Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Баландин Р.К. - Ледяные исполины

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 54
Размер файла: 315 Кб
Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»

гибель, в то время как выживают наиболее хитрые и те, которых трудно"1
пронять, те, которые лучше сумели приспособиться к обстоятельствам...
   Жизнь была постоянной всеобщей борьбой... Борьба каждого против всех
была нормальным состоянием".
   Так рассуждали ученые, которые наблюдали прежде всего окружающее их
общество. Они видели, как стремятся к наживе, богатству капиталисты. Как
люди, гоняясь за деньгами, должностями, вещами, теряют человеческий облик,
становятся завистливыми и жестокими. Этим ученым казалось, что в давние
времена, когда жить было труднее, не было хороших одежд и жилищ, часто
приходилось голодать, - в такие времена люди, мол, превращались в
озлобленных животных.
   Но вот стали изучать остатки древних людей, их жилищ, орудий труда.
Оказалось, что древние люди были очень умелыми и умными. Они прекрасно
рисовали и вырезали фигурки из кости, дерева, лепили из глины. У них были
поселения, где жизнь протекала мирно и дружно.
   Люди охотились - и очень успешно - на крупнейших наземных животных:
мамонтов, слонов, носорогов, бизонов, львоп и тигров, гигантских медведей.
   Мог ли одинокий озлобленный дикарь побеждать великанов ледниковой
эпохи? Нет, конечно. У него были простейшие каменные орудия, копья,
дубины, каменные топоры и ножи. С таким оружием можно побеждать мамонтов и
медведей только совместно, организованно, помогая друг другу, спасая
товарища от беды, а не заботясь лишь о себе.
   Обо всем этом Петр Кропоткин написал замечательную книгу (через
четверть века после своего исследования о ледниковом периоде). Он
доказывал, что в мире людей и жи потных преобладает ие взаимная жестокая
борьба, а взаимная помощь. Закон взаимопомощи более важен, чем закон
борьбы за пищу, за личное существование. Тяжелые условия жизни сплачивают
людей. Только так можно выжить в трудные времена. Не случайно именно в
ледниковый период появилось человеческое общество. Всякое общество
основано на взаимной помощи людей. Иначе незачем объединяться. В единении
- сила, когда есть взаимная поддержка.
   А еще в ледниковый период люди научились изучать природу, приобретали
первые теоретические знания. Конечно, сначала опп фантазировали,
придумывали гномов и великанов, невидимых могучих духов, колдунов и много
всяких небылиц. Это не было наукой. И все-таки люди старались понять и
объяснить жизнь природы. Пытались Догадаться, кат; устроен окружающий мир.
Без такого желания невозможна никакая наука.
   Один человек способен многое понять. Но еще лучше, когда в атом люди
помогают друг другу: делятся опытом и мыслями, спорят, соглашаются и снопа
спорят. А главное обучают детей, рассказывают им были и небылицы, учат
охотиться, обрабатывать камни, петь и плясать, жить дружно ц весело.
   Очень важное качество людей - стремление поделиться с другими своими
выдумками, своими знаниями, изделиями. И не только потому, что зa это
ожидается награда.
   У многих первобытных народов, живших на земле еще недавно, не было
обычая торговать своими изделиями, обменинать их с выгодой для себя. Они
делали подарки. Но, конечно, были рады взамен получить что-нибудь полезное
или приятное. Об этом обычае писал более ста лет назад знаменитый русский
путешественник Миклухо-Маклай.
   Во времена тяжелых испытаний особенно ярко проявляются и хорошие и
плохие качества человека. Ледниковая ;яюха - трудное время для людей,
живших в северных краях, - учила их быть умными, смелыми, добрыми,
сплоченными, умелыми. Она учила людей ценить красоту, дружбу, взаимную
помощь, знания, труд. Когда природа богата, она и без того предоставляет
людям разные блага.
   А если приходится жить в неблагоприятной обстановке, тяжелым трудом
добывать себе пропитание, охотиться на опасных зверей, строить укрытия от
холода и сырости, тогда помогают жить и не впадать в отчаяние самые лучшие
человеческие качества. Кто не умел или не желал жить среди людей, делить с
ними горести и радости, тот не мог уцелеть среди суровой природы.
   Люди учились трудиться. В давние времена учеба давалась нелегко. Потому
что первобытные люди - наши далекие предки - еще по научились нс только
писать, по и разговаривать, подобно нам. Им еще предстояло все создавать -
и многие слова, и разговорную речь.
   Обезьяны поныне продолжают оставаться обезьянами.
   Они очень занятные и смышленые, с ними даже можно научиться
разговаривать. Правда, не словами, а жестами: у обезьян нет голосовых
связок, необходимых для членораздельной речи.
   Но ведь у наших очень далеких предков, еще более чем мы похожих на
обезьян, тоже не сразу появились голосовые связки, позволлющие
членораздельно разговаривать, не сразу возник и крупный развитый головной
мозг, без которого никакого разговора не получится вовсе.
   Как ни смышлены обезьяны, а долго и упорно трудиться они не умеют. Они
охотно передразнивают человека, берутся за какое угодно дело, но когда
сталкиваются с трудностями - быстро раздражаются, теряют интерес к
занятиям и стараются не утомляться.
   Наши предки были другими. Они изо всех сил старались преодолевать
трудности. Они трудились и перенимали у самых умелых трудовые навыки
(кстати, перенимать некоторые навыки у своих ближних умеют и обезьяны).
Они были упорны и старательны. Использовали для охоты, собирания пищи,
обработки шкур и других целей палки (и на это способны обезьяны). А затем
начали обрабатывать для своих нужд камни - тяжелые, прочные, надежные
орудия труда. С этого уже начался настоящий fPYA. Потому что обработать
камень очень трудно. И животное, которое взялось за это дело и довело его
до конца, выработало орудие труда, заслуживает именования - человек.
   Занимаясь трудом, человек преодолевал не только неподатливость камня,
но и свою собственную неумелость, слабость, лень, несообразительность. И
становился более умелым, сильным, трудолюбивым, разумным.
   А еще люди учились учиться. Это ведь очень непросто - уметь хорошо
учиться. Но без этого не овладеешь никаким сложным ремеслом, никаким
искусством. Дети играют, подражают старшим - так начинается учеба. Но
этого мало. Надо стараться перенять у мастеров, знающих людей, учителей их
знания и умения. Начинать с малого, терпеливо осваивать самые первые
простые навыки, азбуку ремесла или искусства. И уж, конечно, никакие
знания, никакая наука невозможны без передачи достижений из поколения в
поколение.
   Выходит, и в этом искусство чем-то сродни науке. Оно тоже учит людей не
только лучше видеть и понимать окружающий мир, по и передавать свои знания
другим, обучать и учиться.
   Древние охотники рисовали в пещерах или вырезали фигурки из мамонтовых

Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Баландин Р.К., Ледяные исполины