприятная для хореогр. эксперимента, поиска новых  образов  и

Страницы: «« « 329   330   331   332   333   334   335   336   337  338   339   340   341   342   343   344   345  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет