|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 » »» обладают красотой пластич. рисунка ("Скрябиниана", балетм. Голейзовский;
"Охотник и птица" на муз. Э. Грига, балетм. Якобсон; "Весенние воды" на
муз. С. В. Рахманинова и "Мелодия" на муз. К. В. Глюка - обе балетм.
Мессерер). А. м. Плисецкий. ЗАНОСКИ, см. Batteries.
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ, одно из главных выразит, средств балетного
иск-ва. Представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную
систему танц. движений, к-рая формировалась на протяжении мн. веков и у
мн. народов. По определению Л. Д. Блок, "классический танец - система
художеств, мышления, оформляющего выразительность движений, присущих
танц. проявлениям человека на разл. стадиях культуры. В классическом
танце эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в
абстрагированном до формулы виде". Термин "К. т." возник в России в кон.
19 в., в результате обособления отд. видов танца, разделения танцовщиков
на "классических" и "характерных" (см. Характерный танец). Постепенно
термин вош„л в обиход, вытеснив бытовавшие ранее термины - "серь„зный",
"благородный", "академический".
Система К. т. складывалась пут„м отбора определ„нных положений и
движений. Из множества движений человека - трудовых, бытовых и пр. -
отобраны положения и движения, обладающие определ„нностью,
законченностью, пластически раскрывающие духовный мир человека, т. е.
положения и движения, представляющие эстетич. ценность благодаря своей ,
выразительности - движения танц. свойства. Этот процесс можно сравнить с
тем, к-рый происходил при образовании муз. системы, когда из множества
существующих в природе звуков были отобраны звуки особого свойства -
музыкальные. Важнейший принцип К. т. -выворот-ность (en dehors). В е„
основе - естественное стремление человека к распрямл„нности,
вытяну-тости, прямизне. Выворотность позволяет использовать боковые
движения. Наибольшей вытянуто-сти, прямизны человек способен достигнуть
в прыжке, пол„те; высшая точка вытянутости на полу - танец на пальцах
(пуанты). Происхождение выворотно-сти приписывают иногда франц.
придворному балету, хотя известно, что она существовала с незапамятных
врем„н, когда едва началась разработка при„мов сценич. танца как в
Европе, так и на Востоке.
На основе выворотности в К. т. разработано учение о закрытых (fermes)
и открытых (oeverts), скрещенных (croises) и нескрещенных (effaces)
позициях и позах, а также о движениях наружу (en dehors) и внутрь (en
dedans).
Система К. т. разработала позиции ног, рук, корпуса, головы (прич„м
позиции ног разработаны значительно полнее), строго ограниченное число
групп движений, включающих понятия: сгибать (plier - плие), вытягивать
(etendre - этандр), поднимать (relever - релеве), скользить
(glisser-глиссе), прыгать (sauter - соте), бросать (elancer - элансе),
поворачивать (tourner-турне). В механическом смысле К. т. представляет
собой переход из одной позиции в другую при помощи перечисленных
движений. К. т. связан с европ. профессиональной музыкой. Попытки
оторвать его от музыки ни к чему не привели. Таким образом, если в
пространстве К. т. руководствуется собственными законами, то во времени
он полностью согласуется с музыкой и измеряется теми же длительностями,
что и она. К. т. черпает сво„ содержание тоже из музыки. Возможны,
однако, случаи, когда музыка лишь иллюстрирует танец, аккомпанирует ему,
являясь метроритмической основой. К. т. находится в непрерывном
развитии, обогащается, черпая новые пластические формы из народного
танца, из других танц. систем.
Как учебная дисциплина К. т. представляет собой танц. гимнастику,
необходимую для развития выразит, средств танцовщика. В 19 в.
существовали 3 основные хореогр. школы: итальянская, французская и
русская, ставшая главной опорой для развития нац. школ танца в 20 в.
Лит.: Степанов В. И., Программа занятий балетными танцами, в кн.:
Борисоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории рус. балета, т. 2,
Л., 1939; Лопухов Ф., Хореогр. откровенности, М., 1972;
Ваганова А., Основы классического танца, 5 изд., Л-, 1980; Мессерер
А., Уроки классич. танца, М., 1967; Костровиц-кая В., Писарев А., Школа
классич. танца, 2 изд.. Л., 1976; Тарасов Н.И., Классич. танец. Школа
мужского исполнитель-ства. M., 19S1; Блок Л. Д., Классич. танец: история
и современность, М., 1987; Волынский А., Книга ликований, 2 изд., М.,
1992.
КОРДЕБАЛЕТ (франц. corps de ballet, от corps - личный состав и ballet
- балет), коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и
сцены. К. может использоваться как самостоятельно, в массовых танцах
(акт "Тени" в "Баядерке", пост. М. И. Петипа), так и в сочетании с
ансамблем и солистами (дуэт Одетты и Зигфрида с кордебалетом во 2-м акте
"Лебединого озера", пост. Л. И. Иванова).
КОРИФЕЙ (к о p и ф e и к а) (от греч. koryphaios - глава,
предводитель), танцовщик (танцовщица) кордебалета, выступающий в первой
линии и исполняющий отд. небольшие танцы. В совр. балетной терминологии
употребляется редко.
ЛИБРЕТТО (итал. libretto, букв. - книжечка), изложение сюжета балета
в программе спектакля, к-рая помогает зрителю понять происходящее на
сцене действие. Практикуется в муз. т-рах с нач. 17 в. Иногда
неправомерно используется как синоним сценария.
ОПЕРА-БАЛЕТ (франц. opera-ballet), муз.-сценич. жанр, в к-ром
действие раскрывается средствами вок. и хореогр. иск-в. Танцы в 0.-б.
либо служат фоном действия, сопровождая вок. эпизоды, либо образуют
самостоят, сцены, дополняющие и развивающие действие вок. эпизодов.
Пение и танцы в О.-б. равноправны, хотя в отд. произв. может быть
перевес в ту или др. сторону. О.-б. была распространена во франц. муз.
т-ре рубежа 17-18 вв. В 19-20 вв. нек-рую дань ей отдали рус.
композиторы: "Торжество Вакха" А. С. Даргомыжского (1848; пост. 1867,
Большой т-р), "Млада" Н. А. Римского-Корсакова (1892, Мариинский т-р; в
1988 в Большом т-ре была пост. "Млада", балетм. А. Б. Петров). М. М.
Фокин поставил в жанре О.-б. "Золотого петушка" Римского-Корсакова
(1914, Русский балет Дягилева).
Совр. комп. М. Р. Раухвергер создал детскую О.-б. "Снежная королева"
(1969, Большой т-р).
ОПОРНАЯ НОГА, нога, на к-рую перенес„н центр тяжести тела танцовщика.
ПА ДЕ ДЕ, см. Pas de deux. ПА ДЕ ТРУА, см. Pas de trois. ПАЧКА,
короткая, пышная, многослойная юбка танцовщицы. В кон. 19 - нач. 20 вв.
е„ шили из тонкой материи (муслина, тарла-тана), сложенных в неск.
рядов, прич„м каждый слой длиннее последующего. П. пришивается к корсажу
или лифу. Совр. короткая П. - видоизмен„нный костюм танцовщиц романтич.
Страницы: «« « 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |