|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 » коллектива. В дореволюц. балетном т-ре Т. делились на клас-сич. и
характерных; гротесковых, лирич., героич.; существовало и промежуточное
деление (деми-классич., деми-характерный и др.). В совр. балетном т-ре
это деление существует неофициально. В России установлен 20-летний стаж
работы Т. в труппе, по окончании к-рого он может уйти на пенСИЮ. В. В.
Кисел„в.
TEP-A-TEP, см. Terre a terre. ТРИКО (франц. tricot, от tricoter -
вязать) балетное, костюм артистов для выполнения exercice, часть сценич.
костюма. Изобретение Т. приписывают Мальо, костюмеру парижской Оперы
(2-я пол. 18 в.). Т. стало атрибутом костюма классич. танцовщицы после
реформы женского танца и появлением тюники, а также с развитием техники
и эстетики классич. танца, усложнением виртуозного исполнитель-ства,
техники поддержек. В театр. обиход Т. окончательно вв„л хореограф Ш.
Дидло. в. в. Кисел„в. ТУНИКА (tunique), театр.-танц. костюм, чаще
женский. Происходит от древнегреч. одежды дого-меровской эпохи (хитона)
и его вариантов - более поздней римской туники (с нач. 3 в. до н. э.).
Кусок материи, из к-рой складывалась туника, имел форму креста с широкой
вертикальной и узкой горизонтальной стороной, сложенный по середине
узкой полосы и сшитый по бокам с отверстиями для рук и головы. В нач. 20
в. его ввели в качестве сценич. костюма представители "свободного" танца
во главе с А. Дункан. В рус. балете 1920-30-х гг. Т. вытеснила пачку,
превратившись в танц. униформу (называется также хитон), использовалась
также в качестве репетиционного костюма. Е. я. Суриц. ТЮНИК, тюника или
т ю-н и к и (франц. tunique-туника, хитон, от лат. tunica), то же, что
пачка, применялась чаще в роман-тич. балете (напр., костюмы вилис в
"Жизели").
УРОК ТАНЦА, в классич. школе состоит из неск. частей: exercice y
станка; exercice на середине зала;
adagio, allegro; упражнения на пальцах в женском танце. УСТОЙЧИВОСТЬ,
см Aplomb ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ (франц. danse de caractere, danse
caracteristique), одно из выразительных средств балетного т-ра,
разновидность сценич. танца. В
16-нач. 19 вв. термин служил определением танца в характере, в
образе. Был распростран„н в интермедиях, персонажами к-рых являлись
ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники, персонажи комедии
дель арте. X. т. обогащался движениями и жестами, специфичными для той
или иной социальной группы, а законы композиции соблюдались не так
строго, как в танце "серь„зном". С нач. 19 в. значение термина стало
меняться. X. т. назвали полухарактерным (деми-характер-ным), а
определение характерный перешло к нар. танцу, приспособленному для
балетного спектакля. Такое значение термина закрепилось доныне. В России
интерес к претворению на сцене фольклора обострился в нач. 19 в. и был
вызван патриотич. подъ„мом, связанным с Отечеств, войной 1812. В
дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха. А. П. Глушков-ского, И. К.
Лобанова рус. танец занимал ведущее место. Процесс активизировался в
пору расцвета романтич. балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ш.
Дидло, где нац. колорит предполагался самой эстетикой: X. т. либо
воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру сильфид и наяд.
либо романтизировался. X. т. отличался от народного тем, что имел не
самостоятельное, а подчин„нное значение. Законы его диктовала
оркестровая, затем симф. музыка и стилистика спектакля. Нар. движения
были ограничены определенным количеством pas той или иной
национальности, к-рые варьировались балетмейстерами. Тем не менее нац.
характер, нац. образ X. т. в классич. балетах обычно был подлинным,
достоверным, а образцы его, созданные М. И. Пе-типа и Л. И. Ивановым,
обогащали настроение и колорит спектакля.
В кон. 19 в. был создан exercice X. т. В его основе лежал exercice
классич. танца. Это позволило при постановках X. т. широко использовать
законы хореогр. тематизма ("Венгерская рапсодия" Иванова в
"Коньке-Горбунке").
Этапом развития X. т. стало в нач. 20 в. творчество M. M. Фокина,
создавшего целые характерные балеты и утвердившего в них принципы
хореогр. тематизма ("Половецкие пляски", "Арагонская хота"), развитые
затем в творчестве Ф. В. Лопухова, К. Я. Голейзовского, В. И. Вайнонена,
В. M. Чабукиани.
В 1930-60-е гг. появились балеты, где каждый эпизод, реш„нный
средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и перемежался с
X. т. той же национальности: "Сердце гор" (балетм. Чабукиани), "Тарас
Бульба" и "Весенняя сказка" (балетм. Лопухов), "Али-Батыр" ("Шурале";
балетм. Л. В. Якобсон), "Каменный цветок" (балетм. Ю. Н. Григорович).
Задачи X. т. во многом переходили к обогащ„нному нац. элементами танцу
классическому. Одновременно понятие X. т. раздвинулось, снова включив в
себя танец в образе: "Болт" (балетм. Лопухов), "Прогульщики" (балетм.
Вайнонен), "Клоп" и "Двенадцать" (балетм. Якобсон). В совр. балете X. т.
- способ раскрытия образа или создания целого балета.
Лит.: Б л a i и с К., Иск-во танца, в кн.:
Классики хореографии, Л.-M., 1937; Лопухов А., Ширяев А..Бочаров А..
Основы характерного танца, вступ. статья Ю.Слонимского, Л.-М.. 1939; К p
а с о в-с к а я В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в..
Л.-М., 1958; се же. Рус, балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-M., 1963;
e „ ж e. Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 1. Хореографы, Л., 1971:
Стуколкина И., Четыре экзерсиса, M., 1972; Добровольская Г,.Танец.
Пантомима. Балет, Л.. 1975. Г. Н. Добровольская.
ХИТОН, см. Туника. ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА, малая форма
танц.-сценич. представления. Существует как на эстраде, так и в балетном
т-ре. Может быть сюжетной и бессюжетной. X. м. сформировалась внутри
балетного спектакля. В нач. 19 в. в России входила в нац. дивертисменты
И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского. С сер. 19 в.
появилась на конц. эстраде ("Мужичок" в исполнении M.C.
Суровщиковой-Петипа, балетм. М. И. Петипа; "Матлот" в исполнении О. И.
Преображенской), продолжая развиваться и в балетном спектакле ("сказки"
в "Спящей красавице", нац. дивертисменты в "Лебедином озере" и в
"Раймонде", балетм. Петипа). X. м. создавал М. М. Фокин ("Вакханалия",
"Лебедь" - обе на муз. Сен-Сан-са). Нередко X. м., объедин„нные единым
замыслом, складываются в серии ("Скрябиниана" балетм. К. Я.
Голейзовского, "Образы Родена" балетм. Л. В. Якобсона, "Картинки с
выставки" балетм. Ф. В. Лопухова). На их основе может создаваться
целостный спектакль ("Хореографические миниатюры" Якобсона, Т-р им.
Кирова; "Хореографические новеллы" Д. А. Брянцева, там же). X. м. -
форма, благоприятная для хореогр. эксперимента, поиска новых образов и
Страницы: «« « 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |