Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 306   307   308   309   310   311   312   313   314  315   316   317   318   319   320   321   322   323   324  » »»

Исполнял преим. характерные и мимич. партии: Магдавая ("Баядерка"),  Дон
Кихот;   Владетельный    князь    ("Жизель"),    Стари-нушка    и    Хан
("Кон„к-Горбунок"), Бургомистр ("Коппелия"), Флоре-стан XIV и  Каталабют
("Спящая  красавица"),  Клопен   Трульфу   ("Эсмеральда").   В   1905-22
преподавал в Моск. театр. уч-ще, а  также  бальные  танцы  в  разл.  уч.
заведениях Москвы.  Его  сын  -  Сергей  Васильевич  Ч.  [12(24).8.1889,
Москва-2.8.1977, там же]. По окончании Моск. театр. уч-ща (педагог В. Д.
Тихомиров) в 1907-49 в Большом т-ре. Исполнял гл. обр. характерные танцы
и  партии:  мазурка  и  испанский  танец  ("Лебединое  озеро"),  мазурка
("Раймонда"),  Иванушка  ("Кон„к-Горбунок"),  принц  Фор-тюне   ("Спящая
красавица"),
   Почтальон  ("Фея  кукол"),  болеро  (в  опере  "Кармен"),  полонез  и
краковяк (в опере "Иван Сусанин"), Отец  панночки  ("Тарас  Бульба").  В
1923-32 преподавал характерный танец в Моск. театр. техникуме им. А.  В.
Луначарского. С 1941 балетм.-репетитор и консультант по бальному танцу в
Большом т-ре.
   Лит.: Рассказывают мастера, "СМ", 1967, ј 10. Г. M. Шлуглеит.
   ЧУЛАКИ Михаил Иванович
   [6(19).  11.1908,  Симферополь  -  29.1.1989,  Москва],   композитор,
педагог, театр, деятель. Нар. арт. РСФСР (1969). В 1931 окончил Ленингр.
коне. В 1955-59 директор, в 1963-70 директор и худ. рук. Большого  т-ра.
Пред. худ. совета по хореографии при Мин-ве культуры СССР. Автор балетов
"Сказка о попе и о работнике его Балде" (под назв.  "Балда",  по  А.  С.
Пушкину, 1940, Ленингр. Малый т-р, балетм. В. А. Варко-вицкий),  "Мнимый
жених" (по К.
   Гольдони, 1946, там же, балетм. Б. А. Фенстер; Гос. пр.  СССР,  1948;
под назв. "Слуга двух господ", 1978, там же, балетм.  Н.  Н.  Боярчиков;
1976, Пермский т-р, балетм. тот же), "Юность"  (по  Н.  А.  Островскому,
1949, Ленингр. Малый т-р, балетм. тот же;
   Гос. пр. СССР, 1950), "Русская сказка" (1972,  Большой  т-р,  балетм.
Ал. А. Дементьев). Ч. -  автор  муз.  ред.  и  композиции  балета  "Иван
Грозный" на муз. С. С. Прокофьева (1975,  Большой  т-р,  балетм.  Ю.  Н.
Григорович). Преподавал в Ленингр. (1933-34, 1944-48) и Моск.  коне.  (с
1948, с 1962 проф.). Автор мн. статей и книг, в т. ч. о совр.  музыке  и
балете. Гос. пр. СССР (1947).
   Соч.: Живые в памяти моей, М., 1990;
   Я был директором Большого т-ра..., М., 1994.
   Лит. : Богданов-Березовский В., Сов. балет и балеты М. Чулаки,  "СМ",
1947, ј 4; Ройтерштейн М.,  Композитор  в  пути,  там  же,  1969,  ј  2;
Слонимский Ю., Семь балетных историй, Л., 1967. А. С. Иванов.
   ШАВРОВ Борис Васильевич
   [3(16).8.1900, Петербург - 26.10.1975, Ленинград],  артист,  педагог.
Засл. арт.  РСФСР  (1939),  засл.  деят.  иск-в  Тадж.  ССР  (1964).  По
окончании Петрогр.  театр.  уч-ща  (педагоги  Л.  С.  Леон-тьев,  В.  А.
Сем„нов, С. К. Андрианов) в 1918-59 в Петрогр. (Ле-нингр.) т-ре оперы  и
балета. В 1922-23 вместе с E. M. Люком гастролировал за рубежом.  Первый
исполнитель  партий:  в  балетах   Ф.   В.   Лопухова   -   Иван-царевич
("Жар-птица", 1921), Принц ("Щелкунчик", 1929),  Борис  ("Болт",  1931);
Кули ("Красный мак", 1929, балетм.  Лопухов,  В.  И.  Пономар„в,  Л.  С.
Леонтьев), Фашист ("Золотой век", 1930, балетм. В. И. Вайнонен),  Л.  В.
Якобсон, В. П. Чеснаков), Парис ("Ромео и Джульетта", 1940,  балетм.  Л.
М. Лавровский), Гико ("Гаянэ", 1942, балетм. Н.  А.  Анисимова,  Пермь),
Вырин ("Станционный смотритель", 1955 балетм. Ю. Д.  Воронцов  и  М.  М.
Михайлов, спектакль ЛХУ). Партии:
   Альберт, Дезире, Зигфрид, Колен, Жан де Бриен,  Солор,  Ба-зиль,  фея
Карабос, Дроссель-мейер. Исполнитель  партий  в  балетах,  пост.  М.  М.
Фокиным:
   Раб ("Исламей"), Эрос ("Эрос"),  Амун  ("Египетские  ночи"),  Арлекин
("Карнавал"). Др. партии:
   Пленник  ("Кавказский   пленник",   Ленингр.   Малый   т-р),   Люсьен
("Утраченные иллюзии"), Асак ("Ледяная дева"). Виртуозно владел  иск-вом
классич.  танца,  средствами  драм.  выразительности.  Один  из  крупных
мастеров дуэтного танца. С его именем связан пересмотр трактовок  многих
ролей. В последние годы сценич.  деятельности  исполнял  мимич.  партии:
Командор ("Лауренсия"), Красе. В 1929-75 преподавал  в  ЛХУ  (в  1931-33
худ. рук.),  один  из  инициаторов  создания  пед.  и  балетмейстерского
отделений. В 1946-70 репетитор Т-ра им. Кирова. Ученики: И. Д. Бельский,
Н. Н. Боярчиков, Б. Я. Брегвадзе, Ю. Н. Григорович, В. Г. Сем„нов, Ю. В:
Соловь„в.
   Лит.: Немченок Л., Б. Шавров. "ИиЖ". 1938, ј 6; Кремшевская Г.. Актер
бе'з дублера, в кн.: Музыка и хореография совр. балета, в. 2, Л..  1977;
Михайлов М.. Молодые годы ленингр. балета. Л.. 197S;
   Чернова Н.. От Гельцер до Улановой. М.. 1979;  Федоренко  Е.,  Приняв
эстафету. "СБ". mi. ј 5. Г. К). Брооскин.
   ШАЙКЕВИЧ  Андрей  Анатольевич  (19.10.1903,  Петербург  -  29.7.1972,
Париж), критик, историк  балета.  Сын  А.  Е.  Шайкеви-ча,  брат  Н.  А.
Тихоновой. В 1921 закончил единую трудовую школу в Петрограде и в тот же
год с семь„й эмигрировал. Жил сначала в Берлине,  а  с  1923  в  Париже.
Получил технич. образование в  Сорбонне.  Работал  по  специальности,  в
последние годы инженером-консультантом в фирме "Ве-стингауз". После 1945
выступал  как  балетный  критик,   постоянный   обозреватель   парижской
эмигрантской газ. "Русские новости", где в„л рубрику "Театр -  музыка  -
кинематограф". Дружил с Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионовым, С.  Лифар„м,
Ж. Кокто. Ш. внимательно следил за хореогр. иск-вом своей  родины,  живо
откликался на крупнейшие события балетной жизни СССР;  в„л  переписку  с
балетове-дами Н. П. Рославлевой,  Ю.  И.  Слонимским,  помогал  собирать
материалы для книги "Мариус  Петипа.  Материалы,  воспоминания,  статьи"
(1971),  проделав  для  этого  большую  изыскательскую  работу.  Идеалом
балерины для Ш. была О. А. Спесивцева, о к-рой  он  написал  монографию.
Лучшим балетмейстером Ш. считал Б. Ф.  Нижинскую,  ценил  иск-во  Л.  Ф.
Мясина, Дж. Баланчина, Дж. Роб-бинса, Лифаря, творчеству к-рого посвятил
книгу.
   Соч.: Spessivtzeva Olga, magicienne envon-tee. P., 1954; Serge  Lifar
et le destin du ballet de L'Opera, P., 1971.
   Лит.: Тихонова Н., Девушка в синем. M., 1992. Г E Хуммаева.
   ШАЙКЕВИЧ Анатолий Ефимович (псевдоним Аш) [3(15).3.1879, Петербург  -
28.10.1947, Париж], балетный критик. Окончил юри-дич. ф-т Петерб.  ун-та
(1901). В предреволюц. годы пом. присяжного поверенного, один  из  самых
ярких   представителей    петерб.    богемы,    постоянный    посетитель
лит.-артистич. кабаре  "Бродячая  собака",  клуба  столичной  художеств.

Страницы: «« « 306   307   308   309   310   311   312   313   314  315   316   317   318   319   320   321   322   323   324  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет