Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 » »» Ленинград], артистка, педагог. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1955), засл. арт. РСФСР (1957). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1926-45 в Т-ре им. Кирова. С 1931 педагог классич. танца нац. и основного отд. старших и выпускных классов ЛХУ. Ученицы: С. Д. Адырхаева, Л. П. Морковина, М. А. Сабирова, Т. Г. Терехова. В 1934-41 ассистент Вагановой на пед. отд. ЛХУ. В 1944-68 репетитор и педагог класса усовершенствования Т-ра им. Кирова. И. В. Ступников. ШИРОКОВ Виктор Георгиевич [р. 11(24).11.1914, Саратов], дириж„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1945 окончил Саратовскую коне. С 1938 концертмейстер и дир.-стаж„р, с 1947 дир. Саратовского т-ра. В 1962- 78 -в Т-ре им. Кирова. Под муз. руководством Ш. пост. балеты "Дал„кая планета" Б. С. Майзеля (1963, балетм. К. М. Сергеев), "В порт вошла "Россия"" В. П. Соловь„ва-Седого (1964, балетм. Р. В. Захаров), "Страна чудес" И. И. Шварца (1967, балетм. Л. В. Якобсон), возобновл„н ряд спектаклей. И. В. Ступников. ШИРЙЕВ Александр Викторович [29.8(10.9). 1867, Петербург - 25.4.1941, Ленинград], артист, педагог, балетмейстер. Засл. арт. Республики (1921). В 1877-81 исполнял роли детей в спектаклях Александрийского т-ра. По окончании балетного отд. Петерб. театр. уч-ща (педагоги Л. И. Иванов, М. И. Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин) с 1885 в Мариин-ском т-ре. Выдвинулся как характерный танцовщик в комедийных и гротесковых партиях. На премьере балета "Щелкунчик" (1892) исполнил партию Шута, проявив виртуозную акробатич. технику. Такой же характер имело исполнение партии Шута в балете "Млада". Акт„рское дарование Ш. проявилось в ролях злодеев, а также комедийных: фея Карабос; Абде-рахман ("Раймонда"), Марселина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Кассандр ("Арлекинада"). С 1896 Ш. фактически был пом. балетмейстера; в 1901, после смерти Л. И. Иванова, занял его место. Пост. балет "На перепутье" И. И. Армс-геймера (1904). В 1902 возглавил гастроли труппы рус. танцовщиков в Монте-Карло, затем неоднократно выступал как балетмейстер за рубежом. Гл. заслуга Ш. в истории рус. балета - создание класса характерного танца. В 1905 Ш. был уволен, что вызвало протест балетной труппы Мариин-ского т-ра. Вернулся в т-р только после Окт. революции. В 1919-21 - репетитор ГАТОБа. С 1918 в„л класс характерного танца в ЛХУ (имя Ш. присвоено уч. т-ру этого уч-ща). Написал совм. с А. В. Лопуховым и А. И. Бочаровым кн. "Основы характерного танца" (1939). Лит.: Бродерсон Ю., А. В. Ширяев, "РиТ", 1925, ј22; Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М., 1963; Памятные даты, "ТЛ", 1967, ј 19. В. М. Красовская. ШИШКОВ Матвей Андреевич [1831 или 1832, Москва - 5(17).6.1897, Петербург], художник т-ра. Учился в Моск. Строгановском уч-ще, занимался также у Ф. X. Шеньяна, с 1849 работал у него в качестве пом. декоратора. С 1852 жил в Петербурге, где работал под рук. A.A. Роллера. С 1857 декоратор при Дирекции петерб. имп. т-ров. Академик декорационной живописи АХ (1869). В Мариинском т-ре исполнял декорации по эскизам Роллера, А. Бредова, принимал участие в поактном оформлении спектаклей (преим. М. И. Петипа): "Бабочка" (1874), "Приключения Пелея" (1876), "Баядерка" (1877), "Роксана, краса Черногории" (1878; Большой т-р, Москва), "Дочь снегов" (1879), "Млада" (1879), "Зорайя, мавританка в Испании" (1881; вариант - 1883, Большой т-р), "Волшебные пилюли" (1886), "Кипрская статуя" (1883; вариант - 1888, Большой т-р), "Своенравная жена" (1885), "Талисман" (1889), "Золушка" (1893; вариант - 1898, Большой т-р). Один из ведущих рус. декораторов 1860-70-х гг., Ш. был специалистом в области архитектурных декораций. Его лучшие работы отличаются археологич. точностью и историч. достоверностью, несмотря на суховатость исполнения и нек-рую пестроту колорита. К наибольшим удачам Ш.-декоратора относится оформление 3-го действия и апофеоза ("Эспланада Версальского дворца") первой пост. "Спящей красавицы" (1890, Мариинский т-р). В 1876-92 преподавал в классе театр.-декорационной живописи в АХ (проф. с 1884); ученики: К. М. Иванов, П. Б. Ламбин, О. К. Аллегри. Лит.: Давыдова М. В., Очерки истории рус. театр, -декорац. иск-ва XVIII - нач. XX в., М., 1974; Сыркина Ф. Я., Костина Е. М., Рус. театр.-декорац. искво, М., 1978; Константинова М., "Спящая красавица", М., 1990. В. А. Кулаков. ШЛЕФОХТ (Ш л e и ф о х т, наст. фам. Ильина) Ольга Тимофеевна (1822, Петербург - 1845, там же), артистка. Окончила Петерб. театр. уч-ще (педагоги А. А. Лихутина, А. Титюс). Воспитанницей исполняла партии Амура в балетах, пост. А. Бла-шем; в 1833 станцевала партию Муски в "Венгерской хижине" (ба-летм. Ш. Дидло), а также гл. партии: жених Попинт ("Волшебная флейта", 1834, балетм. Лихутина), Сандрильона ("Волшебная кошка", 1836, балетм. Ш. Лашук). Поступив в петерб. Большой т-р, дебютировала в партии Лизы ("Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность", 1840). В балетах, пост. Ф. Тальони, исполняла партии: Маргарита ("Озеро волшебниц", где танцевала с М. Тальони "галоп вдво„м", с М. Тальони и Э. Гредлю - па де труа, 1840), Роза ("Воспитанница Амура", 1841), Золое ("Дая, или Португальцы в Индии", 1841), Минна ("Герта, повелительница эльфрид", 1842). Последняя партия - Розалия в балете "Две т„тки" (1845, балетм. Титюс). Критики отмечали мягкость, грациозность, пластич. красоту балерины. Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т. 1, Л., 1938; Петров O.A., Рус. балетная критика кон. XVIII - первой пол. XIX в., М., 1982; Блок Л. Д., Классич. танец. История и современность, М., 1987. Л. А. Линькова. ШЛЫКОВА-ГРАНАТОВА Тать яна Васильевна; см. Гранатова-Шлыкова Т. В. ШЛЯМОВА Римма Михайловна (р. 20.1.1935, Горький), артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1963). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог С. М. Тулубьева) с 1954 в Пермском т-ре. Стояла у истоков формирования пермской исполнит, школы. Актриса высокого трагич. дара, была первой исполнительницей партии Жизели на пермской сцене после выступлений Г. С. Улановой в годы войны. Др. партии: Аврора, Одетта - Одиллия; Маша ("Щелкунчик"), Раймонда, Джульетта, Мария; Катерина ("Каменный цветок" А. Г. Фрид-лендера), Потерявшая любимого ("Берег надежды"), Констанция Бонасье ("Три мушкет„ра"). С 1959 препода„т в Пермском хореогр. уч-ще. С 1986 ведущий педагог-репетитор Пермского Страницы: «« « 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |