Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 326   327   328   329   330   331   332   333   334  335   336   337   338   339   340   341   342   343   344  » »»

обладают красотой пластич. рисунка ("Скрябиниана", балетм. Голейзовский;
"Охотник и птица" на муз. Э. Грига, балетм. Якобсон; "Весенние воды"  на
муз. С. В. Рахманинова и "Мелодия" на муз. К. В.  Глюка  -  обе  балетм.
Мессерер). А. м. Плисецкий. ЗАНОСКИ, см. Batteries.
   КЛАССИЧЕСКИЙ  ТАНЕЦ,  одно  из  главных  выразит,  средств  балетного
иск-ва.  Представляет  собой  исторически   сложившуюся,   упорядоченную
систему танц. движений, к-рая формировалась на протяжении мн. веков и  у
мн. народов. По определению Л. Д. Блок, "классический  танец  -  система
художеств, мышления,  оформляющего  выразительность  движений,  присущих
танц. проявлениям человека на разл.  стадиях  культуры.  В  классическом
танце  эти  движения  входят  не  в  эмпирически  данной  форме,   а   в
абстрагированном до формулы виде". Термин "К. т." возник в России в кон.
19 в., в результате обособления отд. видов танца, разделения танцовщиков
на "классических" и "характерных" (см.  Характерный  танец).  Постепенно
термин вош„л в обиход, вытеснив бытовавшие ранее термины -  "серь„зный",
"благородный", "академический".
   Система К. т. складывалась  пут„м  отбора  определ„нных  положений  и
движений. Из множества движений человека - трудовых,  бытовых  и  пр.  -
отобраны   положения    и    движения,    обладающие    определ„нностью,
законченностью, пластически раскрывающие духовный мир  человека,  т.  е.
положения и движения, представляющие эстетич. ценность благодаря своей ,
выразительности - движения танц. свойства. Этот процесс можно сравнить с
тем, к-рый происходил при образовании муз. системы, когда  из  множества
существующих в природе звуков были отобраны  звуки  особого  свойства  -
музыкальные. Важнейший принцип К. т. -выворот-ность (en  dehors).  В  е„
основе   -   естественное   стремление   человека   к   распрямл„нности,
вытяну-тости,  прямизне.  Выворотность  позволяет  использовать  боковые
движения. Наибольшей вытянуто-сти, прямизны человек способен  достигнуть
в прыжке, пол„те; высшая точка вытянутости на полу -  танец  на  пальцах
(пуанты).  Происхождение   выворотно-сти   приписывают   иногда   франц.
придворному балету, хотя известно, что она существовала  с  незапамятных
врем„н, когда едва началась  разработка  при„мов  сценич.  танца  как  в
Европе, так и на Востоке.
   На основе выворотности в К. т. разработано учение о закрытых (fermes)
и открытых (oeverts),  скрещенных  (croises)  и  нескрещенных  (effaces)
позициях и позах, а также о движениях наружу (en dehors)  и  внутрь  (en
dedans).
   Система К. т. разработала позиции ног, рук, корпуса,  головы  (прич„м
позиции ног разработаны значительно полнее), строго  ограниченное  число
групп движений, включающих понятия: сгибать (plier -  плие),  вытягивать
(etendre  -   этандр),   поднимать   (relever   -   релеве),   скользить
(glisser-глиссе), прыгать (sauter - соте), бросать (elancer  -  элансе),
поворачивать (tourner-турне). В механическом смысле К.  т.  представляет
собой переход  из  одной  позиции  в  другую  при  помощи  перечисленных
движений. К.  т.  связан  с  европ.  профессиональной  музыкой.  Попытки
оторвать его от музыки ни к чему  не  привели.  Таким  образом,  если  в
пространстве К. т. руководствуется собственными законами, то во  времени
он полностью согласуется с музыкой и измеряется теми же  длительностями,
что и она. К. т. черпает  сво„  содержание  тоже  из  музыки.  Возможны,
однако, случаи, когда музыка лишь иллюстрирует танец, аккомпанирует ему,
являясь  метроритмической  основой.  К.  т.  находится   в   непрерывном
развитии, обогащается, черпая  новые  пластические  формы  из  народного
танца, из других танц. систем.
   Как учебная дисциплина К. т.  представляет  собой  танц.  гимнастику,
необходимую  для  развития  выразит,  средств  танцовщика.   В   19   в.
существовали 3  основные  хореогр.  школы:  итальянская,  французская  и
русская, ставшая главной опорой для развития нац. школ танца в 20 в.
   Лит.: Степанов В. И., Программа занятий  балетными  танцами,  в  кн.:
Борисоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории рус.  балета,  т.  2,
Л., 1939; Лопухов Ф., Хореогр. откровенности, М., 1972;
   Ваганова А., Основы классического танца, 5 изд., Л-,  1980;  Мессерер
А., Уроки классич. танца, М., 1967; Костровиц-кая В., Писарев А.,  Школа
классич. танца, 2 изд.. Л., 1976; Тарасов Н.И.,  Классич.  танец.  Школа
мужского исполнитель-ства. M., 19S1; Блок Л. Д., Классич. танец: история
и современность, М., 1987; Волынский А., Книга ликований,  2  изд.,  М.,
1992.
   КОРДЕБАЛЕТ (франц. corps de ballet, от corps - личный состав и ballet
- балет), коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и
сцены. К. может использоваться как  самостоятельно,  в  массовых  танцах
(акт "Тени" в "Баядерке", пост. М. И.  Петипа),  так  и  в  сочетании  с
ансамблем и солистами (дуэт Одетты и Зигфрида с кордебалетом во 2-м акте
"Лебединого озера", пост. Л. И. Иванова).
   КОРИФЕЙ (к о  p  и  ф  e  и  к  а)  (от  греч.  koryphaios  -  глава,
предводитель), танцовщик (танцовщица) кордебалета, выступающий в  первой
линии и исполняющий отд. небольшие танцы. В совр. балетной  терминологии
употребляется редко.
   ЛИБРЕТТО (итал. libretto, букв. - книжечка), изложение сюжета  балета
в программе спектакля, к-рая помогает  зрителю  понять  происходящее  на
сцене  действие.  Практикуется  в  муз.  т-рах  с  нач.  17  в.   Иногда
неправомерно используется как синоним сценария.
   ОПЕРА-БАЛЕТ  (франц.  opera-ballet),  муз.-сценич.  жанр,   в   к-ром
действие раскрывается средствами вок. и хореогр. иск-в.  Танцы  в  0.-б.
либо служат фоном действия,  сопровождая  вок.  эпизоды,  либо  образуют
самостоят, сцены, дополняющие  и  развивающие  действие  вок.  эпизодов.
Пение и танцы в О.-б.  равноправны,  хотя  в  отд.  произв.  может  быть
перевес в ту или др. сторону. О.-б. была распространена во  франц.  муз.
т-ре  рубежа  17-18  вв.  В  19-20  вв.  нек-рую  дань  ей  отдали  рус.
композиторы: "Торжество Вакха" А. С. Даргомыжского  (1848;  пост.  1867,
Большой т-р), "Млада" Н. А. Римского-Корсакова (1892, Мариинский т-р;  в
1988 в Большом т-ре была пост. "Млада", балетм. А.  Б.  Петров).  М.  М.
Фокин поставил  в  жанре  О.-б.  "Золотого  петушка"  Римского-Корсакова
(1914, Русский балет Дягилева).
   Совр. комп. М. Р. Раухвергер создал детскую О.-б. "Снежная  королева"
(1969, Большой т-р).
   ОПОРНАЯ НОГА, нога, на к-рую перенес„н центр тяжести тела танцовщика.
   ПА ДЕ ДЕ, см. Pas de deux. ПА ДЕ  ТРУА,  см.  Pas  de  trois.  ПАЧКА,
короткая, пышная, многослойная юбка танцовщицы. В кон. 19 - нач. 20  вв.
е„ шили из тонкой  материи  (муслина,  тарла-тана),  сложенных  в  неск.
рядов, прич„м каждый слой длиннее последующего. П. пришивается к корсажу
или лифу. Совр. короткая П. - видоизмен„нный костюм танцовщиц  романтич.

Страницы: «« « 326   327   328   329   330   331   332   333   334  335   336   337   338   339   340   341   342   343   344  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет