Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 » »» Марии покупают миро для тела Спасителя, дерется с женой и пр. Этот комический элемент в том же XV столетии выделяется в особые масляничные представления (Fastnachtsspiele), уже чисто светского характера, не смотря на свои часто свящ. сюжеты. С другой стороны, в нем. М. на тему Страстей Христовых элемент трогательного был настолько силен, что он помог ей удержаться местами и до настоящего времени, напр. в Оберам мергау. Ср. П. Полевой, "Исторические очерки средневековой драмы" (СПб., 1865); Алексей Веселовский, "Старинный театр в Европе" (М., 1870); Н. Стороженко, "Предшественники Шекспира" (СПб., 1872); Petit de Juleville, "Les Mysteres" (Париж, 1880); Collier, "History of English Dramatic Poetry" (2 изд. Лондон, 1879); Ward, "A History of English Dramatic Literature to the death of queen Anne" (1876 - 1876); Zschech, "Die Anfange des engl. Dramas" (Мариенвердер, 1886); Ahn, "English Mysteries and Miracle Plays" (Трир, 1867); Rovenhagen, "Allenglische Dramen. Geistliche Schauspiele" (Ахен, 1879); E. Wilken, "Geschichte der geistlichen Spiele in Deutsculand" (Геттинген, 1872); Reidt, "Das geistliche Schauspiel des Miltelalters in Deutschland" (Франкф. на M., 1868); R. Froning, "Das Drama des Mittelalters" (Штуттг., ч. I - III, в Kurschner's "Deutsche National Iitterature). А. Кирпичников. В России зачатками М. или мираклей могут считаться два заимствованных у греков "действа" полудраматического характера - "действо" в неделю Ваий или шествие на осляти и пещное действо, Чин совершения их см. в подробном исследовании К. Никольского, "О службах русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах" (СПб., 1885), а также в "Чтениях в общ. любителей духовного просвещения" (1882, 2 и 5). В киевской Руси были распространены М., заимствованные с Запада при посредстве Польши. Древнейшим сохранившимся образцом является изобилующий полонизмами "Dialogus de passione Christi", с прологом на польском языке и 5 сценами, писанными по-русски; он относится к эпохе войн Хмельницкого (1648 - 54). Ср. Мирон, "М. страстей господних" ("Киевск. Старина", 1891, 4). Богослужебные пасии заимствованы были южно-русской церковью от польскокатолической в первой половине XVIII в., вероятно при киевском митрополите Иове Борецком, в 1629 г. Чин пассии сохранился в южно-русской рукописи XVII в. и с ним схоже относящееся к ок. 1686 г. "Действие на страсти Христовы списанное", в 1703 г. воспроизведенное в М. "Мудрость предвечная". Переходом к южно-русской драме Феофана Прокоповича является представленная в 1674 г., в честь царя Алексея Михайловича М. об Алексее человеке Божием. См. Н. Петров, "Очерки из истории украинской литературы XVIII в." (Kиев, 1880). А. М. Д. М. имеются и в мусульманском мире. Особенно замечательны М. персидские; они воспроизводят страсти дома Ади, в шиитской, значительно отступающей от действительности, версии. Они получили развитие при дворе Сефевиев, с XVI в. Часть духовенства находит, что выводить на сцену священные личности, значить их оскорблять. Дать теъзии считается у большинства персов богоугодным делом; благочестивые или тщеславные богачи и вельможи (в нынешнее время - и европейские посольства) охотно устраивают для зрителей помещение ("текие", род балагана), богато его разукрашивают коврами и материями, платят авторам и исполнителям пьесы, угощают зрителей. Вход бесплатный; допускаются и женщины, а бывают также исключительно женские темы, где и пьеса разыгрывается только женщинами. Представление начинается прологом: горячей проповедью моллы, "рузхана", старающегося вызвать слезы умиления у зрителей; хор маль чиков заключает проповедь пением. Слушатели плачут (а если не плачут, то неумелый рузхан просить их хоть для виду поплакать), бьют себя в грудь; особенно неистовствуют так наз. "грудебийцы" (синезены) и "камнебийцы" (сенгзены), которые группой проходят перед публикой при хоровом пении, после чего начинается представление. Декорации - первобытные; самая сцена ("техт", подмостки) и занавес введены в сравнительно недавнее время; роли (написанные стихами и при том народной речью) не заучиваются, а читаются исполнителями с бумажек (иногда поются хором); распоряжается на сцене режиссер. Для европейца все это кажется комичным, но зрителей представление искренно трогает; они то рыдают, то умиляются, то негодуют; иногда они осыпают градом камней исполнителей несимпатичных ролей Омара, Езида и т. п., и прогоняют со сцены; бывают даже случаи смерти актеров (но такая смерть считается святой). Очень подробное описание персидск. М. у Березина, "Путешествиe в северную Персию" (Казань, 1852). Гр. Gobineau, в "Trois ans en Asie" (1857) и в "Religions et philosophies dans l'Asie Centrale" (1866). В 1878 г. Ал. Ходзько перевел 5 пьес: "Le theatre persan, Choix de teaziehs" (Пар.). См. еще: "Персидские поминки или Taasie" Н. Михайлова (в "Астраханских Губернских Ведомостях", 1842, ј 50); "Персидские мистерии" Али ("Новости", 1883,. No S29), Уильс, "Современная Персия" (СПб., 1887). Сопоставление с Обераммергау у Эте, в "Morgenlandische Studien" (Лпц., 1870). А. Крымский. Мистика, -цизм - Кроме явного богослужения у греков, как и у других народов, существовали сокровенные обряды и поучения, связанные в Греции преимущественно с новыми божествами, носителями культуры - Деметрой и Дионисом. Все сюда относившееся называлось ta mustica. В переносном словоупотреблении М. означает: 1) совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть М. реальная или опытная, которая разделяется на: а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре - сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология, и b) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как то: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализировать духовные сущности и дематериализировать телесные и т. п.; сюда относятся так назыв. животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромания, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений. В настоящее время наблюдения и опыты над фактами искусственного гипноза и внушения заставляют некоторых ученых признать в этой области, кроме обмана и суеверия, и известную действительную основу. С христианской точки зрения реальная М. (в обоих своих видах) разделяется, Страницы: «« « 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |