Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 290   291   292   293   294   295   296   297   298  299   300   301   302   303   304   305   306   307   308  » »»

оперы, Бостон); танцы в операх - "Тангейзер" ("Грот Венеры") Р.  Вагнера
(1910), "Орфей и Эвридика" Глюка (1911), "Юдифь" А.  Н.  Серова  (1912),
"Искатели жемчуга" Ж. Бизе (1912), "Руслан и Людмила" Глинки (1917;  все
Мариинский т-р) и др.
   Ф. - автор мемуаров и статей о балете.
   Среди  экранизаций  постановок  Ф.:  "Шопениана"  (в  кино  -   1958,
Ленинград; на ТВ - 1977, Москва), танцы из оперы "Руслан  и  Людмила"  и
"Половецкие пляски" в телефильме-концерте
   "Страницы русского балета"  (1983),  "Карнавал"  (1986),  "Египетские
ночи" (пост. К. М. Сергеева по  мотивам  хореографии  Ф.,  1988;  все  -
"Лентелефильм"), "Видение розы"  в  телефильме-концерте  "Приглашение  к
танцу" (1980, Москва).
   Соч.:  Умирающий  лебедь.  Л.,  1961;  Против  течения.  Воспоминания
балетмейстера. Статьи, письма, 2 изд.. Л.. 1981.
   Лит.: Светлов В., Совр. балет, СПб.,  1911;  Левинсон  А.,  Старый  и
новый балет. П., 1917; Иванов И., М. Фокин, П., 1923; Борисоглебский  М.
(сост.), Материалы по истории рус. балета, т. 2, Л.,  1939;  Стравинский
И., Хроника  моей  жизни,  Л.,  1963;  его  же,  Диалоги.  Воспоминания.
Размышления. Комментарии, пер. с англ.. Л., 1971;  Добровольская  Г.  Н.
(сост.), "Жар-птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского, Л., 1963; К p а  с
о в -екая В. М., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.]
   1. Хореографы, Л., 1971; Карсавина Т. П.. Театральная улица,  пер.  с
англ.. Л.. 1971;
   Б e н у а А., Мои воспоминания, 2 изд., т.  12.  кн.  1-5  M-,  1990;
Григорьев С. Л-, Балет Дягилева. 1909-1929,  пер.  с  англ.,  М.,  1993;
Beaumont С., Michel Fokine and his ballets, L., 1935; В e n o  i  s  A.,
Reminiscences of the Russian ballet. L.. 1941 ; Ci r i g o r i e  v  S..
The Diaghilev ballet. 1909-1929, L.. 1953;
   P o s n e r S., Petrouchka. The story of  the  ballet,  2  ed.,  l,..
1949; H o r w i t z D.. L.. Michel Fo-kine, Boston, 1985.
   Г. Н. Добровольская.
   ФОКИНА (урожд. Антонова) Вера  Петровна  [3(15).8.1886,  Петербург  -
29.7.1958, Нью-Йорк], артистка, педагог. С 1905 жена и сподвижница М. М.
Фокина. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог К. М. Куличев-ская) в
1904-18 в Мариинском т-ре. Дебютировала партией Пепиты  ("Путешествующая
танцовщица"). В академич. репертуаре исполнила партии и танцы:
   Уличная танцовщица  ("Дон  Кихот"),  панадерос  и  сарацинский  танец
("Раймонда"),  чардаш  ("Кон„к-Горбунок").  Характерная  танцовщица,   в
балетах  Фокина  расширила  диапазон  своего  амплуа,  исполняя  партии,
реш„нные свободной пластикой,  танц.-пантомимные  и  даже  классические.
Первая исполнительница партий:
   Кьярина ("Карнавал"),  Ненаглядная  Краса  ("Жар-птица",  обе  1910),
Персидская княжна ("Стенька Разин", 1915), Солистка ("Арагонская  хота",
1916), Маркиза ("Сон маркизы", 1921), конц. номеров:  "Царевна  Авриза",
"Из   переживаний   Польши",   "Осенняя   песня",   "Громовая    птица",
"Птица-феникс",  Вакханка  ("Вакханалия"),  лезгинка  (опера  "Руслан  и
Людмила") - все в пост. Фокина. Др. партии: Актея ("Эв-ника"),  Береника
("Египетские ночи'), Зобеида ("Шехеразада"),  Хлоя  ("Дафнис  и  Хлоя"),
Жена царя ("Исламей"), Коломбина ("Карнавал").  Сильфида  ("Шопениана"),
Девушка ("Видение розы"), конц. номер "Умирающий лебедь". Участвовала  в
спектаклях Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева в  1909-12  и
1914. В 1918 вместе с мужем уехала на гастроли в Швецию. С 1921  жила  в
США. С 1923 преподавала в студии Фокиных в Нью-Йорке.
   Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания  балетмейстера.  Статьи,
письма, 2 изд.. Л., 19S1. Г. Н. Добровольская.
   ФОМИНЫХ Любовь Николаевна
   (р. 20.8.1952, г. Курган), артистка.  Засл.  арт.  РСФСР  (1977).  По
окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Л. П. Сахарова) в 1970-80  в
Пермском т-ре. Балерина тонкого лирич. дарования, обладающая  виртуозной
техникой и безупречным вкусом. Партии:
   Сванильда, Гаянэ, Аврора; Маша ("Щелкунчик"), Жизель, Китри:
   Лиза ("Три  карты"),  Смеральдина  ("Слуга  двух  господ"),  Эвридика
("Орфей и Эвридика").  В  1980-81  в  Одесском  т-ре.  С  1982  жив„т  в
Болгарии, прима-балерина Нац.  оперы  в  Софии.  Препода„т  в  Софийской
балетной школе. 1-я пр. Всес. конкурса артистов балета в Москве (1976).
   С. Н. Коробков.
   ФОРЕГГЕР (наст. фам. Фореггер  фон  Грейфентурн)  Николай  Михайлович
[6(18).4.1892,  Киев  -  8.6.1939,  Москва],   режисс„р,   балетмейстер,
художник.  По  образованию  юрист  (окончил  Киевский   ун-т   им.   Св.
Владимира).  В  1916-18  работал  в  Москве  в  Камерном  т-ре,  "Кривом
зеркале", в Воронеже - в Свободном т-ре.  В  1918  открыл  т-р  "Четыр„х
масок", преподавал и ставил спектакли в разл. моек. т-рах и  студиях.  В
1920 в Москве организовал
   Мастфор (Мастерская Форегге-ра), где через опыты стилизации и пародии
приш„л к совр. комедии масок. Широко использовал в спектаклях стилистику
мюзик-холла и "монтаж  аттракционов"  ("Хорошее  отношение  к  лошадям",
1922). Параллельно с биомеханикой В. Э. Мейерхольда разрабатывал систему
тефизтренажа (театр.-физич.  тренировка)  и  подобно  его  "Театральному
Октябрю" выдвинул идею "Танцевального Октября", пластич. формулой к-рого
стали  "Танцы  машин"  (1922)  -  имитация   действий   производственных
механизмов  как  символ  социально  полезного  труда.  Ставил  на  сцене
Мастфора танцы в стиле  "классика-буфф"  ("Ч„рный  лебедь"  на  муз.  К.
Сен-Санса, "Безумие Жизели", гавот-чеч„тка),  "Будбег"  (героич.  эпизод
гражд. войны), эксцентрические, спортивные и традин. танцы для  эстрады.
В 1924, после пожара Мастфора, продолжил  хореогр.  опыты  в  Ленинграде
("Америка с Лиговки", "Прогулка, страсть,  смерть",  цикл  "Исторических
танцев"). При„мы и стиль постановок Ф. воспринял т-р  "Синей  блузы",  а
также режисс„ры т-ров малых форм, балетмейстеры эстрады.  В  1929-34  Ф.
работал в Т-ре им. Лысенко (до 1931 гл. реж. и гл. балетм.), где впервые
пост. балет "Футболист" В. А. Оранского (1930),  подведя  итоги  собств.
экспериментам  в  области  "Танцевального  Октября".  Пост.  9   оперных
спектаклей, а также "Половецкие пляски"  (1929),  "Арагонскую  хоту"  на
муз.   М.   И.   Глинки,   "Пляску   смерти"   на    муз.    Сен-Сан-са,
экспрессионистский плакат, выступил как режисс„р в балетах "Ференджи" Б.
К. Яновского (1930) и "Дон Кихоте" Л.  Ф.  Мин-куса  (1932).  В  1934-37
работал в Киеве как реж. и  балетм.  т-ра,  затем  цирка  и  эстрады.  В
1937-38 гл. реж. Ногинского драм. т-ра, в 1938-39 гл. реж. Куйбышевского
т-ра.
   Соч.: Опыт по поводу иск-ва танца. Ритм и культура танца. Л-, 1926.
   Лит. : ШереметьевскаяН.,Н. Фо-реггер - постановщик танцев, "Т", 1972,

Страницы: «« « 290   291   292   293   294   295   296   297   298  299   300   301   302   303   304   305   306   307   308  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет