Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 327   328   329   330   331   332   333   334   335  336   337   338   339   340   341   342   343   344   345  »

балета (тюники), впервые созданный  в  1839  для  М.  Тальони  в  партии
Сильфиды (выполнена по рисунку худ.
   3. Лами). По мере усложнения техники танца, требовавшей  вс„  большей
свободы движений, П. укорачивалась. С 40-50-х гг. 20  в.  П.  делают  из
л„гких, упругих син-тетич. тканей. Междунар. наименование  П.  -  "тютю"
(франц. tutu).
   Лит.: Худеков С., История танцев,
   4. 3, П.,1915.
   ПЕРЕКИДНОЕ ЖЕТЕ, см. Jete entrelace.
   ПЛАСТИКА (греч. plastike - ваяние, скульптура), 1) в широком смысле -
объ„мная выразительность  человеческого  тела  вообще  (проявляющаяся  в
статике и в динамике). Возникает в результате  индивидуально-характерных
особенностей фигуры, походки, манеры держать  себя,  движений  и  жестов
человека,    приобретающих    в    конкретном    жизненном     контексте
эмоционально-смысловое значение. Широкое применение П. находит  во  всех
зрелищных иск-вах, в т. ч. в хореографии, для создания  худож.  образов.
Пластичный акт„р (танцовщик) -  гибкий,  хорошо,  свободно  двигающийся,
выразительный в движениях - способен передавать внутр. состояние героя в
тончайших изменениях внешнего облика. 2)  В  балетном  иск-ве  -  особые
выразительные средства, отличные от танца и пантомимы.  П.  (нередко  е„
называют "свободной
   П.")  здесь  характеризуется  свободным  движением,  не   подчин„нным
законам классич. танца, использованием и совмещением танц.  и  жизненных
положений тела  танцовщика.  Отдельное,  целостное  по  смыслу  движение
принято  называть  пластич.  мотивом.  Хореогр.   претворение   реальных
движений роднит П. с пантомимой, но, в отличие от не„, П. является более
ч„тко ритмизиро-ванной и  содержит  повторность  мотивов.  П.  в  балете
нередко использовали М. М. Фокин, Л. В. Якобсон. На П.  основано  иск-во
А. Дункан.
   Лит.: Карп П., О балете, М., 1967;
   Лопухов Ф., Хореография, откровенности, М., 1972;  Добровольская  Г.,
Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975; В а н с-лов В., Статья о балете,  Л.,
1980;
   Фокин М., Против течения, 2 изд., Л., 1981. В. В. Ванслов.
   ПОДДЕРЖКА, элемент дуэтного танца, когда танцовщик (партн„р) помогает
танцовщице (партн„рше) выполнять к.-л. движения, являясь для не„ опорой,
поддерживая партн„ршу в устойчивом положении или поднимая  е„.  В  совр.
хореографии различаются П. партерные (партн„р и партн„рша  находятся  на
полу) и воздушные (танцовщик  поднимает  танцовщицу).  Партерные  П.  по
технич. при„мам подразделяются на осуществляемые двумя руками или  одной
рукой за талию или за руки партн„рши. Воздушные  П.  помогают  исполнять
маленькие или большие прыжки, включают подъ„мы на уровень плеч  и  груди
или  на  вытянутые  руки  над  головой,  с  фиксированием  позы  или   с
подбрасыва-нием и переменой поз.
   В  процессе  историч.  развития  хореогр.  иск-ва  П.  обогащались  и
усложнялись. До 19 в. преобладали П. партерные или связанные с незначит.
подъ„мом партн„рши во  время  небольших  прыжков.  В  балете  романтизма
получили развитие воздушные П., хотя они ещ„ не превышали  подъ„ма  выше
уровня плеч партн„ра. И только в нач.  20  в.  возникли  высокие  П.  на
вытянутых   руках.   В   1920-х   гг.   в   балет   вошли    также    П.
физкуль-турно-спортивного,  акробатич.  характера  (напр.,   подъ„м   на
arabesque одной рукой за талию, другой - за ногу, разного рода шпа-гаты,
кульбиты и т. п.).
   Лит.: Серебренников Н. Н., Поддержка в дуэтном  танце,  3  изд.,  Л.,
1985. В. В. Ванслов.
   ПОЗА, определ. положение корпуса, ног,  рук  и  головы.  Основные  П.
классич. танца:  croisee,  effacee,  ecartee  и  четыре  arabesques.  П.
разделяются на большие и малые в зависимости от того, поднята отвед„нная
нога или находится на полу. Имеются варианты  П.,  к-рые  образуются  от
изменения позиций рук и положений головы
   (CM. Attitude). Г. К. Кузнецова.
   ПОЗИЦИИ, осн. положения ног и рук в классич. танце. П.  обусловливают
единое  для  всех  танцовщиков  правильное   исполнение   каждого   pas,
способствуют гармонич. расположению фигуры  в  пространстве,  определяют
грацию и выразительность танца. П. утвердились в танц. практике  в  кон.
17 в. П. ног основаны на принципе выворотности.  П.  ног:  I  -  ступни,
соприкасаясь пятками, разв„рнуты носками наружу, образуя прямую линию на
полу;
   II - пятки выворотных ног отстоят одна от другой на длину стопы;  III
- ступни,  плотно  прилегая,  закрывают  друг  друга  наполовину;  IV  -
выворотные ступни находятся одна параллельно другой на длину стопы; V  -
ступни,  плотно  прилегая,  закрывают  друг  друга  (пятка  одной   ноги
соприкасается с носком другой).  Франц.  и  рус.  (до  Вагановой)  школы
пользовались семью позициями рук, исполняемыми в закругл„нном  (arrondi)
и удлин„нном (allonge) виде. А. Я. Ваганова предложила  три  осн.  П.  и
подготовит, положение к  ним.  Подготовит.  П.  -  опущенные  вниз  руки
округлены в локтях и кистях, слегка отделены от корпуса; I - округл„нные
руки подняты на уровне диафрагмы;
   II - разведены в стороны на уровне плеч; III - подняты  над  головой.
Из осн. П. образуется множество производных положений. М. А. Ильич„ва.
   ПОЛУПАЛЬЦЫ, положение одной или двух ступней на полу, при к-ром пятки
подняты и тяжесть корпуса находится на передней части ступни.  П.  могут
быть низкими, средними и высокими.
   ПРИМА-БАЛЕРИНА,   ведущая   артистка   труппы,   танцовщица    высшей
квалификации. В России это звание появилось в кон. 19 в. после гастролей
итал. артистов (В. Цукки, П. Леньяни, К. Бриан-ца, А. Дель Эра). Вначале
звание было неофициальным, далее присваивалось дирекцией и  закреплялось
соответствующим окладом. В дореволюц. рус. балетном т-ре положение П.-б.
занимали:  в  Мариинском  т-ре  -  Леньяни,  М.  Ф.  Кшесинская,  О.  И.
Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина; в Большом т-ре -  Е.  В.
Гельцер и Л. А. Рославлева.
   Во 2-й пол. 20 в., по негласной традиции, П.-б. называют  танцовщицу,
исполняющую  большинство   центр,   и   заглавных   партий,   обладающую
неповторимым своеобразием интерпретации ролей, а также высокой техникой,
артистизмом. См. также Балерина.
   В. В. Кисел„в.
   ПРИСЕДАНИЕ, см Plie
   ПУАНТЫ (франц. pointe - остри„, кончик),  обувь,  к-рая  используется
при исполнении женского классич. танца. П.  имеют  тв„рдый  носок,  чаще
изготовляются из  розового  атласа  и  закрепляются  лентами.  Танец  на

Страницы: «« « 327   328   329   330   331   332   333   334   335  336   337   338   339   340   341   342   343   344   345  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет