|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 » »» Марии покупают миро для тела Спасителя, дерется с женой и пр. Этот
комический элемент в том же XV столетии выделяется в особые масляничные
представления (Fastnachtsspiele), уже чисто светского характера, не
смотря на свои часто свящ. сюжеты. С другой стороны, в нем. М. на тему
Страстей Христовых элемент трогательного был настолько силен, что он
помог ей удержаться местами и до настоящего времени, напр. в Оберам
мергау. Ср. П. Полевой, "Исторические очерки средневековой драмы" (СПб.,
1865); Алексей Веселовский, "Старинный театр в Европе" (М., 1870); Н.
Стороженко, "Предшественники Шекспира" (СПб., 1872); Petit de Juleville,
"Les Mysteres" (Париж, 1880); Collier, "History of English Dramatic
Poetry" (2 изд. Лондон, 1879); Ward, "A History of English Dramatic
Literature to the death of queen Anne" (1876 - 1876); Zschech, "Die
Anfange des engl. Dramas" (Мариенвердер, 1886); Ahn, "English Mysteries
and Miracle Plays" (Трир, 1867); Rovenhagen, "Allenglische Dramen.
Geistliche Schauspiele" (Ахен, 1879); E. Wilken, "Geschichte der
geistlichen Spiele in Deutsculand" (Геттинген, 1872); Reidt, "Das
geistliche Schauspiel des Miltelalters in Deutschland" (Франкф. на M.,
1868); R. Froning, "Das Drama des Mittelalters" (Штуттг., ч. I - III, в
Kurschner's "Deutsche National Iitterature).
А. Кирпичников.
В России зачатками М. или мираклей могут считаться два заимствованных
у греков "действа" полудраматического характера - "действо" в неделю
Ваий или шествие на осляти и пещное действо, Чин совершения их см. в
подробном исследовании К. Никольского, "О службах русской церкви, бывших
в прежних печатных богослужебных книгах" (СПб., 1885), а также в
"Чтениях в общ. любителей духовного просвещения" (1882, 2 и 5). В
киевской Руси были распространены М., заимствованные с Запада при
посредстве Польши. Древнейшим сохранившимся образцом является
изобилующий полонизмами "Dialogus de passione Christi", с прологом на
польском языке и 5 сценами, писанными по-русски; он относится к эпохе
войн Хмельницкого (1648 - 54). Ср. Мирон, "М. страстей господних"
("Киевск. Старина", 1891, 4). Богослужебные пасии заимствованы были
южно-русской церковью от польскокатолической в первой половине XVIII в.,
вероятно при киевском митрополите Иове Борецком, в 1629 г. Чин пассии
сохранился в южно-русской рукописи XVII в. и с ним схоже относящееся к
ок. 1686 г. "Действие на страсти Христовы списанное", в 1703 г.
воспроизведенное в М. "Мудрость предвечная". Переходом к южно-русской
драме Феофана Прокоповича является представленная в 1674 г., в честь
царя Алексея Михайловича М. об Алексее человеке Божием. См. Н. Петров,
"Очерки из истории украинской литературы XVIII в." (Kиев, 1880).
А. М. Д.
М. имеются и в мусульманском мире. Особенно замечательны М.
персидские; они воспроизводят страсти дома Ади, в шиитской, значительно
отступающей от действительности, версии. Они получили развитие при дворе
Сефевиев, с XVI в. Часть духовенства находит, что выводить на сцену
священные личности, значить их оскорблять. Дать теъзии считается у
большинства персов богоугодным делом; благочестивые или тщеславные
богачи и вельможи (в нынешнее время - и европейские посольства) охотно
устраивают для зрителей помещение ("текие", род балагана), богато его
разукрашивают коврами и материями, платят авторам и исполнителям пьесы,
угощают зрителей. Вход бесплатный; допускаются и женщины, а бывают также
исключительно женские темы, где и пьеса разыгрывается только женщинами.
Представление начинается прологом: горячей проповедью моллы, "рузхана",
старающегося вызвать слезы умиления у зрителей; хор маль чиков заключает
проповедь пением. Слушатели плачут (а если не плачут, то неумелый рузхан
просить их хоть для виду поплакать), бьют себя в грудь; особенно
неистовствуют так наз. "грудебийцы" (синезены) и "камнебийцы"
(сенгзены), которые группой проходят перед публикой при хоровом пении,
после чего начинается представление. Декорации
- первобытные; самая сцена ("техт", подмостки) и занавес введены в
сравнительно недавнее время; роли (написанные стихами и при том народной
речью) не заучиваются, а читаются исполнителями с бумажек (иногда поются
хором); распоряжается на сцене режиссер. Для европейца все это кажется
комичным, но зрителей представление искренно трогает; они то рыдают, то
умиляются, то негодуют; иногда они осыпают градом камней исполнителей
несимпатичных ролей Омара, Езида и т. п., и прогоняют со сцены; бывают
даже случаи смерти актеров (но такая смерть считается святой). Очень
подробное описание персидск. М. у Березина, "Путешествиe в северную
Персию" (Казань, 1852). Гр. Gobineau, в "Trois ans en Asie" (1857) и в
"Religions et philosophies dans l'Asie Centrale" (1866). В 1878 г. Ал.
Ходзько перевел 5 пьес: "Le theatre persan, Choix de teaziehs" (Пар.).
См. еще: "Персидские поминки или Taasie" Н. Михайлова (в "Астраханских
Губернских Ведомостях", 1842, ј 50); "Персидские мистерии" Али
("Новости", 1883,. No S29), Уильс, "Современная Персия" (СПб., 1887).
Сопоставление с Обераммергау у Эте, в "Morgenlandische Studien" (Лпц.,
1870).
А. Крымский.
Мистика, -цизм - Кроме явного богослужения у греков, как и у других
народов, существовали сокровенные обряды и поучения, связанные в Греции
преимущественно с новыми божествами, носителями культуры - Деметрой и
Дионисом. Все сюда относившееся называлось ta mustica. В переносном
словоупотреблении М. означает: 1) совокупность явлений и действий,
особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира,
независимо от условий пространства, времени и физической причинности;
это есть М. реальная или опытная, которая разделяется на: а)
прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и
предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре
- сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также
астрология, и b) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо
обычных средств и условий, производить различные явления, как то:
действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы
одним властным внушением, создавать пластические формы или
материализировать духовные сущности и дематериализировать телесные и т.
п.; сюда относятся так назыв. животный магнетизм, магия (в тесном
смысле), теургия, некромания, всевозможные способы волшебства или
чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических
явлений. В настоящее время наблюдения и опыты над фактами искусственного
гипноза и внушения заставляют некоторых ученых признать в этой области,
кроме обмана и суеверия, и известную действительную основу. С
христианской точки зрения реальная М. (в обоих своих видах) разделяется,
Страницы: «« « 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |