Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 281   282   283   284   285   286   287   288   289  290   291   292   293   294   295   296   297   298   299  » »»

Гармодий  ("Спартак"),  Принц  ("Золушка"),  Юноша  ("Шопениана"),  Амун
("Египетские ночи"),  Трубадур  ("Ромео  и  Джульетта"),  Герт  ("Тропою
грома"). Пост. конц. номера для ленингр. Камерного балета под рук. П. А.
Гусева, ЛХУ, эстрадных коллективов. В 1953-67 педагог дуэтного  танца  в
ЛХУ. В 1968 переехал  в  Москву,  где  был  педагогом  и  балетмейстером
хоре-огр. ансамбля "Молодой балет". С 1973 педагог, в 1988-93 худ.  рук.
МХУ. Лауреат  Междунар.  балетных  конкурсов  в  Праге  (1951),  Берлине
(1951), Варшаве (1955).
   И. В. Ступников.
   УЛАНОВА  Галина  Сергеевна  [р.  26.12.1909  (8.1.1910),  Петербург],
артистка, педагог. Нар. арт. СССР (1951). Дважды Герой Соц. Труда (1974,
1980). Отец У. - артист и режисс„р балета, мать - артистка,  педагог.  В
1928 У. окончила ЛХУ (занималась у своей матери  М.  Ф.  Романовой  и  в
выпускном классе у А. Я. Вагановой). На выпускном спектакле выступила  в
"Шопениане" (вальс и мазурка) и в  па  де  де  феи  Драже  и  принца  из
"Щелкунчика". В том же году принята  в  труппу  Ленингр.  т-ра  оперы  и
балета. Дебютировала в партии принцессы Флорины ("Спящая красавица").  В
1944-60 солистка Большого т-ра.
   Ещ„ в начале деятельности У. критики писали о полной слитности  в  е„
исполнении танц. техники, драматич. игры, пластики. Не  нарушая  строгой
чистоты  линий  и  форм  классич.  танца,  она  наполняла  их  трепетным
настроением,  придавала  грацию  и  музыкальность   простым,   обыденным
действиям, а самым сложным и технически  изощр„нным  танц.  движениям  -
непринужд„нность и выразительность естеств. человеческого жеста.  Особый
характер виртуозности стиля У. в том, что движение  не  прерывалось,  не
заканчивалось, а как бы постепенно угасало,  "растворялось"  в  воздухе.
Это особое иск-во пла-стич. замедлений, замираний,  затиханий  создавало
танц. туше, пианиссимо, тонкую выразительность. У. не чеканила  движения
и позы, е„ танец лился легко, отражая малейшие нюансы  внутренней  жизни
героинь, оттенки их настроений. Совершенная классич. танцовщица,  У.  не
только  была  замечательной   исполнительницей   партий   Одетты-Одиллии
(впервые в 1929), Авроры (1929), Маши ("Щелкунчик", 1934, балетм. В.  И.
Вайнонен, первая исполнительница), создательницей  неповторимого  образа
Жизели (1932), но и артисткой, доказавшей возможность "перевода" на язык
танца  произв.   великих   поэтов,   выражающих   глубокое   философское
содержание, силу человеческих страстей и переживаний.
   Развитие творчества У. - постепенное движение от лирики  к  трагедии.
Со временем в хрупкой  и  беззащитной  Марии  ("Бахчисарайский  фонтан",
1934, балетм. Р. В. Захаров,  первая  исполнительница)  появились  черты
непримиримости, в нежной Джульетте (1940, Т-р им. Кирова, балетм. Л.  М.
Лавровский, первая исполнительница; 1946, Большой т-р, балетм.  тот  же,
Гос. пр. СССР, 1947) - страсть и воля.
   Вершина  трагедийного  иск-ва  У.  -  сцена  сумасшествия  в   балете
"Жи-зель".
   В репертуаре У. партии:  Комсомолка  ("Золотой  век",  1930,  балетм.
Вайнонен, Л.  В.  Якобсон,  В.  П.  Чеснаков,  первая  исполнительница),
Сольвейг  ("Ледяная  дева"),  Царь-девица  ("Кон„к-Горбунок"),   Актриса
("Пламя Парижа"), Диана ("Эсмеральда", 1935,  балетм.  Ваганова,  первая
исполнительница), Корали ("Утраченные иллюзии", 1935,  балетм.  Захаров,
первая исполнительница), Раймонда; Золушка (Гос. пр. СССР, 1946), Параша
("Медный всадник"), Тао Хоа (Гос. пр. СССР,  1950),  Катерина  ("Сказ  о
каменном цветке", 1954, балетм. Лавровский, первая исполнительница), 7-й
вальс, ноктюрн и мазурка ("Шопениана"); конц.  номера  (в  скобках  фам.
балетмейстеров): "Умирающий лебедь" на муз. К. Сен-Санса (M. M.  Фокин),
"Элегия" на муз. С. В. Рахманинова (К. Я. Голейзовский), "Вальс" на муз.
А. Г. Рубинштейна ( Захаров), "Liebestraume" ("Гр„зы любви") на муз.  Ф.
Листа (А. Д. Шуйский), "Ноктюрн" ("Голубь мира") на муз. Р.  Шумана  (В.
M. Чабукиани), "Слепая"  на  муз.  M.  Понса  -  Я.  Хейфеца  (Якобсон),
"Русская" на муз. П. И. Чайковского (А. А. Горский).
   С  1960  балетм.-репетитор  Большого  т-ра.  В  разные  годы  у   не„
совершенствовали сво„ иск-во С. Д. Адырхаева,  В.  В.  Васильев,  Н.  А.
Грач„ва, А. Ю. Кондратов, Е. С. Максимова, А.  А.  Михаль-ченко,  И.  С.
Прокофьева, M. А. Сабирова, Л. И. Семеняка,  И.  Л.  Семизорова,  Н.  В.
Тимофеева.  Снималась  в  худож.  фильме  "Солистка  балета"  (1946),  в
кинофильмах-концертах  "Большой  концерт"  (1951),   "Концерт   мастеров
искусств" (1952), "Мастера русского балета" (1953), в  кинофильме-балете
"Ромео и Джульетта" (1954).  Е„  творчеству  поев.  док.  фильм  "Галина
Уланова" (1963) и телефильм "Мир Улановой" (1981). Гос. пр. СССР (1941),
Лен. пр. (1957). Создательница образов огромного масштаба, воплощавшая в
танце сложнейшие драматич. коллизии,  развивавшая  принципы  и  традиции
рус. хореогр. школы, У., великая русская балерина,  завоевала  всемирное
признание.  Награждена  международными  наградами:  Пр.  Анны   Павловой
Парижской Академии танца (1958), пр. Оскара Парселли "Жизнь ради  танца"
(1988, Милан). 16 ноября 1981 в Париже состоялся  организованный  ЮНЕСКО
торжеств, вечер,  поев.  У.,  был  исполнен  балет  "В  честь  Улановой"
(балетм. Васильев). В Стокгольме установлена скульптура У. (скульптор Е.
А. Янсон-Манизер, 1984), в Санкт-Петербурге - бронзовый бюст  (скульптор
M. К. Аникушин, 1984). Поч„тный член Амер.  Академии  искусств  и  наук;
Командорский орден за заслуги в области иск-ва и лит-ры (Франция, 1992).
   Соч.: Школа (5алерины, "Нов. мир", 1954, ј 3; Выразительные  средства
балета, "СМ", 1955, ј 4; "Жизель", "Т", 1955, ј 5; Начало. "Нева", 1956,
ј 5; Рассказ о моей работе, "Юность", 1957, ј 1; Памяти Л.  Якобсона,  в
сб.: Музыка и хореография совр. балета, в. 2,
   Л., 1977; Душа движения - движение души, "Смена", 1980, ј 1;  Весной,
в мае, "Т", 1983. ј6.
   Лит.: Голубов В. (Потапов), Танец Г. Улановой, Л., 1948; Богдане  в-Б
e p е-з о в с к и и В., Г. Уланова, 2 изд., М., 1961;
   К а н А., Дни с Улановой, пер. с англ., М.,  1963;  Львов-Анохин  Б.,
Уланова, М., 1954; его же, Г. Уланова, 2 изд., М., 1984;
   Красовская В., Г. Уланова, "Т", 1970, ј3; Григорович  Ю.,  Муза  рус.
балета, в кн.: Музыка и  хореография  совр.  балета,  в.  1,  Л.,  1974;
Илупина А., Г. С. Уланова, в  кн.:  Мастера  Большого  т-ра,  М.,  1976;
Чернова И., От Гельцер до Улановой, М., 1979;
   Гаевский В., Г. Уланова, "КиЖ", 1980, ј 1; его же. Дивертисмент,  М.,
1981;
   Дорлиак Н., Рихтер С.,  Г.  Уланова,  "Т",  1980,  ј1;Черкасский  Д.,
Записки балетомана, М., 1994; Fuhmann F., Galina Ulanowa, В.,  1961.  Б.
А. Львов-Анохин. "УМИРАЮЩИЙ  ЛЕБЕДЬ",  хореогр.  миниатюра  на  муз.  К.
Сен-Санса (из сюиты "Карнавал животных"). 22.12.1907, под назв.  "  Л  e
-бед ь", Мариинский т-р,  благотворит,  концерт,  балетм.  М.  М.  Фокин

Страницы: «« « 281   282   283   284   285   286   287   288   289  290   291   292   293   294   295   296   297   298   299  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет