Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 309   310   311   312   313   314   315   316   317  318   319   320   321   322   323   324   325   326   327  » »»

(1956, балетм. Л. В. Якобсон). Ш. исполняла обширный классич. репертуар:
Одетта- Одиллия; Аврора и фея Сирени;
   Жизель и Мирта ("Жизель"), Раймонда, Никия; Уличная танцовщица  ("Дон
Кихот"),  Царь-девица  ("Кон„к-Горбунок").  Наиболее   полно   акт„рские
возможности  Ш.  раскрылись  в  совр.  репертуаре.   Образы,   созданные
балериной,  привлекали  масштабностью  чувств,   порой   противоречивых,
интеллектом,  внутренней  силой,  нередко   героич.   пафосом.   Крупные
акт„рские удачи Ш. - Лау-ренсия, Зарема, Гаянэ, Злюка.
   Для Ш. характерны строжайший отбор деталей, скрупул„зная выверенность
еценич. рисунка роли, отточенность движений.  достигаемые  прежде  всего
самостоят. работой, пластич. режиссурой собств. ролей. Не  полагаясь  на
импровизацию,  на  непосредственно  возникавшие   на   сцене   стихийные
эмоциональные импульсы, она  воспроизводила  в  спектакле  найденное  на
репетиции.
   Особенно были близки Ш. спектакли  Якобсона,  лучшая  партия-  Эгина.
Актриса создала образ  сильной,  властной,  коварной  и  обольстительной
куртизанки.  Отсутствие  в  спектакле  пальцевой  техники  сосредоточило
внимание   балетмейстера   и   исполнителей   на   собственно   пластич.
выразительности. Ш. достигала здесь скульптурной заверш„нности  движений
и психологич. насыщенности жеста. Огромная  внутренняя  сила,  зата„нная
страстность прочитывалась в другом шедевре Ш. - миниатюре "Вечный  идол"
("Хореографические миниатюры"). Исполняла партии в балетах, пост. Ю.  Н.
Григоровичем:  Катерина  и  Хозяйка  Медной  горы  ("Каменный  цветок"),
Мехменэ Бану. Др.  партии:  Сюимбике  (Гос.  пр.  СССР,  1951),  Татьяна
("Татьяна"),  Девица-краса  ("Весенняя  сказка"),   Джульетта;   Хасинта
("Лау-ренсия"). Параша  и  Царица  бала  ("Медный  всадник"),  баронесса
Штраль ("Маскарад"), Мирейль  де  Пуатье  ("Пламя  Парижа"),  Невольница
("Корсар"),  Натэлла  ("Сердце  гор"),  Клеопатра  ("Египетские  ночи"),
прелюд и 7-й вальс  ("Шопениана"),  Вакханка  ("Вальпургиева  ночь"),  в
миниатюрах  "Слепая"   и   "Поцелуй"   ("Хореографические   миниатюры").
Исполнила на творч. вечере одноактный балет "Перекр„сток" (1989, балетм.
Р. Ю. Вагабов). В 1952-55 преподаватель классич. танца в ЛХУ. В  1959-63
педагог,  в  1976-78  балетм.-репетитор  Т-ра   им.   Кирова.   В   1970
педагог-репетитор  Будапештского  т-ра,  в   1971   -   в   "Атер-балет"
(Реджо-Эми-лио, Италия), в 1973-76 в хореогр. студии Ленингр. ДК им.  С.
М. Кирова. В 1981 балетм.-репетитор т-ра "Ванемуйне" (Тарту), в  1989  -
Ленингр. балетного т-ра под рук. Б. В. Бланкова. В 1965-70 преподаватель
кафедры режиссуры балета (курс - мастерство балетмейстеров)  в  Ленингр.
коне.  В  1970-73  гл.  балетм.  Куйбышевского  т-ра.  Пост.  (совм.   с
Вагабовым): "Лебединое озеро" (1971), "Семь красавиц" (1972). В качестве
балетмейстера работала в разл. отечеств, т-рах  и  за  рубежом,  ставила
конц. номера.
   Снималась в кинофильмах-концертах "Концерт мастеров искусств"  (1952)
и  "Хореографические  миниатюры"  (1960).  Исполнила  эпизодич.  роли  с
танцами в худож. фильме "Бумажные глаза Пришвина" (1989).
   Со ч.: Шекспир в моей жизни, "Т", 1964, ј 4;  Диалектика  педагогики,
"ТЖ", 1979, ј 11; Академия  танца,  "СБ",  1982,  ј  5;  Сопричастность,
"Нева", 1988, ј 9.
   Лит.: Львов-Анохин Б., А. Шелест, М., 1964; его же, А. Шелест,  "СБ",
1989, ј 1; К p а с о в с к а я В., А. Шелест, "ИиЖ", 1941,ј3;  Прохорова
В., Одухотворенная пластика, "ТЖ", I960, ј 16; У л а н  о  в  а  Г.,  А.
Шелест, "Т", 1962, ј 11; Л у ц к а я Е., А. Шелест  -  Клеопатра,  "СМ",
1963, ј 4;
   Гире С., Юбилей А. Шелест, "Т", 1968, ј 6;
   Прохорова В.,В честь А. Шелест, "ТЖ", 1983, ј 20; Ч e p к a ce к и  и
Д., Записки балетомана, М., 1994. А. А. Соколов-Каминский
   ШЕЛКОВ Валентин Иванович
   [10(23).9.1906, Одесса -  23.12.1980,  Ленинград],  артист,  педагог.
Засл. деят. иск-в Бурят. АССР  (1956),  Кирг.  ССР  (1956),  Башк.  АССР
(1957), Чуваш. АССР (1966), РСФСР (1967). По окончании ЛХУ  (педагог  А.
И. Пушкин) в 1933-34 в Ленингр. Малом т-ре, с 1934 классич. танцовщик  в
Свердловском т-ре, педагог и директор Свердловского  хореогр.  уч-ща.  В
1951-76 педагог классич. танца и директор ЛХУ. Ученики: К.  Бруднов,  Н.
А.
   ДОЛГУШИН. И. В. Ступников.
   ШЕРЕМЕТЕВ Николай Петрович [28.6 (9.7). 1751-2 (14).1.1809,  Москва],
театр, деятель. Директор имп. т-ров (с 1799). Владелец и рук. одного  из
первых  и  лучших  крепостных   т-ров   в   России,   музыкант-любитель.
Представитель  одной  из  знатнейших  и  богатейших  семей   в   России,
славившейся своими культурными традициями и пристрастием к  иск-вам,  Ш.
получил хорошее общее образование, а также серь„зно  обучался  музыке  и
танцам, играл на виолончели, принимал участие в любительских, домашних и
придв. спектаклях, в т. ч. балетных; в 14 лет исполнял партию Гименея  в
алле-горич.  балете  "Ацис  и  Галатея".  В  нач.  1770-х  гг.  совершил
заграничное путешествие, в к-ром особое  внимание  уделил  знакомству  с
театр.-муз. жизнью  Парижа.  Возвратившись,  служил  при  "малом"  дворе
наследника  престола  Павла,   где   часто   устраивались   любительские
спектакли. В 1777 вернулся в  Москву  и  занялся  устройством  домашнего
крепостного т-ра, организованного его отцом П. Б. Шереметевым.  Был  гл.
рук. и пост. большинства драм. и  оперно-балетных  спектаклей:  подбирал
репертуар, находил акт„ров,  следил  за  их  обучением,  вникал  во  псе
тонкости декоративно-живописного оформления. В 1790 Ш. задумал построить
в Москве на Никольской ул. "Дворец искусств" с огромным т-ром внутри (не
осуществл„н). В уменьшенных размерах эта идея была воплощена  в  усадьбе
Останкино в 1792-98. Всего за годы существования т-ра Ш. пост. более ста
спектаклей, являвшихся  в  основном  новинками  для  рус.  сцены;  почти
половина из них - оперы (итал., франц. и  pvc.  композиторов),  в  к-рых
имелись вставные балетные сцены и дивертисменты; затем  было  поставлено
20  самостоят.  балетов  разных  жанров  и  направлений.   Ш.   разделял
реформаторские взгляды Ж. Ж. Новера, и на его  сцене  среди  прочих  шли
пантомимные балеты (трагич. и комич.), в т. ч. и самого Новера:
   "Аннетта  и  Любен"  (1787),  "Медея  и  Язон"  (1792),   пост.   его
последователями Дж. Соломони и Чианфанелли. Ученик Новера Ле Пик  обучал
одно время лучших танцовщиков труппы Ш. В 80-е - нач. 90-х гг.  балетная
труппа Ш. насчитывала ок. 40 танцовщиков и танцовщиц.
   Лит.: Шереметев С. Д.. Отголоски XVIII в., в. 2, М.,  1896;  его  же.
Столетние отголоски, [в. 1-3], M., ГЮ1-03; Станюкович  В.  К.,  Домашний
крепостной т-р Шереметевых XVIII в.. Л., 1927; Елизаров а  Н.  А.,  Т-ры
Шереметевых, М., 1944;
   ЛепскаяЛ. А., Останкинский т-р. Предыстория. Замысел.  Воплощение,  в

Страницы: «« « 309   310   311   312   313   314   315   316   317  318   319   320   321   322   323   324   325   326   327  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет