|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 » »» композиции у Н. Я. Мясковского (ранее занимался у В. Я. Шебалина и Д. Д.
Шостаковича). Творчество X. отличается жанровым разнообразием: симфонии,
камерно-инструм., вок. и хоровые соч., музыка для т-ра и кино. Балет
"Чиполлино" (по сказке Дж. Ро-дари; 1974, Т-р им. Шевченко, балетм. Г.
А. Майоров; Гос. пр. СССР, 1976), поставлен мн. т-рами, в т. ч. за
рубежом.
Лит.: Успенская М., К. Хачатурян. М.. 1959; Долинская Е. Я., К.
Хачатурян, М., 1975; К у p ы ш e в а Т., К. Хачатурян, "Музыка в СССР",
1985, янв. - март;
Куриленко Е.,И юмор, и ирония, и сатира..., в сб.: Муз. современник,
в. 6, М., 1987. E. H. Куриленко.
ХЙЛЬФЕРДИНГ Ф. А , см Гиль фердинг Ф. А.
ХЛЮСТИН Иван Николаевич
[6(18).8.1862, Москва - 21.11.1941, Ницца], артист, балетмейстер,
педагог. По окончании Моск. театр. уч-ща (педагог Г. И. Легат), в
1878-1903 в Большом т-ре (с 1886 первый танцовщик). Партии: Феб, Колен,
Альберт, Дезире. Был превосходным партн„ром. С 1893 ставил отд. танцы и
вариации в возобновляемых балетах ("Корсар", "Наяда и рыбак", "Катарина,
дочь разбойника", "Привал кавалерии"), с 1898 балетм. Большого т-ра.
Возобновил балеты: "Коппелия" (1898), "Тщетная предосторожность" (1899),
"Фея кукол" (1900), поставив в них ряд новых танцев. Пост. балеты:
"Зв„зды" А. Ю. Симона (1898), "Волшебные гр„зы" Ю. Н. Померанцева
(1899), "Волшебный башмачок" Ю. Г. Гер-бера (1899). Стремился обновить
традиции академич. балета, подготовив, в определ„нной степени, творч.
преобразования A.A. Горского. В 1898-1902 преподавал в Моск. театр.
уч-ще. В 1903 уехал в Париж и открыл там балетную школу. В 1911-14
балетм. и педагог парижской Оперы, где пост. балеты: "Русалка" Л.
Ламбера
(1911), "Танцевальная сюита" (1913). В 1914-31 (с перерывами) работал
в труппе Анны Павловой, для к-рой пост. и возобновил балеты:
"Шопениана", "Спящая красавица", "Раймонда", "Фея кукол" (под назв.
"Волшебные куклы"), "Бал" (на музыку амер. композиторов), "Фрески
Аджанты" (на инд. нац. музыку), "Дионис" Н. Н. Черепнина, а также отд.
танцы - сирийский (на муз. К. Сен-Санса), гавот (на муз. И. Линке),
русский (на муз. П. И. Чайковского и А. Г. Рубинштейна). В 1931 оставил
сцену.
Лит.: Светлов В., Терпсихора, СПб., 1906; Красовская В., Рус.
балетный т-р второй пол. XIX в., Л. -М-, 1963.
E. H. Дюкина.
ХМЕЛЕВ Александр Андреевич (р. 6.2.1940, Ленинград), артист, педагог.
По окончании ЛХУ (педагог Б. В. Шавров) в 1958-84 в Новосибирском т-ре.
Характерный и классич. танцовщик, исполнитель прежде всего сольных
характерных танцев: испанский ("Лебединое озеро" и "Щелкунчик"),
цыганский ("Каменный цветок"), индусский ("Баядерка"), Эспада ("Дон
Кихот"), соло ("Болеро" и "Испанские миниатюры"). Партии: Шурале,
Меркуцио; Визирь ("Легенда о любви"), Каренин ("Анна Каренина"). В
1964-88 преподавал в Новосибирском хореогр. уч-ще. С 1988 - на кафедре
хореографии Стамбульской консерватории (Турция).
М. Н. Милков.
ХОДАСЕВИЧ Валентина Михайловна [13(25).3.1894, Москва - 5.5.1970,
Ленинград, похоронена в Москве], живописец, художник т-ра. Училась в
частной школе Ф. И. Рерберга в Москве, затем в Мюнхене (у Г. Эссига) и
Париже (у К. ван Донгена и Ж. д'Англа-да). В первые годы после Окт.
революции много внимания уделяла оформлению массовых театрализованных
зрелищ. Оформила балеты "Золотой век" (1930, Ленингр. т-р оперы и
балета, балетм. В. И. Вайнонен, Л. В. Якобсон, В. П. Чеснаков) и
"Соперницы" (1933, Моск. худож. балет, балетм. Н. С. Холфин). В 1932-36
гл. худ. Т-ра им. Кирова. Лаконичность изобразит, средств у X.
сочетается с многоплановостью пространственного решения декораций,
зрелищностью световых соотношений: острой характерностью костюма и
грима. Оформила балеты: "Бахчисарайский фонтан" (1934, Т-р им. Кирова,
балетм. Р. В. Захаров; 1936, Т-р им. Станиславского и
Немиро-вича-Данченко, балетм. тот же),
"Эсмеральда" (1935, Т-р им. Кирова, балетм. А. Я. Ваганова),
"Раймонда" (1938, там же, балетм. Вайнонен), "Кавказский пленник" (1938,
Ленингр. Малый т-р, балетм. Л. М. Лавровский), "Дочь народа" ("Татьяна";
1947, Т-р им. Кирова, балетм. В. П. Бурмейстер), "Сольвейг" (1952,
Ленингр. Малый т-р, балетм. Якобсон), "Спартак" (1956, Т-р им. Кирова,
балетм. тот же).
С о ч.: Портреты словами, М., 1987. Лит.: Э т к и н д М., В.
Ходасевич, "Иск-по",1971,ј8; Дрозд Т., Стиль-зеркало иремени, "СБ",
1985, ј 4; Киселев В., )гюд к портрету В. Ходасевич, "СМ", 1990, .V' 8.
В. М. Паппе.
ХОЛИНА Елена Андреевна (р. 1.9.1936, Москва), артистка, педагог.
Засл. арт. РСФСР (1968). По окончании МХУ (педагог А. М. Мессерер) в
1956-78 в Большом т-ре. Деми-характер-ная танцовщица. Партии: Чага
("Половецкие пляски"), Баска ("Пламя Парижа"), Эгина; Уличная танцовщица
("Дон Кихот"), Солистка ("Испанское каприччио"), фея Карабос; Якутка
("Геологи", 1964, первая исполнительница, балетм. Н. Д. Касаткина и В.
Ю. Васил„в), Мавританка ("Лейли и Медж-нун"), Придворная танцовщица
("Легенда о любви"), Испанская кукла ("Щелкунчик"), Кадича ("Асель"),
Цыганка ("Каменный цветок"), Испанская невеста ("Лебединое озеро", 1969,
первая исполнительница, балетм. Ю. Н. Григорович), исполняла характерные
танцы в балетах "Дон Кихот", "Спартак", "Золушка", "Кон„к-Горбунок",
"Раймонда". Танец X. отличался элегантностью, благородством, чувством
стиля. С 1980 педагог-хореограф фигурного катания на льду.
Н. М. Сидовская.
ХОЛФИН Николай Сергеевич (23.11.1903, Москва - 8.7.1979, там же),
артист, балетмейстер. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944) и Кирг. ССР
(1958). Участник Гражданской войны (уш„л добровольцем в Красную Армию).
В 1923-24 учился в частной хореогр. студии В. И. Мосоловой в Москве. В
1928 окончил Моск. театр. техникум им. А. В. Луначарского (педагоги Е.
И. Долинская, А. М. Мессерер). В 1928-32 артист и балетм. студии
"Драмбалет" под рук. Н. С. Греминой. Выступал в характерно-гротесковых
ролях. Первый исполнитель партий:
Полот„р ("Мурзилка и Мазилка"), Чарли Чаплин ("Мазилка найден!"; оба
балетм. Н. А. Болотов), Шалун ("Шалуны", балетм. К. Я. Голейзовский; все
1928). Пост.: "Морской скетч" на муз. Г. С. Милютина (1929),
"Хореографические рассказы" [1932;
"Безнад„жный" и "Хирургия" по рассказам А. П. Чехова на муз. П. И.
Страницы: «« « 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |