Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 308   309   310   311   312   313   314   315   316  317   318   319   320   321   322   323   324   325   326  » »»

   [29.6(12.7). 1904, Москва - 9.1.1972, там же], артист,  балетмейстер,
педагог. Окончил Моск.  хореогр.  техникум.  С  1923  в  моек.  "Молодом
балете". В 1933 один из организаторов моек. танц. школы и  т-ра  "Остров
танца" в Центр.  парке  культуры  и  отдыха  им.  М.  Горького  (рук.  в
1937-41). В 1943-45 работал в Кызыле, где участвовал в  создании  театр.
уч-ща и тувинского нац. т-ра. В 1945  организатор  и  преподаватель  (до
1950) хореогр. курсов в Пхеньяне (КНДР). Преподавал на  балетмейстерском
отд. ГИТИСа (с 1962 проф.). Пост.: в  Моск.  т-ре  балета  для  детей  -
"Золушка", "Мойдо-дыр", "Макс и Мориц" Б. Фомина, "Мурзилка" (все -  2-я
пол. 20-х гг.); в т-ре "Остров танца" - "Волшебная флейта" Р.  Е.  Дриго
(1934, совм. с Е. В. Яворским), "Танцы народов советской страны" (1937),
"Красавица Радда" Б. В. Асафьева (1938),  "Жизель"  (1939),  "Лауренсия"
(1940, ген. репетиция). Осуществил пост. корейского балета на совр. тему
- "Навечно своей земле" (1949).
   Лит.: Нсмченко Н..О нашей школе и т-ре "Остров танца", "СБ". 1991,  ј
4.
   Л. С. Иванов.
   ШВЕЦОВ Игорь Александрович
   (1904,  Петербург  -  28.10.1982,  Нью-Йорк),  артист,  балетмейстер,
педагог. Учился в ЛХУ (педагоги В. И. Пономар„в, А. А. Ф„дорова). В кон.
20-х гг. выступал на Украине с разл. труппами, в 1930-31 в Китае,  затем
в Буэнос-Айресе, Гааге, Берлине, Париже ("Опера комик") и  в  1932-35  в
труппе Б. Ф. Нижин-ской, в 1936-37 в  опере  Монте-Карло.  в  1939-41  в
труппе "Ори-жиналь балле рюс". С 1941 жил в США.  Неоднократно  открывал
балетные школы: в 1933 в Гааге, в кон. 30-х гг.  в  Лондоне,  с  1949  в
Нью-Йорке, где в 1949-50 работал в школе "Балле рюс де  Монте-Карло",  в
1956-62 в школе "Балле тиэтр" (Нью-Йорк). В 1945  создал  труппу  "Балет
юности" в Рио-де-Жанейро, в  1953  организовал  и  руководил  труппой  в
Нью-Йорке. Пост.: "Вечная борьба" (на муз. Р. Шумана,  1940,  "Орижиналь
балле рюс", Сидней), "Красный мак" (1943, в одном акте,  "Балле  рюс  де
Монте-Карло", Нью-Йорк), "Concerto dansante" на муз. К. Сен-Санса (1945,
"Балет  юности",  Рио-де-Жанейро).  Автор  книги  воспоминаний  "Борзой"
("Borzoi", L., 1935).
   Е. И. Суриц.
   ШЕВАЛЬЕ (Chevalier) Пекен (Пейкам) (наст. имя и фам.  Пьер  Бриссоль)
(гг. рожд. и смерти неизв.),  франц.  танцовщик,  сценарист,  хореограф.
Родом из Бордо. В нач. 1770-х гг. работал  в  Лионе,  затем  выступал  в
Королевской академии музыки в  Париже,  в  Бордо,  в  1795  пост.  неск.
балетов в Гамбурге. По  контракту  (1  апр.  1798)  приехал  работать  в
Петербург, 9 нояб. 1799 по протекции Высочайшим указом назначен  "отныне
и впредь навсегда быть сочинителем балетов".  И.  И.  Вальберх  писал  о
Ш.-артисте, что он "танцует почти без рук, вертится  как  сумасшедший  и
даже по  временам  язык  высовывает".  Как  балетмейстер  Ш.  за  два  с
половиной года пребывания в Петербурге поставил множество балетов, в  т.
ч. "Жертвоприношение Амуру" на сб. муз., "Похищение", "Нимфы и  охотник"
(все 1798), "Приезд Фетиды и Пелея в Фессалию" Дж. Сарти  с  фрагментами
музыки Фонбрюна. "Брак Фетиды и Пелея" Париса, "Возвращение  Полиорцета"
В. Мартин-и-Солера
   (все  1799),  "Врач  сумасшедших".  "Деревенская  героиня"   Дюкенуа,
"Любовная страсть Флоры и  Зефира"  Дж.  Сарти  (в  Гатчине),  "Арианна,
покинутая Тезеем на острове Наксосе" Мартин-и-Солера (все 1800),  балеты
при операх "Эдип в Колоне" Саккини (1799), "Панюрж на  острове  Фонарей"
А. Гретри (1800), "Гастон де Фоа" (1801). Ш. - автор  сценариев  балетов
"Разбойники", "Ага-токл". Отсутствие серь„зного содержания в балетах  Ш.
восполнялось роскошью оформления. Танцы были невыразительны, уровень  их
музыкальности был невысок. Ш. чаще предшественников применял  в  балетах
музыку разных авторов. Программы его спектаклей отмечены  небрежением  к
исполнителям, к-рых называли  то  по  фамилиям,  то  по  именам.  то  по
прозвищам. В 1801 Ш. получил 2000 рублей, чтобы  ангажировать  в  Париже
новых артистов. Там он узнал о трагич. смерти императора и  предпоч„л  в
Россию не возвращаться.
   Лит.: Архив Дирекции Ими. Театров, Отд. 2-3. в. 1. СПб.. 1S92; Валь б
e p x И., Из архива балетмейстера. М.-Л., 194S; Г л у ш -к о веки  и  А.
П.,  Воспоминания  балетмейстера.  Л.  -  М..   1940:   Красовская   В..
Западноевропейский балетный т-р. Очерки истории. Преромантизм. Л., 19Х3;
Mooser R.-A.. Annales de la musique  et  iles  musiciens  en  Russie  au
XVIII-me siecle, t. 3. Gen.. [195l].
   Г. И. Добровольская.
   ШЕИНА Светлана  Константиновна  (р.  26.12.1918,  Одесса),  артистка.
Засл. арт. РСФСР (1957), засл. деят. иск-в Польши (1981).  По  окончании
ЛХУ (педагоги Е. П. Гердт, А. Я. Ваганова) в 1938-59  в  Ленингр.  Малом
т-ре. Ш. - классич. балерина лирико-драм. амплуа. Дебютировала в  партии
Мадлон  ("Фадетта").   Расцвет   творчества   связан   с   деятельностью
балетмейстеров, работавших в  40-50-е  гг.:  Б.  А.  Фенсте-ром,  Л.  М.
Лавровским, В. А. Вар-ковицким, Н. А. Анисимовой. Первая исполнительница
партий:
   Клариче  ("Мнимый  жених",  1946,   балетм.   Фенстер),   Марья-краса
("Чудесная фата", 1947, балетм. Анисимова), Танечка  ("Доктор  Айболит",
1948, балетм. Фенстер и Г. И. Исаева), Царевна
   ("Сказка о  м„ртвой  царевне  и  о  семи  богатырях",  1949,  балетм.
Фенстер, А. Л. Андреев), Лена ("Юность", 1949;  Гос.  пр.  СССР,  1950),
Лиза ("Барышня-крестьянка", 1951), Франциска ("Голубой Дунай", 1956; все
балетм. Фенстер). Др. партии: Поповна ("Сказка о попе и о работнике  его
Балде"), Магуль  ("Ашик-Кериб"),  княжна  Нина  ("Кавказский  пленник"),
королева Рената ("Двенадцать месяцев"),  Медора.  Творческой  манере  Ш.
присуща  л„гкая  комедийность,  характеристики  героинь  лишены  резких,
контрастных красок. Созданные  Ш.  образы  проникнуты  женственностью  и
лиризмом.  В  1969-70  педагог-репетитор  Каирской  балетной   школы   и
Каирского т-ра, где поставила Гран па из балета  "Пахита".  Пост.  также
балеты в Москве, Воронеже, Куйбышеве, Кишин„ве, Риге, Таллине, Харькове.
   Лит.: К p e м ш e в с  к  а  я  I.,  С.  Шеина.  К  20-летию  еценич.
деятельности, "ТЛ", 1959, ј 37; Три года с Варшавским балетом, "Польша".
19SO. ј 2. М. В. Коршунова.
   ШЕЛЕСТ   Алла   Яковлевна   (р.   26.2.1919,   Смоленск),   артистка,
балетмейстер,  педагог.  Нар.  арт.  РСФСР  (1957).  По  окончании   ЛХУ
(педагоги Е. П. Гердт, А. Я. Ваганова) в  1937-63  в  Т-ре  им.  Кирова.
Выдающаяся   балерина   драм.   и   трагедийного    дарования.    Первая
исполнительница партий:
   Оксана  ("Тарас  Бульба",  1940,  балетм.  Ф.  В.   Лопухов),   Злюка
("Золушка", 1946, балетм. К. М. Сергеев; Гос.  пр.  СССР,  1947),  Эгина

Страницы: «« « 308   309   310   311   312   313   314   315   316  317   318   319   320   321   322   323   324   325   326  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет