Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 294   295   296   297   298   299   300   301   302  303   304   305   306   307   308   309   310   311   312  » »»

Чайковского; "Враги" на муз. В. П. Ширинского; "Три  свадьбы"  (русская,
еврейская, колхозная), на сб. муз., совм. с балетм. Е. А. Менее  и  реж.
С. М. Михоэлсом], а также мн. хореогр. миниатюр. В 1932-38 артист и  гл.
балетм. Моск. худож. балета, в 1939-58 балетм. Т-ра им. Станиславского и
Немиро-вича-Данченко. X.-хореограф утверждал в балете действенный танец.
Стремясь к  освоению  хореогр.  иск-вом  методов  МХАТа,  X.  работал  в
содружестве  с  драм.  режисс„рами.  Предпочитал  сюжетные  спектакли  с
героями, характеры  к-рых  подкупали  счосй  живостью  и  узнаваемостью.
Наиболее удачными были у X.  комедийные  балеты.  Пост.:  "Красный  мак"
(1932), "Соперницы" (на  муз.  "Тщетной  предосторожности"  П.  Гертеля,
1933, совм. с реж. Б. А. Мордвиновым и П. А. Марковым),  "Треуголка"  на
муз. М. де Фальи и С. Н. Василенко (1936,  совм.  с  реж.  Мордвиновым),
"Цыганы" Василенко (1937), "Франческа да Римини" Б. В. Асафьева  (1947),
"Доктор Айболит" (1948;экранизирован на ТВ в 1971, X. -Доктор  Айболит),
"Вес„лый обманщик" К. А. Корч-мар„ва ("Приключения  Алдар-Косе",  1949),
опера-балет "Сказка о чудо-птице" М. Я. Магиденко (1955). Ставил танцы в
операх.  Вн„с  также  значит,  вклад  в  развитие  хореогр.   иск-ва   и
становление  проф.  балетного  т-ра  Киргизии  и  Туркмении.  Пост.:  во
Фрунзенском т-ре - первый кирг. балет "Анар" В. А. Власова и В. Г.  Фере
(1940, совм. с В. В.  Козловым),  "Соперницы"  (1939),  "Чолпон"  М.  Р.
Раухвергера (1958, совм. с Н. С. Тугеловым); в  Т-ре  им.  Махтумкули  -
"Алдар-Косе" (1942) и "Девушки моря" Корчма-р„ва (1943). Ставил балетные
спектакли в Нар. опере в Софии; "Красный мак", "Шехера-зада" (оба 1951),
"Гайдуцкая  песня"  А.  Райчева  (1953).   В   1960-68   балетм.   Моск.
мюзик-холла.
   Соч.: Опыт теории  хореографии.  (Виды  хореографич.  иск-ва),  "СБ",
1988, ј 4.
   Лит.: Шалаевский М., 950 и 80, "СБ",  1984.  ј3;  Шереметьевская  H.,
Танец на эстраде, М., 1985; Холфина С., Девушки моря, "СБ", 1985,  ј  3;
ее же, Вспоминая мастеров моек. балета..., М., 1990. E. П. Белова.
   "ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ   МИНИАТЮРЫ",    Санкт-Петербургская    (до    1991
Ленинградская) государственная  балетная  труппа.  Орг.  в  1969  Л.  В.
Якобсоном (худ. рук. до 1975) на базе созданной в  1966  П.  А.  Гусевым
труппы  Камерный  балет.  Непревзойд„нный  мастер  балетной   миниатюры,
Якобсон сформировал оригинальный репертуар, отразивший многообразие  его
поисков в области малых танц. форм. Первая программа (1971) включала два
цикла миниатюр, созданных Якобсоном как специально для "X. м.", так и  в
прежние годы: "Классицизм. Романтизм", куда вошли "Па де тру а" на  муз.
Дж. Россини, "Средневековый танец с поцелуями" на муз. С. С. Прокофьева,
"Па де  катр"  на  муз.  В.  Беллини,  "Умирающий  лебедь"  на  муз.  К.
Сен-Санса, "Качуча" на муз. П. Сарасате, "Пол„т Тальони" на муз.  В.  А.
Моцарта (позже "Мазурка" на муз. Ф. Шопена), триптих "Роден"  -  "Вечная
весна", "Поцелуй", "Вечный идол" (все на муз. К. Дебюсси,  пост.  1958),
"Отчаяние" на муз. Прокофьева (1963), "Паоло и Франческа",  "Минотавр  и
нимфа" (оба на муз. А. Берга), "Измятая лилия" на  муз.  В.  Вебе-ра,  а
также два одноактных балета: "Бродячий цирк" на муз.
   И. Ф. Стравинского и "Свадебный кортеж" на  муз.  Д.  Д.  Шостаковича
(все 1971). Сюжет и хореография "Свадебного кортежа"  навеяны  живописью
М. Шагала. Балет снят с репертуара худож. советом Управления культуры  и
восстановлен только после смерти Якобсона, в  1975.  В  след.  программу
вошли одноактные балеты: "Экзерсис XX", класс-концерт на муз. И. С. Баха
в обработке ансамбля "Свигл-Сингерс" и трио  "Плей-Бах";  "Контрасты"  и
"Негритянский концерт" на муз. Стравинского, фольклорный  цикл  "Русские
миниатюры", объединивший жанровые сценки ("Тройка" на муз. Стравинского,
"Русский сувенир" А. П. Петрова, "Деревенский Дон Жуан" Ю. М. Зарицкого)
с миниатюрами на сказочную тему ("М„ртвая царевна" и "Жар-птица"  -  обе
на муз. Стравинского, "Снегурочка" на  муз.  Прокофьева,  "Баба-яга"  на
муз. М. П. Мусоргского).  В  1972  был  показан  цикл  "Хореографические
зарисовки", куда вошли миниатюры, сочин„нные Якобсоном в разные годы,  а
также маленькие балеты "Симфония бессмертия" Б. И. Тищенко и "Город"  на
муз. А. Веберна по мотивам одноим„нной серии  рисунков  Ф.  Мазереля.  В
этом же году хореограф сочинил восьмую миниатюру  цикла  по  скульптурам
Родена -  "Экстаз"  на  муз.  Прокофьева.  В  1973  состоялась  премьера
мини-балета "Блестящий дивертисмент" на муз. М. И. Глинки, а  в  1974  -
новой ред. балета "Клоп" по пьесе  В.  В.  Маяковского  на  муз.  ранних
произв. Шостаковича, цикла "Шесть па де де" на муз. Россини, Шопена,  Ф.
Легара, А. Онег-гера, Б. Бриттена, Г. Доницетти и цикла "Гайдн. Моцарт",
включавшего "Сюрприз" на муз. И. Гайдна,  "Секстет",  Мужские  вариации,
Женские вариации, "Менуэт", "Па де де"  на  муз.  Моцарта.  Каждая  нов.
программа  представляла  неожиданные  ракурсы  творч.   Якобсона,   была
открытием в сфере  совр.  балетного  т-ра,  продолжала  традиции  М.  М.
Фокина, прерванные  на  многие  десятилетия  в  рус.  балете.  Различные
пластич.  языки,  стили,  образы  и  темы  представали   в   неожиданных
сочетаниях, сообщая малому  жанру  глубину  и  худож.  целостность.  Это
позволило труппе стать принципиально  новым  хореогр.  т-ром,  со  своим
неповторимым репертуаром и стилем.
   В 1976 труппу возглавил  А.  А.  Макаров.  Задачей  коллектива  стало
сохранение наследия Якобсона. Были возобновлены его  ранние  постановки:
одноактный балет Тищенко "Двенадцать" по поэме А. А. Блока (1976), сцены
из балетов "Спартак" (1981) и "Шурале" (1985), миниатюры  "Хиросима"  Г.
Гурец-кого (1980), "Вестрис" Г. И. Бан-щикова (1988). Ежегодно репертуар
труппы  пополняется  новыми  произв.  совр.  хореографов.  Среди  них  -
одноактные балеты и миниатюры в пост.: Г. Д. Алек-сидзе -  "Пульчинелла"
Стравинского, "Блудный сын" Прокофьева (1978), "Концерт" на муз.  М.  С.
Березовского, "Орфей в аду" на муз. Е. И. Фомина, "Галантные забавы"  на
муз. рус. композиторов 18 в.  (все  1983),  "Восьмая  симфония"  Л.  ван
Бетховена (1991); В.  А.  Бударина  -  "Белоснежка  и  семь  гномов"  Ф.
Ч„рчи-ла, "Картинки прошлого" на муз. Г. В. Свиридова (оба 1979); С.  В.
Викулова - "Ромео и Джульетта" на муз. П. И. Чайковского (1982);  H.  А.
Волковой  -  "Святочные  игры"  (1981),  "Похождения  Ходжи  Насреддина"
(1982), "Во  имя  жизни"  (1985),  "Праздничная  сюита"  (1986),  "Жизнь
артиста, или Пленный фавн" (1987; все  комп.  А.  Л.  Сойников),  "Песни
Высоцкого" (1987);
   Л. С. Лебедева - "Третий семестр" И. В.  Рехина  (1982),  "Мушкет„ры"
(1987, оба комп. В. М. Лебедев); А. М. Полубен-цева - "Па  де  труа"  на
муз. Бриттена (1981), "Ноктюрн с вариациями" на муз. И. Гуммеля - Глинки
(1982), "Танцы для королевы" на муз. Г. Ф.  Генделя  (1983),  "Дуэт"  на
муз. Т. Альбинони  (1984),  "Дом  у  дороги"  В.  А.  Гаврилина  (1985),
"Анданте" на муз. Чайковского (1990); К. А. Рассадина -  "Казнь  Степана
Разина" на муз.  Шостаковича  (1977),  "Муха-Цокотуха"  Тищенко  (1979).

Страницы: «« « 294   295   296   297   298   299   300   301   302  303   304   305   306   307   308   309   310   311   312  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет