Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48   49   50   51   52   53  » »»

сценич. образы в них. Григоровича поддержали молодые артисты  труппы  Б.
т. Постоянными исполнителями в его балетах 60-70-х гг.  были  Плисецкая,
Е. С. Максимова, В. В. Васильев, Н. И. Бессмертнова, М. Э. Лиепа, Н.  В.
Тимофеева, М. Л. Лавровский, Б. Б. Акимов, В. А. Лева-ш„в. В 60-х - нач.
70-х гг. балеты ставили также  Голейзовский,  вернувшийся  в  т-р  после
многих лет вынужденного отсутствия ("Лейли и Меджнун" С. А.  Баласаняна,
1965), молодые балетмейстеры Н. Д. Касаткина и В.  Ю.  Васил„в,  в  чьих
спектаклях ("Геологи" Н. Н. Каретникова, 1964; "Весна священная",  1965)
с особым успехом выступали Ю. К. Владимиров и Н. И. Сорокина. Балетм. О.
М. Виноградов пост. в Б. т. "Асель" В. А. Власова  (1965).  В  эти  годы
Григорович пост.  ряд  оригинальных  балетов,  в  числе  к-рых  наиболее
удавшиеся  "Щелкунчик"  (1966)  и  "Спартак"  (1968),  предложив   новое
драматургич. решение,  раскрыв  содержание  балета  в  танце.  В  основе
спектакля "Спартак" лежали крупные хореогр.  сцены,  выражавшие  этапные
моменты действия, а между ними  исполнялись  монологи  -  танцы  героев.
Массовые  танц.  сцены,  вариации  и   дуэты   отличались   подч„ркнутой
экспрессией, страстностью, что отвечало  и  героич.  теме  спектакля,  и
характеру музыки А. И. Хачатуряна. В "Щелкунчике", где 1-й  и  2-й  акты
драматургически  были  связаны,  в  танце  определялись  и  раскрывались
взаимоотношения  действующих  лиц  (Маши,  Щелкунчика  и   направляющего
события Дроссельмейера), выявлялось философское осмысление  произведения
Чайковского. Одновременно Григорович  пересмотрел  хореографию  классич.
балетов: "Лебединое озеро" (1969), "Спящая красавица" (1963 и 1973).
   Б.  т.  нередко  называли  "главным  театром   страны",   тем   самым
подч„ркивая такие  присущие  ему  особенности,  как  репрезентативность,
официальность. С кон. 1950-х гг. балет Б. т. начал  регулярно  выступать
за рубежом, где приобр„л широчайшую  популярность.  Всемирное  признание
завоевала Уланова и мн. др.  артисты  труппы.  1960-70-е  гг.  -  период
расцвета  балета  Б.  т.,  богатого  яркими  индивидуальностями,   смело
демонстрировавшего во вс„м мире свой постановочный  и  исполнит,  стиль.
Этот стиль был обусловлен в  большой  степени  особым  положением  т-ра,
ориентирующегося не на узкий круг любителей  балета,  а  на  широкого  и
притом интернац. зрителя (публика во время заруб, гастролей, иностранные
туристы в Москве). Но одновременно Б. т. отвечал и характеру творчества,
художественным пристрастиям гл. балетмейстера Григоровича, стремившегося
к театральности, эмоциональной насыщенности спектакля. Отсюда  динамизм,
монументальность,  парадная   зрелищность   "Спартака";   проникновенный
лиризм, драматургич. стройность, концептуальность  "Щелкунчика".  Эти  и
подобные  им  спектакли,  масштабные,  остродраматические,  с   большими
массовыми сценами, требовали экспрессивного, неск.  высокопарного  стиля
исполнения. Однако преобладание таких спектаклхй привело  к  однообразию
репертуара. Старые балеты и постановки др. хореографов  исполнялись  вс„
реже; комедии, к-рые были в прошлом одной из моек. традиций, исчезли  со
сцены Б. т. Труппа перестала нуждаться и в характерных танцовщиках, и  в
мимистах. В то же время нек-рые пост. Григоровича, такие,  как  "Ангара"
А. Я. Эшпая (1976) и  "Ромео  и  Джульетта"  (1979),  повторяли  прошлые
находки, не содержали новых мыслей и решений. Не были новаторскими "Иван
Грозный" (1975) и "Золотой век" Д. Д. Шостаковича (1982), хотя благодаря
умелому использованию масс  танцующих  и  зрелищным  эффектам  спектакли
обрели привлекательную для зрителя театральность и экспрессию. Все  свои
балеты Григорович ставил с худ. С. Б. Вирсаладзе.
   С кон. 1970-х гг. в критике и проф.  кругах  вс„  чаще  высказывалось
мнение,  что  монополия  одного  хореографа  мешает  прогрессу   труппы.
Плисецкая стала ставить балеты Р. К.  Щедрина,  выступая  в  них  в  гл.
партиях   ("Анна   Каренина",   совм.   с   Н.   И.   Рыженко,   В.   В.
Смирновым-Головановым, 1972; "Чайка", 1980;
   "Дама с собачкой", 1985). Неск. балетов - "Икар" (1971 и 1976),
   "Эти чарующие звуки..." (1978), "Макбет"  (1980).  "Анюта"  (1986)  -
пост. также Васильев, к-рый затем вынужден  был  почти  совсем  оборвать
связь с Б. т. В аналогичном положении оказались  мн.  артисты,  особенно
старшего  поколения  -  Плисецкая,  Максимова,  Лиепа,  а  также  А.  Ю.
Богатыр„в.
   В 80-е - нач. 90-х гг. на сцене Б. т.  было  мало  балетных  премьер.
Последний  оригинальный  балет,  пост.  Григоровичем,  -  "Золотой  век"
(1982).  Балетмейстер  осуществил  также  неск.  возобновлений   балетов
классич.  наследия:  "Жи-зель"  (1979),  "Раймонда"  (1984),  "Баядерка"
(1991), "Корсар" (1994). Балеты ставили в т-ре А. Б.  Петров  -  "Калина
красная" на муз. Е. Ф. Светланова (1977), "Деревянный принц" Б.  Бартока
(1981), "Рыцарь печального образа" на муз. Р. Штрауса,  "Эскизы"  А.  Г.
Шнитке (оба 1985); Г. А. Майоров - "Чиполлино" К. С. Хачатуряна  (1977),
"Маленький принц" Е.  Г.  Глебова  (1983);  Д.  А.  Брянцев  ("Гусарская
баллада" Т. Н. Хренникова, 1980); Ю. Г. Скотт и Ю. В. Папко - "Индийская
поэма" У. Мусаева (1981);
   M. Л. Лавровский - "Фантазия на тему Казановы" на муз. В. А.  Моцарта
(1993). Приглашались также франц. балетмейстеры В.  Боккадоро  ("Любовью
за любовь"  Хренникова,  1976)  и  Р.  Пети  ("Сирано  де  Бержерак"  М.
Констана, 1988). В 1989 были возобн.  программы  миниатюр  Голейзовского
(балетм. В. П. Васильева) и  хореографии  Авг.  Бурнонвиля  (балетм.  К.
Ралов), в
   1991 балет Дж. Баланчина "Блудный сын" пост. балетм. Дж.  Тарас.  Эти
постановки показали, что артисты  Б.  т.,  мн.  годы  танцевавшие  почти
исключительно балеты гл. балетмейстера  или  классич.  спектакли  в  его
редакции, плохо ощущали непривычную им стилистику этих хореографов.
   Солисты труппы в 70-е - нач. 90-х  гг.  -  С.  Д.  Адырхаева,  А.  Г.
Закалинский, В. Л. Антонов, М. М. Габович (младший), Т. Н. Голикова,  В.
М. Гордеев, М. К. Леонова, Г. В. Козлова, В. С. Лагунов, Н. В.  Павлова,
Ю. В. Папко, С. Н. Радченко, Л. И. Семеняка, Н.  Л.  Семизорова,  И.  С.
Прокофьева, А. А. Михальчен-ко, И. Н. Пяткина, В. В.  Аниси-мов,  В.  Н.
Барыкин, Ю. Ю. Ветров, В. И. Деревянко, А. Ю. Кон-дратов, А. Л. Лазарев,
В. В. Рома-ненко, Г. Л. Таранда, Н. Г. Ф„доров, М. Л. Цивин.
   Получив с кон. 80-х гг. право заключать контракты за рубежом, нек-рые
артисты предпочли  уйти  из  труппы  (А.  М.  Лиепа,  И.  Д.  Мухамедов,
Семеняка).  В  нач.  90-х  гг.  был  сделан  важный  шаг  в  направлении
обогащения репертуара: возобновлены давно не шедшие в  Б.  т.  спектакли
классич. наследия "Баядерка" (1991),  "Корсар"  (1992,  1994).  В  числе
ведущих танцовщиков труппы Б. т. (на 1994): Н.  Г.  Ананиашвили,  М.  В.
Былова, Н. А. Грач„ва, Э.  В.  Дроздова,  Михальченко,  Павлова,  Э.  И.
Пальшина, И. А. Петрова, Пяткина, Семизорова, Н. Н.  Сперанская,  Г.  О.
Степа-ненко; танцовщики-Ю. В. Васю-ченко, А. Н. Ветров, Ю. Ю. Ветров, Ю.
В. Клевцов, А. В.  Никонов,  М.  В.  Перетокин,  А.  И.  Уваров,  А.  Н.

Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48   49   50   51   52   53  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет