|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 » »» оперы, Бостон); танцы в операх - "Тангейзер" ("Грот Венеры") Р. Вагнера
(1910), "Орфей и Эвридика" Глюка (1911), "Юдифь" А. Н. Серова (1912),
"Искатели жемчуга" Ж. Бизе (1912), "Руслан и Людмила" Глинки (1917; все
Мариинский т-р) и др.
Ф. - автор мемуаров и статей о балете.
Среди экранизаций постановок Ф.: "Шопениана" (в кино - 1958,
Ленинград; на ТВ - 1977, Москва), танцы из оперы "Руслан и Людмила" и
"Половецкие пляски" в телефильме-концерте
"Страницы русского балета" (1983), "Карнавал" (1986), "Египетские
ночи" (пост. К. М. Сергеева по мотивам хореографии Ф., 1988; все -
"Лентелефильм"), "Видение розы" в телефильме-концерте "Приглашение к
танцу" (1980, Москва).
Соч.: Умирающий лебедь. Л., 1961; Против течения. Воспоминания
балетмейстера. Статьи, письма, 2 изд.. Л.. 1981.
Лит.: Светлов В., Совр. балет, СПб., 1911; Левинсон А., Старый и
новый балет. П., 1917; Иванов И., М. Фокин, П., 1923; Борисоглебский М.
(сост.), Материалы по истории рус. балета, т. 2, Л., 1939; Стравинский
И., Хроника моей жизни, Л., 1963; его же, Диалоги. Воспоминания.
Размышления. Комментарии, пер. с англ.. Л., 1971; Добровольская Г. Н.
(сост.), "Жар-птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского, Л., 1963; К p а с
о в -екая В. М., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.]
1. Хореографы, Л., 1971; Карсавина Т. П.. Театральная улица, пер. с
англ.. Л.. 1971;
Б e н у а А., Мои воспоминания, 2 изд., т. 12. кн. 1-5 M-, 1990;
Григорьев С. Л-, Балет Дягилева. 1909-1929, пер. с англ., М., 1993;
Beaumont С., Michel Fokine and his ballets, L., 1935; В e n o i s A.,
Reminiscences of the Russian ballet. L.. 1941 ; Ci r i g o r i e v S..
The Diaghilev ballet. 1909-1929, L.. 1953;
P o s n e r S., Petrouchka. The story of the ballet, 2 ed., l,..
1949; H o r w i t z D.. L.. Michel Fo-kine, Boston, 1985.
Г. Н. Добровольская.
ФОКИНА (урожд. Антонова) Вера Петровна [3(15).8.1886, Петербург -
29.7.1958, Нью-Йорк], артистка, педагог. С 1905 жена и сподвижница М. М.
Фокина. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог К. М. Куличев-ская) в
1904-18 в Мариинском т-ре. Дебютировала партией Пепиты ("Путешествующая
танцовщица"). В академич. репертуаре исполнила партии и танцы:
Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), панадерос и сарацинский танец
("Раймонда"), чардаш ("Кон„к-Горбунок"). Характерная танцовщица, в
балетах Фокина расширила диапазон своего амплуа, исполняя партии,
реш„нные свободной пластикой, танц.-пантомимные и даже классические.
Первая исполнительница партий:
Кьярина ("Карнавал"), Ненаглядная Краса ("Жар-птица", обе 1910),
Персидская княжна ("Стенька Разин", 1915), Солистка ("Арагонская хота",
1916), Маркиза ("Сон маркизы", 1921), конц. номеров: "Царевна Авриза",
"Из переживаний Польши", "Осенняя песня", "Громовая птица",
"Птица-феникс", Вакханка ("Вакханалия"), лезгинка (опера "Руслан и
Людмила") - все в пост. Фокина. Др. партии: Актея ("Эв-ника"), Береника
("Египетские ночи'), Зобеида ("Шехеразада"), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"),
Жена царя ("Исламей"), Коломбина ("Карнавал"). Сильфида ("Шопениана"),
Девушка ("Видение розы"), конц. номер "Умирающий лебедь". Участвовала в
спектаклях Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева в 1909-12 и
1914. В 1918 вместе с мужем уехала на гастроли в Швецию. С 1921 жила в
США. С 1923 преподавала в студии Фокиных в Нью-Йорке.
Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи,
письма, 2 изд.. Л., 19S1. Г. Н. Добровольская.
ФОМИНЫХ Любовь Николаевна
(р. 20.8.1952, г. Курган), артистка. Засл. арт. РСФСР (1977). По
окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Л. П. Сахарова) в 1970-80 в
Пермском т-ре. Балерина тонкого лирич. дарования, обладающая виртуозной
техникой и безупречным вкусом. Партии:
Сванильда, Гаянэ, Аврора; Маша ("Щелкунчик"), Жизель, Китри:
Лиза ("Три карты"), Смеральдина ("Слуга двух господ"), Эвридика
("Орфей и Эвридика"). В 1980-81 в Одесском т-ре. С 1982 жив„т в
Болгарии, прима-балерина Нац. оперы в Софии. Препода„т в Софийской
балетной школе. 1-я пр. Всес. конкурса артистов балета в Москве (1976).
С. Н. Коробков.
ФОРЕГГЕР (наст. фам. Фореггер фон Грейфентурн) Николай Михайлович
[6(18).4.1892, Киев - 8.6.1939, Москва], режисс„р, балетмейстер,
художник. По образованию юрист (окончил Киевский ун-т им. Св.
Владимира). В 1916-18 работал в Москве в Камерном т-ре, "Кривом
зеркале", в Воронеже - в Свободном т-ре. В 1918 открыл т-р "Четыр„х
масок", преподавал и ставил спектакли в разл. моек. т-рах и студиях. В
1920 в Москве организовал
Мастфор (Мастерская Форегге-ра), где через опыты стилизации и пародии
приш„л к совр. комедии масок. Широко использовал в спектаклях стилистику
мюзик-холла и "монтаж аттракционов" ("Хорошее отношение к лошадям",
1922). Параллельно с биомеханикой В. Э. Мейерхольда разрабатывал систему
тефизтренажа (театр.-физич. тренировка) и подобно его "Театральному
Октябрю" выдвинул идею "Танцевального Октября", пластич. формулой к-рого
стали "Танцы машин" (1922) - имитация действий производственных
механизмов как символ социально полезного труда. Ставил на сцене
Мастфора танцы в стиле "классика-буфф" ("Ч„рный лебедь" на муз. К.
Сен-Санса, "Безумие Жизели", гавот-чеч„тка), "Будбег" (героич. эпизод
гражд. войны), эксцентрические, спортивные и традин. танцы для эстрады.
В 1924, после пожара Мастфора, продолжил хореогр. опыты в Ленинграде
("Америка с Лиговки", "Прогулка, страсть, смерть", цикл "Исторических
танцев"). При„мы и стиль постановок Ф. воспринял т-р "Синей блузы", а
также режисс„ры т-ров малых форм, балетмейстеры эстрады. В 1929-34 Ф.
работал в Т-ре им. Лысенко (до 1931 гл. реж. и гл. балетм.), где впервые
пост. балет "Футболист" В. А. Оранского (1930), подведя итоги собств.
экспериментам в области "Танцевального Октября". Пост. 9 оперных
спектаклей, а также "Половецкие пляски" (1929), "Арагонскую хоту" на
муз. М. И. Глинки, "Пляску смерти" на муз. Сен-Сан-са,
экспрессионистский плакат, выступил как режисс„р в балетах "Ференджи" Б.
К. Яновского (1930) и "Дон Кихоте" Л. Ф. Мин-куса (1932). В 1934-37
работал в Киеве как реж. и балетм. т-ра, затем цирка и эстрады. В
1937-38 гл. реж. Ногинского драм. т-ра, в 1938-39 гл. реж. Куйбышевского
т-ра.
Соч.: Опыт по поводу иск-ва танца. Ритм и культура танца. Л-, 1926.
Лит. : ШереметьевскаяН.,Н. Фо-реггер - постановщик танцев, "Т", 1972,
Страницы: «« « 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |