Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1826   1827   1828   1829   1830   1831   1832   1833   1834  1835   1836   1837   1838   1839   1840   1841   1842   1843   1844  » »»

с  согласия  областного  собора,  подвергать  подведомых  ему  епископов
наказаниям.  С  образованием  новых   германских   государств   значение
митрополитанского управления изменил ось в той  мере,  в  какой  прежние
митрополии  в  это  время  утратили  свое  значение  и  место  областных
церковных соборов заступили  имперские  сеймы.  К  тому  же  деление  на
диоцезы здесь отсутствовало. Правда, папа Захария  пытался  восстановить
митрополитанскую систему церковного управления, но попытка его не  имела
успеха.  Карл  В.,  по  настоянию  папы  Адриана,  своими  капитуляциями
установил митрополичью юрисдикцию во всех своих владениях; но фактически
прежняя власть М. не могла осуществляться  вполне  уже  потому,  что  на
сеймах подведомственный ему епископ  являлся  на  равных  с  ним  правах
представительства и, по обстоятельствам или по  выдающимся  способностям
представительства,  епископ  имел  иногда  в  делах   собрания   большее
значение, чем М. С течением времени западные М. вместо того, чтобы самим
вместе с собором избирать епископов, как  было  в  начале,  должны  были
ограничиться  правом   исследовать   законность"   избрания   и   правом
посвящения. Мало помалу епископы сделались  совершенно  независимыми  от
М., политические права тех и других были совершенно одинаковы - оба были
одинаково подчинены королю; но король мог защищать епископа  против  М.,
М. же не мог защищать епископа против короля; епископ  мог  апеллировать
на М. к папе, а М. должен был тем не менее  приглашать  епископов  своей
митрополии к участию в своих  решениях.  Лишь  в  Англии  митрополитское
управление  держалось  прочно;  епископы  кентерберийские   и   йopкские
пользовались правами М. во всей их первоначальной полной. В  последующее
время юрисдикция М. на Западе чем далее, тем более  сокращалась,  в  той
мере, в какой развивалась централизующая система  папизма.  Сардикийский
собор предоставил римскому епископу право принимать апелляции  епископов
на М. и постановлять по ним окончательное решение. Папа Николай I (858 -
867) постановил, что без его согласия ни  один  епископ  не  может  быть
низложен. Иннокений III усвоил себе право непосредственного суда во всех
делах о епископах, а  Александр  III  постановил,  что  на  всякий  суд,
духовный и светский, даже в не значительных делах  (in  causis  minimis)
возможна апелляция к папе. На соборе равеннском (877  г.)  постановлено,
что каждый М., который не испросит у  папы  паллиума,  должен  считаться
низложенным. Григорий VII требовал от М. присяги в том,  что  они  будут
защищать папство, во всякое время являться к папе по первому  призыву  и
т. д. Климент IV (1264 - 1268) усвоил себе  право  полного  распоряжения
всеми приходами и бенефициями. В XI в. от М. отнято, наконец, даже право
созывать провинциальные  соборы,  через  учреждение  должностей  сначала
апостолического викария, а затем папского легата, которые посылались  из
Рима для созыва соборов. Наконец, папы  усвоили  себе  и  все  поместное
церковное законодательство  и  кодификацию  церковных  законов.  Папские
декреталии получили значение канонов - то самое, какое имели определения
соборов, и заменяли последние. От  прежней  митрополичьей  юрисдикции  к
XIII  в.  на  Западе  уже  ничего  не  осталось.  Последующие   столетия
представляют лишь несколько безуспешных попыток борьбы  епископализма  с
куриализмом,  стремления   отстоять   права   епископа   вообще   против
всепоглощающего абсолютизма римской курии,  так  как  не  митрополитство
только, но и самое епископство  провозглашено  было  излиянием  папства.
Ныне в  католической  церкви  название  М.  -  лишь  почетный  титул.  В
восточных патриархатах титул М. удерживается за всеми  теми  епископами,
епископии которых были митрополиями во времена византийской  империи,  и
имеет тоже каноническое  значение,  какое  дано  им  в  века  вселенских
соборов, но в виду современного состояния их епархий - по  необходимости
лишь в теории и номинально. В других православных авто-кефальных церквах
права и обязанности М. осуществляются в большей мере, хотя и сообразно с
политическим положением страны, так, в Австрии  права  митрополитанского
управления  православных  церквей   часто   нарушаются   государственной
властью.
   Н. Б - в.
   Михаил Архангел - один из семи архангелов,  национальный  покровитель
иудеев (Дан. X, 13 и др.), вождь  небесного  воинства  в  его  борьбе  с
темными силами ада (посл. Иуды 8 - 10).  Почитание  его  в  христианской
церкви восходит к древнейшим временам; память его чтится 8 ноября.
   Михаил Всеволодович - князь черниговский,  сын  Василия  Святославича
Чермного, причтенный к лику святых. Некоторое  время,  с  1216  г.,  был
переяславским князем, затем один год, после калкской битвы, новгородским
и с 1225 г. - черниговским. С 1229 г. по 1232 г. враждовал  с  Ярославом
Всеволодовичем; в 1234 г. занял Галич, а через два года - Киев;  в  1239
г., напуганный слухами о татарах, бежал  в  Венгрию,  оттуда  в  Польшу,
скитался там по разным городам и, возвратясь на родину, жил  на  острове
против  Киева,  разоренного  татарами.  Пробыв  опять  несколько  лет  в
Венгрии, по случаю женитьбы своего сына (Ростислава) на дочери Белы  VI,
вернулся  в  Чернигов  (1245);   по   приказанию   ханских   сановников,
переписывавших там народ, отправился в Орду и там  был  зверски  замучен
татарами из-за несоблюдения татарских языческих обычаев (20 сент. 1246).
Тела  его  и  погибшего  с  ним  его  боярина  Феодора  были   погребены
первоначально в Чернигове, потом перенесены  в  Москву  (1572.);  теперь
покоятся в кремлевском Архангельском соборе (с  1774  г.),  в  бронзовой
раке, заменившей чеканную серебряную, похищенную в 1812 г.
   В. Р - в.
   Михаил Федорович - первый царь из дома Романовых. Отцом М. Федоровича
был Федор Никитич, впоследствии  патриарх  Филарет,  женатый  на  Ксении
Ивановне Шестовой, из незнатного рода; в июне 1596 г. у них родился  сын
М. В 1601 г. Борис Годунов постриг и сослал Федора Никитича в  Софийский
Антониев м-рь, а мать М. Федоровича постриг под именем Марфы и сослал  в
Заонежье, в Егорьевский погост Толвуйской волости. М. Федорович  жил  на
Белоозере с теткой своей, Марфой Никитичной Черкасской; с 1603 г. жил  в
Клину, родовой вотчине Романовых, с 1605 г.  вместе  с  матерью.  Первый
самозванец  возвел  Филарета  в  сан  ростовского   митрополита;   семья
соединилась и  почти  до  конца  1608  г.  жила  вместе,  а  во  времена
Тушинского вора, когда Филарет был у него в почетном плену - в Москве. В
1610 г. Филарет был вместе с кн. Голицыным послан к полякам, которые его
не отпустили и 9 лет М. не видал  отца.  Будущий  царь  с  матерью  были
задержаны в московском Кремле и выпущены из плена только в  ноябре  1612
г., когда и удалились в Кострому, проживая то в собственном доме,  то  в
Ипатьевском м-ре. Собор 1613  г.  избрал  М.  Федоровича  на  московский
престол 21 февраля. 13 марта послы от собора прибыли в  Кострому,  а  14
были  приняты  в  Ипатьевском  м-ре.  Инокиня  Марфа  и  М.   решительно
отказывались принять предложение собора, главным  образом  потому,  что,

Страницы: «« « 1826   1827   1828   1829   1830   1831   1832   1833   1834  1835   1836   1837   1838   1839   1840   1841   1842   1843   1844  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь