|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 » »» организовала балетную школу в Нью-Йорке, в 1963-65 - в Вашингтоне, с
1965 - в Сан-Франциско. Ученики: С. Березова, Н. Кей, М. Кидд.
Лит.: Красовская В. М., Рус. балетный т-р нач. XX века, [ч.] 2.
Танцовщики, Л.,1972. В. Д. Неймана.
ШОЛЬЦ Фридрих (Ф„дор Ефимович) [5.10.1787, Гернштадт, Силе-зия -
15(27). 10.1830, Москва], композитор. По происх. немец. В 1820-30
капельмейстер имп. моек. т-ров. Автор мн. интермедий-дивертисментов,
опер-водевилей, а также 10 балетов, в т. ч.:
"Игрища на святках" (1816), "Казаки на Рейне" (1817), "Невское
гулянье" (1818), "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого
волшебника" (по А. С. Пушкину, 1821), "Старинные игрища, или Святочный
вечер" (1823), "Три талисмана" (1823), "Три пояса, или Русская
Сандрильона" (1826), "Полифем, или Торжество Галатеи" (1829) - все
балетм. А. П. Глушковский.
В. В. Ванслов. "ШОПЕНИАНА", "Сильфид ы", одноактный балет на муз. Ф.
Шопена, сцен. и балетм. М. М. Фокин. 1-я ред. ("Шопениана 1-я") в
оркестровке А. К. Глазунова (сюита
"Шопениана", памяти Шопена). 10.2.1907, Ма-риинский т-р, благотворит,
спектакль, дир. Р. Е. Дриго; полонез (исполнители - кордебалет), ноктюрн
(Шопен - А. Д. Булгаков, Муза - А. П. Уракова), вальс (А. П. Павлова и
М. Н. Обухов), тарантелла (В. П. Фокина, А. В. Ширяев), мазурка (Ю. Н.
Седова и П. А. Гердт). 2-я ред. ("Шопениана 2-я" - "Романтические
гр„зы"; полонез, ноктюрн, прелюд, 3 вальса, 2 мазурки) в оркестровке
Глазунова и М. Ф. Келлера. 8.3.1908, Мариинский т-р, благотворит,
спектакль, дир. М. Ф. Келлер; исполнители-О. И. Преображенская, Павлова,
Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский. 6.4.1908, под назв. "Гран па на музыку
Шопена", там же, выпускной спектакль Петерб. театр. уч-ща; исполнители -
Е. П. Гердт, Л. П. Чернышева, А. С. Чумакова и др. 19.2.1909, под назв.
"Шопениана", там же, благотворит, спектакль, вошедший затем в репертуар;
исполнители - Преображенская, Павлова, Карсавина, Нижинский. 2.6.1909,
под назв. "С и л ь ф и д ы", Русские сезоны, т-р "Шатле", Париж,
оркестровка Глазунова, С. И. Танеева, А. К. Лядова и др., худ. А. Н.
Бенуа, дир. Н. Н. Черепнин; исполнители - Павлова, Карсавина, А. В.
Балдина, Нижинский. 23.4.1916, Москва, на сцене оперы С. И. Зимина, с
участием М. М. и В. П. Фокиных, а также М. П. Фроман, М. Р. Рейзен.
4.2.1923, Петрогр. т-р оперы и балета, возобн. 2-й ред. Фокина, дир. В.
А. Дранишников; исполнители
- Э. И. Вилль, Е. Н. Гейденрейх, Т. А. Тро-яновская, В. И. Пономар„в
и др. 16.5.1928, спектакль ЛХУ (на сцене Т-ра оперы и балета, выпускной
спектакль Г. С. Улановой). 1931, там же, возобн.; экранизирован в кино
(1958). 24.1.1932, Большой т-р, балетм. А. И. Чекры-гин (по Фокину),
дир. Ю. Ф. Файер; исполнители - А. И. Абрамова, В. П. Васильева, Т. В.
Васильева, Г. П. Добрынина, Н. А. Капустина, Т. В. Лазаревич, А. Н.
Ермолаев. 20.3.1934, там же, возобн.; исполнители - В. П. Бутки-на, В.
П. Васильева, О. Е. Петунина, О. А. Шарпантье, А. М. Руденко. 18.1.1942,
на сцене филиала Большого т-ра, возобн., балетм. И. В. Смольцов (по
Фокину); исполнители - Л. М. Банк, М. С. Боголюбская и др. 11.1.1946,
там же, возобн., балетм. Л. М. Лавровский (по Фокину); худ. В. В.
Дмитриев, дир. Файер; исполнители - Уланова, В. А. Преображенский, Л. К.
Черкасова, Е. С. Банке и др. 31.10.1958, там же, возобн., балетм.
Гейденрейх (по Фокину), худ. В. Ф. Рындин, дир. Е. Ф. Светланов;
исполнители - Уланова, Н. Б. Фадеечев, Т. П. Ветрова, М. В. Кондратьева,
Н. В. Тимофеева и др. (экранизирован на I В в 1977). 16.3.1987, Т-р им.
Станиславского и Немировича-Данченко, возобн. Н. В. Беликовой, худ. В.
А. Арефьев; исполнители-С. И. Смирнова, Л. И. Рыжова, С. Б. Цой, А. В.
Дубинин. Все последующие пост. осн. также на хореогр. Фокина. В др.
городах (в скобках фам. балетмейстеров): Куйбышев (1931, А. Р. Томский;
1976, Е. Ключар„ва), Новосибирск (1961, 3. А. Васильева, С. А. Павлов;
1978, П. А. Гусев), Горький (1962, Л. А. Сере-бровская), Челябинск
(1965, Л. А. Воскресенская), Пермь (1973, спектакль Хореогр. уч-ща;
1978, К. М. Тер-Степанова), Свердловск (1979, Беликова). Е. В.
Сергеенко.
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмит-риевич [12(25).9.1906, Петербург
-9.8.1975, Москва], композитор.
Нар. арт. СССР (1954). Герой Соц. Труда (1966). Д-р иск-ведения
(1965). Окончил Петрогр. коне. по классу фортепиано в 1923 (педагог Л.
В. Николаева) и по классу композиции в 1925 (педагог М. О. Штейнберг).
Один из крупнейших симфонистов 20 в., Ш. отразил в сво„м творчестве
наиболее острые и сложные проблемы современности. В кон. 20-х - 1-й пол.
30-х гг. активно работал в области муз. т-ра. Автор балетов: "Золотой
век" (1930, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. В. И. Вайнонен, Л. В.
Якобсон, В. П. Чеснаков), "Болт" (1931, там же, балетм. Ф. В. Лопухов) и
"Светлый ручей" (1935, Ленингр. Малый т-р, балетм. тот же). В отличие от
опер, написанных на сюжеты произв. классич. рус. литры, Ш. в своих
комедийных балетах обращался к современности. Их осн. тема - утверждение
опти-мистич. мироощущения людей нового, послереволюц. об-ва. В музыке их
слышны отголоски массовых песен, интонации гор. муз. фольклора и бытовых
танцев, ораторский пафос поэзии 30-х гг. В то же время здесь щедро
проявилась и лирич. природа дарования композитора. Используя в основном
традиционные балетные формы, Ш. стремился к целостности муз.-драм.
развития, чему, напр., способствовала продуманная тембровая драматургия.
"Золотой век" и "Болт", написанные как спектакли-ревю, содержали много
танц. дивертисментов, а также чисто зрелищных, постановочных эффектов. В
"Золотом веке" (в основе сюжета - столкновение сов. спортсменов,
выехавших за рубеж, с враждебно настроенными дельцами от спорта)
пла-стич. решение было основано на противопоставлении элементов
гимнастики, акробатики и физкультурных движений салонным танцам Запада,
представлению мюзик-холла. В балете "Болт" (на тему борьбы передовых
рабочих с лентяями и вредителями) композитор стремился воспроизвести
атмосферу самодеят. агиттеатров 20-х гг., "Синей блузы". "Светлый ручей"
был задуман как праздничное театр, представление из колхозной жизни,
реш„нное средствами классич. танца. Несмотря на успех постановки балета
в Ленинграде и Москве, спектакль "Светлый ручей" был подвергнут
уничтожающей критике в редакционной статье "Балетная фальшь" ("Правда",
1936, 6 февраля) и снят с репертуара. Его сценич. жизнь прекратилась. Ш.
больше к жанру балета в сво„м творчестве не обращался.
Яркое театр.-драматургич. мышление композитора, конкретная
образность, проявившиеся и в его симф. творчестве, обусловили появление
мн. хореогр. интерпретаций музыки Ш.: "Ленинградская симфония" (1945,
Нью-Йорк, балетм. Л. Ф. Мясин; 1961, Т-р им. Кирова, балетм. И. Д.
Страницы: «« « 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |