Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 293   294   295   296   297   298   299   300   301  302   303   304   305   306   307   308   309   310   311  » »»

композиции у Н. Я. Мясковского (ранее занимался у В. Я. Шебалина и Д. Д.
Шостаковича). Творчество X. отличается жанровым разнообразием: симфонии,
камерно-инструм., вок. и хоровые соч., музыка для  т-ра  и  кино.  Балет
"Чиполлино" (по сказке Дж. Ро-дари; 1974, Т-р им. Шевченко,  балетм.  Г.
А. Майоров; Гос. пр. СССР, 1976), поставлен  мн.  т-рами,  в  т.  ч.  за
рубежом.
   Лит.: Успенская М., К. Хачатурян.  М..  1959;  Долинская  Е.  Я.,  К.
Хачатурян, М., 1975; К у p ы ш e в а Т., К. Хачатурян, "Музыка в  СССР",
1985, янв. - март;
   Куриленко Е.,И юмор, и ирония, и сатира..., в сб.: Муз.  современник,
в. 6, М., 1987. E. H. Куриленко.
   ХЙЛЬФЕРДИНГ Ф. А , см Гиль фердинг Ф. А.
   ХЛЮСТИН Иван Николаевич
   [6(18).8.1862, Москва -  21.11.1941,  Ницца],  артист,  балетмейстер,
педагог. По окончании Моск.  театр.  уч-ща  (педагог  Г.  И.  Легат),  в
1878-1903 в Большом т-ре (с 1886 первый танцовщик). Партии: Феб,  Колен,
Альберт, Дезире. Был превосходным партн„ром. С 1893 ставил отд. танцы  и
вариации в возобновляемых балетах ("Корсар", "Наяда и рыбак", "Катарина,
дочь разбойника", "Привал кавалерии"), с  1898  балетм.  Большого  т-ра.
Возобновил балеты: "Коппелия" (1898), "Тщетная предосторожность" (1899),
"Фея кукол" (1900), поставив в  них  ряд  новых  танцев.  Пост.  балеты:
"Зв„зды" А. Ю.  Симона  (1898),  "Волшебные  гр„зы"  Ю.  Н.  Померанцева
(1899), "Волшебный башмачок" Ю. Г. Гер-бера (1899).  Стремился  обновить
традиции академич. балета, подготовив, в  определ„нной  степени,  творч.
преобразования A.A. Горского. В  1898-1902  преподавал  в  Моск.  театр.
уч-ще. В 1903 уехал в Париж и  открыл  там  балетную  школу.  В  1911-14
балетм. и педагог  парижской  Оперы,  где  пост.  балеты:  "Русалка"  Л.
Ламбера
   (1911), "Танцевальная сюита" (1913). В 1914-31 (с перерывами) работал
в  труппе  Анны  Павловой,  для  к-рой  пост.   и   возобновил   балеты:
"Шопениана", "Спящая красавица",  "Раймонда",  "Фея  кукол"  (под  назв.
"Волшебные  куклы"),  "Бал"  (на  музыку  амер.  композиторов),  "Фрески
Аджанты" (на инд. нац. музыку), "Дионис" Н. Н. Черепнина, а  также  отд.
танцы - сирийский (на муз. К. Сен-Санса),  гавот  (на  муз.  И.  Линке),
русский (на муз. П. И. Чайковского и А. Г. Рубинштейна). В 1931  оставил
сцену.
   Лит.:  Светлов  В.,  Терпсихора,  СПб.,  1906;  Красовская  В.,  Рус.
балетный т-р второй пол. XIX в., Л. -М-, 1963.
   E. H. Дюкина.
   ХМЕЛЕВ Александр Андреевич (р. 6.2.1940, Ленинград), артист, педагог.
По окончании ЛХУ (педагог Б. В. Шавров) в 1958-84 в Новосибирском  т-ре.
Характерный и  классич.  танцовщик,  исполнитель  прежде  всего  сольных
характерных  танцев:  испанский  ("Лебединое  озеро"   и   "Щелкунчик"),
цыганский ("Каменный  цветок"),  индусский  ("Баядерка"),  Эспада  ("Дон
Кихот"),  соло  ("Болеро"  и  "Испанские  миниатюры").  Партии:  Шурале,
Меркуцио; Визирь ("Легенда  о  любви"),  Каренин  ("Анна  Каренина").  В
1964-88 преподавал в Новосибирском хореогр. уч-ще. С 1988 -  на  кафедре
хореографии Стамбульской консерватории (Турция).
   М. Н. Милков.
   ХОДАСЕВИЧ Валентина Михайловна  [13(25).3.1894,  Москва  -  5.5.1970,
Ленинград, похоронена в Москве], живописец,  художник  т-ра.  Училась  в
частной школе Ф. И. Рерберга в Москве, затем в Мюнхене (у Г.  Эссига)  и
Париже (у К. ван Донгена и Ж. д'Англа-да).  В  первые  годы  после  Окт.
революции много внимания уделяла  оформлению  массовых  театрализованных
зрелищ. Оформила балеты  "Золотой  век"  (1930,  Ленингр.  т-р  оперы  и
балета, балетм. В. И.  Вайнонен,  Л.  В.  Якобсон,  В.  П.  Чеснаков)  и
"Соперницы" (1933, Моск. худож. балет, балетм. Н. С. Холфин). В  1932-36
гл.  худ.  Т-ра  им.  Кирова.  Лаконичность  изобразит,  средств  у   X.
сочетается  с  многоплановостью  пространственного  решения   декораций,
зрелищностью  световых  соотношений:  острой  характерностью  костюма  и
грима. Оформила балеты: "Бахчисарайский фонтан" (1934, Т-р  им.  Кирова,
балетм.   Р.   В.   Захаров;   1936,   Т-р    им.    Станиславского    и
Немиро-вича-Данченко, балетм. тот же),
   "Эсмеральда"  (1935,  Т-р  им.  Кирова,  балетм.  А.  Я.   Ваганова),
"Раймонда" (1938, там же, балетм. Вайнонен), "Кавказский пленник" (1938,
Ленингр. Малый т-р, балетм. Л. М. Лавровский), "Дочь народа" ("Татьяна";
   1947, Т-р им. Кирова, балетм. В. П.  Бурмейстер),  "Сольвейг"  (1952,
Ленингр. Малый т-р, балетм. Якобсон), "Спартак" (1956, Т-р  им.  Кирова,
балетм. тот же).
   С о ч.: Портреты словами, М., 1987.  Лит.:  Э  т  к  и  н  д  М.,  В.
Ходасевич, "Иск-по",1971,ј8;  Дрозд  Т.,  Стиль-зеркало  иремени,  "СБ",
1985, ј 4; Киселев В., )гюд к портрету В. Ходасевич, "СМ", 1990, .V'  8.
В. М. Паппе.
   ХОЛИНА Елена Андреевна  (р.  1.9.1936,  Москва),  артистка,  педагог.
Засл. арт. РСФСР (1968). По окончании МХУ (педагог  А.  М.  Мессерер)  в
1956-78 в  Большом  т-ре.  Деми-характер-ная  танцовщица.  Партии:  Чага
("Половецкие пляски"), Баска ("Пламя Парижа"), Эгина; Уличная танцовщица
("Дон Кихот"), Солистка ("Испанское  каприччио"),  фея  Карабос;  Якутка
("Геологи", 1964, первая исполнительница, балетм. Н. Д. Касаткина  и  В.
Ю. Васил„в), Мавританка  ("Лейли  и  Медж-нун"),  Придворная  танцовщица
("Легенда о любви"), Испанская кукла  ("Щелкунчик"),  Кадича  ("Асель"),
Цыганка ("Каменный цветок"), Испанская невеста ("Лебединое озеро", 1969,
первая исполнительница, балетм. Ю. Н. Григорович), исполняла характерные
танцы в балетах "Дон  Кихот",  "Спартак",  "Золушка",  "Кон„к-Горбунок",
"Раймонда". Танец X. отличался  элегантностью,  благородством,  чувством
стиля. С 1980 педагог-хореограф фигурного катания на льду.
   Н. М. Сидовская.
   ХОЛФИН Николай Сергеевич (23.11.1903, Москва  -  8.7.1979,  там  же),
артист, балетмейстер. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944)  и  Кирг.  ССР
(1958). Участник Гражданской войны (уш„л добровольцем в Красную  Армию).
В 1923-24 учился в частной хореогр. студии В. И. Мосоловой в  Москве.  В
1928 окончил Моск. театр. техникум им. А. В. Луначарского  (педагоги  Е.
И. Долинская, А.  М.  Мессерер).  В  1928-32  артист  и  балетм.  студии
"Драмбалет" под рук. Н. С. Греминой. Выступал  в  характерно-гротесковых
ролях. Первый исполнитель партий:
   Полот„р ("Мурзилка и Мазилка"), Чарли Чаплин ("Мазилка найден!";  оба
балетм. Н. А. Болотов), Шалун ("Шалуны", балетм. К. Я. Голейзовский; все
1928).  Пост.:  "Морской  скетч"  на  муз.  Г.   С.   Милютина   (1929),
"Хореографические рассказы" [1932;
   "Безнад„жный" и "Хирургия" по рассказам А. П. Чехова на  муз.  П.  И.

Страницы: «« « 293   294   295   296   297   298   299   300   301  302   303   304   305   306   307   308   309   310   311  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет