Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 298   299   300   301   302   303   304   305   306  307   308   309   310   311   312   313   314   315   316  » »»

Габович, Арка-дина - Л. А.  Буцкова,  Маша  -  Н.  Е.  Седых.  Спектакль
экранизирован на ТВ (1981).
   E. П. Белова.
   ЧАЙКОВСКИЙ Александр Владимирович (р. 19.2.1946, Москва), композитор,
педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1988). В 1973 окончил Моск.  коне.  по
классу композиции Т. Н. Хренникова (до этого занимался как пианист у  Г.
Г. Ней-гауза и Л. Н. Наумова). Автор опер, симф., инструм.,  вок.  соч.,
музыки к драм. спектаклям, фильмам.  Яркая  театральность  и  мастерство
создания комедийных, сатирич. образов проявились в балете "Ревизор"  (по
Н. В. Гоголю, 1980, Т-р им. Кирова, балетм. О. М. Виноградов). На основе
Симфонии (соч. 1985)  написал  балет-аллегорию  "Броненосец  "Пот„мкин""
(1986, пост. там же, балетм. тот же). С 1976 препода„т в Моск.  коне.  С
1993 - муз. консультант Мариинского т-ра.
   Лит.: Г а л у ш к о М., Гоголь в балете, в сб.: Музыка России, в.  5,
М.. 1984; ce же. "Потемкинцам - потомки", "СМ", 1986, ј 9;
   3 и в Н., А. Чайковский, в сб.: Композиторы Москвы, в. 3.  М..  1988.
E. Н. Куриленко.
   ЧАЙКОВСКИЙ П„тр Ильич
   [25.4(7.5).   1840,   Воткинск   -   25.10(6.11).1893,    Петербург],
композитор. Окончил петерб. коне. в 1865 по классу композиции А. Г.
   Рубинштейна.  Поч„тный  д-р  Кембриджского  ун-та  (1893),  чл.-корр.
Парижской Академии изящных иск-в (1892). Проф.  моек.  коне.  (1866-78),
директор моек. отд. РМО (с 1885).
   Ч. вош„л в историю балетного т-ра как реформатор, основоположник рус.
хореогр.  драмы,  сим-фонизированных  танц.  поэм.  Смысл   реформы   Ч.
заключается в коренном изменении качества балетной музыки и  е„  роли  в
драматургии спектакля. Став важнейшим  его  компонентом,  музыка  балета
активно воздействует на  хореографию,  определяя  новые  принципы  танц.
действия. Создание тр„х балетов  -  "Лебединое  озеро"  (1876),  "Спящая
красавица"  (1889),  "Щелкунчик"  (1891)  -  было  подготовлено   такими
значительными явлениями  в  области  муз.-театр,  культуры,  как  франц.
балетный т-р в лице комп. А. Адана и Л. Делиба, балетные сцены в  операх
М. И. Глинки и его Вальс-фантазия,  а  также  инструм.  музыка  с  танц.
ритмами Р. Шумана, К. М. фон  Вебера,  Ф.  Шопена.  Создавая  целостную,
динамичную муз. форму балета, Ч. опирался и на свой  опыт  симфониста  и
оперного композитора.
   Все три балета написаны на  сказочно-фантастич.  сюжеты,  однако  они
раскрывают  реальные  драматич.  коллизии,  а  главное   -   полноту   и
напряж„нность  духовной  жизни  человека.  В  каждом   из   балетов   Ч.
сознательно использовал  вс„  богатство  традиционных  балетных  форм  и
жанров, но насытил их глубоким муз. содержанием и симф. развитием.
   Балет "Лебединое озеро" написан Ч.  незадолго  до  сочинения  им  4-й
симфонии  и  оперы  "Евгений  Онегин".  Осн.  идея  балета  -  испытание
верности, любви, от исхода к-рого зависят  жизнь  и  счастье  героев,  -
созвучна осн. теме творчества композитора. Либретто балета из  рыцарских
врем„н было написано В. П. Бегичевым и В. Ф.  Гельцером  и  основано  на
мотивах, развитых в нар. сказаниях и легендах. Фантастич. сторона сюжета
не поглотила, а,  наоборот,  выдвинула  на  первый  план  драму  героев.
Особенности муз. драматургии балета раскрываются в  преобладании  лирич.
начала, и развитие от элегич. лирики к трагич. пафосу финала  происходит
благодаря своеобразному "опеванию" осн. лейттемы,  связанной  с  образом
девушки-Лебедя, устойчивости интонац.-тематич. и тембровой сферы. Особую
поэтич. и романтич. атмосферу созда„т ритм вальса, к-рым пронизан балет,
этот ритм рождает и его пластич. выразительность.
   Первая постановка "Лебединого озера"  была  осуществлена  балетм.  В.
Рейзингером в моек. Большом театре (1877). Однако  только  со  следующей
постановки, осуществл„нной после смерти композитора в 1895 в  Петербурге
балетм. М. И. Петипа и Л. И. Ивановым,  балет  начал  сво„  победоносное
шествие по т-рам всего мира, став самым популярным балетным  спектаклем.
Балетмейстеры сумели найти пластич. соответствие  уровню  муз.  развития
(особенно Иванов во 2-м и 4-м "лебединых" актах). Опыт  этой  постановки
всегда учитывался в последующих редакциях балета.
   Сценарный план второго балета "Спящая красавица" на основе сказки  Ш.
Перро был предложен композитору И. А. Всеволожским, хореогр.  разработка
принадлежала Петипа. Композитор, создавший свой балет  в  пору  большого
творч. подъ„ма, по его  словам,  стремился  создать  "жанровый  шедевр",
придя к выводу, что балетная музыка по глубине и содержательности должна
быть равноценной опере и симфонии. Романтичность и  наивность  сказочных
образов воодушевили композитора на создание лирико-эпич. поэмы о  юности
и любви, о е„ животворной силе. В большом (Пролог  и  три  акта)  балете
использованы все разнообразные формы зрелищного  фантастич.  балета,  но
они интерпретируются композитором  по-новому.  Исходным  моментом  симф.
развития служит противопоставление двух муз. образов  из  интродукции  к
балету: феи Сирени и феи Кара-бос, символизирующих  добро  и  зло.  Темы
приобретают лейтмо-тивное значение на протяжении всего балета,  создавая
напряж„нное конфликтное развитие в конце  почти  каждого  акта.  Тем  не
менее общий характер  всего  балета  определяет  светлая,  торжественная
лирика,  утверждающая  идею  спектакля  -  прославление  всепобеждающего
добра, победы жизни над смертью.
   Разв„рнутая классич. сюита и  в  особенности  медленная  е„  часть  -
adagio - в каждом акте образует смысловой  центр  с  напряж„нным  лирич.
действием. Важнейшая сторона музыкального языка балета - интонационные и
тема-тич. связи между  основными,  прежде  всего  лирич.  темами,  к-рые
объединены плавностью, мерностью, ритмич.  общностью,  пластичностью.  В
форме  балета  просматривается  ч„ткий  тональный  план,   разработанная
тембровая драматургия, общие закономерности ритмич. организации.
   Создав в "Спящей  красавице"  новый,  особый  вид  программной  симф.
музыки,  Ч.  вн„с  в  балет  принципы  симфонизма.  С  другой   стороны,
"ариозность" инструм. мелодий, их распевность приближают музыку балета к
вок.  природе  оперы.  Именно  через  богатейший  мелодизм   проявляется
качество "Спящей красавицы",  отмеченное  уже  после  первой  постановки
всеми критиками - е„ ясно выраженный нац. рус. характер, проявивший себя
в природе кантилены.  Отмечая,  что  в  основании  внутреннего  строения
музыки лежит стихия мелодии,  известный  рус.  критик  Г.  Ларош  писал:
"Можно сказать, не впадая в противоречие, что  местный  колорит  (музыки
балета - Ю. Р.) французский, а стиль русский".
   Первая постановка состоялась в  Мариинском  театре  в  1890,  балетм.
Петипа.
   Либретто "Щелкунчика" осн. на сказке Э. Т. А.  Гофмана  "Щелкунчик  и
мышиный король". Новая для композитора тема - открытие  детьми  мира  на

Страницы: «« « 298   299   300   301   302   303   304   305   306  307   308   309   310   311   312   313   314   315   316  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет