Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 299   300   301   302   303   304   305   306   307  308   309   310   311   312   313   314   315   316   317  » »»

пороге юности, сближаясь идеями с симф.  произведениями,  воплотилась  в
лири-ко-философскую   поэму.   Задуманный   как   "детский"    кукольный
балет-феерия,  небольшой  по  масштабам  (двухактный)   "Щелкунчик"   по
значительности  и   богатству   содержания,   новизне   формы   оказался
провозвестником многих явлений рус. балетного т-ра нач. 20 в.  Сценарный
план "Щелкунчика" был составлен Всеволожским, а  хореогр.  разработка  -
Петипа. По времени музыка создавалась композитором между "Пиковой дамой"
и 6-й симфонией, что не могло не сказаться  на  особенностях  симфонизма
"Щелкунчика". В целом почти все формы  балета  более  сжаты,  лаконичны,
музыкальный  стиль  более  филигранный,  отточенный,  оркестровка  более
прозрачная, "моцартов-ская". В "Щелкунчике" появляется новая для  балета
образная сфера  -  острая  характеристичность  образа  Дроссельмейера  и
мышиного царства вносит оттенок "жуткости" и  одновременно  ироничности.
Широким симф. развитием  насыщены  танцы-действия  -  Рост  „лки,  Вальс
снежинок, два Andante  из  2-го  акта,  наполненные  особой,  только  Ч.
свойственной теплотой и человечностью, лирич. полнотой чувств. Соседство
с "Пиковой дамой"  и  6-й  симфонией  сказалось  в  наличии  скрытого  и
внезапно выявленного трагизма в мощной кульминации па де де 2-го акта.
   Премьера балета состоялась в 1892 в Мариинском т-ре, балетм.  Иванов.
Особенно удачными в этой постановке были кордебалетные  танцы  (классич.
хореография Вальса снежных хлопьев). Вслед  за  Ч.  балетная  музыка  на
рубеже 19 и 20 вв. не только поднялась до уровня оперы  и  симфонии,  но
временами и опережала эти жанры - в творчестве А. К.  Глазунова,  И.  Ф.
Стравинского, С. С. Прокофьева, ю. А. Розанова.
   В  20  в.  музыка  Ч.  послужила  основанием  для  создания  балетных
постановок   (указаны    фам.    балетмейстеров):    на    муз.    Симф.
увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта" (1-я ред. 1869):  1942,  парижская
Опера, С. Лифарь;
   1944, ЛХУ, Л. В. Якобсон; 1968, т/о "Экран", телебалет (Н. И. Рыженко
и В. В. Смирнов-Голованов); 1971, Ленингр. Малый т-р,  И.  А.  Долгушин;
1982,  ленингр.  хореогр.  анс.  "Хореографические  миниатюры",  С.   В.
Викулов; на муз.  к  весенней  сказке  А.  Н.  Островского  "Снегурочка"
(1873):
   1946, Москва, МХУ, на сцене филиала Большого т-ра, В. А. Варковицкий;
1947, Т-р им. Кирова, муз. ред. Б. В. Асафьева, Ф. В. Лопухов (под назв.
"Весенняя сказка"); 1963, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко,
В. П. Бурмейстер; 1965, Куйбышевский т-р, Н. В. Данилова; на  муз.  1-го
концерта  для  фортепиано  с  оркестром  (1875):  1943,  "Балле  рюс  де
Монте-Карло", под назв. "Древняя Русь", Б. Ф.  Нижинская;  на  муз.  3-й
симфонии
   (1875): 1967, Нью-Йорк сити балле, под назв. "Бриллианты" (как  часть
балета "Драгоценности"), Дж. Баланчин; на муз. симф. фантазии "Франческа
да Римини"
   (1876): 1915, Мариинский т-р, M. M. Фокин; 1959, Ленингр. Малый  т-р,
К.  Ф.  Боярский;  1959,  парижская  Опера,  Лифарь;   1960,   Т-р   им.
Станиславского и Немиро-вича-Данченко, А. В. Чичинадзе;
   1973, Москва, конц. ансамбль Классический балет, Ю. Т. Жданов;  1989,
Новосибирский т-р, под назв. "Моя Франческа", Н. В.  Соколова  и  А.  В.
Бердышев; на муз.  фортепианного  цикла  "Времена  года"  (1876):  1909,
Мариинский т-р, Фокин; 1959, Ленингр. Малый т-р, под  назв.  "Баллада  о
любви", Лопухов; на  муз.  2-го  концерта  для  фортепиано  с  оркестром
(1880): 1941, Нью-Йорк, "Амери-кен  балле  караван",  под  назв.  "Балле
империал", Баланчин; на муз. Итальянского каприччио" для симф.  оркестра
(1880): 1922, ГАТОБ, Лопухов;
   1945, Ленингр.  Малый  т-р,  О.  Г.  Иордан;  на  муз.  Серенады  для
струнного оркестра (1880):
   1915, Мариинский т-р, под назв.  "Эрос",  Фокин;  в  1959  возобн.  в
Ленингр. Малом т-ре Боярским;
   1934,  Нью-Йорк,  "Америкен  балле  тиэтр",  над  назв.   "Серенада",
Баланчин; в 1986 возобн. в Ленингр. Малом т-ре  А.  А.  Прокофьевым;  на
муз.  Фортепианного  трио  Памяти  великого  художника   (1882):   1942,
Мехико-сити, "Балле тиэтр", под назв. "Алеко", Л. Ф. Мясин; на муз.  3-й
симф. сюиты (1883): 1918, Москва,  Т-р  сада  "Аквариум",  в  исполнении
артистов Большого т-ра, А. А. Горский, под назв. "En blanc" ("В белом");
1947, Нью-Йорк сити балле, под  назв.  "Тема  с  вариациями",  Баланчин;
1961, Ленингр. Малый т-р, Р. И. Гер-бек, под назв. "Тема с  вариациями";
1969, Ленингр. Малый т-р, под назв. "Концерт в белом",  Долгушин;  1970,
Нью-Йорк сити балле, под назв. "Третья сюита", Баланчин; 1977,  Ленингр.
ансамбль "Хореографические миниатюры", на муз.  Темы  с  вариациями  3-й
сюиты, под назв. "Большое классическое па", С. Сидоров;  1986,  Ленингр.
Малый т-р, под назв. "Тема с вариациями", хореография Баланчина, возобн.
Прокофьева; 1989,  Т-р  им.  Кирова,  под  назв.  "Тема  с  вариациями",
хореография Баланчина, возобн. Ф. Рассел и С. Фарелл; на  муз.  Симфонии
"Манфред" (1885):
   1979,  парижская  Опера,  Р.  X.  Нуреев;   на   муз.   симф.   сюиты
("Моцартиана", 1887): 1933, Париж, "Балле 1933", Баланчин;
   1970, Ленингр. Малый т-р, Долгушин; 1981, Нью-Йорк сити балле.
   Баланчин; 1981, Пермский т-р, Г. Д. Алексидзе; на муз.  5-й  симфонии
(1883): 1933, "Балле рюс де Монте-Карло", под назв.  "Предзнаменования",
Мясин; 1987, Моск.  гос.  т-р  балета  СССР,  под  назв.  "Петербургские
сумерки",  Н.  Д.  Касаткина  и   В.   Ю.   Васил„в;   на   муз.   Симф.
увертюры-фантазии "Гамлет" (1888): 1970, Ленингр. Малый т-р,  под  назв.
"Размышления", Долгушин; на муз. 6-й  симфонии  ("Патетическая",  1893):
1924, Нью-Йорк, Метрополитен-опера, под  назв.  "Медуза",  Фокин;  1956,
Вена, Балле дю марки де Куэвас, Лифарь; 1980, Ленингр. т-р  современного
балета, под назв. "Идиот", Б. Я.  Эйфман;  1981,  Нью-Йорк  сити  балле,
Баланчин, под назв. "Шестая симфония".
   Э. Н. Рогова.
   Лит.  :  Богданов-Березовский  В.,  Оперное  и  балетное   творчество
Чайковского,  Л.-М.,  1940;  Чайковский  и  т-р,  М.-Л.,  1940;  П.   И.
Чайковский  на  сцене  Т-ра  оперы  и   балета   им.   С.   М.   Кирова,
Л..1941;АсафьевБ.. Избр. труды, т. 2, М., 1954;  Слонимский  Ю.,  П.  И.
Чайковский и балетный т-р его времени, М., 1956; Житомирский Д.,  Балеты
Чайковского, М.. 1957; Туманина Н., Великий мастер, М., 1968; К p а с  о
в-с к а я В., Р\с. оалсгный т-р второй половины  XIX  в.,  Л.-М.,  1963;
Цуккерман В., Выразительные средства музыки Чайковского, М.. 1971; Л а р
о ш Г., Избр. статьи, в. 2. Л., 1975; Розанова  Ю.,  Симфонич.  принципы
балетов Чайковского, М., 1976; e e ж е История рус. музыки, 2  изд.,  т.
2, кн. 3, Чайковский, М., 1986. Ю. А. Розанова.
   ЧЕККЕТТИ (Cecchetti) Энрико (21.6.1850,  Рим  -  12.11.1928,  Милан),

Страницы: «« « 299   300   301   302   303   304   305   306   307  308   309   310   311   312   313   314   315   316   317  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет