Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828   1829  1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838   1839  » »»

сходное по цели братство упоминается еще раньше). В Англии,  где  в  это
время городская культура стояла очень  высоко,  горожане  играют  видную
роль не только в представлении; но  и  в  постановки  пьес,  и  цехи  на
перерыв друг  перед  другом  стараются  как  можно  роскошнее  обставить
большие М. Во Франции, когда  власти  города  решали,  что  в  известный
праздник будет дана М., составлялся комитет из  граждан  и  духовенства,
заботившийся  о  собирании  средств  на  постройку  сцены,  приобретение
костюмов и пр. Нередко эти издержки, весьма  значительные,  принимал  на
себя город. Комитет или выбирал старую, уже игранную  где-нибудь  пьесу,
или заказывал новый текст. Авторами (facteur) пьес почти  всегда  бывали
клерики. И в том случае, если  ставилась  старая  пьеса,  был  необходим
facteur, чтобы набрать актеров и распределить роли. Число актеров иногда
далеко  переходило  за  сотню.  Они  или  играли  даром,  или   получали
вознаграждение (соразмеряемое главным образом с  дороговизной  костюма),
но  во  всяком  случае  пользовались  даровым  угощением.  Роли   святых
обыкновенно играли члены клира, и костюмами  им  служили  ризы;  женские
роли изображались молодыми людьми в масках. Важную роль играл декоратор,
он же и машинист, назыв.  "соnstructeur  des  secrets"  и  бывший  часто
строителем сцены. Сцена состояла из  2  частей:  передней  и  задней.  В
передней части (champ), за занавесом, часто  с  нарисованной  драконовой
пастью, помещался ад. В  глубине  сцены  помещались  так  наз.  mansions
(помещения):  двор  Ирода,  двор  Пилата,  храм  иерусалимский  и   пр.,
изображенные с простотой первобытной. Сзади mansions помещался рай,  где
пребывал и Господь и ангелы. Сцену от зрителей отдедяла  решетка;  места
зрителей разделялись на партер и галерею (ложи); как тот, так  и  другие
были под открытым небом, но иногда прикрывались  пару  синой;  это  были
места большей частью платные; кроме того масса зрителей  помещалась  где
попало, стоя, сидя в лежа; многие взбирались на крыши близлежащих домов.
Представление начиналось рано утром и, с перерывом для обеда  и  отдыха,
продолжалось до захода солнца; часто пьеса длилась нисколько дней (от  3
до 40); в продолжение всего этого времени в  городе  закрывались  лавки,
улицы запирались цепями и  по  опустелым  предместьям  ходили  усиленные
патрули.  Композиция  М.  в  общем  была  груба  и  наивна;  на  иллюзии
относительно места и времени не обращалось никакого внимания (из  одного
конца христианского миpa в другой - т. е. из одной mansion  в  другую  -
вестник  совершал  путешествие  на  глазах  зрителя  в  две  минуты,   в
продолжение которых он едва успевал сказать монолог в несколько стихов),
но  в  отдельных  образцах  местами  чувствовалась  сила  драматического
одушевления  и  прелесть  истинной   поэзии.   Основной   тон   М.   был
идеально-трагический, но чем дальше, тем все больше и больше  вторгалась
в них действительная жизнь и усиливался  комический  элемент:  даже  при
изображении Страстей Maрии Магдалины забавляла зрителей своим кокетством
и танцами; солдаты у Pacnaria смешили  своим  грубым  хвастовством.  Эта
наклонность к  юмору  и  здоровый  реализм  особенно  развиваются  в  М.
английской, где, напр., в изображении Р. Хр. между будто бы вифлеемскими
(а по характеру и всей обстановке
   -   чисто   английскими)   пастухами   и   мошенником-мужиком   Маком
разыгрывается цельная и очень живая комедийка. В учено-серьезных  франц.
М. появление дьяволов не столько пугало, сколько веселило зрителей. В XV
в. представление М. во Франции приобретает устойчивость; уже в XIV в.  в
Париже действует "Confrerie de la Passion", которое давало  спектакли  в
одном пригородном селе; с 1402 г. оно  нанимает  зал  в  Hopital  de  la
Trinite, приспособляет постоянную  сцену  и  играет  по  воскресеньям  и
праздникам после обеда. Это братство с успехом работает до середины  XVI
в. и приобретает собственное помещение, но Возрождение убивает вкус к М.
Наиболее сложные, обширные (до  60000  стихов)  и  требовавшие  наиболее
сложной обстановки (до 500 действующих лиц) франц. М.  обработаны  в  XV
столетии. М. "Ветхого Завета", обнимающая события от сотворения миpa  до
императора Октавиана и 12  сивилл,  предсказывавших  пришествие  Мессии,
имеет 49200 стихов и требует 250 актеров (J. de Rothschild,  "Le  Mysore
du  viel  Testament",  П.,  1878  -  87).  Из  М.  новозаветного  цикла,
обнимающих  всю  жизнь  Христа,  лучшей  считается  М.  Страстей  Арнудя
Гребана, заключающая 34574 стиха и разделяющаяся на 4 дня ("Le М. de  la
Passion d'Arnoul Greban, publie par G. Paris et G. Raymond", П.,  1876);
М.   "Мщение   Господа",    оканчивающаяся    разрушением    Иерусалима,
представленная, вероятно, в Меце в 1437 г. - 22000 ст. и 177 действующих
лиц; М. изображающая деяния апостолов, разделяется на  9  дней,  требует
494 актеров и имеет около 62000  стихов.  Любопытный  переход  от  М.  к
историческим драмам составляет сочиненная около 1440 г. "Осада  Орлеана"
("Le Siege d'Orleans", ок. 20000 ст., 140 действующих лиц; см. Я. Tivier
"Etude sur  le  Mystere  du  Siege  d'Orleans",  И.  1868),  В  Германии
религиозная драма развивается несколько  позднее  и  дольше  остается  в
тесном общении  с  церковью;  но,  раз  выйдя  на  площадь  города,  она
секуляризируется очень быстро, и крайний  реализм,  с  резко  выраженной
наклонностью к комическому, развивается в ней гораздо сильнее, нежели во
Франции. Указания на зародыши М. в виде чтения страстных евангелий,  так
сказать,  по  ролям  мы  имеем  от  раннего  времени;  но  и   в   эпоху
Гогенштауфенов в немецкой М.  господствует  почти  чистая  латынь  (даже
светскую песню в честь любви и весны,  в  бенедиктинской  Рождественской
игре,  египетский  царь  поет  по  латыни),  и   авторы   их   проявляют
глубокомыслие и большую ученость; создание их могли быть доступны народу
только со стороны обстановки, в общем весьма несовершенной. Но на  более
интеллигентных зрителей и  эти  представления  оказывали  очень  сильное
действие В 1322 г. эйзенахские  монахи  давали  притчу  о  10  девах,  в
присутствии ландграфа тюрингенского Фридриха; когда он  увидал,  что  ни
мольбы святых, ни  даже  просьбы  Богоматери  не  могли  смягчить  гнева
божественного Жениха, и он отдал неразумных дев - детей мира - дьяволам,
он впал в такое тяжелое душевное состояние, что через несколько дней был
поражен ударом, пролежал 3 года  в  постели  и  умер  55  лет  от  роду.
Серьезные праздничные представления (циклы их те же, что и  во  Франции:
Weinachtsspiele, Passionspiele, Osterspiele) остаются в пределах  церкви
до XV в. включительно,  но  драмы  с  элементом  комизма  высылаются  на
площадь, где для них строится особое здание (Spilhaus), еще в XIV  веке.
В XV веке и нем. М. достигает большого развития (более 8000  стихов,  до
300 актеров; пьеса продолжается 3  -  4  дня),  но  обстановка  остается
большей частью очень наивной: бочка изображает ад,  другая  бочка  вверх
дном - гору, на которой  сатана  искушал  Спасителя,  и  пр.  Комический
элемент входит всюду: в изображении Р. Хр. Иосиф ссорится и  бранится  с
девушками,  обмывающими  новорожденного;  Иуда  проверяет  полновесность
сребренников, которые получил за предательство; лавочник, у  которого  3

Страницы: «« « 1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828   1829  1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838   1839  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь