Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 307   308   309   310   311   312   313   314   315  316   317   318   319   320   321   322   323   324   325  » »»

интеллигенции, друг Н. А. Бердяева, А. Л. Волынского, Б. Г. Романова, Н.
Н. Евреинова. Человек широкой культуры, эстет, коллекционер  живописи  и
антикварной мебели, Ш. был тонким ценителем и знатоком  балета.  Написал
совместно  с  Б.  Г.  Романовым  и  П.  П.  Пот„мкиным  сценарий  балета
"Сольвейг" (на муз. Э. Грига, Петрогр. т-р оперы и балета, балетм. П. Н.
Петров, 1922). В 1918 эмигрировал. В 20-х гг. жил в Германии,  затем  во
Франции. Ш. - один из инициаторов создания Русского романтического  т-ра
(1922-26). Сотрудничал в рус. эмигрантских изданиях  "Театр",  "Театр  и
жизнь",  "Жар-птица",  "Русские  новости",  издатель  (совм.  с  В.   А.
Смолянским и Ю. П. Одарченко) альманаха "Орион". Во всех  этих  изданиях
выступал как балетный критик, частично - мемуарист. Идеалом танцовщика и
балетмейстера для него был С. Лифарь.
   С о ч.: Е. А. Смирнова. "Т", Берлин. 1922, ј  5;  Петерб.  катакомбы,
посвящается Борису Романову, там же, 1922. ј 14; Помрачение  Терпсихоры,
"Т-р и жизнь". 1922. ј 8; Светлый луч в темном царстве.  Pvc.  романтич.
т-р. "Жар-птица". 1923. ј К); Петерб. богема (М.  А.  Кузмин).  "Орион",
Париж, 1947; то же, "Рус. лит-ра", Париж.  1991,  ј  2;  Мысли  о  совр.
балете, "Орион", 1947; Mythologie de ballet de Vigano a Lifar. P., 1939.
   Лит.: Тихонова Н.. Девушка в синем. М.. 1922. Н. Л. Дунаева.
   ШАЛОМЫТОВА Антонина
   Михайловна (14.3.1884 - 1.1.1957),  артистка,  педагог.  Засл.  деят.
иск-в Чуваш. АССР (1947). Герой Труда  (1925).  В  1893-1903  училась  в
Моск. театр. уч-ще (педагог Н. П. Домаш„в),  в  1905  окончила  годичные
курсы при Малом т-ре (педагог А. П. Ленский). В 1901-33 в Большом  т-ре,
где  исполняла  мимич.  партии:  Мать  ("Жизель"),  Марцелина  ("Тщетная
предосторожность"). С 1910 преподавала сценич.  движение,  танцы  в  3-й
студии МХТ совм. с В. В. Лужским, в 1911-13 -  на  драм.  курсах  А.  И.
Адашева. В 1915 работала в студии М. М. Мордкина, с 1917 возглавляла е„,
изменив назв. на "Пантомима и танец". В худож. программе студии -  поиск
новых принципов синтеза  пантомимы  и  классич.  танца,  попытка  замены
условной пантомимы пантомимой классич.  танца;  собств.  классич.  танцу
отводилось подчин„нное место. Критика отмечала дилетантизм  исполнителей
и балетмейстера. В 1921 по инициативе Ш.  произошло  объединение  студии
"Пантомима и танец" со студиями И. С. Черне-цкой и Н. С. Греминой, и  на
их основе было создано первое рус. высшее хореогр. уч. заведение -  Гос.
высшие  хореогр.  мастерские  (при  этом  продолжалась   их   самостоят.
деятельность). В 1924 студия "Пантомима и танец"  прекратила  самостоят,
существование и присоединилась к хореогр. отд.  Моск.  театр.  техникума
им. А. В. Луначарского. В 1919-20 Ш. преподавала  в  первой  Гос.  школе
кинематографии, в 1921-28 - в Камерном еврейском т-ре, Т-ре Революции, в
1933 - в Центр, техникуме театр. иск-ва (ЦЕТЕТИС), в 1935-47 - в  Театр.
уч-ще им. М. С. Щепкина, в 1947-53 - в Школе-студии  при  МХАТ.  С  1946
возглавила кафедру сценич. движения в ГИТИСе (проф. с 1940).
   Лит.: Смолянская Н., У истоков высшего  хореогр.  образования,  "СБ",
1985, ј 6. Н. Н. Чернецова.
   ШАМШЕВА Марина Николаевна
   (р. 22.10.1918, Петроград - 17.8.1991, Ленинград), артистка, педагог.
По окончании ЛХУ (педагоги Е. П. Гердт, А. Я. Ваганова) в 1937-57 в Т-ре
им. Кирова. Классич. танцовщица. Партии:
   Мирта  ("Жизель"),  феи  Смелости,  Бриллиантов,  Сапфиров   ("Спящая
красавица"). Цветочница, Повелительница дриад и Уличная танцовщица ("Дон
Кихот"), Злюка и фея Осени ("Золушка"), Царица  вод  ("Кон„к-Горбунок"),
Вакханка ("Вальпургиева ночь"). В 1940 окончила пед. отд. ЛХУ. В 1940-41
вела уроки классич. танца в мужских классах ЛХУ, в 1955-57  ассистент  в
классе усовершенствования в Т-рс им. Кирова, репетитор балета "Легенда о
любви" (балетм. Ю. Н. Григорович). В 1962-72 педагог-репетитор  Ленингр.
Малого т-ра. Работала в т-рах Вены и Амстердама.
   И. В. Ступников.
   ШАПОВАЛОВ Игорь Алексе евич (р. 3.12.1945, г. Джалал-Абад, Киргизия),
артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР  (1985).  В  1961  окончил
Фрунзенское   муз.-хореогр.   уч-ще   (педагоги   У.   Сарбагишев,    С.
Абдужа-лилов), в 1963 - Пермское хореогр. уч-ще (педагоги Л. В. Асауляк,
Ю. И. Плахт). В 1963- 89 в Пермском т-ре. Характерный танцовщик.  Первый
исполнитель партий: в пост. М. М. Газиева -  Дириж„р  ("Берег  надежды",
1963), Ч„рт ("Сотворение  мира",  1974);  Н.  Н.  Боярчикова  -  Тибальд
(1972), Сильвио ("Слуга двух господ", 1976), Харон ("Орфей и  Эврндика".
1977).   Др.   партии:   Антонио   ("Испанские   миниатюры").   Тореадор
("Кармен-сюита"),  Нурали;  Абдерах-ман   ("Раймонда"),   Эспада   ("Дон
Кихот"), Ганс ("Жизель"), Визирь ("Легенда о любви"), Гармодий
   ("Спартак"), герцог  Букингем  ("Три  мушкет„ра"),  Сен-Жермен  ("Три
карты"); исполнял  характерные  танцы.  С  нач.  артистич.  деятельности
выступает и как балетмейстер.  Ставил  танцы  в  операх,  конц.  номера.
Балетмейстер массовых театр, действ и фестивалей в  Москве,  Берлине,  а
также на Кубе, в Индии. В  1967-  85  преподавал  нар.-сценич.  танец  в
Пермском хореогр. уч-ще. В 1986 первый педагог курсов нар.-сценич. танца
в Париже. С 1989 гл. балетм. и худ. рук. "Московского балета  на  льду".
га", "МЖ". 1977. ј 11; И в а н о в В., Четыре часа аплодисментов.  "СБ".
198S. ј 2.
   Н. М. Садовский.
   ШАТИЛОВ Константин  Васильевич  (р.  5.11.1924,  Ленинград),  артист,
балетмейстер, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1985). Учился в  ЛХУ  до
1942 (педагоги Л. С. Петров, А. А. Писарев, А. И. Пушкин). Участник Вел.
Отеч. войны. Окончил уч-ще в 1947 (педагог Б. В. Шавров).  В  1947-65  в
Т-ре им. Кирова. Первый исполнитель партий: Арлекин  ("Медный  всадник".
1949, балетм. Р. В. Захаров), Шприх ("Маскарад",  1960,  балетм.  Б.  А.
Фен-стер), Баян ("Клоп", 1962,  балетм.  Л.  В.  Якобсон).  Др.  партии:
Евгений, Вацлав, Дезире, Голубая птица и фея Карабос, Зигфрид, Меркуцио,
Жан де Бриен; Яго ("Отелло"), Принц ("Золушка"), Акт„р ("Пламя Парижа"),
Ли   Шанфу;   в   миниатюрах   "Слепая",   "Вечная   весна"   (спектакль
"Хореографические  миниатюры"),  Панталоне  ("Карнавал"),  Гамаш   ("Дон
Кихот"). В 1970-73 гл. балетм. Новосибирского т-ра  и  педагог  классич.
танца Новосибирского хореогр. уч-ща.  В  1957-  66,  1969-70  и  с  1973
педагог ЛХУ, где подготовил первую чуваш.  балетную  труппу.  В  1966-69
руководил     Каирской     балетной     школой,      одновременно      -
балетмейстер-репетитор в Каирском т-ре;  перен„с  на  его  сцену  балеты
"Жизель", "Щелкунчик" (хореография В. И.  Вайнонена).  Пост.  в  собств.
ред. "Щелкунчик" (1972, Гос. опера, Берлин).
   Лит.: Ш м ы p о в а Т., До Будапешта и Вены, "СБ". 19S5. ј 3.  И.  R.
Ступников.
   ШАТИН Анатолий Васильевич

Страницы: «« « 307   308   309   310   311   312   313   314   315  316   317   318   319   320   321   322   323   324   325  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет