Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  » »»

Буцко (1974, Т-р  им.  Станиславского  и  Немировича-Данченко),  "Гаянэ"
(1977,  конц.  ансамбль  Классич.  балет),  вокально-хореогр.   симфония
"Пушкин. Размышления о поэте" Петрова (1979, Т-р им. Кирова; 1986, Моск.
классич. балет). В  Моск.  классич.  балете  пост.:  "Волшебный  камзол"
Каретникова (1983), "Проделки Терпсихоры" на  муз.  И.  Штрауса  (1984),
"Лики любви" на муз. разн. комп. (1987), "Петербургские сумерки" на муз.
П. И. Чайковского  (1987),  "Поцелуй  феи"  И.  Ф.  Стравинского  (1989,
экранизирован на ТВ  в  1990).  "Золушка"  (1993);  новые  ред.  балетов
"Лебединое  озеро"  (1988),  "Дон  Кихот"   (1990),   "Жизель"   (1991),
"Щелкунчик"  (1994).  Были   режисс„рами   оперных   спектаклхй.   Пост.
телефильм-концерт  "Хореографические  новеллы"  (1973),  телефильм-балет
"Адам и Ева" (по балету "Сотворение мира", 1982), оригинальный телебалет
"Синие розы для балерины" (1985), ряд конц. номеров.  С  1977  руководят
Конц.  ансамблем  Классич.   балет   (с   1992   Государственный   театр
классического балета). Гос. пр. СССР (1976).
   С о ч. и лит. см. при ст. Касаткина Н. Д. В. В. Голубин.
   ВАСИЛЕВСКАЯ-МАТЮХИНА
   Лариса Николаевна (р. 24.8.1950, Новосибирск),  артистка.  Нар.  арт.
РСФСР (1990). По окончании Новосибирского хореогр. уч-ща (педагог С.  С.
Юнусова) с 1969 в  Новосибирском  т-ре.  В  репертуаре  В.-М.  более  20
ведущих и сольных партий, в т. ч.: Одетта - Одиллия, Аврора, Эгина;  Ева
("Сотворение мира"), Никия, Гам-затти, Сильфида, Китри, Золушка, Жизель.
Прекрасные внешние данные, чистота линий и л„гкий  прыжок,  совершенство
техники сочетаются в е„  творчестве  с  оригинальным  прочтением  каждой
роли. 2-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1976).
   Лит.: Ромм В ., Большой т-р Сибири, Новосиб., 1990. M. H. Малков.
   ВАСИЛЕНКО Сергей Никифорович [18(30).3.1872, Москва - 11.3.1956,  там
же], композитор, дириж„р, педагог. Нар. арт. Узб.
   ССР (1939), нар. арт. РСФСР (1940). Д-р иск-ведения  (1943).  В  1901
окончил Моск. коне. (педагоги - С. И. Танеев, M.  M.  Ипполитов-Иванов).
Среди соч. балеты: "Нойя" (балет-пантомима,  1923),  "Иосиф  Прекрасный"
(по библ. сюжету, 1925, Экспериментальный т-р,  Москва,  балетм.  К.  Я.
Голейзовский), "В солнечных лучах" (оба  -  на  основе  собств.  одноим.
симф. сюиты, 1926, Одесский т-р, балетм. тот же), "Лола" (1926, 2-я ред.
с включением соч. исп. композиторов,  "муз.  монтаж"  В.  А.  Эдельмана,
оркестровка  В.  А.  Оранского  -  1943,  Т-р   им.   Станиславского   и
Немировича-Данчен-ко, балетм. В. П.  Бурмейстер,  совм.  с  реж.  И.  M.
Тумановым), "Цыганы" (по  А.  С.  Пушкину,  1937,  Моск.  худож.  балет,
балетм. Н. С. Холфин), "Мирандолина" (по К. Гольдони, 1949, Большой т-р,
балетм.  В.  И.  Вайнонен).  Работая  в  период  эвакуации  в  Ташкенте,
способствовал развитию проф. узбекской муз. культуры; в Т-ре  им.  Навои
пост. его балет "Акби-ляк", осн. на нац. муз. материале  (1943,  балетм.
Ф. В. Лопухов, M. Т. Тургунбаева, Е. Н. Барановский;  1951,  новая  ред.
под назв. "Озодачехра", балетм.  П.  К.  Йор-кин).  Балетную  музыку  В.
отличает ярконац. характерность; в отличие от  традиции  рус.  условного
"ориентализма", композитор во мн. соч. использует подлинную нар.  музыку
индусов, индокитай-цев,  индейцев,  к-рую  изучал  и  собирал  во  время
путешествий. В  балетах  1920-х  гг.  проявились  прежние  увлечения  В.
символист-ско-модернистскими         мотивами,         соответствовавшие
экспериментаторским поискам  Голейзовского  (особенно  в  балете  "Иосиф
Прекрасный"). Для него же В. создал танц. сюиты "Четыре танца" (1932)  и
"Карусель" (1933). Сотрудничество с Холфиным в  балете  "Треуголка"  (В.
принадлежит новая муз. ред. одноим. балета M. де Фальи с включением  др.
его соч., нар. исп. мелодий, музыки И. Альбениса, пост. 1936, Москва)  и
особенно  -  "Цыганы"  ознаменовало  отход  от  сюитной  драматургии   к
"симфонизирован-ному" балету в традициях Б.  В.  Асафьева.  Наиб.  ярким
соч.  В.  стал  балет-комедия  "Мирандолина"  с  его   ясной,   блещущей
остроумием  и  игрой  фантазии  музыкой  итал.  характера   [использован
материал его 3-й (Итальянской) симфонии для домброво-балалаеч-ного  орк.
с духовыми;  1934].  К  достижениям  В.  относится  богатая  колористич.
оркестровка, продолжающая  традиции  Н.  А.  Римского-Корсакова  и  муз.
импрессионизма. Осуществил также новую ред. балета "Эсме-ральда"  (совм.
с Р. M. Глиэром, 1950, Т-р  им.  Станиславского  и  Немировича-Данченко,
балетм. Бурмейстер). С 1906 преподавал в Моск.  коне.  (с  1907  проф.).
Гос. пр. СССР (1947) за  "Балетную  сюиту"  (на  основе  "Мирандо-лины",
1946).
   Соч.: Воспоминания, M., 1979. Лит. : Поляновский Г., С. И. Василенко,
M., 1964; Данилевич Л., Из прошлого (Моск. муз.  т-ры  20-30-х  гг.),  в
кн.: Муз. современник, в. 2, M., 1977.
   ВАСИЛЬЕВ  Владимир  Викторович  (р.   18.4.1940,   Москва),   артист,
балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1973). Муж Е. С.  Максимовой.  По
окончании МХУ (педагог M. M. Габович) в 1958-88 ведущий солист  Большого
т-ра. Первые партии В. - Данила (1959) и проникнутый юмором и  озорством
почти скоморошьей игры образ Иванушки ("Кон„к-горбунок", 1960,  ба-летм.
А. И. Радунский, первый  исполнитель).  Обладая  редким  даром  пластич.
перевоплощения, В. подчиняет танец стилистике  образа.  Носитель  лучших
традиций рус. балета, В. постиг все тонкости  и  совр.  хореографии.  Он
станцевал одержимого любовью Мед-жнуна ("Лейли и Меджнун", 1964, балетм.
К. Я. Голейзовский, первый исполнитель), создав яркий  образ  восточного
принца из легенды. В партии Петрушки ("Петрушка", 1964,  балетм.  К.  Ф.
Боярский, по M. M. Фокину) артист сочетал  подч„ркнутую  "ку-кольность",
гротесковую механичность движений  с  трагизмом  душевных  состояний.  В
новом  воплощении  партии  Базиля  (1961)  поразил  дерзким   сочетанием
виртуозных комбинаций.  Большая  удача  В.  -  партия  Щелкунчика-принца
(1966,  балетм.  Ю.  Н.   Григорович,   первый   исполнитель).   Вначале
механические, резкие и отрывистые движения становятся по  мере  развития
темы одухотвор„нными, широкими, мужественными и певучими, чистота  танц.
рисунка отражает чистоту души героя. По-новому  решил  В.  партию  Ромео
(1973), показав духовную эволюцию  юноши  от  вес„лых  проказ  в  начале
спектакля до трагич. прозрений в финале. В партии Дезире (1973,  балетм.
Григорович, первый исполнитель) В.  ищет  поэтически-действенное  начало
романтич. образа. Сво„ прочтение классич. партии предложил он и  в  роли
Альберта (1964). Выдающаяся работа  артиста  -  партия  Спартака  (1968,
балетм.  Григорович,  первый  исполнитель;  Лен.   пр.,   1970).   Танец
Спартака-В.  кажется  пластич.  символом  героич.,  светлых  порывов   и
стремлений. Др. партии: Пан ("Вальпургиева ночь"), Юноша  ("Шопениана"),
Принц ("Золушка"), Лукаш  ("Лесная  песня"),  Паганини,  Фрондосо,  Иван
Грозный; Сергей ("Ангара", 1976, балетм. Григорович, первый исполнитель;
Гос. пр. СССР, 1977). В.  танцевал  в  балетах  зарубежных  хореографов:
Петрушка (1977, балетм. M. Бежар, первый исполнитель, "Балет  XX  века",

Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет