Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1683   1684   1685   1686   1687   1688   1689   1690   1691  1692   1693   1694   1695   1696   1697   1698   1699   1700   1701  » »»

таким образом  мы  познаем  только  Бога,  который  сам  открывает  свое
существо нашему уму; 2) познание через идеи - таким  способом  познаются
нами  внешние  предметы;  3)  познание  чрез  внутреннее   чувство   или
непосредственное сознание - этим путем  нам  известна  наша  собственная
душа и  ее  различные  состояния;  4)  познание  чрез  соображение  (par
conjecture) - этим путем мы знаем о других одушевленных  существах.  Так
как наш ум хотя стремится к бесконечному или совершенному  познанию,  но
не обладает им в действительности, то мы не имеем права утверждать,  что
все бытие исчерпывается двумя известными нам родами субстанций  духовных
(или мыслящих) и телесных (или протяженных); точно  также  мы  не  имеем
права  причислять  Божество  к  духовным  субстанциям  на   том   только
основании, что мы не знаем  ничего  более  совершенного,  чем  наш  дух.
Единственное истинное имя Божие есть тот, кто есть, т. е.  существо  без
всякого ограничения, всесущий, или все  бытие  (tout  etre)  -  существо
бесконечное  и  всеобщее.  Кроме  философии   и   богословия,   М.   был
основательно  знаком  с   естественными   науками.   В   своей   критике
чувственного  познания  он  опирается,  между  прочим,  на  только   что
сделанные  в  его  время  открытия  Мальпиги  и  Сваммердама  в  области
микроскопической зоологии, и  в  связи  с  этим  выступает  приверженцем
теории панспермизма (учения о  том,  что  в  первоначальном  семени  уже
содержатся реально все  последующие  поколения),  которую  принял  потом
Лейбниц, а в наши дни поддерживал  Дарвин.  Метафизика  М.  представляет
собою оригинальное соединение двух переходных моментов: от Декартовского
дуализма и механического реализма к пантеизму Спинозы с одной стороны  и
к Берклеевскому  идеализму  -  с  другой.  Признание  всякого  бытия  за
непосредственное,  хотя  и  несовершенное  причастие  существу  Божию  и
определение человеческого познания как видение  всего  в  Боге  приводят
прямо  к  пантеизму,  а  учение  о   том,   что   познаваемые   предметы
действительно даны в идеях нашего  ума,  превращает  реальные  тела  или
"протяженные субстанции" в совершенно излишние  двойники  этих  идей  и,
следовательно, ведет к отрицанию внешнего мира или чистому идеализму.  У
М. эти  мысли  остаются  недосказанными,  что  избавляет  его  от  явных
нелепостей, но вместе с тем  лишает  его  систему  последовательности  и
цельности. Изложению его, при  большой  простоте  и  ясности,  недостает
стройности и внутренней связности. Проблески гениальных мыслей  остаются
без развития и теряются в длинных  рассуждениях,  имеющих  лишь  внешнее
отношение к делу и лишенных философского интереса. Последнее  изд.  соч.
М. сделано Ж. Симоном в 1870 г. М. не оставил школы, но имел  нескольких
приверженцев между своими современниками, каковы де-Мэран (его переписка
с М. изд.  в  1841  г.),  Лами,  Томассэн.  Лучшая  монография  о  M.  -
Olle-Laprune, "La philosophie de Malebranche" (1870).
   Вл. Соловьев.
   Мальва (Malva L.) - род растений из сем. мальвовых (Malvaceae). Около
30 видов этого рода, растущие в умеренном  климате  Европы,  Азии,  сев.
Африки и Сев. Америки, характеризуются прежде всего тем, что подчашие  у
них трехлистное,  чашечка  пятираздельная,  лепестков  пять  и  гинецей,
состоящий из множества плодолистиков;  завязь  многогнездная,  в  каждом
гнезде по одной семяпочке; плод распадается на семянки. М. -  однолетние
и многолетние травы, сначала пушистоволосистые, а  позже  голые;  листья
лопастные или надрезанные.  Цветки  по  одиночке  или  по  нескольку,  в
пазухах листьев; у весьма немногих видов соцветия  -  кисти.  В  средней
России дико растут М. alcea L., М. rotundifolia L.,  М.  crispa  L.,  М.
silvestris L. и др.; некоторые из них  находят  различное  применение  в
народной медицине.
   Мальме (Malmo) - гл. г.  шведского  лена  Мальмехус  (Malmohus),  при
Зунде. Старый, окруженный каналом г., новый г. и  несколько  форштадтов;
49891 жит. (1892); 4 црк., замок XV ст., обращенный в тюрьму,  гимназия,
техническая и мореходная школы, банк. Оживленная торговля;  вывоз  овса,
отрубей, скота, сала, масла (6,2 милл. кгр. в  1893  г.),  водки,  меда,
лесного материала, спичек, ввоз рыбы, кофе, ржи, тканей, нефти,  сахару.
В гавань заходит ежегодно до 5370 судов. 90  фабрик,  с  произв.  на  15
милл. крон: механические мастерские, литейные заводы, корабельные верфи,
мыловаренные, зеркальные фабрики и др.
   Мальта (Malta)  -  ов-в  Средиземном  море,  между  Сицилией  и  сев.
африканским прибрежьем; 35ё58' с. ш. и 14ё31' в. д.  Пространство  322,6
кв. км., включая  соседние  о-ва  Гозо,  Камино,  Каминотто  и  Фильфоа;
последние 2 необитаемы. Наибольшая дл. М. 27 км., средняя  ширина  -  14
км. Население (1894) 170265 чел., не считая англ. гарнизона в 9000  чел.
Весь о-в - выветрившийся известковый камень. Самый возвышенный пункт  М.
(258 м.) - у юго-зап. берега. Климат теплый, умеряемый морскими ветрами;
самая высокая температура в июле и августе. Благодаря неустанным трудам,
есть поля, сады и огороды, для  которых  земля  привозится  из  Сицилии.
Пшеница,  сах.  тростник,  южные  плоды  и  овощи,   изредко   виноград,
разнообразные  цветы:  розы  М.  славились  еще  в  древности.   Мрамор,
алебастр, строевой камень, кам. соль. Рек и озер нет, но обилие родников
и ключей. Козы, овцы,  ослы,  домашн.  птицы;  рыболовство  значительно.
Промышленность  ограничивается  изготовлением  не  большого   количества
хлопчатобумажн.  и  шелковых  тканей  и  филигран.  изделий.  Транзитная
торговля очень значительна. Вывоз (1892) на  11742579  фн.  ст.  Главные
статьи ввоза: вино, скот,  пиво,  мясо  -  всего  на  12633038  фн.  ст.
Движение судов в 1892 г.: прибыло 3664 корабля  в  3113344  тон.;  вышло
3703 корабля в 2123077 тон. Длина телегр. линий  105  км.  Преобладающая
религия - католическая.  Большая  часть  жителей  -  помесь  итальянцев,
арабов  и  других  семитов.  Много  мальтийцев  отправляются  в  отхожие
промыслы, особенно в Египет, Тунис и Алжирию. Официальн. и коммерч.  яз.
- англ.; язык высших классов
   - итальянский. Местное дворянство насчитывает 29  родов;  мальтийская
аристократия
   - потомки южно-европейских выходцев, искавших у  мальтийских  рыцарей
защиты от корсаров; низшие классы говорят на  мальт.  языке,  семитского
происхождения  (смесь  итальянского,  арабского  и   карфагенского).   1
университет в г. Ла-Валетте, лицей  там  же,  120  начальных  школ,  два
средних учебных заведения,  22  вечерних  школы  для  мальчиков;  бюджет
народного образования (1894) - 19931 фн.  стерл.  М.  -  важная,  сильно
укрепленная морская станция, на полпути между Гибралтаром и Норт-Саидом,
главный операционный базис для английского флота в Средиземном море. Гл.
г. ДаВалетта, с  населением,  вместе  с  пригородами,  в  73876  чел.  С
прежней, до 1570 г., столицей М., Чита-Веккией (7382  жит.),  Ла-Валетта
соединена ж. д. в 13 км. Управляется М. англ. губернатором и (с 1882 г.)
правительственным советом из выбранных представителей.

Страницы: «« « 1683   1684   1685   1686   1687   1688   1689   1690   1691  1692   1693   1694   1695   1696   1697   1698   1699   1700   1701  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь