Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1820   1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828  1829   1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838  » »»

все эллины, без различия  общественного  положения,  пола,  племени  или
государства,  позже  доступ  получили  и  римляне.   Лица   порочные   и
преступники  не  могли  быть  посвящены.  Желающий  посвятиться  брал  в
руководители мистагога из афинских граждан и допускался к малым М. затем
уже к великим, между этими 2-мя  степенями  промежуток  не  менее  года.
Посвящаемые совершали жертвоприношения и затем вступали в  храм,  где  в
глубоком мраке ночи  совершали  переходы  из  одной  части  святилища  в
другую; по временам разливался ослепительный свет и раздавались страшные
звуки.  Эти   эффекты   производились   различного   рода   техническими
приспособлениями, но тем не менее производили  подавляющее  впечатление.
Страшные сцены сменялись светлыми, успокоительными:  открывались  двери,
за которыми  стояли  статуи  и  жертвенники;  при  ярком  свете  факелов
посвящаемым представлялись украшенный роскошными  одеждами;  изображения
богов. С елевзинскими М. соединены были  афинские  малые  и  великие  М.
Первые состояли, главным образом, в очищениях  водою  Илисса;  в  состав
вторых входили  торжественные  процессии  в  елевзис,  очищения  морской
водою, мистические обряды в  храме  Деметры  в  присутствии  одних  лишь
посвященных и  состязания.  Драматические  представления  воспроизводили
перед мистами весь миф о Деметре; при  этом  им  показывались  священные
предметы, скрытые от посторонних глаз,  и  раскрывались  тайны,  т.  е.,
вероятно,  священные   предания   и   мифы,   неизвестные   народу.   2)
Самофракийские М. связаны были с культом кабиров. Здесь был особый жрец,
очищавший убийц; от посвящаемых требовался род исповедания  грехов.  Эти
М., по верованию древних, предохраняли от опасностей, особенно на  море.
3) Критские М. Зевса и куретов основаны были на мифе о воспитании  Зевса
на Крите у куретов. Они были открыты для всех. 4) Орфические М. являлись
собраниями замкнутого общества последователей  учения,  приписывавшегося
Орфею.  На  посвященных  налагались  разные  аскетические   обязанности.
Орфические М. были  связаны  с  мифами  о  Дионисе  Последние  послужили
исходным пунктом и для ряда других мистически-оргиастических празднеств,
из которых особенно выдаются вакханалии. Схожи по характеру  празднества
в честь Котито, Кибелы и др. До начала  XIX  века  ученые  видели  в  М.
эзотерическое  религиозное  учение,  отличное   от   народной   веры   и
передававшееся из века в век среди жрецов. Но  известное  соч.  Chr.  A.
Lobeck'a ("Aglaophamus sive de theologiae  mysticae  Graecorum  causis",
Кенигсберг, 1829) доказало связь М. с обычным культом  богов  у  древних
греков. Русский ученый И. И. Новосадский  пришел  к  заключению,  что  в
елевзинских М. проводилось особое учение, освещавшее  те  запросы  мысли
древнего эллина на  которые  не  давала  решения  общая,  всем  открытая
народная эллинская религия. Ср. Petersen "Der geheime  Gottesdienst  bei
den Griechen" (Гамб., 1848); Haupt, "De mysteriorum Graecorum causis  et
rationibus"  (1853);  Rinck,   "Ueber   die   ethische   Bedeutung   der
griechischenMysterien" ("Verhandl. d. Basl Phil Vers." 1847),  Du  Prel,
"Die  Mvstik  d.  alten  Griechen",  (1888);  I  Preller,  "Demeter   u.
Persephone" (1837); Н. И.  Новосадский,  "Елевсинские  мистерии"  (СПб.,
1887); A. Nebe, "De mysteriorum Eleusiniorum tempore et  administratione
publica" (1886);  E.  Kobde,  "Psyche"  (1890  -  93);  Rubensohn,  "Die
MysterienheiligthHmer in Eleusis und Samothrake"  (1892);  Aurich,  "Das
antike Mysterien wesen in seinem Einfluss auf das Christentum" (1894).
   A. M. Д.
   Мистерии (франц. mysreres, которое производят или  от  ministerium  в
смысле церковной службы, или  от  mysterium,  musthrion  -  таинство)  -
главный вид средневековой религиозной  драмы,  название  которого  часто
распространяется на весь род этих представлений. На  развитие  М.  имели
влияние  и  народные   игрища   драматического   характера,   и   сцены,
разыгрываемые бродячими  фиглярами,  и  школьная  драма,  представлявшая
пережиток драмы классической; но по существу своему средневековой  театр
исходит не из школы, не из хоровода и не из  балагана,  а  из  церковной
службы, которая на Западе, при  открытом  алтаре  и  при  неустойчивости
текста служебника, допускала драматический элемент в значительно большей
степени, нежели  служба  православная.  Первоначально  М.  и  называются
службами (officia), состоят из слов  Св.  Писания  и  церковных  гимнов,
разыгрываются    исключительно     церковнослужителями     (officiales),
исключительно  в  церкви   и   на   латинском   языке.   Постепенно   М.
секуляризуются: текст Св. Писания перелагается в стихи и содержание  его
распространяется вставками; потом допускаются припевы на языке народном,
который со временем завоевывает себе все  большие  и  большие  места  и,
наконец, совершенно вытесняет латынь.  Параллельно  с  этим  к  клерикам
примениваются светские актеры, сперва исключительно для изображения  лиц
низких и нечестивых,  а  потом  и  всех  других.  В  тоже  время  М.  из
внутренности церкви выходит на  паперть,  потом  на  церковный  двор  и,
наконец, на городскую площадь, где для нее  сооружается  особое  здание.
Раньше всего М. развилась  во  Франции;  там  уже  с  древнейших  времен
праздник   Воскресения   Христова   обставлялся   церемониалом,    почти
драматическим: алтарь изображал гроб Господень, клерики - жен мироносиц,
другие  клерики  -  ангелов.  Подобное  представление  происходило  и  в
праздник Рождества Христова. Около 1000 г. в рождественскую службу вошло
чтение "слова" (несправедливо приписываемого бл. Августину),  в  котором
проповедник выводил ряд пророков и друг. лиц, предсказывавших  Рождество
Христово и искупление; в то время, как лектор  читал  "слово",  клерики,
одетые соответственно лицам, слова которых читаются, дефилировали  перед
зрителями; позднее это чтение было переложено в стихи, отдельные эпизоды
развивались и осложнялись, и эти живые картины  обратились,  наконец,  в
драматические сцены и даже целые драмы, наприм.  представление  о  прор.
Дaнииле (Ludus Danielis. в 392 стихах), в котором есть уже и французские
вставки. От первой половины  XII  в.  дошла  пьеска  в  90  стихов,  под
названием "Sponsus" или "Притча о десяти девах", сочиненная на смешанном
языке, франц. с латинским. От конца XII в.  мы  имеем  англо-норманнскую
драму "Адам", уже сплошь, кроме дидаскалий, т. е. указаний  на  костюмы,
обстановку и проч., написанную  французскими  стихами  (1300  стихов)  и
местами в  1-ой  части  проявляющую  несомненный  драматический  талант.
Представление "Адама" происходило вне церкви, но на церковном дворе, так
как Бог Отец или Figura, как  Его  называет  автор,  окончив  роль  свою
уходит в церковь; обстановка предполагалась довольно сложная и  по  тому
времени роскошная (изд. "Adam, drame anglonormand du XII s. ", par Vict.
Luzarche, Тур, 1854; переизд. Leon Palustre. B 1877). К началу XIV в. М.
во Франции, Англии и Италии достигают полного своего развития,  при  чем
во многих местах делу помогают товарищества, составляемые для этой  цели
(в Риме уже в 1264 г. образовалось общество "Gonrafone", главной задачей
которого было представлять ежегодно М. Страстей  Христовых;  в  Перуджии

Страницы: «« « 1820   1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828  1829   1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь