|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 » »» [29.6(12.7). 1904, Москва - 9.1.1972, там же], артист, балетмейстер,
педагог. Окончил Моск. хореогр. техникум. С 1923 в моек. "Молодом
балете". В 1933 один из организаторов моек. танц. школы и т-ра "Остров
танца" в Центр. парке культуры и отдыха им. М. Горького (рук. в
1937-41). В 1943-45 работал в Кызыле, где участвовал в создании театр.
уч-ща и тувинского нац. т-ра. В 1945 организатор и преподаватель (до
1950) хореогр. курсов в Пхеньяне (КНДР). Преподавал на балетмейстерском
отд. ГИТИСа (с 1962 проф.). Пост.: в Моск. т-ре балета для детей -
"Золушка", "Мойдо-дыр", "Макс и Мориц" Б. Фомина, "Мурзилка" (все - 2-я
пол. 20-х гг.); в т-ре "Остров танца" - "Волшебная флейта" Р. Е. Дриго
(1934, совм. с Е. В. Яворским), "Танцы народов советской страны" (1937),
"Красавица Радда" Б. В. Асафьева (1938), "Жизель" (1939), "Лауренсия"
(1940, ген. репетиция). Осуществил пост. корейского балета на совр. тему
- "Навечно своей земле" (1949).
Лит.: Нсмченко Н..О нашей школе и т-ре "Остров танца", "СБ". 1991, ј
4.
Л. С. Иванов.
ШВЕЦОВ Игорь Александрович
(1904, Петербург - 28.10.1982, Нью-Йорк), артист, балетмейстер,
педагог. Учился в ЛХУ (педагоги В. И. Пономар„в, А. А. Ф„дорова). В кон.
20-х гг. выступал на Украине с разл. труппами, в 1930-31 в Китае, затем
в Буэнос-Айресе, Гааге, Берлине, Париже ("Опера комик") и в 1932-35 в
труппе Б. Ф. Нижин-ской, в 1936-37 в опере Монте-Карло. в 1939-41 в
труппе "Ори-жиналь балле рюс". С 1941 жил в США. Неоднократно открывал
балетные школы: в 1933 в Гааге, в кон. 30-х гг. в Лондоне, с 1949 в
Нью-Йорке, где в 1949-50 работал в школе "Балле рюс де Монте-Карло", в
1956-62 в школе "Балле тиэтр" (Нью-Йорк). В 1945 создал труппу "Балет
юности" в Рио-де-Жанейро, в 1953 организовал и руководил труппой в
Нью-Йорке. Пост.: "Вечная борьба" (на муз. Р. Шумана, 1940, "Орижиналь
балле рюс", Сидней), "Красный мак" (1943, в одном акте, "Балле рюс де
Монте-Карло", Нью-Йорк), "Concerto dansante" на муз. К. Сен-Санса (1945,
"Балет юности", Рио-де-Жанейро). Автор книги воспоминаний "Борзой"
("Borzoi", L., 1935).
Е. И. Суриц.
ШЕВАЛЬЕ (Chevalier) Пекен (Пейкам) (наст. имя и фам. Пьер Бриссоль)
(гг. рожд. и смерти неизв.), франц. танцовщик, сценарист, хореограф.
Родом из Бордо. В нач. 1770-х гг. работал в Лионе, затем выступал в
Королевской академии музыки в Париже, в Бордо, в 1795 пост. неск.
балетов в Гамбурге. По контракту (1 апр. 1798) приехал работать в
Петербург, 9 нояб. 1799 по протекции Высочайшим указом назначен "отныне
и впредь навсегда быть сочинителем балетов". И. И. Вальберх писал о
Ш.-артисте, что он "танцует почти без рук, вертится как сумасшедший и
даже по временам язык высовывает". Как балетмейстер Ш. за два с
половиной года пребывания в Петербурге поставил множество балетов, в т.
ч. "Жертвоприношение Амуру" на сб. муз., "Похищение", "Нимфы и охотник"
(все 1798), "Приезд Фетиды и Пелея в Фессалию" Дж. Сарти с фрагментами
музыки Фонбрюна. "Брак Фетиды и Пелея" Париса, "Возвращение Полиорцета"
В. Мартин-и-Солера
(все 1799), "Врач сумасшедших". "Деревенская героиня" Дюкенуа,
"Любовная страсть Флоры и Зефира" Дж. Сарти (в Гатчине), "Арианна,
покинутая Тезеем на острове Наксосе" Мартин-и-Солера (все 1800), балеты
при операх "Эдип в Колоне" Саккини (1799), "Панюрж на острове Фонарей"
А. Гретри (1800), "Гастон де Фоа" (1801). Ш. - автор сценариев балетов
"Разбойники", "Ага-токл". Отсутствие серь„зного содержания в балетах Ш.
восполнялось роскошью оформления. Танцы были невыразительны, уровень их
музыкальности был невысок. Ш. чаще предшественников применял в балетах
музыку разных авторов. Программы его спектаклей отмечены небрежением к
исполнителям, к-рых называли то по фамилиям, то по именам. то по
прозвищам. В 1801 Ш. получил 2000 рублей, чтобы ангажировать в Париже
новых артистов. Там он узнал о трагич. смерти императора и предпоч„л в
Россию не возвращаться.
Лит.: Архив Дирекции Ими. Театров, Отд. 2-3. в. 1. СПб.. 1S92; Валь б
e p x И., Из архива балетмейстера. М.-Л., 194S; Г л у ш -к о веки и А.
П., Воспоминания балетмейстера. Л. - М.. 1940: Красовская В..
Западноевропейский балетный т-р. Очерки истории. Преромантизм. Л., 19Х3;
Mooser R.-A.. Annales de la musique et iles musiciens en Russie au
XVIII-me siecle, t. 3. Gen.. [195l].
Г. И. Добровольская.
ШЕИНА Светлана Константиновна (р. 26.12.1918, Одесса), артистка.
Засл. арт. РСФСР (1957), засл. деят. иск-в Польши (1981). По окончании
ЛХУ (педагоги Е. П. Гердт, А. Я. Ваганова) в 1938-59 в Ленингр. Малом
т-ре. Ш. - классич. балерина лирико-драм. амплуа. Дебютировала в партии
Мадлон ("Фадетта"). Расцвет творчества связан с деятельностью
балетмейстеров, работавших в 40-50-е гг.: Б. А. Фенсте-ром, Л. М.
Лавровским, В. А. Вар-ковицким, Н. А. Анисимовой. Первая исполнительница
партий:
Клариче ("Мнимый жених", 1946, балетм. Фенстер), Марья-краса
("Чудесная фата", 1947, балетм. Анисимова), Танечка ("Доктор Айболит",
1948, балетм. Фенстер и Г. И. Исаева), Царевна
("Сказка о м„ртвой царевне и о семи богатырях", 1949, балетм.
Фенстер, А. Л. Андреев), Лена ("Юность", 1949; Гос. пр. СССР, 1950),
Лиза ("Барышня-крестьянка", 1951), Франциска ("Голубой Дунай", 1956; все
балетм. Фенстер). Др. партии: Поповна ("Сказка о попе и о работнике его
Балде"), Магуль ("Ашик-Кериб"), княжна Нина ("Кавказский пленник"),
королева Рената ("Двенадцать месяцев"), Медора. Творческой манере Ш.
присуща л„гкая комедийность, характеристики героинь лишены резких,
контрастных красок. Созданные Ш. образы проникнуты женственностью и
лиризмом. В 1969-70 педагог-репетитор Каирской балетной школы и
Каирского т-ра, где поставила Гран па из балета "Пахита". Пост. также
балеты в Москве, Воронеже, Куйбышеве, Кишин„ве, Риге, Таллине, Харькове.
Лит.: К p e м ш e в с к а я I., С. Шеина. К 20-летию еценич.
деятельности, "ТЛ", 1959, ј 37; Три года с Варшавским балетом, "Польша".
19SO. ј 2. М. В. Коршунова.
ШЕЛЕСТ Алла Яковлевна (р. 26.2.1919, Смоленск), артистка,
балетмейстер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). По окончании ЛХУ
(педагоги Е. П. Гердт, А. Я. Ваганова) в 1937-63 в Т-ре им. Кирова.
Выдающаяся балерина драм. и трагедийного дарования. Первая
исполнительница партий:
Оксана ("Тарас Бульба", 1940, балетм. Ф. В. Лопухов), Злюка
("Золушка", 1946, балетм. К. М. Сергеев; Гос. пр. СССР, 1947), Эгина
Страницы: «« « 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |