|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 » »» сходное по цели братство упоминается еще раньше). В Англии, где в это
время городская культура стояла очень высоко, горожане играют видную
роль не только в представлении; но и в постановки пьес, и цехи на
перерыв друг перед другом стараются как можно роскошнее обставить
большие М. Во Франции, когда власти города решали, что в известный
праздник будет дана М., составлялся комитет из граждан и духовенства,
заботившийся о собирании средств на постройку сцены, приобретение
костюмов и пр. Нередко эти издержки, весьма значительные, принимал на
себя город. Комитет или выбирал старую, уже игранную где-нибудь пьесу,
или заказывал новый текст. Авторами (facteur) пьес почти всегда бывали
клерики. И в том случае, если ставилась старая пьеса, был необходим
facteur, чтобы набрать актеров и распределить роли. Число актеров иногда
далеко переходило за сотню. Они или играли даром, или получали
вознаграждение (соразмеряемое главным образом с дороговизной костюма),
но во всяком случае пользовались даровым угощением. Роли святых
обыкновенно играли члены клира, и костюмами им служили ризы; женские
роли изображались молодыми людьми в масках. Важную роль играл декоратор,
он же и машинист, назыв. "соnstructeur des secrets" и бывший часто
строителем сцены. Сцена состояла из 2 частей: передней и задней. В
передней части (champ), за занавесом, часто с нарисованной драконовой
пастью, помещался ад. В глубине сцены помещались так наз. mansions
(помещения): двор Ирода, двор Пилата, храм иерусалимский и пр.,
изображенные с простотой первобытной. Сзади mansions помещался рай, где
пребывал и Господь и ангелы. Сцену от зрителей отдедяла решетка; места
зрителей разделялись на партер и галерею (ложи); как тот, так и другие
были под открытым небом, но иногда прикрывались пару синой; это были
места большей частью платные; кроме того масса зрителей помещалась где
попало, стоя, сидя в лежа; многие взбирались на крыши близлежащих домов.
Представление начиналось рано утром и, с перерывом для обеда и отдыха,
продолжалось до захода солнца; часто пьеса длилась нисколько дней (от 3
до 40); в продолжение всего этого времени в городе закрывались лавки,
улицы запирались цепями и по опустелым предместьям ходили усиленные
патрули. Композиция М. в общем была груба и наивна; на иллюзии
относительно места и времени не обращалось никакого внимания (из одного
конца христианского миpa в другой - т. е. из одной mansion в другую -
вестник совершал путешествие на глазах зрителя в две минуты, в
продолжение которых он едва успевал сказать монолог в несколько стихов),
но в отдельных образцах местами чувствовалась сила драматического
одушевления и прелесть истинной поэзии. Основной тон М. был
идеально-трагический, но чем дальше, тем все больше и больше вторгалась
в них действительная жизнь и усиливался комический элемент: даже при
изображении Страстей Maрии Магдалины забавляла зрителей своим кокетством
и танцами; солдаты у Pacnaria смешили своим грубым хвастовством. Эта
наклонность к юмору и здоровый реализм особенно развиваются в М.
английской, где, напр., в изображении Р. Хр. между будто бы вифлеемскими
(а по характеру и всей обстановке
- чисто английскими) пастухами и мошенником-мужиком Маком
разыгрывается цельная и очень живая комедийка. В учено-серьезных франц.
М. появление дьяволов не столько пугало, сколько веселило зрителей. В XV
в. представление М. во Франции приобретает устойчивость; уже в XIV в. в
Париже действует "Confrerie de la Passion", которое давало спектакли в
одном пригородном селе; с 1402 г. оно нанимает зал в Hopital de la
Trinite, приспособляет постоянную сцену и играет по воскресеньям и
праздникам после обеда. Это братство с успехом работает до середины XVI
в. и приобретает собственное помещение, но Возрождение убивает вкус к М.
Наиболее сложные, обширные (до 60000 стихов) и требовавшие наиболее
сложной обстановки (до 500 действующих лиц) франц. М. обработаны в XV
столетии. М. "Ветхого Завета", обнимающая события от сотворения миpa до
императора Октавиана и 12 сивилл, предсказывавших пришествие Мессии,
имеет 49200 стихов и требует 250 актеров (J. de Rothschild, "Le Mysore
du viel Testament", П., 1878 - 87). Из М. новозаветного цикла,
обнимающих всю жизнь Христа, лучшей считается М. Страстей Арнудя
Гребана, заключающая 34574 стиха и разделяющаяся на 4 дня ("Le М. de la
Passion d'Arnoul Greban, publie par G. Paris et G. Raymond", П., 1876);
М. "Мщение Господа", оканчивающаяся разрушением Иерусалима,
представленная, вероятно, в Меце в 1437 г. - 22000 ст. и 177 действующих
лиц; М. изображающая деяния апостолов, разделяется на 9 дней, требует
494 актеров и имеет около 62000 стихов. Любопытный переход от М. к
историческим драмам составляет сочиненная около 1440 г. "Осада Орлеана"
("Le Siege d'Orleans", ок. 20000 ст., 140 действующих лиц; см. Я. Tivier
"Etude sur le Mystere du Siege d'Orleans", И. 1868), В Германии
религиозная драма развивается несколько позднее и дольше остается в
тесном общении с церковью; но, раз выйдя на площадь города, она
секуляризируется очень быстро, и крайний реализм, с резко выраженной
наклонностью к комическому, развивается в ней гораздо сильнее, нежели во
Франции. Указания на зародыши М. в виде чтения страстных евангелий, так
сказать, по ролям мы имеем от раннего времени; но и в эпоху
Гогенштауфенов в немецкой М. господствует почти чистая латынь (даже
светскую песню в честь любви и весны, в бенедиктинской Рождественской
игре, египетский царь поет по латыни), и авторы их проявляют
глубокомыслие и большую ученость; создание их могли быть доступны народу
только со стороны обстановки, в общем весьма несовершенной. Но на более
интеллигентных зрителей и эти представления оказывали очень сильное
действие В 1322 г. эйзенахские монахи давали притчу о 10 девах, в
присутствии ландграфа тюрингенского Фридриха; когда он увидал, что ни
мольбы святых, ни даже просьбы Богоматери не могли смягчить гнева
божественного Жениха, и он отдал неразумных дев - детей мира - дьяволам,
он впал в такое тяжелое душевное состояние, что через несколько дней был
поражен ударом, пролежал 3 года в постели и умер 55 лет от роду.
Серьезные праздничные представления (циклы их те же, что и во Франции:
Weinachtsspiele, Passionspiele, Osterspiele) остаются в пределах церкви
до XV в. включительно, но драмы с элементом комизма высылаются на
площадь, где для них строится особое здание (Spilhaus), еще в XIV веке.
В XV веке и нем. М. достигает большого развития (более 8000 стихов, до
300 актеров; пьеса продолжается 3 - 4 дня), но обстановка остается
большей частью очень наивной: бочка изображает ад, другая бочка вверх
дном - гору, на которой сатана искушал Спасителя, и пр. Комический
элемент входит всюду: в изображении Р. Хр. Иосиф ссорится и бранится с
девушками, обмывающими новорожденного; Иуда проверяет полновесность
сребренников, которые получил за предательство; лавочник, у которого 3
Страницы: «« « 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |