|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 » »» Гармодий ("Спартак"), Принц ("Золушка"), Юноша ("Шопениана"), Амун
("Египетские ночи"), Трубадур ("Ромео и Джульетта"), Герт ("Тропою
грома"). Пост. конц. номера для ленингр. Камерного балета под рук. П. А.
Гусева, ЛХУ, эстрадных коллективов. В 1953-67 педагог дуэтного танца в
ЛХУ. В 1968 переехал в Москву, где был педагогом и балетмейстером
хоре-огр. ансамбля "Молодой балет". С 1973 педагог, в 1988-93 худ. рук.
МХУ. Лауреат Междунар. балетных конкурсов в Праге (1951), Берлине
(1951), Варшаве (1955).
И. В. Ступников.
УЛАНОВА Галина Сергеевна [р. 26.12.1909 (8.1.1910), Петербург],
артистка, педагог. Нар. арт. СССР (1951). Дважды Герой Соц. Труда (1974,
1980). Отец У. - артист и режисс„р балета, мать - артистка, педагог. В
1928 У. окончила ЛХУ (занималась у своей матери М. Ф. Романовой и в
выпускном классе у А. Я. Вагановой). На выпускном спектакле выступила в
"Шопениане" (вальс и мазурка) и в па де де феи Драже и принца из
"Щелкунчика". В том же году принята в труппу Ленингр. т-ра оперы и
балета. Дебютировала в партии принцессы Флорины ("Спящая красавица"). В
1944-60 солистка Большого т-ра.
Ещ„ в начале деятельности У. критики писали о полной слитности в е„
исполнении танц. техники, драматич. игры, пластики. Не нарушая строгой
чистоты линий и форм классич. танца, она наполняла их трепетным
настроением, придавала грацию и музыкальность простым, обыденным
действиям, а самым сложным и технически изощр„нным танц. движениям -
непринужд„нность и выразительность естеств. человеческого жеста. Особый
характер виртуозности стиля У. в том, что движение не прерывалось, не
заканчивалось, а как бы постепенно угасало, "растворялось" в воздухе.
Это особое иск-во пла-стич. замедлений, замираний, затиханий создавало
танц. туше, пианиссимо, тонкую выразительность. У. не чеканила движения
и позы, е„ танец лился легко, отражая малейшие нюансы внутренней жизни
героинь, оттенки их настроений. Совершенная классич. танцовщица, У. не
только была замечательной исполнительницей партий Одетты-Одиллии
(впервые в 1929), Авроры (1929), Маши ("Щелкунчик", 1934, балетм. В. И.
Вайнонен, первая исполнительница), создательницей неповторимого образа
Жизели (1932), но и артисткой, доказавшей возможность "перевода" на язык
танца произв. великих поэтов, выражающих глубокое философское
содержание, силу человеческих страстей и переживаний.
Развитие творчества У. - постепенное движение от лирики к трагедии.
Со временем в хрупкой и беззащитной Марии ("Бахчисарайский фонтан",
1934, балетм. Р. В. Захаров, первая исполнительница) появились черты
непримиримости, в нежной Джульетте (1940, Т-р им. Кирова, балетм. Л. М.
Лавровский, первая исполнительница; 1946, Большой т-р, балетм. тот же,
Гос. пр. СССР, 1947) - страсть и воля.
Вершина трагедийного иск-ва У. - сцена сумасшествия в балете
"Жи-зель".
В репертуаре У. партии: Комсомолка ("Золотой век", 1930, балетм.
Вайнонен, Л. В. Якобсон, В. П. Чеснаков, первая исполнительница),
Сольвейг ("Ледяная дева"), Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"), Актриса
("Пламя Парижа"), Диана ("Эсмеральда", 1935, балетм. Ваганова, первая
исполнительница), Корали ("Утраченные иллюзии", 1935, балетм. Захаров,
первая исполнительница), Раймонда; Золушка (Гос. пр. СССР, 1946), Параша
("Медный всадник"), Тао Хоа (Гос. пр. СССР, 1950), Катерина ("Сказ о
каменном цветке", 1954, балетм. Лавровский, первая исполнительница), 7-й
вальс, ноктюрн и мазурка ("Шопениана"); конц. номера (в скобках фам.
балетмейстеров): "Умирающий лебедь" на муз. К. Сен-Санса (M. M. Фокин),
"Элегия" на муз. С. В. Рахманинова (К. Я. Голейзовский), "Вальс" на муз.
А. Г. Рубинштейна ( Захаров), "Liebestraume" ("Гр„зы любви") на муз. Ф.
Листа (А. Д. Шуйский), "Ноктюрн" ("Голубь мира") на муз. Р. Шумана (В.
M. Чабукиани), "Слепая" на муз. M. Понса - Я. Хейфеца (Якобсон),
"Русская" на муз. П. И. Чайковского (А. А. Горский).
С 1960 балетм.-репетитор Большого т-ра. В разные годы у не„
совершенствовали сво„ иск-во С. Д. Адырхаева, В. В. Васильев, Н. А.
Грач„ва, А. Ю. Кондратов, Е. С. Максимова, А. А. Михаль-ченко, И. С.
Прокофьева, M. А. Сабирова, Л. И. Семеняка, И. Л. Семизорова, Н. В.
Тимофеева. Снималась в худож. фильме "Солистка балета" (1946), в
кинофильмах-концертах "Большой концерт" (1951), "Концерт мастеров
искусств" (1952), "Мастера русского балета" (1953), в кинофильме-балете
"Ромео и Джульетта" (1954). Е„ творчеству поев. док. фильм "Галина
Уланова" (1963) и телефильм "Мир Улановой" (1981). Гос. пр. СССР (1941),
Лен. пр. (1957). Создательница образов огромного масштаба, воплощавшая в
танце сложнейшие драматич. коллизии, развивавшая принципы и традиции
рус. хореогр. школы, У., великая русская балерина, завоевала всемирное
признание. Награждена международными наградами: Пр. Анны Павловой
Парижской Академии танца (1958), пр. Оскара Парселли "Жизнь ради танца"
(1988, Милан). 16 ноября 1981 в Париже состоялся организованный ЮНЕСКО
торжеств, вечер, поев. У., был исполнен балет "В честь Улановой"
(балетм. Васильев). В Стокгольме установлена скульптура У. (скульптор Е.
А. Янсон-Манизер, 1984), в Санкт-Петербурге - бронзовый бюст (скульптор
M. К. Аникушин, 1984). Поч„тный член Амер. Академии искусств и наук;
Командорский орден за заслуги в области иск-ва и лит-ры (Франция, 1992).
Соч.: Школа (5алерины, "Нов. мир", 1954, ј 3; Выразительные средства
балета, "СМ", 1955, ј 4; "Жизель", "Т", 1955, ј 5; Начало. "Нева", 1956,
ј 5; Рассказ о моей работе, "Юность", 1957, ј 1; Памяти Л. Якобсона, в
сб.: Музыка и хореография совр. балета, в. 2,
Л., 1977; Душа движения - движение души, "Смена", 1980, ј 1; Весной,
в мае, "Т", 1983. ј6.
Лит.: Голубов В. (Потапов), Танец Г. Улановой, Л., 1948; Богдане в-Б
e p е-з о в с к и и В., Г. Уланова, 2 изд., М., 1961;
К а н А., Дни с Улановой, пер. с англ., М., 1963; Львов-Анохин Б.,
Уланова, М., 1954; его же, Г. Уланова, 2 изд., М., 1984;
Красовская В., Г. Уланова, "Т", 1970, ј3; Григорович Ю., Муза рус.
балета, в кн.: Музыка и хореография совр. балета, в. 1, Л., 1974;
Илупина А., Г. С. Уланова, в кн.: Мастера Большого т-ра, М., 1976;
Чернова И., От Гельцер до Улановой, М., 1979;
Гаевский В., Г. Уланова, "КиЖ", 1980, ј 1; его же. Дивертисмент, М.,
1981;
Дорлиак Н., Рихтер С., Г. Уланова, "Т", 1980, ј1;Черкасский Д.,
Записки балетомана, М., 1994; Fuhmann F., Galina Ulanowa, В., 1961. Б.
А. Львов-Анохин. "УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ", хореогр. миниатюра на муз. К.
Сен-Санса (из сюиты "Карнавал животных"). 22.12.1907, под назв. " Л e
-бед ь", Мариинский т-р, благотворит, концерт, балетм. М. М. Фокин
Страницы: «« « 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |