|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 » »» художественном балете, к-рый позже вош„л в состав Т-ра им.
Немировича-Данченко (с 1941 Т-р им. Станиславского и
Немировича-Данченко). Партии: Людовик XV ("Карманьола"), Алеко
("Цыганы"), Никез ("Соперницы"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"). В том
же т-ре дебютировал как балетмейстер, поставив танцы в опереттах
"Прекрасная Елена" (1938) и "Перикола" (1940) Ж. Оффенбаха. балет "Ночь
перед рождеством" Б. В. Асафьева (1938, совм. с Ф. В. Лопухо-вым и реж.
П. А. Марковым). В 1941-60 и 1963-71 гл. балетмейстер т-ра. Темперамент
и изобретательность Б.-хореографа проявились в пост. нар.-героич.
балетов: "Лола" (1943, с реж. И. М. Тумановым), "Берег счастья" (1948, с
И. В. Куриловым),
"Жанна д'Арк" H. И. Пейко (1957), "Красные дьяволята" на муз. И. О.
Дунаевского и В. Н. Кнушевицкого (1967). Динамика режисс„рского
построения действия, логика развития драм. событий присущи решениям Б.
балетных инсценировок классич. сюжетов ("Виндзорские проказницы" В. А.
Оранского, 1942, с Куриловым), постановочным версиям балетов классич.
наследия ("Эсмеральда", 1950; "Лебединое озеро", 1953, с П. А. Гусевым),
хореогр. интерпретациям симф. музыки ("Штраусиана", 1941;
"Шехеразада", 1944; "Карнавал", 1946; "Снегурочка" на муз.
Чайковского, 1963; "Вариации" на муз. Ж. Бизе и "Болеро", 1964;
"Аппассионата" на муз. Л. ван Бетховена, 1970). Пост. также балет
"Татьяна" А. А. Крейна (1947, Т-р им. Кирова), за рубежом - "Лебединое
озеро" (1960, парижская Опера), "Снегурочка" (1961, труппа "Лондон
фестивал балле"). Гос. пр. СССР (1946).
Соч.: Традиции и новаторство, "СМ", 1964, ј 6.
Лит.: Эльяш Н., Власть одной думы, "ТЖ", 1964. ј13; ГоланцеваИ.,
Камертона чистое звучание, там же, 1980, ј 17;
Вихрева Н., Путь к "Лебединому озеру", "СБ", 1982, ј 6; e e же.
Стремясь к правде на балетной сцене, там же, 1984, ј 4; e e же. По
особому распоряжению, там же, 1985, ј 3.
В. M. Красовская.
БУТРИМОВИЧ Виталий Нико лаевич (р. 22.5.1940, Минск), балетмейстер. В
1973 окончил балетм. отд. ГИТИСа. Балетмейстерскую деятельность начал в
1969, поставив ряд конц. номеров в Моск. хореогр. уч-ще. В 1975- 80 и с
1991 гл. балетм. Челябинского т-ра. Пост. "Тиль Уленшпигель" Е. А.
Глебова (1976), "Кармен-сюита" (1977), "Сотворение мира" А. П. Петрова
(1978). В 1980-89 (с перерывами) балетм. Минского т-ра муз. комедии.
БЫЛОВА Мария Владимировна (р. 20.1.1956, Москва), артистка. Нар. арт.
Рос. Федерации (1994). По окончании МХУ с 1974 в Большом т-ре.
Дебютировала в балете "Шо-пениана" (1975). Партии: Перо ("Подпоручик
Киже"), принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Фея ("Деревянный
принц"), Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Хозяйка Медной горы; Люська
("Золотой век"), Эгина; Клеменс, Раймонда ("Раймонда"), Незнакомка
("Эскизы"), Одетта - Одиллия, фея Сирени, Мехменэ Бану; Анастасия ("Иван
Грозный"), Тень Никии и Гамзат-ти ("Баядерка"), Жар-птица ("Жар-птица").
Балерина лири-ко-драм. дарования, обладающая виртуозной техникой,
точностью пластич. рисунка.
ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна'[14(26).6.1879, Петербург-5.11.1951,
Ленинград], артистка, педагог, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1954).
Училась в Петерб. театр. уч-ще у А. А. Облакова, Л. И. Иванова, Е. О.
Вазем, X. П. Иогансона, П. А. Гердта. В 1897 по его окончании была
зачислена в кордебалет Мариинского т-ра. В т-ре совершенствовалась у О.
И. Преображенской. Внешность В. не отвечала идеальным меркам: форма тела
свидетельствовала не об изяществе, а о крепости и силе. Гл.
достоинствами В. были проницательный ум и упрямая воля. Обладала
стремительным, летучим прыжком; настойчиво овладевая виртуозным танцем,
постепенно поднялась до положения корифейки, а затем солистки и
заслужила у критики титул "царицы вариаций" как непревзойденная
исполнительница вариаций в "Коппелии", а также партий:
Царица вод ("Кон„к-Горбунок"), Повелительница дриад ("Дон Кихот"). В
1911, незадолго до выхода на пенсию, В. получила гл. роль феи Наилы в
балете "Ручей". Затем последовали Одетта- Одиллия, Царь-девица, Жизель.
В 1916 оставила сцену в звании балерины.
В 1921 начала преподавать в Петрогр. хореогр. уч-ще (с 1946 проф.).
Е„ пед. система дала новое развитие исполнит, принципам классич. танца.
Для В.-педагога основа выразительного танца - в осмысленности техники, в
строгой постановке корпуса, позиций рук и ног. Ученицы: М. Т. Сем„нова,
О. Г. Иордан, Г. С. Уланова, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, Ф. И.
Балабина, А. Я. Шелест, А. Е. Осипенко, И. А.
Колпакова. В 1957 ЛХУ присвоено имя В. (с 1992 Санкт-Петерб. академия
русского балета им. В.).
В 1931-37 В. худ. рук. балетной труппы Т-ра им. Кирова, где пост.
"Лебединое озеро" (1933), трактуя партитуру П. И. Чайковского как
"историю молодого человека 19 столетия", в стиле нем. романтиков. Сцена
встречи героя с Лебедем на озере была воплощена в танце и сменила
прежний пантомимный эпизод; эта сцена вошла во все последующие версии
балета. В "Эсмеральде" (1935) воплощала идеи хореодрамы. Школа В. жив„т
и развивается в исполнит, и пед. практике е„ учеников, оказывает значит,
влияние на зарубежный балет. Методика В. изложена в е„ кн. "Основы
классич. танца"
(1934, выдержала 4 изд. и переведена на мн. яз.). Творчеству В.
посвящ„н телефильм "Агриппина Ваганова" (1986). Гос. пр. СССР (1946).
Лит.: Б л о к Л., А. Я. Ваганова, "Р и Т", 1937, ј 9;
Богданов-Березовский В. М., А. Ваганова, М.-Л-, 1950; А. Я. Ваганова.
Статьи. Воспоминания, Материалы, Л.- М., 1958; К p e м ш e в с к а я Г.,
А. Я. Ваганова, Л., 1981; КрасовскаяВ., Ваганова, Л., 1989. В. М.
Красовская.
ВАГНЕР Генрих Герман (Анатолий Яковлевич) [1810, Шлезвиг, Германия -
17(29). 1.1885, Петербург], художник т-ра. По происхождению немец. С
1835 жил в России, учился у А. А. Роллера в Петербурге. В 1835-43 пом.
декоратора, затем декоратор при Дирекции петерб. имп. т-ров. Поч„тный
вольный общник АХ
(1873). Участвовал в поактном оформлении мн. спектаклхй Большого и
Мариинского т-ров в Петербурге (балетм. Ж. Перро, А. Сен-Леон, М. И.
Петипа), в т. ч.: "Жизель" (1842), "Пахита" (1847), "Сатанилла, или
Любовь и ад" (1848; вариант 1849, Большой т-р, Москва), "Лида -
швхйцарская молочница" (1849), "Питомица фей" (1849), "Газельда, или
Цыганы" (1853), "Эолина, или Дриада" (1858), "Дочь фараона" (1862),
"Корсар" (1863), "Кон„к-Горбунок" (1864), "Флорида" (1866), "Фауст"
(1867), "Царь Кан-давл" (1868), "Катарина, дочь разбойника" (1870),
Страницы: «« « 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |