|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 » »» пантомимой в духе совр. нем. "танцтеат-ра", обращается к гротеску,
буф-фонадным при„мам нар. площадного т-ра,акробатике.
Соч.: Передать чувство времени, "Сов. эстрада и цирк", 1981, ј 9; Что
останется будущим поколениям, "СБ", 1987, ј 2.
Лит.: Майниеце В., Гастроли Ленингр. ансамбля балета, "МЖ", 1980, ј
11; е„ же, Мир комедии. Мир трагедии, "ТЖ", 1985, ј5; Шереметьевская H.,
Зрелость молодости, "Т", 1980, ј4; Иноземцева Г., Т-р не повторяет
прозу, "МЖ", 1981, ј 7; Аркина H., Жанр: комедийный балет, "СБ", 1982, ј
4; e e ж e. Первый юбилей, "Музыка в СССР", 1988, ј 4; В а н с -лов В.,
По роману М. Булгакова, "СБ", 1987, ј 4. В. А. Майниеце.
"ЭКСПЕРИМЕНТ", пермский т-р танца модерн, орг. в 1987; см. в ст.
Панфилов Е. А.
АДВИН (Elvin) Виолетта (наст. фам. Прохорова) (р. 3.11.1925, Москва),
артистка. В 1942 окончила МХУ. С 1943 в Ташкентском т-ре, в 1944-45 в
Большом т-ре, в 1945-46 в Т-ре им. Станиславского и
Немиро-вича-Данченко. Вышла замуж за англичанина и уехала в
Великобританию. В 1946-56 в труппе "Сэдлерс-Уэллс балле", где
дебютировала в первой постановке в Великобритании балета "Спящая
красавица" (принцесса Флорина); была первой исполнительницей партий в
пост. Ф. Аштона - "Дафнис и Хлоя" (1951), "В честь королевы" (1953),
"Подарок в день рождения" (1956); Р. Пети -
"Балабиль" (1950); А. Хоуард - "Венециана" (1953). Исполняла гл.
партии классич. репертуара. Снималась в кино. В 1956 оставила сцену.
Жив„т в Италии.
Лит.: Swinson C., Violetta Elvin, L.. 1953; Fisher H.. Violetta
Elvin, L., 1953.
ЭЛЬСЛЕР (Elssler) Фанни (наст. имя Франциска) (23.6.1810, Гум-пендорф
- 27.11.1884, Вена), австр. артистка. Училась в Вене у Ж. Омера,
совершенствовалась в Италии и у О. Вестриса в Париже. Сценич.
деятельность начала в 1818 в "Кернтнертортеатре" (Вена). Выступала
вместе с сестрами Терезой и Анной в Вене и Берлине (1830), где исполняла
гл. партии в пост. : Вестриса - "Фея и рыцарь" (1829); Ф. Тальони -
"Швейцарская молочница" (1830), а также в опере "Немая из Портичи"
(ба-летм. Омер). В 1834-40 ведущая балерина парижской Оперы,
дебютировала в балете "Буря" (балетм. Ж. Коралли). Исполняла гл. партии
в пост.: Коралли - "Хромой бес" (1836) (с огромным успехом танцевала
качучу), "Кошка, превращ„нная в женщину" (1837), "Тарантул" (1839); Ж.
Мазилье - "Цыганка" (1839), а также в "Тщетной предосторожности" Ф.
Герольда (балетм.
Омер). В 1840-42 первая из знаменитых европ. танцовщиц совершила
турне по Америке, затем гастролировала в Лондоне (1843 и 1847), Брюсселе
(1843-44), Будапеште (1844-45), Милане (1838- 48), Риме, Неаполе,
Флоренции, Дублине, Гамбурге (1845-47). Выступала в гл. партиях в пост.
Ж. Перро "Жизель" (1843), "Мечта художника" (1843), "Эсме-ральда"
(1844), "Катарина, дочь разбойника" (1847). В 1848-51 Эльслер
гастролировала в России. Россияне полюбили е„ в балетах Перро, особенно
в партии Эсме-ральды, где темперамент Э., "гармония простоты и
очарования" оказали огромное влияние на исполнителей, зрителей, были
созвучны театр, исканиям мастеров рус., особенно моек. сцены.
Триумфальными были е„ гастроли в Москве в 1850-51. Последние выступления
Э. состоялись в
1851 в Вене в балете "Фауст" (Перро).
Э. - одна из выдающихся балерин эпохи романтизма. Блестящая
танцовщица terre a terre'-ного плана, она владела в совершенстве
пуантной техникой. Е„ иск-во сближалось с исканиями балетм. Перро.
Пантомимич. дар, темперамент, обаяние делали Э. незаменимой
исполнительницей его балетов, основанных на драм. действии, насыщенных
романтикой сильных чувств. Э. - живая, страстная, "языческая" (по словам
Т. Готье) танцовщица. Ей особенно удавались характерные танцы: качуча,
тарантелла, мазурка, краковяк.
Лит.: Ф. Эльслер, М., 1851; Худеков С., История танцев, ч. 3, П.,
1915; Кра-совская В. М., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX
в., Л. - М., 1958;
Бродская Г., "Тщетная предосторожность" в Москве, "Т", 1992, ј 9; E h
r h a r d A., Fanny Elssler: das Leben einer Tanzerin. Munch, 1910; R a
ab R., Fanny Elssler: eine Weltfaszination, W., 1962; Guest I., Fanny
Elssler, L., 1970; его же. Le Ballet de l'Opera de Paris, Р.. 1976. В.
А. Майниеце.
ЭЛЬЯШ Николай Иосифович (31.10.1916, Керчь-24.10. 1990, Москва),
балетовед, театровед, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1974), кандидат
иск-ведения (1962). Окончил Крымский пед. ин-т (1937) и театроведч. ф-т
ГИТИСа (1950). С 1938 выступал в печати по вопросам теории, истории и
совр. практики хореогр. иск-ва. В 1951-57 педагог МХУ. С 1950 преподавал
в ГИТИСе; читал курсы истории балета, истории рус. т-ра, в„л семинар
театр. критики. Проф. (с 1976).
Соч.: Размышления о балетной классике, "СМ", 1959, ј 12; Хореография
в оперетте, там же. 1960, ј 9; Современность в балете, "ТЖ", 1959, ј 2;
В. Чабукиани, там же, 1965, ј 7; Эскиз к портрету. [Вл. Васильев], там
же, 1967, ј 6; Поиски и обретения, там же, 1978, ј 18; Дудинская, в сб.:
Труд актера, в. 8, M., 1960; Зрителю о балете, М., 1963; Большой балет,
М., 1964 (совм. с Е. Надеждиной); Русская Терпсихора, [2 изд.], М.,
1970; Образы танца, М., 1970; Пушкин и балетный т-р, М., 1970; А.
Истомина, [Л., 1971]; Балет народов СССР, М., 1977. Р. М. Доктор.
НТЕЛИС Леонид Арнольдович [13(26). 12.1903, Каменец-Подольск -
2.5.1978, Ленинград], композитор, музыковед, балетный и оперный критик,
педагог. Окончил науч.-творч. отд. Киевского муз.-драм. ин-та (1927). В
1925-27 зав. муз. частью т-ра "Березиль", преподаватель Киевского
муз.-драм. ин-та. В 1927-32 в Ленингр. техникуме сценич. иск-в, в
1939-41 и 1945-52 зав. кафедрой муз. дисциплин Ленингр. театр, ин-та. В
1941-45 на фронте, куда уш„л добровольцем. В 1954-63 преподаватель
муз.-тео-ретич. дисциплин в ЛХУ. С кон. 20-х гг. Э. выступал как
композитор. Перев„л на рус. яз. книгу польск. исследователя Л. Эрхард-та
"Балеты Игоря Стравинского" ("Ballety Igor Strawinskiego", Krakow,
1962); рукопись хранится в личном архиве Н. Л. Энтелис. Составитель
справочных изданий.
Соч.: 75 балетных либретто, Л., 1960 (совм. с М. Франгопуло); Сто
балетных либретто, 2 изд., Л., 1971; Заметки на нотных страницах, Л.-М..
1974; Силуэты композиторов XX в., 2 изд.. Л., 1975; Встречи с совр.
польской музыкой. Л., 1978.
Лит.: Поляновский Г., Л. А. Энтелис, "СМ", 1963, ј 12. Н. Л. Дунаева.
Страницы: «« « 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |