Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828   1829   1830  1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838   1839   1840  » »»

Марии покупают миро для тела Спасителя,  дерется  с  женой  и  пр.  Этот
комический элемент в том же XV столетии выделяется в особые  масляничные
представления (Fastnachtsspiele),  уже  чисто  светского  характера,  не
смотря на свои часто свящ. сюжеты. С другой стороны, в нем. М.  на  тему
Страстей Христовых элемент трогательного был  настолько  силен,  что  он
помог ей удержаться местами и до  настоящего  времени,  напр.  в  Оберам
мергау. Ср. П. Полевой, "Исторические очерки средневековой драмы" (СПб.,
1865); Алексей Веселовский, "Старинный театр в Европе"  (М.,  1870);  Н.
Стороженко, "Предшественники Шекспира" (СПб., 1872); Petit de Juleville,
"Les Mysteres" (Париж, 1880);  Collier,  "History  of  English  Dramatic
Poetry" (2 изд. Лондон, 1879); Ward,  "A  History  of  English  Dramatic
Literature to the death of queen Anne"  (1876  -  1876);  Zschech,  "Die
Anfange des engl. Dramas" (Мариенвердер, 1886); Ahn, "English  Mysteries
and Miracle  Plays"  (Трир,  1867);  Rovenhagen,  "Allenglische  Dramen.
Geistliche  Schauspiele"  (Ахен,  1879);  E.  Wilken,  "Geschichte   der
geistlichen  Spiele  in  Deutsculand"  (Геттинген,  1872);  Reidt,  "Das
geistliche Schauspiel des Miltelalters in Deutschland" (Франкф.  на  M.,
1868); R. Froning, "Das Drama des Mittelalters" (Штуттг., ч. I - III,  в
Kurschner's "Deutsche National Iitterature).
   А. Кирпичников.
   В России зачатками М. или мираклей могут считаться два заимствованных
у греков "действа" полудраматического характера  -  "действо"  в  неделю
Ваий или шествие на осляти и пещное действо, Чин  совершения  их  см.  в
подробном исследовании К. Никольского, "О службах русской церкви, бывших
в прежних  печатных  богослужебных  книгах"  (СПб.,  1885),  а  также  в
"Чтениях в общ. любителей  духовного  просвещения"  (1882,  2  и  5).  В
киевской Руси  были  распространены  М.,  заимствованные  с  Запада  при
посредстве   Польши.   Древнейшим   сохранившимся   образцом    является
изобилующий полонизмами "Dialogus de passione Christi",  с  прологом  на
польском языке и 5 сценами, писанными по-русски; он  относится  к  эпохе
войн Хмельницкого (1648  -  54).  Ср.  Мирон,  "М.  страстей  господних"
("Киевск. Старина", 1891,  4).  Богослужебные  пасии  заимствованы  были
южно-русской церковью от польскокатолической в первой половине XVIII в.,
вероятно при киевском митрополите Иове Борецком, в 1629  г.  Чин  пассии
сохранился в южно-русской рукописи XVII в. и с ним схоже  относящееся  к
ок. 1686  г.  "Действие  на  страсти  Христовы  списанное",  в  1703  г.
воспроизведенное в М. "Мудрость предвечная".  Переходом  к  южно-русской
драме Феофана Прокоповича является представленная в  1674  г.,  в  честь
царя Алексея Михайловича М. об Алексее человеке Божием. См.  Н.  Петров,
"Очерки из истории украинской литературы XVIII в." (Kиев, 1880).
   А. М. Д.
   М.  имеются  и  в  мусульманском  мире.  Особенно   замечательны   М.
персидские; они воспроизводят страсти дома Ади, в шиитской,  значительно
отступающей от действительности, версии. Они получили развитие при дворе
Сефевиев, с XVI в. Часть духовенства  находит,  что  выводить  на  сцену
священные личности, значить  их  оскорблять.  Дать  теъзии  считается  у
большинства  персов  богоугодным  делом;  благочестивые  или  тщеславные
богачи и вельможи (в нынешнее время - и европейские  посольства)  охотно
устраивают для зрителей помещение ("текие", род  балагана),  богато  его
разукрашивают коврами и материями, платят авторам и исполнителям  пьесы,
угощают зрителей. Вход бесплатный; допускаются и женщины, а бывают также
исключительно женские темы, где и пьеса разыгрывается только  женщинами.
Представление начинается прологом: горячей проповедью моллы,  "рузхана",
старающегося вызвать слезы умиления у зрителей; хор маль чиков заключает
проповедь пением. Слушатели плачут (а если не плачут, то неумелый рузхан
просить их хоть  для  виду  поплакать),  бьют  себя  в  грудь;  особенно
неистовствуют  так   наз.   "грудебийцы"   (синезены)   и   "камнебийцы"
(сенгзены), которые группой проходят перед публикой при  хоровом  пении,
после чего начинается представление. Декорации
   - первобытные; самая сцена ("техт", подмостки) и  занавес  введены  в
сравнительно недавнее время; роли (написанные стихами и при том народной
речью) не заучиваются, а читаются исполнителями с бумажек (иногда поются
хором); распоряжается на сцене режиссер. Для европейца все  это  кажется
комичным, но зрителей представление искренно трогает; они то рыдают,  то
умиляются, то негодуют; иногда они осыпают  градом  камней  исполнителей
несимпатичных ролей Омара, Езида и т. п., и прогоняют со  сцены;  бывают
даже случаи смерти актеров (но такая  смерть  считается  святой).  Очень
подробное описание персидск. М.  у  Березина,  "Путешествиe  в  северную
Персию" (Казань, 1852). Гр. Gobineau, в "Trois ans en Asie" (1857)  и  в
"Religions et philosophies dans l'Asie Centrale" (1866). В 1878  г.  Ал.
Ходзько перевел 5 пьес: "Le theatre persan, Choix de  teaziehs"  (Пар.).
См. еще: "Персидские поминки или Taasie" Н. Михайлова  (в  "Астраханских
Губернских  Ведомостях",  1842,  ј  50);   "Персидские   мистерии"   Али
("Новости", 1883,. No S29), Уильс, "Современная  Персия"  (СПб.,  1887).
Сопоставление с Обераммергау у Эте, в "Morgenlandische  Studien"  (Лпц.,
1870).
   А. Крымский.
   Мистика, -цизм - Кроме явного богослужения у греков, как и  у  других
народов, существовали сокровенные обряды и поучения, связанные в  Греции
преимущественно с новыми божествами, носителями культуры  -  Деметрой  и
Дионисом. Все сюда относившееся  называлось  ta  mustica.  В  переносном
словоупотреблении М.  означает:  1)  совокупность  явлений  и  действий,
особым образом связывающих человека с тайным существом  и  силами  мира,
независимо от условий пространства, времени  и  физической  причинности;
это  есть  М.  реальная  или  опытная,  которая   разделяется   на:   а)
прорицательную,  стремящуюся  усматривать  непосредственно   явления   и
предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре
- сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также
астрология, и b) деятельную или оперативную, которая  стремится,  помимо
обычных средств  и  условий,  производить  различные  явления,  как  то:
действовать на расстоянии, останавливать и вызывать  жизненные  процессы
одним   властным   внушением,   создавать   пластические    формы    или
материализировать духовные сущности и дематериализировать телесные и  т.
п.; сюда относятся  так  назыв.  животный  магнетизм,  магия  (в  тесном
смысле),  теургия,  некромания,  всевозможные  способы  волшебства   или
чародейства и, наконец,  вся  область  медиумических  или  спиритических
явлений. В настоящее время наблюдения и опыты над фактами искусственного
гипноза и внушения заставляют некоторых ученых признать в этой  области,
кроме  обмана  и  суеверия,  и  известную   действительную   основу.   С
христианской точки зрения реальная М. (в обоих своих видах) разделяется,

Страницы: «« « 1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828   1829   1830  1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838   1839   1840  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь