Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 » »» окончил Моск. коне. (по классу композиции Н. Я. Мясковского). Автор оперы, оратории, симф. и камерно-инструм. произв., вок. циклов, музыки к драм. спектаклям и кинофильмам, а также балетов: "Алые паруса" (по А. С. Грину, 1942, Большой т-р, балетм. А. И. Радунский, И. М. Попко, Л. А. Поспехин), "Под небом Италии" (по мотивам "Сказок об Италии" М. Горького, 1952, Т-р им. Шевченко, балетм. Р. В. Захаров, С. Н. Сергеев), "Янко-музыкант" ("Перед рассветом" по Г. Сенке-вичу, 1961, Свердловский т-р, балетм. Г. И. Язвинский), "Золотая антилопа" (1960, не пост.). В. В. Ванслов. ЯГУДИН Шамиль Хайрулович (р. 10.2.1932, д. Усть-Инза, Пензенской обл.), артист, педагог. Нар. арт. РСФСР (1969). По окончании МХУ (педагог А. В. Жуков) в 1952-78 в Большом т-ре. В 1976 окончил балетмейстерское отд. ГИТИСа. Танец Я. отличался мужественной энергией, экспрессией движений и пластики. Партии: Нурали; Куман ("Половецкие пляски"), Шут ("Ромео и Джульетта"), Акробат ("Красный мак"), Злой гений ("Лебединое озеро"), Петрушка; Ибн-Салом ("Лейли и Меджнун"), Ганс ("Жи-зель"), Виноградинка ("Чиполли-но"), Пан ("Вальпургиева ночь"); исполнял характерные танцы в балетах "Гаянэ" и "Раймонда". В конц. репертуаре: "Экстаз" на муз. 12-го этюда А. Н. Скрябина (балетм. К. Я. Голейзовский), "Казахский танец с палкой" и "Танец башкирского охотника" (балетм. А. М. Мессерер), "Куклы" (балетм. В. И. Вайнонен). За танец гопак из балета "Тарас Бульба" удостоен 1-й пр. конкурса нар. танца в Бухаресте (1953). С 1974 педагог-репетитор Большого т-ра, а также разл. зарубежных балетных трупп. Снимался в телеэкранизации "Вальпургиевой ночи" (1971) и "Половецких плясок" (1972). Н. М. Садовская. ЯКОБСОН Леонид Вениаминович [2(15).1.1904, Петербург - 17.10.1975, Москва, похоронен в Ленинграде], артист, балетмейстер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). По окончании ЛХУ (педагог В. И. Пономар„в) в 1926-33 артист, в 1942-50 и 1955-75 балетм. Т-ра им. Кирова. В 1933- 42 артист и балетм. Большого т-ра. Исполнял классич. и гротесковые партии: Гость в костюме летучей мыши ("Щелкунчик" Ф. В. Лопухова), Кот в сапогах ("Спящая красавица"), Акробат ("Красный мак"). Ещ„ в годы уч„бы сочинял конц. номера. Первая крупная работа - пост. 2-го акта балета "Золотой век" Д. Д. Шостаковича (1930, Ленингр. т-р оперы и балета). Последователь и продолжатель М. М. Фокина, Я. всегда ш„л "против течения". В раннем творчестве отрицал классич. танец, позже стал инициатором возвращения в балет танц. пластики, расширив е„ выразит. возможности и применяя в разных жанрах. Утверждал драматич. балет, но в отличие от принципов господствовавшего тогда драмба-лета использовал специфически хореогр. способы решения сюжета. Всегда искал новые выразит. средства и формы, переносил в балет образы и при„мы смежных иск-в. Вернувшись в зрелости к классич. танцу, Я. трансформировал его, благодаря чему отразил причудливость совр. мироощущения. Сквозной темой творчества Я. стало зло и социальные пороки в разных формах как объект осмеяния и осуждения. Чтобы противостоять такому злу, его положит. герои часто изображались сказочными богатырями или художественно гиперболизировались. Пост.: 1-й акт "Чавдарчо" ("Пионерия") В. В. Волошинова, М. И. Чулаки (1932), "Тиль Эйленшпигель" Р. Штрауса (1933, оба ЛХУ), "Утраченные иллюзии" Б. В. Асафьева (1936, Свердловский т-р), "Ромео и Джульетта" на муз. П. И. Чайковского (1944, ЛХУ), "Испанское каприччио" на муз. Н. А. Римского-Корсакова (1944, ЛХУ; 1952, Ленингр. Малый т-р), "Каменный гость" на муз. М. И. Глинки (1946, ЛХУ), 1-й акт "Стрекозы" Ю. П. Ефимова (1947, ЛХУ; в 1951 готовился к постановке в Большом т-ре, но не был разреш„н), "Шурале" [("Али-батыр") 1941, Т-р им. Джалиля, спектакль довед„н до генеральной репетиции; 1950, Т-р им. Кирова; Гос. пр. СССР, 1951; экранизирован на ТВ в 1980 под назв. "Лесная сказка"; 1955, Большой т-р], "Сольвейг" на муз. Э. Грига (1952, Ленингр. Малый т-р), "Спартак" (1956, Т-р им. Кирова; 1962, Большой т-р), "Клоп" Ф. Отказова, Г. И. Фиртича (1962), "Новеллы любви" на муз. М. Равеля (1963), "Двенадцать" Б. И. Ти-щенко (1964, все - Т-р им. Кирова), "Страна чудес" И. И. Шварца (1942, репетировался в Большом т-ре; 1967, Т-р им. Кирова). Любимая форма балетмейстерского творчества Я. - хореогра-фич. миниатюра. Лучшие из уже созданных и новые были объединены в спектакль "Хореографические миниатюры" (1958, Т-р им. Кирова; экранизирован в кино в 1960; фильм получил приз "Золотая нимфа", 1961, Монте-Карло; Я. удостоен диплома Парижского университета танца, 1961). В кон. 50-60-х гг. создал миниатюры: "Любительница абсента" на муз. Шостаковича, "Бродяжки" О. И. Каравайчука (обе 1959), "Пол„тный вальс" на муз. Шостаковича (1960), "Отчаяние" на муз. С. С. Прокофьева (1963), "Хореографическая картинка по мотивам карикатур Бидструпа" С. П. Баневича, "Жар-птица", "Шут и купец" на муз. Прокофьева, "Минотавр" на муз. С. М. Слонимского (все 1964), "Баба-Яга" на муз. М. П. Мусоргского, "Танец домовых" на муз. Шостаковича, "Озорные бабы" на муз. Р. К. Щедрина, "Матр„шки" на муз. А. С. Даргомыжского (все 1965), "Проходящая красотка" Слонимского. "Кающаяся Магдалина" на муз. А. А. Кнайфеля (обе 1967), "Снежная королева" на муз. Грига, "Деревенский Дон Жуан" Ю. М. Зариц-кого, "Вестрис" Г. И. Банщикова (все 1969). В 1969 Я. стал инициатором создания и худ. рук. ленингр. труппы "Хореографические миниатюры", где пост.: "Па де де", "Пол„т Таль-они"-обе на муз. В. А. Моцарта, "Па де тру а" на муз. Дж. Россини, "Па де катр" на муз. В. Беллини, "Средневековый танец с поцелуями" на муз. Прокофьева, "Умирающий лебедь" на муз. К. Сен-Санса, "Качуча" на муз. П. Сара-сате, "Минотавр и нимфа", "Паоло и Франческа" - обе на муз. А. Берга, "Измятая лилия" на муз. А. Веберна, "Бродячий цирк", "Контрасты", "Негритянский концерт", "М„ртвая царевна" - все на муз. Стравинского, "Экзерсис XX" на муз. И. С. Баха, "Свадебный кортеж" на муз. Шостаковича - все 1971; "Симфония бессмертия" на муз. Тищенко, "Город" на муз. Веберна - оба 1972; "Блестящий дивертисмент" на муз. Глинки, "Романтическое па де де" на муз. Россини - оба 1973; "Мо-цартиана" на муз. Моцарта, "Сюрприз" на муз. И. Гайдна, цикл "Шесть па де де" на муз. Россини, Ф. Шопена, А. Онеггера, Б. Бриттена, Ф. Легара, Г. Доницетти и "Клоп" на муз. Шостаковича - все 1974; "Экстаз" на муз. Прокофьева (1975); "Хиросима" на муз. Г. Гурецкого (поставлен в 1963-64, показан в 1979); фрагмент из балета на муз. 9-й симфонии Шостаковича, впоследствии названный "Обезумевший диктатор" (поставлен в 1971-72, показан в 1985). Выступал со статьями в периодич. печати. Творчеству Я. поев. телефильм-концерт "Вс„ станет танцем" (1985). Был Страницы: «« « 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |