|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 » »» драмбалета, хотя его поздние работы выходили за эти жанровые и эстетич.
рамки. Б. был открыт новым веяниям в рус. балете на рубеже 50-60-х гг.,
ставил спектакли с условными, абстрагированными от бытовых реалий
сюжетами ("Жемчужина" Н. С. Симонян, Т-р им. Кирова, 1965), успешно
осваивал жанр танц. симфонии ("Классическая симфония" на муз. С. С.
Прокофьева, Ленингр. Малый т-р, 1961). Критики не оценили талант Б.,
оставшегося "эстетич. иноверцем" и для тех, кто отстаивал
жизнеспособность вырождавшегося драмбалета, и для их оппонентов. В
наследии Б. безоговорочное признание получил балет "Барышня и хулиган"
Д. Д. Шостаковича (Ленингр. Малый т-р, 1962). По нему можно судить о
масштабе дарования Б., о точности психоло-гич. характеристик, нашедших
убедительное воплощение в хореографии. Балет вош„л в рус. классику.
Пост.: для выпускных спектаклхй ЛХУ - "Барышня-крестьянка" А. К.
Глазунова (1940), "Волшебная флейта" Р. Е. Дриго (1941), "Нунча" Д. А.
Толстого (1964; экранизирован на ТВ в
1965); в Ленингр. Малом т-ре - "Франческа да Римини" (1959),
"Накануне" И. И. Шварца (1960), "Орфей" И. Ф. Стравинского (1962),
одноактные балеты на муз. Шостаковича "Встреча", "Директивный бантик",
"Барышня и хулиган"(экранизирован в кино, 1970) (все 1962), "Круг ада"
Л. А. Пригожина (1964), "Гадюка" ("История одной девушки") Я. И.
Вайсбурда (1967), возобновил "Лебединое озеро" (1958, с Лопуховым),
"Эрос" на муз. Чайковского (1959), "Петрушку" (1961), "Жар-птицу"
(1962).
Лит.: Э л ь я ш Н., Традиции и традиционность, "ТЖ", 1962, ј 23;
Шумилова Э ., Юбилейный триптих, там же, 1963, ј 14;
Красовская В.. Статьи о балете. Л., 1967; Нехендзи А. М., Балету
тридцать пять лет, в кн.: Ленингр. Малый т-р оперы и балета, 1918-1968,
Л., 1968; Энтелис Л., Заметки на нотных страницах, Л.-М., 1974. А. А.
Соколов-Каминский.
БОЙРЧИКОВ Николай Николаевич (р. 27.9.1935, Ленинград), артист,
балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1985). По окончании ЛХУ (педагог Б. В.
Шавров) с 1954 в Ленингр. Малом т-ре. Первый исполнитель партий: Солист
("Болеро", 1960, балетм. Г. И. Давиташвили), Вадим ("Сильнее любви",
1961, балетм. В. А. Вар-ковицкий), Швейный начальник ("Директивный
бантик", 1962), Павел ("Круг ада", 1964), Квартирант ("Гадюка", др.
назв. "История одной девушки", 1967; все балетм. К. Ф. Боярский),
Дрос-сельмейер ("Щелкунчик", 1969, балетм. И. Д. Бельский), Хотта-быч
("Старик Хоттабыч", 1970, балетм. К. А. Ласкари), Марце-лина ("Тщетная
предосторожность", 1971, балетм. О. М. Виноградов). Среди партий:
Конрад, Ротбарт; Берсенев ("Накануне"), Арап и Фокусник ("Петрушка"),
Сильвио ("Мнимый жених"), Царевич ("Жар-птица"), Эрос ("Эрос"), Цезарь
("Антоний и Клеопатра").
В 1956 начал балетмейстерскую деятельность (танцы в драм.
спектаклях).
В 1967 окончил балетмейстерское отд. Ленингр. коне. (педагоги Ф. В.
Лопухов. Бельский). Пост.:
"Три мушкет„ра" В. Е. Баснера (1964, Ленингр. Малый т-р;
1966, Пермский т-р), "Деревянный принц" Б. Бартока (1966, Ленингр.
Малый т-р), "Балетная интерлюдия" на муз. Д. Брубека (1967, Ленингр.
эстрада), "Шут, всех шутов перешутивший" С. С. Прокофьева (совм. с Л. В.
Якобсоном, 1968, ЛХУ), "Пиковая дама" на муз. Прокофьева (1969, Ленингр.
Камерный балет под рук. П. А. Гусева; под назв. "Три карты", 1973,
Пермский т-р). В 1971-77 гл. балетм. Пермского т-ра, где пост.: "Ромео и
Джульетта" (1972; 1974, Немецкая гос. опера, Зап. Берлин; 1988, Ленингр.
Малый т-р), "Чудесный мандарин" Бартока (1973), "Царь Борис" на муз.
Прокофьева (1975;
1978, Ленингр. Малый т-р), "Слуга двух господ" М. И. Чулаки (1976;
1978, Ленингр. Малый т-р), "Орфей и Эвридика" на муз. рок-оперы А. Б.
Журбина (1977; 1979, Ленингр. Малый т-р на сцене Ленингр. конц. зала
"Октябрьский", в 1980 на сцене своего т-ра).
С 1977 гл. балетм. Ленингр. Малого т-ра. Пост.: "Геракл" Н. А.
Мартынова (1981), "Разбойники" М. А. Минкова (1982), "Макбет" Ш. Э.
Каллоша (1984), "Женитьба" Журбина (1986), "Тихий Дон" Л. П. Клинчева
(1988), "Петербург" С. П. Баневича (1992). Возобновил в своей ред.
"Лебединое озеро" (1980, совм. с балетмейстерским отд. Ленингр. коне.),
"Эсмеральду" (1982, консультанты Т. М. Вечеслова, Гусев).
С первых постановок Б. продолжил одну из традиций сов. балета - поиск
опоры спектакля в лит. первоисточнике, в произв. классич. драматургии.
Но пересмотрел традиции балета-пьесы с уч„том уроков драм. режиссуры
нач. 20 в., в первую очередь Вс. Э. Мейерхольда. Используя открытия
своих учителей (Лопухова), сосредоточил внимание на поисках нового
специфически хореографического воплощения психологизма. Социальный
конфликт, присущий балетам-пьесам 30-х гг., Б. заменил конфликтом
нравственным, воплощая его средствами танца и совр. балетной режиссуры.
Работая в Ленингр. Малом т-ре, окончательно сформулировал принципы
своего т-ра - "т-ра пластических комментариев" совр. проблем, решаемых
на основе лит. сюжетов ("Геракл", "Макбет", "Разбойники" и др.). Б.
воплощает суть произв. в сложной системе соединения внеш. и внутр.
действия и его комментария, ставя в центр исследования психологию героя.
Темой его балетов стали поиски гармонии в дисгармоничном мире, точкой
отсч„та - извечные нравств. истины, воплощающие миропорядок Вселенной.
Отказ от этих истин прив„л к рождению типа антигероя (Геракл. Макбет).
Спасение героя - в его внутр. жизни, жизни духа, обретении своего места
в вечной структуре миропорядка. В последних пост. ("Тихий Дон") Б.
утвердил себя последо-ват. хореографом-психологом балетного т-ра 80-90-х
гг. Гос. пр. РСФСР (1977).
Соч.: Говорят балетмейстеры, в сб.:
Музыка и хореография совр. балета, в. 2, Л., 1977; Будущее определяем
поиском, "СБ", 1982, ј 6; Эпоха ставит проблемы, там же, 1986, ј4.
Лит.: Чернова Н., Лики Арлекина, "СБ", 1984, ј 1; e e же. Театр Н.
Боярчико-ва. "МЖ". 1987. ј 3; Ильичева M., H. Боярчиков, "ТЖ", 1988, ј
5; Кузовле-ва Т., Ты минский В.. Дневник ушедшего с площади, в сб.: В
конце восьмидесятых годов. Л-, 1989. Н. Ю. Чернова.
"БРАК КУПИДОНА И ПСИХЕ", одноактный балет. Комп. Ф. Арайя (?), сцен.
и балетм. А. Ринальди, 25 (или 24).8.1745, Петербург, Эрмитажный т-р,
при опере "Сципион" Арайи, "при случае брачного торжества Их
Императорских Высочеств Благоверного Государя Петра Ф„доровича и
Благоверной Государыни Екатерины Алексеевны"; Психе - А.
Кон-стантини-Ринальди, Венера - А. С. Сергеева, Купидон - Т. Ле Брюн.
Г. Н. Добровольская. "БРАК ФЕТЙДЫ И ПЕЛЕЯ" ("Les noces de Thetis et
Страницы: «« « 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |