Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 330   331   332   333   334   335   336   337   338  339   340   341   342   343   344   345  »

выразительных   средств.   Популярность   приобрели   X.   м.    балетм.
Голейзовского, Якобсона, А.  М.  Мессе-рера,  А.  Н.  Ермолаева,  В.  А.
Вар-ковицкого, А. А. Лапаури, Г. Д. Алексидзе, Г. А. Майорова, Брянцева,
Б. Я. Эйфмана.
   В. В. Ванслов.
   ХОРЕОГРАФИЯ (греч. choreia - пляска и grapho - пишу), 1) запись танца
(первоначальное  значение).  2)  Танц.  иск-во  в  целом,  во  всех  его
разновидностях (значение термина  "X."  формировалось  с  кон.  19  в.).
Иск-во   X.   основано   на   музыкально    организованных,    условных,
образно-выразительных  движениях  человеческого  тела.  Оно   изначально
синтетическое,  ибо  вне  музыки,  усиливающей   выразительность   танц.
пластики, дающей  ей  эмоциональную  и  ритмич.  основу,  оно  не  может
существовать. Вместе с тем  X.  -  зрелищное  иск-во,  где  существенное
значение  приобретает  не  только  временная,  но   и   пространственная
композиции  танца,  зримый  облик  танцующих  (отсюда  -  роль  костюма,
декоративного  оформления  и  Др.).  Высшая  форма  X.  -  балет,  к-рый
одновременно является и разновидностью муз.  т-ра.  На  протяжении  всей
своей истории проф. иск-во X. опиралось на нар.  танец,  заимствовало  и
претворяло многие его элементы.
   В  совр.  X.  различается  танец  бытовой  (народный  и  бальный)   и
сценический (эстрадный и балет). В балете X.  является  центром  синтеза
иск-в, органически объединяя в себе музыку и т-р.
   Лит.: Карп П., О балете, М., 1967; его же. Балет и драма.  Л.,  1980;
Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971;
его же, Статьи о балете. Л., 1980; Добровольская Г.,  Танец.  Пантомима.
Балет, Л., 1975;
   Уральская В. И., Природа танца, М., 1981; e e ж  e.  Рождение  танца,
М.. 1982.
   В. В. Винслов.
   ХОРЕОДРАМА (хореографическая драма), вид муз.  сценич.  представления
(балета), обладающего сюжетом, к-рый излагается с  помощью  пантомимы  и
танца. X. получила  развитие  с  момента,  когда  в  18  в.  балет  стал
самостоятельным хореогр. представлением, сменив существовавшие до  этого
интермедии в операх, танц. дивертисменты, оперы-балеты, комедии-балеты и
т. п. В дальнейшем X. претерпевала изменения  в  зависимости  от  общего
направления иск-ва и творчества того или иного хореографа, но оставалась
господствующим видом балета на протяжении 2-й пол. 18  и  19  вв.  (хотя
продолжали существовать  дивертисменты,  а  в  1880-90-х  гг.  появились
балеты-феерии). К этому виду  спектакля  можно  относить  и  действенные
балеты  Ж.  Ж.  Новера  и  Г.  Анджо-лини,  и  постановки  Ш.  Дидло,  и
романтические балеты как" Ф. Тальони, так и Ж. Перро. Частичным  отходом
от X. был "большой" (или "академический") балет М. И. Петипа, где наряду
с повествовательными сценами, излагающими перипетии фабулы, существовали
большие классич. ансамбли, своего рода лирич. отступления,  раскрывающие
внутреннее содержание произведения. Новые формы X. появились в начале 20
в.  -  это  спектакли  Горского  (нек-рые  из   них   он   сам   называл
"мимодрамами"), повествовательные балеты Фокина (нередко одноактные).  В
1920-х годах
   X.  существовала   наряду   с   другими   формами   балета   (включая
балеты-симфонии). В России в 1930- 50-е гг. возобладала форма X.,  к-рую
принято называть драмба-летом, где определяющим был лит.  сюжет.  Ей  на
смену пришли также являющиеся X. спектакли Ю. Н. Григоровича, основанные
на муз.-танц. драматургии. К X. обращаются и многие др. хореографы.  (О.
М. Виноградов,  В.  В.  Васильев).  /  :.  и.  Суриц.  ЭЛЕВАЦИЯ  (франц.
elevation  -  подъ„м,  возвышение),  природная  способность   танцовщика
исполнять высокие прыжки с  перемещением  в  пространстве  (прол„том)  и
фиксацией в воздухе той или иной позы.
   ЭТНОХОРЕОЛОГИЯ (греч. eth-nos - племя, народ; choreia - пляска, logos
- значение), раздел фольклористики, изучающий нар. танец.  Основы  Э.  в
России закладывались во 2-й пол. 19 в. этнографами - собирателями  разл.
образцов нар. культуры, в т. ч.  хореографической.  Этапом  в  понимании
задач   Э.   отечеств.    исследователями    стала    статья    В.    Н.
Всеволодского-Гернгросса "Крестьянский танец" (в кн.:
   "Крестьянское иск-во СССР. Иск-во Севера", т. 2,  Л.,  1928)  -  итог
комплексных экспедиций Ин-та истории иск-в на рус. Север в 1920-е гг.  К
изучению нар. танца обращались совр. хореографы Ф.  В.  Лопухов,  К.  Я.
Голейзов-ский.
   Лит.: С о к о л о в-К амин с кий A.A. (сост.). Нар.  танец.  Проблемы
изучения. Л., 1991. А. А. Соколов-Каминский.
   Раздел второй   A LA SECONDE (а ля згонд, франц.,  во  II  позицию),  поза  клас-сич.
танца: нога через II позицию поднята в сторону на 90 или выше.
   ADAGIO,  адажио  (итал.  -  медленно,   спокойно),   1)   обозначение
медленного темпа. 2) Танц. композиция преим.  лирич.  характера.  Широко
вводится в балетные спектакли (дуэт  с  использованием  поддержек)  и  в
хореогр. миниатюры. 3) Осн. часть сложных клас-сич. танц. форм  (pas  de
deux, grand pas, pas d'action и  др.),  исполняемая  в  медленном  темпе
(Adagio Одетты и Зигфрида во 2-м акте "Лебединого озера").  4)  Комплекс
движений в exercice, основанный на разл. формах  releves  и  developpes.
Исполняется у палки  и  на  середине  зала.  Вырабатывает  устойчивость,
умение гармонично сочетать движения ног,  рук,  корпуса.  Композиция  А.
может быть и  простой,  и  сложной.  Разв„рнутое  А.  на  середине  зала
допускает включение всех pas классич. танца - от port de bras до прыжков
и вращений.
   ALLEGRO (аллегро, итал. - вес„лый, радостный), 1) быстрый, оживл„нный
муз. темп. 2) Часть урока классич. танца, состоящая из  прыжков.  Особое
значение  А.  как  урока  подч„ркивала  А.  Я.  Ваганова.  3)   Классич.
танец,значит. часть к-рого основана на прыжковой  и  пальцевой  технике.
Все виртуозные танцы (entrees,  вариации,  coda,  ансамбли)  сочинены  в
темпе А.
   ALLONGE (аллонже, франц. -  удлин„нный,  продл„нный,  вытянутый),  1)
при„м классич. танца, основанный на  распрямлении  закругл„нных  позиций
рук (см. Preparation). 2)  Поза  классич.  танца:  поднятая  назад  нога
выпрямлена в колене (arabesque),  соответствующая  рука  поднята  вверх,
другая отведена в сторону, в отличие от закругл„нных позиций  (arrondi),
локти рук выпрямлены, кисти пов„рнуты наружу, что прида„т позе "летящий"
характер. 3) Одно из назв. arabesque.
   APLOMB (апломб, франц. - равновесие, самоуверенность), 1)  уверенная,
свободная манера исполнения. 2) Умение сохранять в равновесии все  части
тела.  Термин  восходит  к  при„мам  виртуозной  техники  18  в.  Делать

Страницы: «« « 330   331   332   333   334   335   336   337   338  339   340   341   342   343   344   345  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет