Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 313   314   315   316   317   318   319   320   321  322   323   324   325   326   327   328   329   330   331  » »»

организовала балетную школу в Нью-Йорке, в 1963-65  -  в  Вашингтоне,  с
1965 - в Сан-Франциско. Ученики: С. Березова, Н. Кей, М. Кидд.
   Лит.: Красовская В. М., Рус. балетный  т-р  нач.  XX  века,  [ч.]  2.
Танцовщики, Л.,1972. В. Д. Неймана.
   ШОЛЬЦ Фридрих (Ф„дор  Ефимович)  [5.10.1787,  Гернштадт,  Силе-зия  -
15(27). 10.1830,  Москва],  композитор.  По  происх.  немец.  В  1820-30
капельмейстер имп. моек.  т-ров.  Автор  мн.  интермедий-дивертисментов,
опер-водевилей, а также 10 балетов, в т. ч.:
   "Игрища на  святках"  (1816),  "Казаки  на  Рейне"  (1817),  "Невское
гулянье" (1818), "Руслан и Людмила,  или  Низвержение  Черномора,  злого
волшебника" (по А. С. Пушкину, 1821), "Старинные игрища,  или  Святочный
вечер"  (1823),  "Три  талисмана"  (1823),  "Три  пояса,   или   Русская
Сандрильона" (1826), "Полифем,  или  Торжество  Галатеи"  (1829)  -  все
балетм. А. П. Глушковский.
   В. В. Ванслов. "ШОПЕНИАНА", "Сильфид ы", одноактный балет на муз.  Ф.
Шопена, сцен. и балетм. М.  М.  Фокин.  1-я  ред.  ("Шопениана  1-я")  в
оркестровке А. К. Глазунова (сюита
   "Шопениана", памяти Шопена). 10.2.1907, Ма-риинский т-р, благотворит,
спектакль, дир. Р. Е. Дриго; полонез (исполнители - кордебалет), ноктюрн
(Шопен - А. Д. Булгаков, Муза - А. П. Уракова), вальс (А. П.  Павлова  и
М. Н. Обухов), тарантелла (В. П. Фокина, А. В. Ширяев), мазурка  (Ю.  Н.
Седова и П. А.  Гердт).  2-я  ред.  ("Шопениана  2-я"  -  "Романтические
гр„зы"; полонез, ноктюрн, прелюд, 3 вальса,  2  мазурки)  в  оркестровке
Глазунова и  М.  Ф.  Келлера.  8.3.1908,  Мариинский  т-р,  благотворит,
спектакль, дир. М. Ф. Келлер; исполнители-О. И. Преображенская, Павлова,
Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский. 6.4.1908, под назв. "Гран па на музыку
Шопена", там же, выпускной спектакль Петерб. театр. уч-ща; исполнители -
Е. П. Гердт, Л. П. Чернышева, А. С. Чумакова и др. 19.2.1909, под  назв.
"Шопениана", там же, благотворит, спектакль, вошедший затем в репертуар;
исполнители - Преображенская, Павлова, Карсавина,  Нижинский.  2.6.1909,
под назв. "С и л ь ф  и  д  ы",  Русские  сезоны,  т-р  "Шатле",  Париж,
оркестровка Глазунова, С. И. Танеева, А. К. Лядова и  др.,  худ.  А.  Н.
Бенуа, дир. Н. Н. Черепнин; исполнители  -  Павлова,  Карсавина,  А.  В.
Балдина, Нижинский. 23.4.1916, Москва, на сцене оперы С.  И.  Зимина,  с
участием М. М. и В. П. Фокиных, а также М.  П.  Фроман,  М.  Р.  Рейзен.
4.2.1923, Петрогр. т-р оперы и балета, возобн. 2-й ред. Фокина, дир.  В.
А. Дранишников; исполнители
   - Э. И. Вилль, Е. Н. Гейденрейх, Т. А. Тро-яновская, В. И.  Пономар„в
и др. 16.5.1928, спектакль ЛХУ (на сцене Т-ра оперы и балета,  выпускной
спектакль Г. С. Улановой). 1931, там же, возобн.; экранизирован  в  кино
(1958). 24.1.1932, Большой т-р, балетм. А.  И.  Чекры-гин  (по  Фокину),
дир. Ю. Ф. Файер; исполнители - А. И. Абрамова, В. П. Васильева,  Т.  В.
Васильева, Г. П. Добрынина, Н. А. Капустина,  Т.  В.  Лазаревич,  А.  Н.
Ермолаев. 20.3.1934, там же, возобн.; исполнители - В. П.  Бутки-на,  В.
П. Васильева, О. Е. Петунина, О. А. Шарпантье, А. М. Руденко. 18.1.1942,
на сцене филиала Большого т-ра, возобн.,  балетм.  И.  В.  Смольцов  (по
Фокину); исполнители - Л. М. Банк, М. С. Боголюбская  и  др.  11.1.1946,
там же, возобн., балетм. Л.  М.  Лавровский  (по  Фокину);  худ.  В.  В.
Дмитриев, дир. Файер; исполнители - Уланова, В. А. Преображенский, Л. К.
Черкасова, Е. С. Банке  и  др.  31.10.1958,  там  же,  возобн.,  балетм.
Гейденрейх (по Фокину),  худ.  В.  Ф.  Рындин,  дир.  Е.  Ф.  Светланов;
исполнители - Уланова, Н. Б. Фадеечев, Т. П. Ветрова, М. В. Кондратьева,
Н. В. Тимофеева и др. (экранизирован на I В в 1977). 16.3.1987, Т-р  им.
Станиславского и Немировича-Данченко, возобн. Н. В. Беликовой,  худ.  В.
А. Арефьев; исполнители-С. И. Смирнова, Л. И. Рыжова, С. Б. Цой,  А.  В.
Дубинин. Все последующие пост. осн. также  на  хореогр.  Фокина.  В  др.
городах (в скобках фам. балетмейстеров): Куйбышев (1931, А. Р.  Томский;
1976, Е. Ключар„ва), Новосибирск (1961, 3. А. Васильева, С. А. Павлов;
   1978, П. А. Гусев), Горький (1962, Л.  А.  Сере-бровская),  Челябинск
(1965, Л. А. Воскресенская), Пермь (1973, спектакль Хореогр. уч-ща;
   1978, К.  М.  Тер-Степанова),  Свердловск  (1979,  Беликова).  Е.  В.
Сергеенко.
   ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмит-риевич [12(25).9.1906, Петербург
   -9.8.1975, Москва], композитор.
   Нар. арт. СССР (1954).  Герой  Соц.  Труда  (1966).  Д-р  иск-ведения
(1965). Окончил Петрогр. коне. по классу фортепиано в 1923  (педагог  Л.
В. Николаева) и по классу композиции в 1925 (педагог М.  О.  Штейнберг).
Один из крупнейших симфонистов 20 в.,  Ш.  отразил  в  сво„м  творчестве
наиболее острые и сложные проблемы современности. В кон. 20-х - 1-й пол.
30-х гг. активно работал в области муз. т-ра.  Автор  балетов:  "Золотой
век" (1930, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. В. И. Вайнонен,  Л.  В.
Якобсон, В. П. Чеснаков), "Болт" (1931, там же, балетм. Ф. В. Лопухов) и
"Светлый ручей" (1935, Ленингр. Малый т-р, балетм. тот же). В отличие от
опер, написанных на сюжеты произв.  классич.  рус.  литры,  Ш.  в  своих
комедийных балетах обращался к современности. Их осн. тема - утверждение
опти-мистич. мироощущения людей нового, послереволюц. об-ва. В музыке их
слышны отголоски массовых песен, интонации гор. муз. фольклора и бытовых
танцев, ораторский пафос поэзии 30-х гг.  В  то  же  время  здесь  щедро
проявилась и лирич. природа дарования композитора. Используя в  основном
традиционные балетные  формы,  Ш.  стремился  к  целостности  муз.-драм.
развития, чему, напр., способствовала продуманная тембровая драматургия.
"Золотой век" и "Болт", написанные как спектакли-ревю,  содержали  много
танц. дивертисментов, а также чисто зрелищных, постановочных эффектов. В
"Золотом  веке"  (в  основе  сюжета  -  столкновение  сов.  спортсменов,
выехавших  за  рубеж,  с  враждебно  настроенными  дельцами  от  спорта)
пла-стич.  решение  было  основано   на   противопоставлении   элементов
гимнастики, акробатики и физкультурных движений салонным танцам  Запада,
представлению мюзик-холла. В балете "Болт"  (на  тему  борьбы  передовых
рабочих с лентяями и  вредителями)  композитор  стремился  воспроизвести
атмосферу самодеят. агиттеатров 20-х гг., "Синей блузы". "Светлый ручей"
был задуман как праздничное театр,  представление  из  колхозной  жизни,
реш„нное средствами классич. танца. Несмотря на успех постановки  балета
в  Ленинграде  и  Москве,  спектакль  "Светлый  ручей"  был   подвергнут
уничтожающей критике в редакционной статье "Балетная фальшь"  ("Правда",
1936, 6 февраля) и снят с репертуара. Его сценич. жизнь прекратилась. Ш.
больше к жанру балета в сво„м творчестве не обращался.
   Яркое   театр.-драматургич.    мышление    композитора,    конкретная
образность, проявившиеся и в его симф. творчестве, обусловили  появление
мн. хореогр. интерпретаций музыки Ш.:  "Ленинградская  симфония"  (1945,
Нью-Йорк, балетм. Л. Ф. Мясин; 1961,  Т-р  им.  Кирова,  балетм.  И.  Д.

Страницы: «« « 313   314   315   316   317   318   319   320   321  322   323   324   325   326   327   328   329   330   331  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет