Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 » »» БАЛЕТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo - танцую), вид муз.-театр. иск-ва, содержание к-рого выражается в хореогр. образах. Как правило, термин служит для обозначения вида иск-ва, сложившегося на протяжении 16-19 вв. в Европе и в России и получившего в 20 в. распространение во вс„м мире. В ряду др. иск-в Б. принадлежит к зрелищным синтетич., пространственно-временным видам худож. творчества. Он включает в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразит, иск-во. Но все они существуют в Б. не сами по себе и не объединяются механически, а подчинены хореографии, являющейся центром их синтеза. БАЛЕТМЕЙСТЕР (нем. Balletmeister - мастер балета), автор и режисс„р-постановщик балетов, конц. номеров, а также танц. сцен и отд. танцев. Опираясь на коллизии лит. сценария (либретто), на тематич. развитие и структурные формы музыки, Б. созда„т систему хореогр. образов и режисс„рскую композицию сценич. действия балета и его хореогр. текст, пользуясь выразит, средствами танца и пантомимы. Практич. воплощение замысла Б. непосредственно связано с танцовщиком-акт„ром, творч. индивидуальность к-рого часто отражается на образном решении партии в балетном спектакле и конц. номера. Наряду с сочинением оригинальной хореографии (поэтому его называют также хореографом) Б. возобновляет или реставрирует ранее созданные постановки. Существует также профессия балетм.-репетитора, разучивающего и репетирующего с артистами балета хореографию, сочин„нную балетм.-постановщиком. Лит.: Лопухов Ф., Пути балетмейстера, [Берлин], 1925; его же. Шестьдесят лет в балете, М., [1966]; его же, Хореогр. откровенности, М., 1972; Захаров Р. В., Иск-во балетмейстера, М., 1954; Карп П., О балете, M., 1967 ;Красовская В., Статьи о балете. Л., 1967; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; М. Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, Л., 1971; В а н с-л о в В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; Фокин М., Против течения, 2 изд., Л., 1981; Л. М. Лавровский, сб., М., 1983; К. Голейзовский, сб., М., 1985. В. М. Красовская. БАЛЕТОМАН (от "балет" и греч. mania - безумие, неистовство), любитель балета, постоянный посетитель балетных спектаклей. Понятие "Б." получило несколько иронич. оттенок в силу того, что исключит, привязанность к балету часто носит внехудож. характер, ограничиваясь интересом к тех-нич. мастерству, к личным достоинствам артистки или артиста. Однако в 19 в. в России в среде Б. складывается и подлинное понимание худож. природы балета, поскольку при регулярном посещении одних и тех же спектаклей возникало углубл„нное восприятие иск-ва хореографии. Так, из круга Б. вышли критики и историки балета (К. А. Скальковский, А. А. Плещеев, Н. М. Безобра-зов), в трудах к-рых содержится немало ценных свидетельств о балетном т-ре. Проф. наблюдения, накопленные Б., учитывали и серь„зные исследователи: С. Н. Худеков, В. Я. Светлов, А. Л. Волынский, А. Я. Левинсон, Ю. И. Слонимский. Лит.: Плещеев А., Что вспомнилось. Актеры и писатели. СПб., 1914; Кабриоль. Балетомания, "Петрогр. листок", 1917, 10(23) янв.; Щедрин Н. (Салтыков M. E.), Проект совр. балета, Полн. собр. соч., т. 7, Л., 1935; Теляковский В. А., Воспоминания, Л.-М., 1965; Черкасский Д., Записки балетомана, М., 1994. БЕССЮЖЕТНЫЙ БАЛЕТ, вид балета, в к-ром сюжет как после-доват. разв„ртывание событий отсутствует. На самых ранних этапах (Возрождение, барокко) балет, как правило, не имел сюжета, хотя входил в синтетич. сюжетные представления. С обретением самостоятельности балет стал сюжетным, оставаясь таким до нач. 20 в. Далее возникли новые формы Б. б. Значит, роль в их подготовке сыграли симф. танц. картины балетов 19 в. (акт "Тени" в "Баядерке", сцена нереид в "Спящей красавице"). Новый Б. б. возникает в рус. т-ре на путях сближения хореографии с музыкой. Один из первых Б. б. нового типа - "Шопениана" балетм. М. М. Фокина. В этом жанре работали также А. А. Горский, Ф. В. Лопухов, Дж. Балан-чин, Л. В. Якобсон и мн. совр. хореографы. Лит.: Карп П., О балете, М., 1967; его ж е, Балет и драма. Л., 1980. ВАРИАЦИЯ (франц. variation, от лат. variatio - изменение), небольшой танец для одного или неск. танцовщиков, обычно технически усложн„нный. В. бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые - на больших прыжковых. Как правило, В. - часть pas de deux, pas de trois, grand pas, но возможны и как самостоят, эпизоды. ВЫВОРОТНОСТЬ, способность танцовщика к свободному разв„ртыванию ног наружу от бедра до кончиков пальцев (стопа параллельно линии плеч). В. может быть врожд„нной, что зависит гл. обр. от строения тазобедренных суставов, или приобрет„нной пут„м длительных упражнений. В. - необходимое условие исполнения классич. танца, так как освобождение движения ноги в тазобедренном суставе значительно расширяет выразит, возможности человеческого тела. ГРАДУСЫ, в классич. танце термин, к-рый условно обозначает угол образованный поднятой ногой по отношению к вертикальной оси тела. Одно из наиболее распростран„нных положений - нога, отвед„нная до уровня бедра (образующая прямой угол), поднята на 90; другое, не менее распростран„нное, - 45. Термин, заимствованный из "Азбуки движений человеческого тела" В. И. Степанова, введ„н в теорию и практику классич. танца А. Я. Вагановой, м. л. Ильичева. ГРАН ПА, см. Grand pas. ДАНСАНТНОСТЬ (франц. dansant - танцевальный, danse - танец), танцевальность, совокупность формальных качеств музыки, делающих е„ удобной для танца. Д. способствует слиянию музыки и танца в единое худож. целое. Д. характеризуют: ясность метроритмич. организации; подч„ркнутая акцентировка сильных долей и опорных моментов в мелодии и аккомпанементе; ч„ткость применения метроритмич., фактурных, мелодико-интонац. формул разл. жанров; замедления и убыстрения движений, соответствующие характеру танца; использование подводящих к опорным точкам пассажей, пауз, предваряющих начало новой хореогр. фразы; изящество ритма и связь его с танц. движением; ква-дратность и симметрия композиционной структуры и др. Д. развивалась в балете исторически по мере усиления связи его музыки со специфич. задачами танца. Высокие образы Д. можно найти в балетах А. Адана (танцы вилис во 2-м акте "Жизели"), Л. Делиба (пиццикато из "Коппелии"), Ц. Пуни (па де труа "Океан и жемчужины" из "Конька-Горбунка"), Л. Минкуса (акт "Тени" в "Баядерке"), Р. Е. Дриго (дуэт из "Арлекинады"). У композиторов прошлого Д. нередко применялась внешне и механически. В лучших произв. балетного иск-ва она сочетается с глубиной содержания музыки и Страницы: «« « 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |