Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52   53   54   55   56  » »»

драмбалета, хотя его поздние работы выходили за эти жанровые и  эстетич.
рамки. Б. был открыт новым веяниям в рус. балете на рубеже 50-60-х  гг.,
ставил  спектакли  с  условными,  абстрагированными  от  бытовых  реалий
сюжетами ("Жемчужина" Н. С. Симонян,  Т-р  им.  Кирова,  1965),  успешно
осваивал жанр танц. симфонии ("Классическая  симфония"  на  муз.  С.  С.
Прокофьева, Ленингр. Малый т-р, 1961). Критики  не  оценили  талант  Б.,
оставшегося   "эстетич.   иноверцем"   и   для   тех,   кто    отстаивал
жизнеспособность вырождавшегося  драмбалета,  и  для  их  оппонентов.  В
наследии Б. безоговорочное признание получил балет "Барышня  и  хулиган"
Д. Д. Шостаковича (Ленингр. Малый т-р, 1962). По  нему  можно  судить  о
масштабе дарования Б., о точности психоло-гич.  характеристик,  нашедших
убедительное воплощение в хореографии. Балет вош„л в рус. классику.
   Пост.: для выпускных спектаклхй  ЛХУ  -  "Барышня-крестьянка"  А.  К.
Глазунова (1940), "Волшебная флейта" Р. Е. Дриго (1941), "Нунча"  Д.  А.
Толстого (1964; экранизирован на ТВ в
   1965);  в  Ленингр.  Малом  т-ре  -  "Франческа  да  Римини"  (1959),
"Накануне" И. И. Шварца  (1960),  "Орфей"  И.  Ф.  Стравинского  (1962),
одноактные балеты на муз. Шостаковича "Встреча",  "Директивный  бантик",
"Барышня и хулиган"(экранизирован в кино, 1970) (все 1962),  "Круг  ада"
Л. А.  Пригожина  (1964),  "Гадюка"  ("История  одной  девушки")  Я.  И.
Вайсбурда (1967), возобновил  "Лебединое  озеро"  (1958,  с  Лопуховым),
"Эрос"  на  муз.  Чайковского  (1959),  "Петрушку"  (1961),  "Жар-птицу"
(1962).
   Лит.: Э л ь я ш Н., Традиции и  традиционность,  "ТЖ",  1962,  ј  23;
Шумилова Э ., Юбилейный триптих, там же, 1963, ј 14;
   Красовская В.. Статьи о балете. Л.,  1967;  Нехендзи  А.  М.,  Балету
тридцать пять лет, в кн.: Ленингр. Малый т-р оперы и балета,  1918-1968,
Л., 1968; Энтелис Л., Заметки на нотных страницах, Л.-М.,  1974.  А.  А.
Соколов-Каминский.
   БОЙРЧИКОВ  Николай  Николаевич  (р.  27.9.1935,  Ленинград),  артист,
балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1985). По окончании ЛХУ  (педагог  Б.  В.
Шавров) с 1954 в Ленингр. Малом т-ре. Первый исполнитель партий:  Солист
("Болеро", 1960, балетм. Г. И.  Давиташвили),  Вадим  ("Сильнее  любви",
1961, балетм.  В.  А.  Вар-ковицкий),  Швейный  начальник  ("Директивный
бантик", 1962), Павел ("Круг  ада",  1964),  Квартирант  ("Гадюка",  др.
назв. "История одной  девушки",  1967;  все  балетм.  К.  Ф.  Боярский),
Дрос-сельмейер ("Щелкунчик", 1969, балетм. И.  Д.  Бельский),  Хотта-быч
("Старик Хоттабыч", 1970, балетм. К. А. Ласкари),  Марце-лина  ("Тщетная
предосторожность",  1971,  балетм.  О.  М.  Виноградов).  Среди  партий:
Конрад, Ротбарт; Берсенев ("Накануне"), Арап  и  Фокусник  ("Петрушка"),
Сильвио ("Мнимый жених"), Царевич ("Жар-птица"), Эрос  ("Эрос"),  Цезарь
("Антоний и Клеопатра").
   В  1956  начал   балетмейстерскую   деятельность   (танцы   в   драм.
спектаклях).
   В 1967 окончил балетмейстерское отд. Ленингр. коне. (педагоги  Ф.  В.
Лопухов. Бельский). Пост.:
   "Три мушкет„ра" В. Е. Баснера (1964, Ленингр. Малый т-р;
   1966, Пермский т-р), "Деревянный принц" Б.  Бартока  (1966,  Ленингр.
Малый т-р), "Балетная интерлюдия" на муз.  Д.  Брубека  (1967,  Ленингр.
эстрада), "Шут, всех шутов перешутивший" С. С. Прокофьева (совм. с Л. В.
Якобсоном, 1968, ЛХУ), "Пиковая дама" на муз. Прокофьева (1969, Ленингр.
Камерный балет под рук. П. А.  Гусева;  под  назв.  "Три  карты",  1973,
Пермский т-р). В 1971-77 гл. балетм. Пермского т-ра, где пост.: "Ромео и
Джульетта" (1972; 1974, Немецкая гос. опера, Зап. Берлин; 1988, Ленингр.
Малый т-р), "Чудесный мандарин" Бартока (1973),  "Царь  Борис"  на  муз.
Прокофьева (1975;
   1978, Ленингр. Малый т-р), "Слуга двух господ" М.  И.  Чулаки  (1976;
1978, Ленингр. Малый т-р), "Орфей и Эвридика" на муз.  рок-оперы  А.  Б.
Журбина (1977; 1979, Ленингр. Малый т-р на  сцене  Ленингр.  конц.  зала
"Октябрьский", в 1980 на сцене своего т-ра).
   С 1977 гл. балетм.  Ленингр.  Малого  т-ра.  Пост.:  "Геракл"  Н.  А.
Мартынова (1981), "Разбойники" М. А.  Минкова  (1982),  "Макбет"  Ш.  Э.
Каллоша (1984), "Женитьба" Журбина (1986), "Тихий Дон"  Л.  П.  Клинчева
(1988), "Петербург" С. П.  Баневича  (1992).  Возобновил  в  своей  ред.
"Лебединое озеро" (1980, совм. с балетмейстерским отд. Ленингр.  коне.),
"Эсмеральду" (1982, консультанты Т. М. Вечеслова, Гусев).
   С первых постановок Б. продолжил одну из традиций сов. балета - поиск
опоры спектакля в лит. первоисточнике, в произв.  классич.  драматургии.
Но пересмотрел традиции балета-пьесы с  уч„том  уроков  драм.  режиссуры
нач. 20 в., в первую очередь  Вс.  Э.  Мейерхольда.  Используя  открытия
своих учителей  (Лопухова),  сосредоточил  внимание  на  поисках  нового
специфически  хореографического  воплощения   психологизма.   Социальный
конфликт,  присущий  балетам-пьесам  30-х  гг.,  Б.  заменил  конфликтом
нравственным, воплощая его средствами танца и совр. балетной режиссуры.
   Работая в Ленингр. Малом т-ре,  окончательно  сформулировал  принципы
своего т-ра - "т-ра пластических комментариев" совр.  проблем,  решаемых
на основе лит. сюжетов ("Геракл",  "Макбет",  "Разбойники"  и  др.).  Б.
воплощает суть произв. в  сложной  системе  соединения  внеш.  и  внутр.
действия и его комментария, ставя в центр исследования психологию героя.
Темой его балетов стали поиски гармонии в  дисгармоничном  мире,  точкой
отсч„та - извечные нравств. истины, воплощающие  миропорядок  Вселенной.
Отказ от этих истин прив„л к рождению типа антигероя  (Геракл.  Макбет).
Спасение героя - в его внутр. жизни, жизни духа, обретении своего  места
в вечной структуре миропорядка.  В  последних  пост.  ("Тихий  Дон")  Б.
утвердил себя последо-ват. хореографом-психологом балетного т-ра 80-90-х
гг. Гос. пр. РСФСР (1977).
   Соч.: Говорят балетмейстеры, в сб.:
   Музыка и хореография совр. балета, в. 2, Л., 1977; Будущее определяем
поиском, "СБ", 1982, ј 6; Эпоха ставит проблемы, там же, 1986, ј4.
   Лит.: Чернова Н., Лики Арлекина, "СБ", 1984, ј 1; e e  же.  Театр  Н.
Боярчико-ва. "МЖ". 1987. ј 3; Ильичева M., H. Боярчиков, "ТЖ",  1988,  ј
5; Кузовле-ва Т., Ты минский В.. Дневник ушедшего с площади,  в  сб.:  В
конце восьмидесятых годов. Л-, 1989. Н. Ю. Чернова.
   "БРАК КУПИДОНА И ПСИХЕ", одноактный балет. Комп. Ф. Арайя (?),  сцен.
и балетм. А. Ринальди, 25 (или 24).8.1745,  Петербург,  Эрмитажный  т-р,
при  опере  "Сципион"  Арайи,  "при   случае   брачного   торжества   Их
Императорских  Высочеств  Благоверного  Государя  Петра   Ф„доровича   и
Благоверной   Государыни   Екатерины    Алексеевны";    Психе    -    А.
Кон-стантини-Ринальди, Венера - А. С. Сергеева, Купидон - Т. Ле Брюн.
   Г. Н. Добровольская. "БРАК ФЕТЙДЫ И ПЕЛЕЯ" ("Les noces de  Thetis  et

Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52   53   54   55   56  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет